КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Распространение просвещения и образования
Чтение. До начала XIX века личные библиотеки в России были достоянием титулованной аристократии. Но не прошло и четверти века, как чтение стало не просто модой, а насущной потребностью, и не одних лишь столичных, а значительного числа провинциальных дворян. И хотя, по словам Герцена, книг покупали мало, лучшие стихи и рассказы появлялись в журналах. В начале века русские читатели продолжали увлекаться французскими сентиментальными романами, драматургией немецкого писателя А.Ф.Коцебу. Однако все большую популярность приобретают произведения российских литераторов. Салоны. В первой половине XIX века центрами культурной жизни образованного общества стали салоны. Некоторые дворянские дома стали превращаться в литературные салоны, привлекавшие видных писателей, журналистов, ученых, художников. В Петербурге широкую известность имели салоны А.П.Хвостовой и А.О.Смирновой, в Москве — А.П.Елагиной, в Казани — А.Фукс. Публичные лекции. Средством распространения просвещения среди населения стали публичные лекции университетских преподавателей. Они были разнообразны по тематике. Среди слушателей можно было встретить как аристократок, так и разночинцев. Инициатива в организации публичных лекций принадлежала Московскому университету. Его профессора выходили к публике с докладами о научных достижениях еще в конце XVIII века. В 40-е годы XIX века широкое общественное звучание приобрели лекции Т.Н.Грановского по всеобщей истории. В Казани особой популярностью пользовались лекции профессора медицины К.Ф.Фукса о санитарном состоянии Казани, о состоянии здоровья жителей города. Популяризатором агротехнических знаний среди казанцев был профессор М.Я.Киттары. Образование. Выдающуюся роль в деле распространения образования сыграли российские университеты. Если в начале XIX века в стране было только два университета (в Москве и Вильно), то в 60-х годах в империи насчитывалось 8 университетов, Практический технологический институт, Институт гражданских инженеров, Институт инженеров путей сообщения, Горный и межевой институты в Петербурге, Высшее техническое училище и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи — Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе. Это были, в основном, дворянские школы. В университеты же с каждым десятилетием все больше проникали разночинцы. Основанный в 1804 году Казанский университет почти 10 лет существовал при гимназии на правах «высших классов». В нем не было отделений, преподавали учителя гимназии и двое приглашенных профессоров из Германии. Полное открытие Казанского университета состоялось в 1814 году. В нем были образованы четыре отделения (нравственно-политических наук, физико-математическое, медицинское и словесности). На момент открытия в университете обучалось 42 студента. Такое же количество студентов было в Харьковском университете. В 1836 году численность российских студентов возросла до 2 тысяч человек, а к 1850 году равнялась почти 3 тысячам. Так стремительно расширялся круг образованных людей России. В первой половине XIX века было улучшено военное образование. В течение 1830-40-х годов значительно возросло число кадетских корпусов. Туда стали бесплатно принимать детей обедневших дворян. Открылись возможности для развития женского образования. В 1840 году в Казани был открыт один из первых институтов благородных девиз — Родионовский. Стали возникать училища для «девиц обер-офицерского звания» и дочерей гвардейских солдат и матросов. Быстро росло число женских частных пансионов. Прохождение этапов обучения становилось нормой жизни российского общества, повышались его культурные запросы, менялся стиль жизни, умонастроения.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |