Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Месопотамии




 

Месопотамией (Двуречьем, Междуречьем) древние греки называли земли, лежащие между Тигром и Евфратом, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Но в отличие от последнего, являвшегося в течение трех тысячелетий единым государством с одним и тем же народом, в Месопотамии сменилось несколько народов и несколько государств. На территории древней Месопотамии (ныне – территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии.

Культура Шумера и Аккада. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н.э. в Южном Двуречье. В 2400 г. до н.э. Правитель Аккада Саргон Древний завоевал Шумер. Аккадский язык вытеснил шумерский и стал главным на всей территории Месопотамии. Впервые в мировой истории Саргоном Древним было создано постоянное войско численностью 5400 человек. Шумеро-Аккадская цивилизация была союзом городов-государств. Существовало несколько десятков небольших городов-государств с населением 40–50 тыс. человек каждый (Ур, Урук, Лагаш, Ларса и др.). Они поочередно играли ведущую роль в объединении страны. В Двуречьи не было сколько-нибудь значительного фактора (природного, экономического или религиозного), который мог бы стать основой государственного объединения. Принципы же построения государственности были такими же, как и в Древнем Египте.

Основу экономики Шумеро-Аккада составляло ирригационное земледелие. Важное значение имели также скотоводство и металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются и другие ремесла – ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами – Египтом, Ираном, Индией, государствами Малой Азии.

Главным достижением шумеро-аккадской культуры является письменность. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Первоначально шумеры не знали жречества как сословия. Система религиозно-мифологических представлений в культуре Шумера отчасти перекликается с египетской. Например, в ней присутствовал миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступал бог Думузи. Правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. Жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. Шумерская система религиозных верований менее сложна. Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров – о сотворении мира, о всемирном потопе – оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианскую. Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды и культ небесных светил. Культ воды – с одной стороны, как доброй силы, источника благоденствия, плодородия, а с другой – как силы злой, беспощадной. Культ небесных светил – как проявление божественной воли, с их правильным, неизменным движением по раз и навсегда указанному пути.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах-насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. К памятникам архитектуры относят два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IV тыс. до н.э.), посвященные главным божествам города – богу Ану и богине Инанне. Храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки – зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную башню. Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Она имела культовый характер: человек изображался условно, схематически и абстрактно, без соблюдения пропорций и без портретного сходства. В аккадский период скульптура становится более реалистической и индивидуализированной.

Высокого уровня достигла шумерская литература, основным жанром которой служили фольклорные произведения, прежде всего, легенды и мифы. Это были произведения героического характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков. Самым ярким произведением является эпос о Гильгамеше, который рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг (сборников рецептов). Они первыми разработали и записали календарь земледельца, составили первые сведения о защитных насаждениях. К концу III тыс. до н.э. шумеро-аккадская цивилизация приходит в упадок и ее преемницей становится Вавилония.

Культура Вавилона. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи Вавилон объединил под своим главенством территорию Шумера и Аккада. Самым большим достижением древневавилонской культуры стали знаменитые законы Хаммурапи: первая в истории человечества система государственных норм, записанная клинописью на двухметровом каменном столбе из диорита. Законы включали в себя 282 статьи, касавшиеся имущественных вопросов, семейного права, наказаний за различные преступления, способов ведения судебных процессов. Главным принципом наказаний был талион (возмездие, по силе равное преступлению). Однако степень наказания зависела от принадлежности к какому-либо из трех слоев общества: полноправным, мушкенумам (юридически свободным, но неполноправным людям, работающим в дворцовом хозяйстве) и рабам. За одно и то же преступление самое тяжкое наказание налагалось на раба, самое легкое – на полноправного.

Второго расцвета Вавилон достиг при Навуходоносоре II, который подчинил себе Сирию и Палестину, расширив границы Вавилона. Именно при нем увели в плен большую часть населения Иудеи (вавилонское пленение), разгромили Иерусалим. При нем же город Вавилон стал столицей древнего мира, с великолепными дворцами и храмами. Была сооружена крепостная стена, по своей мощи не уступавшая Великой китайской стене, построенной гораздо позже. Она была шириной в 25 м и высотой до 100 м. Главные ворота в город (всего их было 100) – ворота богини Иштар имели форму арки и были облицованы глазурованным кирпичом. За воротами находился храм бога Мардука с семиэтажной башней-зиккуратом – знаменитой Вавилонской башней. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как «висячие сады Семирамиды», ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э.

Изделия вавилонских мастеров славились не только в долине Тигра и Евфрата, но и во многих чужеземных странах. Вавилонские мастера изготавливали изящную мебель с разноцветной инкрустацией из кусочков слоновой кости, золотых пластинок и драгоценных камней. Гончары, кроме разнообразной посуды мастерили глиняные бочки, глиняные гробы и светильники, которые заправлялись нефтью (само слово «нефть» восходит к вавилонскому «нафту»). Изготовлялась в Вавилоне также и посуда из цветного стекла. Вавилонские шерстяные ткани, окрашенные пурпуром – краской, привозимой из Финикии, распространились по всей передней Азии. Позднее они стали ввозиться в Грецию и Рим. Славились и вавилонские кожевники: качественной обувью, конской упряжью, мехами для хранения воды и вина, бурдюками, которые надувались и служили для переправы через реки. Многие мастера богатели, покупали (брали внаем) рабов и создавали крупные предприятия. Руководящую роль в экономике играли могущественные торгово-ростовщические дома. Они скупали товары по дешевой цене и потом, дождавшись благоприятного момента, продавали их с колоссальной прибылью.

Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия и искусство Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, чаще всего льва или быка. Замечательна мелкая пластика, например, мраморные статуэтки из Тель-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель встречал ее взгляд. Поскольку основным строительным материалом у шумеров и вавилонян был кирпич-сырец, то от их культуры сохранилось гораздо меньше материальных памятников, чем от богатого камнем Древнего Египта. Особенности строительного материала сподвигли вавилонян к архитектурным инновациям. Считается, что именно они внедрили купола в добавление к аркам, сводчатым потолкам. Архитектурные формы вавилонских зодчих легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.

Вавилоняне достигли больших успехов в области математики: разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции»; умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень; создали геометрические формулы для измерения земельных участков; знали теорему, известную нам как теорема Пифагора; пользовались двумя системами счета: десятичной и шестидесятеричной. В древнем Вавилоне знали свойства прямоугольных треугольников, умели вычислять проценты, измерять площадь и объем разных геометрических фигур и тел. Астрономы Вавилона разработали систему определения фаз луны, продолжительности солнечного года, создали систему знаков зодиака. В Вавилоне зародились астрология и наука составления гороскопов. Хотя вавилонские врачи не знали строения человека (религия запрещала анатомировать трупы), они научились диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоев.

В вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» – миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. Кроме того, были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов.

Ассирийская культура. Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилон в XIV в. до н.э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на культе оружия, героизме, прославлении силы. В художественной культуре Ассирии ведущим искусством была архитектура, где проявился военизированный характер государства. Ассирийские города были мощными крепостями. Религиозная архитектура с храмами-зиккуратами отступает на второй план в сравнении со светской. Крупнейшие города Ассирии – Ниневия, Хорсабад и Нимруд – застраивались царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием. Изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты, животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство. Ассирийские цари нередко изображались на фоне происходивших рядом пыток и расправ. Однако ассирийские цари являлись не только завоевателями и деспотами, но и строителями, собирателями древностей, хранителями культуры. Например, царь Ашшурбанипал построил весь украшенный рельефами Северный дворец, в котором разместил свою библиотеку из 30 000 клинописных глиняных табличек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских и ассирийских текстов. Именно при ассирийских царях (Навуходоносор III) произошли большие изменения в Вавилоне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.