Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торговля




Внутренний рынок. В 60-90-х годах XIX в. в России происходил бурный рост внутренней торговли. Этот торговый бум был вызван главным образом тремя факторами. Во-первых, отменой крепостного права, что позволило значительной массе сельского населения совершенно свободно заниматься торговой и промышленной деятельностью. Во-вторых, заметным увеличением промышленной и сельскохозяйственной продукции, готовой появиться на внутреннем рынке. И в-третьих, бурным развитием железнодорожного транспорта, а также интенсивным ростом речного судоходства.

В пореформенный период формирование рынка промышленного шло бок о бок с процессом складывания единого аграрного рынка, что завершилось к 80-м годам XIX в. созданием всероссийского товарного рынка.

Хлебные грузы стали одним из основных видов грузов в железнодорожных товарных перевозках (от 30 до 90% на разных линиях). Кроме зерна по железным дорогам перевозили в больших количествах каменный уголь, лесные строительные материалы, чугун, железо, сталь, рельсы, сахар, нефть и нефтепродукты, хлопок, шерсть и многое другое. Внутренний грузооборот железных дорог России вырос за 1890-1898 гг. с 4,6 до 6,4 млрд. пудов всевозможных товаров.

Экономист В.И.Чаславский писал в своем отчете, как после постройки Орловско-Витебской железной дороги в Орловском районе произошла коренная ломка традиционных товарных путей: «Торговля в крае вдруг оживилась и отовсюду потянулись обозы с хлебом и сырьем, но не по обычным зимним торговым трактам, а прямо уже к станциям железных дорог, начиная от Курска до Орла и даже до Мценска и от Орла до Брянска. Цены на хлеб и на все сырые произведения стали быстро расти, так что в несколько недель сравнялись с существующими в Москве. Требование со стороны Москвы приостановилось и все потянулось к Западу».

Вместе с тем, и сами железные дороги явились крупными потребителями товаров тяжелой промышленности – минерального топлива для паровозов, металла и леса для постройки путей и подвижного состава, и значительная армия железнодорожников (более 550 тыс. человек) постоянно предъявляла спрос на продукты сельского хозяйства и легкой промышленности.

На развитие внутренней торговли большое влияние в период навигаций оказывало речное судоходство. В первую половину лета шли в основном хлебные грузы со Средней Волги и Камы преимущественно к Рыбинску. Летом судоходство сосредоточивалось на Нижней Волге, откуда вывозились главным образом соль и рыба, а также хлеб и продолжались перевозки хлеба с саратовских, самарских, симбирских и казанских пристаней; с устья Камы шел металл, доставляемый туда с Чусовой. Все эти перевозки были связаны преимущественно с Нижегородской ярмаркой, которая оставалась главной ярмаркой России. Начиная с сентября и до закрытия навигации, выполнялись осенние рейсы: перевозился хлеб в Рыбинск, Ярославль, Нижний Новгород и в Казань для мукомольных и винокуренных заводов, продовольственные грузы для северных губерний, а из Астрахани к Саратову шла малосольная рыба. Годовой объем перевозок, доставлявшихся по Волге с притоками и Мариинской системе, в начале 70-х годов составлял в среднем 5 млн. тонн. Наибольшую долю (до 70%) занимали два груза – лес и хлеб. В 80-90-х годах довольно широко развернулась перевозка нефти и нефтепродуктов на специальных нефтеналивных баржах.

Ярким примером русского предпринимательства стала деятельность знаменитой купеческой династии Стахеевых из г.Елабуги Вятской губернии. Основным в ее коммерции стала торговля хлебом. География распространения хлебной торговли Стахеевых была очень широкой и включала большую часть центральных районов России, а также Сибирь. Значительно расширить торговые операции позволило приобретение сразу несколькими представителями династии собственного пароходства. Купеческая династия Стахеевых сыграла видную роль в развитии торгово-промыш­ленной деятельности не только Волжско-Камского региона, но и ряда других экономически развитых областей страны.

Интенсивную торговую деятельность во второй половине XIX в. развернули сибирская купеческая династия Басниных, московская – Бах­рушиных, петербургская – Елисеевых и многие другие.

В развитии внутреннего рынка огромное значение имели крупные торговые центры и прежде всего такие, как Москва, Нижний Новгород, Рыбинск, Саратов, Самара, Астрахань и др.

В 60-90-х годах XIX в. Казань сохраняла свои позиции крупного торгового центра на востоке Европейской России, в Поволжье и Приуралье. Если в 1861 г. торговый оборот Казани составлял более 5 млн. рублей, то в 1893 г. – 60 млн. рублей, то есть за 32 года увеличился в 12 раз. В 1900 г. Казань входила в пятерку крупных городов европейской части России (не считая Москвы и Петербурга). В этом году она имела около 8 тыс. торговых учреждений (магазинов, лавок, амбаров на пристанях, палаток на ярмарке и базарах и т.п.). Ежедневно шла бойкая торговля хлебом, чаем, сахаром, кожей, салом, свечами, мылом, посудой, керосином, галантерейными товарами и многим другим. Ведущее положение в торговой сфере Казани занимали купеческие династии Юнусовых, Урванцевых, Тихомирновых, Апаковых, Апанаевых, Котеловых, Бурнаевых и др.

В целом по России торговые обороты (оптовые и розничные вместе) увеличились (в ценах соответствующих лет) с 1885 г. по 1899 г. с 3,5 млн. руб. до 7,5 млн. руб., то есть на 215,6%.

Внешняя торговля. Одновременно с внутренней росла и внешняя торговля. Экспорт России в пореформенную эпоху, за исключением второй половины 60-х и первой половины 70-х годов, превышал ее импорт. Страна вывозила главным образом сельскохозяйственные товары, среди которых основное место занимал хлеб. России принадлежало первое место в мировом экспорте зерна. Роль хлебного вывоза для поддержания активного торгового баланса страны на международном рынке постоянно возрастала. Доля России в экспорте зерна в конце 80-х годов достигла максимальной цифры – 47% совокупного ввоза на мировой хлебный рынок.

В 1898 г. из России вывозилось 252,0 млн. пудов шести главных зерновых хлебов, 93,3 млн. пуд. каменного угля, 75,0 млн. пуд. нефти и нефтепродуктов, 53,0 млн. пуд. лесных строительных материалов. Весь внешний грузооборот страны составил в этом году 831,6 млн. пуд.

Ввозились в Россию главным образом машины и другое оборудование для промышленности и транспорта, а также сырье для текстильной промышленности – хлопок и шелк. В Петербург из Англии ввозился каменный уголь. Из пищевых продуктов выделялись в импорте чай и рыба. Объем торговли с европейскими странами был гораздо больше, чем с азиатскими. В страны Азии экспортировались преимущественно промышленные товары, а импортировались из них сельскохозяйственные.

Собственный морской флот России оставался слабым, в силу этого ввоз и вывоз промышленных и сельскохозяйственных товаров производился главным образом на иностранных судах и находился в руках зарубежных купцов.

* * *

Подведем некоторые итоги.

Характерной чертой социально-экономического строя России в пореформенный период являлась многоукладность. На огромной территории страны уживались такие уклады, как патриархальный, феодально-кре­пост­нический, мелкотоварный, капиталистический. Однако в экономике страны все более преобладающим и определяющим становился уклад капиталистический.

В 60-90-х годах в России произошел мощный экономический скачок, совершенно невиданный до сих пор по масштабам и глубине процесса. Подъем этот был вызван рядом важных факторов: отменой крепостного права, бурным развитием частного предпринимательства, созданием правительством условий и стимулов для этого.

Настоящий бум в развитии железнодорожного и речного парового транспорта во многом коренным образом изменил хозяйственную жизнь страны, она стала более динамичной, развиваясь, как в глубь, так и в ширь.

В сельском хозяйстве страны продолжились позитивные тенденции – увеличивались посевные площади, росли валовые сборы хлебов, экспорт хлеба за границу. Эти тенденции пополнились еще одним важным фактором – появлением частных хозяйств фермерского типа.

Значительным событием в области внутренней торговли явилось бес­спорно формирование к началу 80-х годов единого всероссийского рын­ка, что в немалой степени способствовало проведению широких торговых операций на всей необъятной территории Российской им­перии.

В ХХ век Россия уверенно вступала с весьма высоким экономическим потенциалом, что создавало прочный фундамент для дальнейшего прогрессивного развития страны.


глава шестая

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.