Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение




КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

После ликвидации крепостного права развитие культуры в России пошло гораздо более быстрыми темпами. Коренная перестройка российской экономики и общества на буржуазной основе, рост больших городов, создание новых путей и средств сообщения и связи и многое другое вызывали острую потребность в хорошо образованных кадрах. Закономерно, что эволюция страны от крепостничества к капитализму сопровождалась крупными изменениями в культурной жизни.

Школа. Как уже отмечалось выше, в результате осуществления правительством Александра II школьной реформы в России сложилась довольно стройная и демократическая по тем временам система начального, среднего и высшего образования.

В пореформенный период действовали три основных типа начальных школ: министерские (находящиеся на содержании и ведении Министерства народного просвещения), церковно-приходские (находящиеся на содержании и ведении Синода) и земские (находящиеся на содержании и ведении земских учреждений).

Главной задачей начальных министерских и церковно-приход­ских школ было «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Обязательными были уроки «Закона Божьего», обучения грамоте, четырем правилам арифметики и церковного пения.

Значительную работу по созданию начальных школ и подготовке учи­телей проделали земства. Одной из основных сфер деятельности земства в области народного образования была подготовка учителей для начальных школ. С этой целью создавались учительские семинарии, временные курсы по подготовке учителей, проводились учительские съезды. К концу 70-х годов общая численность преподавателей достигла 12-13 тысяч. Со временем именно учителя стали самым многочисленным отрядом земской интеллигенции в России.

Однако многие учителя постоянно испытывали материальные трудности: низкое жалование (от 100 до 300 рублей в год), частое отсутствие нормальных квартир и т.п. И все-таки молодые учителя увлеченно и упорно работали с деревенскими детьми, способствуя развитию их образования и культуры.

В уездах началось строительство земских школ. За 10 лет существования учреждений число таких школ составило около 10 тыс. Постепенно земская школа становится основным типом сельской школы. Фактическое руководство земскими школами осуществлялось губернскими и уездными земскими управами. Земские школы были двух типов (с трех- и четырех­лет­ним сроком обучения). Курс обучения предусматривал чтение, письмо, арифметику, природоведение, географию, Закон Божий. Преподавание в земских школах было поставлено лучше, чем в министерских и церковно-приход­ских. В школах использовались учебники «Родное слово» К.Д.Ушинского, «Азбука» и книга для чтения Л.Н.Толстого, «Наш друг» Н.А.Корфа и др. Школы были снабжены учебными пособиями, имели биб­лиотеки.

Наряду с общеобразовательными школами земства с 1870-х годов создавали профессиональные начальные школы (ремесленные, сельскохозяйственные), а также средние специальные учебные заведения (учитель­ские, ветеринарные) со сроком обучения 3-5 лет. Особое внимание уделя­лось сельскохозяйственному образованию. В 1884-1903 гг. было открыто 48 сельскохозяйственных школ с трехгодичным сроком обучения.

С 1870-х годов земства стали обращаться к правительству с ходатайством о введении всеобщего начального обучения. В конце XIX в. практические меры по введению всеобщего начального образования были сделаны в Вятской, Казанской, Курской, Московской, Нижегородской и других губерниях, где разрабатывались программы введения всеобщего начального образования, открылось значительное число школ.

В конце 90-х годов в начальных сельских школах всех типов насчитывалось более 4 млн. учащихся (из них 1 млн. девочек). Происходило обучение грамоте солдат в армии.

В пореформенный период дальнейшее развитие получила средняя шко­ла. Наиболее распространенными и престижными типами средней шко­лы были гимназии и прогимназии. Последние стали вводиться с 1862 г. и должны были заменить уездные училища, их курс соответствовал курсу низших четырех классов гимназий. Прогимназии мыслились как подготовительные заведения к гимназиям, которые были ограничены четырьмя старшими классами. На 1 января 1865 г. всех русских мужских средних учебных заведений – гимназий и прогимназий, подведомственных Министерству народного просвещения и содержащихся на средства правительства и обществ, было 96. В них обучалось 26,8 тыс. человек. В 1895 г. таких учебных заведений стало 167 с числом учащихся 62,9 тыс. человек. С 60-х годов получили распространение женские гимназии и прогимназии. В 1893 г. их было 320, а учениц 62,3 тыс. Кроме гимназий существовали реальные и коммерческие училища, десятки духовных, военных и других средних учебных заведений.

Многие гимназии в губернских и отчасти уездных городах стали весь­ма заметными не только учебными, но и культурными центрами, где устраивались литературные вечера, ставились любительские спектакли и т.п.

Возросшие общественные потребности привели к дальнейшему развитию высшей школы – университетов и специальных учебных заведений. Кроме прежде существовавших университетов в Москве, Петербурге, Харькове, Казани, Киеве, Дерпте и Варшаве, были основаны новые университеты – в Одессе (1865 г.) и в Томске (1888 г.). Открытием Томского университета было положено начало высшему образованию в Сибири.

В 1855 г. в русских университетах училось 3,5 тыс. студентов, к концу века их было около 17 тыс. Наиболее многолюдными факультетами бы­ли юридические (7 тыс. студентов) и медицинские (более 4,5 тыс.). Самым крупным университетом был Московский (4400 студентов).

Под влиянием требований хозяйственной жизни значительно расширилось высшее техническое образование. В 60-х годах в Москве из ремесленной школы, готовившей низший технический персонал, было организовано Высшее техническое училище (ныне МВТУ имени Баумана), которое сыграло большую роль в развитии технического образования в России. В Риге на средства, собранные местной буржуазией, был открыт Политехнический институт. В 1885 г. был открыт Технологический институт в Харькове, в 90-х годах – Электротехнический институт в Петербурге, Инженерное училище в Москве, готовившее инженеров путей сообщения, политехнические институты в Киеве и Варшаве, Высшее горное училище в Екатеринославе. В 1900 г. был основан Технологический институт в Томске.

Старые высшие технические учебные заведения Петербурга (Тех­нологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный, лесной и др.), имевшие военизированный характер, в 60-х годах были преобразованы в гражданские учебные заведения. В конце века в технических высших школах России насчитывалось около 7,5 тыс. студентов.

Нужда в кадрах, подготовленных к работе в сельском хозяйстве, при­вела к созданию высших сельскохозяйственных научно-учебных заведений. В 1865 г. Московское общество сельских хозяев открыло «воль­ную» Петровскую земледельческую и лесную академию, которая в 1873 г. стала государственным высшим учебным заведением. В 1863 г. на базе политехнического и сельскохозяйственного институтов был создан Ново­александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства в Люблинской губернии в Польше. В 1863 г. Лесной и межевой институт в Петербурге был переименован в Лесную академию, которая после слияния с Горыгорецким земледельческим институтом была преобразована в Петербургский земледельческий институт (1865), а он, в свою очередь, – в Лесной институт (1877). В Казани в 1874 г. был открыт ветеринарный институт. В конце XIX в. в государственных высших учебных заведениях России обучалось около 30 тыс. студентов, работало не менее 3 тыс. профессоров и преподавателей.

В 60-70-е гг. XIX в. началось формирование неправительственного сектора высшей школы. Входившие в эту сферу высшие учебные заведения создавались по инициативе интеллигенции и при финансовой помощи буржуазии. Выпускники таких заведений не получали права на чин и сословные привилегии. По инициативе Русского музыкального общества были открыты консерватории в Петербурге (1862) и Москве (1866). Создаются Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1865), Археологический институт в Петербурге (1877).

Под давлением общественности происходит становление женского высшего образования. В 1872 г. были основаны Московские высшие женс­кие курсы (высшее женское учебное заведение) В.И.Герье. За 1872-1917 гг. курсы закончили 20 тыс. человек. В 1878 г. в Петербурге были организованы Бестужевские высшие женские курсы (названы так по фамилии первого директора – профессора К.Н.Бестужева). На курсах преподавали профессора Петербургского университета А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, Е.В.Тарле и др. В 1878 г. курсы посещали свыше 800 слушательниц, в 1881 г. – свыше 900. Высшие женские курсы были открыты также в Киеве и Казани. В 1897 г. в Петербурге возник Женский медицинский институт (до этого высшее медицинское образование девушки могли получать только за границей).

Большое значение для развития школы имела плодотворная деятельность выдающихся представителей прогрессивной педагогической мысли К.Д.Ушин­ского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого.

Среди крупных губернских городов по насыщенности учебными заведениями всех типов бесспорно выделялась Казань. В пореформенное время здесь функционировали несколько десятков начальных школ и училищ, четыре мужских и три женских гимназии, институт благородных девиц, промышленное техническое училище, университет, ветеринарный институт, высшие женские курсы, духовная академия, частная музыкальная школа, художественная школа.

Книгоиздательство. В пореформенной России в связи с общим подъе­мом просвещения и культуры значительно усилился интерес самых раз­личных слоев населения к печатному слову – книгам, газетам и журналам.

Прежде всего это сказалось на резком увеличении издания книг. В 1861-1865 гг. в стране выходило в среднем за год около 1800 названий. В 1895 появилось около 11,5 тыс. книг (из них три четверти на русском языке). К 1901 г. общий тираж книжной продукции достиг 56,3 млн. экземпля­ров.

Книги издавали правительственные учреждения (официальные издания), научные учреждения и высшие учебные заведения, общественные организации и органы местного самоуправления.

Однако основную массу книг выпускали на книжный рынок страны крупнейшие универсальные издательства во главе с М.О.Воль­фом, А.Ф.Марк­сом, И.Д.Сытиным, А.С.Сувориным. Видными фигу­рами на книгоиздательском поприще были Н.П.Поляков и Ф.Ф.Пав­ленков.

В середине 70-х годов начинается деятельность самого крупного рус­ского издателя дореволюционной эпохи Ивана Дмитриевича Сытина (1851-1934). Выходец из крестьян, не получивший никакого образования, он сумел, благодаря своему предпринимательскому таланту, достичь выдающихся успехов в развитии книжного дела. Он издавал лубочные картинки и книги, которые проникали в самые отдаленные места России, выпустил серию «Библиотека для самообразования», состоявшую из ряда научно-популярных книг по истории, социологии, географии, политической экономии. Сытин издавал также научные книги и учебники по всем отраслям знаний. Среди его изданий значительное место занимают детские книги, произведения классиков русской и иностранной литературы, подарочные – «Народная» и «Военная энциклопедия», шеститомная «Великая реформа», посвященная реформе 1861 г., «Детская энциклопедия» в 10-ти томах. Он издавал огромное количество календарей различных типов, ежегодный тираж которых составлял десятки миллионов экземпляров. Деятельность Сытина оставила заметный след в русской культуре, что с благодарно­стью отмечали многие его современники – писатели, ученые, деятели культуры.

Основными центрами книгоиздательского дела оставались Петербург и Москва. Постепенно книжное дело захватывает и многие провинциальные города. В 1892 г. книги выпускались уже в 163 городах страны.

Крупным центром издания книжной продукции оставалась, как и в первой половине XIX в., Казань. Наиболее плодотворной в этой сфере была деятельность типографии Казанского университета. Здесь были опубликованы многие труды ученых университета (математиков В.Г.Им­шенецкого и А.Ф.По­пова, географа и ботаника Э.А.Эверсмана, зоолога М.Н.Богданова, историков Н.А.Осокина, Д.А.Корсакова и др.), азбука и другие учебники на татарском и арабском языках (А.Вагапова, С.Кукля­шева, К.Насыри, Ш.Тагирова, Г.Баруди и др.), памятники древнетюркской и татарской литературы, произведения классиков арабской и персидской литератур.

Книги распространялись различными путями. В городах расширялась сеть книжных магазинов. По сравнению со второй половиной 60-х годов число их возросло к концу 90-х годов примерно в шесть раз, приблизившись к 3 тыс. В сельской местности книги продавались через земские книжные склады. Оставались популярны и «офени» – странствующие разносчики-торговцы дешевой книжной продукции. Значительна была роль в снабжении деревни книгами и различных общественных просветительских организаций (Петербургского комитета грамотности и др.).

Демократическая интеллигенция проявляла широкую активность в открытии библиотек и читален. В 80-90-х годах в городах число библиотек, открытых общественными учреждениями и органами самоуправления, равнялось семи-восьми сотням. В некоторых крупных деревнях земства и крестьянские общества создавали небольшие библиотечки – в конце XIX в. их насчитывалось несколько тысяч. Видное место в научной и культурной жизни России принадлежало ее крупнейшим книгохранилищам – Публичной библиотеке и Библиотеке Академии наук в Петербурге, Библиотеке Румянцевского музея в Москве.

Печать. Важным фактором развития культуры в пореформенной России была печать, которая несмотря на все цензурные и административные препоны, уверенно утверждалась в обществе. К началу 70-х годов на русском языке выходило около 350 периодических изданий, из них пятую часть составляли издания литературно-общественного содержания. В 1900 г. число периодических изданий превысило тысячу.

В периодике по-прежнему первенствовал тип «толстого» (обычно ежемесячного) журнала, дававший читателю литературно-худо­жест­вен­ный, публицистический, критико-библиографический и науч­ный мате­риал. На левом крыле печати того времени находились журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Значительной популярностью пользовался либеральный журнал «Вестник Европы», издававшийся публицистом и историком М.М.Стасю­леви­чем, и к концу века «Русская мысль». Народнического направления придерживалось «Русское богатство», славянофильского – «День», «Русь». Большим кругом читателей располагал журнал М.Н.Каткова «Русский вестник» консервативного направления. Возникло много специальных журналов по разным отраслям знания: журналы исторические («Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник»), химические, научно-популярные («Вокруг света»).

В пореформенное время все более растет издание, распространение и влияние газет. Некоторые газеты приобрели свое индивидуальное лицо, заняли определенные общественно-политические позиции, имели своего читателя. Наи­более известными и влиятельными столичными газетами были «Москов­ские ведомости» Каткова, «Новое время» А.С.Суворина, «Голос» А.А.Краев­ского, «Русские ведомости» (издавалась литературным товарищест­вом ряда либеральных профессоров и литераторов).

Одним из крупных провинциальных центров периодической печати являлась Казань. Здесь в 60-90-х годах издавалось с различной продолжительностью до десяти газет. Некоторые из них выходили в течение многих лет, другие прекращали издание через два-три года. Наиболее продолжительными изданиями были три газеты: «Казанские губернские ведомости» (1838-1917), «Казанский биржевой листок» (1868-1892) и «Волжский вестник» (1884-1906), пользовавшийся большой популярностью в среде демократической интеллигенции Среднего Поволжья и Приуралья.

К середине 90-х годов по всей России выпускалось 105 ежедневных периодических изданий (газет). В пореформенное время и особенно в 80-90-е годы ведущие газеты стали оказывать заметное влияние на формирование внутренней и внешней политики правительства.

Музеи и выставки. В круг общественных интересов стали входить музеи и разнообразные выставки, общероссийские и местные. И музеи и выставки постепенно начинают служить делу просвещения, приобретая серьезное научное, экономическое или художественно-воспитательное значение. Основные музеи были сосредоточены в Петербурге (в частности, музеи Академии наук) и Москве. В 70-90-х годах было учреждено около 80 местных музеев. Из выставок особое внимание привлекли Политехническая 1872 г. и Всероссийская Художественно-промышленная выставка 1882 г. в Москве, крупнейшая торгово-промышленная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде. Много устраивалось сельскохозяйственных выставок. Широкий интерес вызывали художественные выставки, в первую очередь выставки «Товарищества передвижников».

 

Общие успехи просвещения в пореформенной России оказались весьма значительны и весомы. Впечатляющие положительные сдвиги произошли в развитии всех ступеней народного образования, книжного и газетного дела. Культурный уровень России конца XIX в. в сравнении с уровнем времени Крым­ской войны сильно повысился. Страна постепенно, но неуклонно, становилась все более грамотной и образованной. В 1897 г. грамотные рабочие составляли уже 50% от общей их численности. В рабочей среде наблюдался заметный рост сознательности и культурных запросов. Позитивные перемены происходили и в духовном облике крестьян, хотя в деревне они шли более медленными темпами, чем в городе. Грамотность сельского населения по переписи 1897 г. равнялась 22%. Поистине огромный духовный потенциал России был представлен интеллигенцией – дворянской и разночинной: педагогами, учеными, врачами, литераторами, деятелями искусств и др. Именно на их плечи легла основная работа по духовной перестройке страны. В этом им помогали наиболее выдающиеся представители крупной буржуазии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.