Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций

Основы менеджмента.

Содержание:

Введение. Основные понятия................................................................................................... 5

Принятие решения в организации.......................................................................................... 7

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами............................................................................................................................................................. 10

Построение организации......................................................................................................... 11

Мотивация в менеджменте.................................................................................................... 12

Понятие групповой динамики............................................................................................... 14

Производственная группа = Руководитель + Подчинённый...................................... 14

Модель Команса......................................................................................................................... 14

Руководство: власть и личное влияние............................................................................. 15

Понятие баланса власти.......................................................................................................... 15

4 системы в стиле лидерства Лайнерда............................................................................. 16

Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона................................................................... 16

Ситуационная модель Фидлера........................................................................................... 17

Теория “жизненного цикла”. Поля Херси и Кена Бланмара........................................ 17

Модель принятия решений Врума-Йеттона....................................................................... 18

Конфликт. Управление конфликтом в организации..................................................... 18

Понятие стресса........................................................................................................................... 21

Обеспечение эффективной деятельности организации.............................................. 22

Управление производством. Основные понятия........................................................... 24

Цепь производственных потребностей потребителя.................................................... 25

Автоматизированные склады и ГПС.................................................................................... 26

Планировка в производстве................................................................................................... 28

Нормирование труда................................................................................................................. 28

Планирование выпуска продукции..................................................................................... 29

Планирование материальных потерь по системе MRP................................................ 29

Учётно-плановые графики Ганта.......................................................................................... 29

Управление производительностью (комплексный подход).................................... 30

Сетевые графики.......................................................................................................................... 32

Поиск резервов производительности труда.................................................................... 34

Способы поиска резервов производительности труда.................................................................. 35

Оптимальное управление трудовой нагрузкой............................................................. 37

Имитационное моделирование в менеджменте........................................................... 38

Интенсивное и экстенсивное развитие организации................................................... 39

 

Введение. Основные понятия.

 

Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

1) финансовые ресурсы;

2) материальные ресурсы (оборудование и т.п.);

3) людские ресурсы;

4) информационные ресурсы;

5) временн ы е ресурсы.

Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.

Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.

Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.

 

Дерево иерархии:

Высшее звено управления

 

 

 
 


Среднее звено управления

 

 

               
       

 


Низшее звено управления

 

 

Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления.

Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)

Объект управления
Цели, задачи

Результаты

       
   
 
 


Ресурсы

       
   
 
 
Анализ результатов

 

 


Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.

Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).

Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера.

Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов.

В теории менеджмента существуют следующие школы управления:

1) Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;

2) “Доктрина человеческих отношений” (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда;

3) “Эмпирическая школа управления”: Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности;

4) “Школа социальных систем”: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;

5) “Новая школа управления”: Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.

 

Существует несколько подходов в управлении:

1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;

 

2) системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели:

 

 

система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;

 

3) ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.

Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.

 

 

                       
 
 
     
       
     
 
 
 
 
   

 

 


Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:

– по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);

– по восходящей (команда с низшего уровня на высший);

– коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;

– коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;

– коммуникации между руководителями;

– неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);

– невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).

 

 

Принятие решения в организации.

 

Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.

Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.

Пример:

 

вероятность 0,6 вероятность 0,4

Р1 Р2

 

А1 5 3

А2 4 1

А3 2 1

 

Балл обозначает эффективность.

Показатель:

Е1=5*0,6+3*0,4=4,2

Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax1 => Первое решение оптимально.

Е3=2*0,6+1*0,4=1,6

 

Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р12=0,5), то применяют критерии из теории игр:

1) Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij;

2) Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное; б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;

3) Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста.

α*max max aij+(1-α)*max min aij

где α – коэффициент значимости;

4) Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.

 

Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.

Пример:

х1

 

1х 4х 6х

 

2х 5х 7х

х2

1) Фиксируем множество Парето.

2) Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.

3) Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод.

Для принятия решений часто используются:

1) теория массового обслуживания;

2) методы линейного программирования;

3) методы нелинейного программирования;

4) метод динамического программирования;

5) анализ безубыточности;

6) причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат);

7) измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);

8) измерение мнения торговых агентов.

Выгоды от использования информации могут быть:

В В В

       
   
 
 

 


PЭ PЭ PЭ PЭ – расход энергии.

Э

 

           
   
 
 
   

 


∆Р РР(PЭ)

 

Чем площадка ∆Р уже, тем сложнее управлять такой системой.

Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.

Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.

Стратегия планирования делится на:

1) Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция).

2) Стратегия планированного роста (назначается прирост %).

3) Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).

 

Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели.

При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.).

Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.

 

Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.

 

Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.

Часто используется метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий.

Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное.

Краткосрочное планирование:

 
 


Vпродаж

 

 

 

 

dx

 

t

 

Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания α. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого α. Находим теоретический ряд с оптимальным α, при котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток времени для оптимального варианта.

Краткосрочное прогнозирование оправдывается в розничной торговле с большой номенклатурой скоропортящихся товаров.

Долгосрочное прогнозирование:

Долгосрочное прогнозирование заключается в определении тенденций статистического ряда.

Vпродаж

3

 
 


усреднённый тренд

1 2

 

 

t

 

Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается.

 

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами.

 

Организация взаимодействий осуществляется с помощью полномочий, делегирования ответственности, власти, согласований, принципов единоначалия, аппарата. Делегирование – это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи. Ответственность – это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально и предусматривающая санкции за просчёты и ошибки. Полномочия – это ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами. Власть – реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий. Единоначалие – один начальник на n подчинённых.

Типы полномочий:

1) Аппаратные (штабные) – связаны с колинеальными решениями штаба или какого-либо аппарата, обычно ограниченные консультативно;

2) Рекомендательные – полномочия экспертов, аналитиков, помощников и т.п.;

3) Обязательное согласование штаба с линейными руководителями;

4) Параллельные – с правом отклонения решения линейного руководства, служат для уравновешивания власти и исключения ошибок;

5) Функциональные – предлагают или запрещают какие-либо действия;

6) Линейные – внутри аппарата.

Основными являются линейные полномочия.

 

Принцип соответствия: полномочия и власть должны соответствовать уровню ответственности за выполнение задач

.

Построение организации.

 

Бюрократия – это чётко отлаженная форма разделения труда с иерархией власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным подбором кадров.

Департаментализация – процесс деления организации на части с определением задач, прав и обязанностей.

Типы структур организаций:

1) Функциональная (деление по функциям).

2) Дивизиональная (организация делится на дивизионы по типу выпускаемой продукции, по регионам и т.д.).

3) Структуры, ориентированные на покупателей (универмаг, центры обслуживания).

4) Адаптивная и органическая (структура, быстро приспосабливающаяся к меняющимся условиям потребности на рынке).

5) Механическая (каждый субъект решает свою задачу, не думая о взаимосвязи с другими субъектами).

6) Проектная организация – это временная структура для решения конкретной задачи, реализации какого-либо проекта.

7) Матричная организация – это организация, которая обеспечивает однотипное управление и последовательности работ для разных проектов.

8) Организация конгломератного типа – это структура смешанного типа, возникающая в зависимости от ситуации (прим.: консорциум, ассоциация, союз, и т.д.).

9) Централизованная организация – это многоуровневая иерархическая структура, управляемая из центра посредством скалярной цепи команд, оставляющая за собой большую часть полномочий.

10) Децентрализованная организация – это организация с автономными подразделениями, независимыми и хозяйствующими, как правило, самостоятельно и питающееся частью ресурсов из центра; взаимодействие и распределение прибыли с центром регулируется с помощью договоров и контрактов. Основные полномочия – у автономии.

 

Интеграция – это процесс достижения единства усилий всех подразделений; достижение цели одного подразделения зависит от достижения цели другого подразделения. Таким образом, наблюдается взаимозависимость результатов работ подразделений.

 

Классификация структур управления:

Начальник цеха 3
Начальник цеха 2
Начальник цеха 1
Директор
а) Линейная структура управления:

 

 

                       
   
Начальник участка 1
 
Начальник участка 2
 
   
 
 
Мастер
 
Мастер
 
Мастер

 

 


Начальник участка 1
Начальник участка 2
Начальник цеха 2
Охрана труда
Главный энергетик
Начальник цеха 1
Президент
б) Линейно-функциональная структура:

 

 

Штаб
Президент
Начальник участка 2
Начальник участка 1
Начальник цеха 2
Охрана труда
Главный энергетик
Начальник цеха 1
в) Линейно-штабная структура:

 

Причины организации штаба: 1) для организации выпуска новой продукции; 2) для реализации инновационных проектов; 3) для реализации стратегии повышения качества, и т.д.

 

г) Матричная структура.

Остальные структуры – комбинация предыдущих.

На выбор структуры управления влияют: 1) стоящие задачи; 2) имеющиеся в наличии ресурсы; 3) окружающая среда (поставщики, конкуренты), и т.д.

Мотивация в менеджменте.

 

Мотивация – процесс побуждения к труду.

Теории мотивации:

1) “Политика кнута и пряника”: Сторонники этой теории придерживались мнения, что человек по своей природе ленив, хитёр, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять. Таким образом, необходимо заставлять его работать. Чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение к труду его необходимо систематически поощрять за хороший труд.

2) “Содержательная теория мотивации”: Потребности заставляют человека действовать, работать.

3) “Процессуальная теория мотивации”: Мотивация возникает в процессе труда.

Разновидности теории:

1) “Теория мотивации Врума”:

Мотивация = Ожидаемые * Ожидаемое * Ценность

результаты вознаграждение вознаграждения

2) “Теория справедливости”: Люди субъективно ощущают справедливость вознаграждения за труд. Важно так оплачивать труд, чтобы сгладить возникающие ощущения между людьми.

3)

  Осознание своей роли в процессе труда
Способности, особенности человека, его характер
Степень удовлетворения, чувство компетентности, самоуважения
Затраченные усилия
Полученные результаты
Внутреннее вознаграждение
Внешнее вознаграждение
“Модель Портера-Лоулера”:

 

 

Модель представляет собой синтез теории ожидания и теории справедливости.

Из схемы видно, что затраченные усилия влияют на результаты; по полученным результатам человек получает внешнее и внутреннее вознаграждение. Внешние и внутренние вознаграждения влияют на будущие затраченные усилия и получаемые результаты. На получаемые результаты также влияют: а) осознание своей роли в процессе труда; б) особенности, способности человека, его характер.

Внешнее вознаграждение – оплата, ценность оплаты, уверенность в связи усилия с ценностью вознаграждения.

Внутреннее вознаграждение – похвала, продвижение по службе и т.д.

 

 

Потребности: 1) Первичные (физиологические); 2) Вторичные (психологические).

 

Потребности по Маслоу:

 
 

 

 


Потребность

в

самовыражении

 
 


Потребность

в уважении

 
 


Социальные потребности

 

 
 


Потребность в безопасности и уверенности

в будущем

 

Физиологические потребности

 
 

 


Переход с уровня на уровень снизу вверх. Человек может остановиться в развитии на каком-то одном уровне.

 

Теория потребностей Макклелинда:

Существует 3 группы потребностей: 1) Потребность во власти; 2) Потребность в успехе; 3) Потребность в причастии к какому-либо делу.

Человек в процессе своего личностного роста переходит из одной группы в другую.

 

Закон результата: Степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем.

Гурцберг предложил свою двухфакторную модель:

— Первый фактор – численнический фактор: политика фирмы, администрация, условия работы, заработок, степень контроля за работой, межличностные взаимоотношения.

— Второй фактор – мотивационный фактор: успех, передвижение по службе, признание, уважение, возможность самостоятельно принимать решения, рисковать, возможность творческой работы.

 

 

Понятие групповой динамики

 

Групповая динамика – это изменение поведенческих реакций индивидуумов в зависимости от состава группы, изменение поведения группы в зависимости от изменения поведения индивидуума (индивидуумов). Группа характеризуется: а) числом членов; б) статусами; в) ролями членов группы. Группы делятся на формальные и неформальные. Группы можно разделить на группы руководителей и группы исполнителей (работников).

 

Производственная группа = Руководитель + Подчинённый

Хорд-Торнский эффект показал важность психологической совместимости членов группы, важность оптимального числа членов группы, важность социальных факторов. Всё это повлияло в эксперименте на производительность труда.

 

Модель Команса

 

 
 

 

 


Групповые эмоции влияют на эффективность взаимодействия и как следствие на деятельность индивидуумов.

Групповое мышление – это мышление отличное от индивидуального и присущее только конкретной группе с её конкретной численностью, статусом и ролями. Статус членов группы определяется их властными полномочиями.

Зачастую требуется создание специальных комитетов. Комитеты могут быть целевыми и постоянными.

Целевой комитет – это группа внутри организации, которая делегирует полномочия для выполнения какого-либо задания с определённой целью. Группа организуется временно для достижения определённой цели. Например: реорганизация организации, контроль за использованием средств и ресурсов, поиск резервов, повышение качества, инновационные процессы и т.д.

Постоянный комитет – это группа внутри организации, которая делегирует полномочия для выполнения какой-либо постоянной функции. Например: контроль за снижением себестоимости, контроль за качеством продукции, длительные инновационные процессы, объём продаж и т.д.

 

Руководство: власть и личное влияние

 

Понятие лидерства:

Лидерство определяется способностью оказывать влияние на отдельные личности и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. Влияние – это любое поведение человека, которое вносит изменения в поведение других людей.

Понятие власти:

Власть обуславливается возможностью человека влиять на поведение других. Власть можно осуществлять:

1) устрашением;

2) убеждением;

3) принуждением;

4) через участие руководителя;

5) власть, основанная на вознаграждении;

6) власть экспертная;

7) власть через веру разумную и слепую;

8) власть примеров;

9) власть с помощью закона;

10) власть на основе традиций;

11) харизма – власть, построенная не на логике, а на силе личных качеств и способностей лидера.

Понятие баланса власти

 

Зависимость подчинённых от руководителя
Зависимость руководителя от подчинённых
Власть подчинённых над руководителем
Власть руководителя над подчинённым
Основной закон: Уровень влияния властного лица А на лицо В равно степени зависимости лица В от лица А.

 

 
 

 


Стили лидерства могут быть автократичными, демократичными и либеральными.

Возможны два подхода:

поведенческий: эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения с подчинёнными.

ситуационный: эффективность лидерства определяется ситуацией, поэтому руководитель – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях, определяемых заданием, внешней средой, личными качествами подчинённых и т.д.

 

Автократичный стиль: ориентация в принятии решений не себя, единоличная власть и управление.

Демократичный стиль: разделение власти, участие работников в управлении.

Либеральный стиль: полная свобода группы, коллегиальность в управлении.

Существует две теории – теория X и теория Y. Стиль руководства определяется взглядами и представлениями данного руководителя, а представления могут быть различными.

Теория X основывается на представлениях автократичного руководителя: а) люди не любят трудиться; б) люди предпочитают, чтобы ими руководили (боятся брать ответственность на себя); в) больше всего люди хотят защищённости; г) чтобы заставить трудиться необходимо принуждение, контроль, наказание.

Теория Y основывается на представлениях демократичного руководителя: а) труд – процесс естественный; б) если условия благоприятные, то люди будут стремиться к самостоятельности и ответственности; в) люди могут и будут использовать самоуправление и самоконтроль, если они приобщены к общей цели; г) приобщение к общей цели есть функция вознаграждения; д) интеллектуальный потенциал и способность к творчеству используется людьми частично, следовательно, необходимо раскрыть эти стороны в человеке.

4 системы в стиле лидерства Лайнерда

Стиль 1 – эксплуататорско-авторитарный: слушаю только себя, принимаю решения только сам, основа мотивации к труду подчинённых – фиксированный заработок и премия по результатам работ.

Стиль 2 – благосклонно-авторитарный: хвалю за хорошо выполненную работу, материально поощряю и наказываю не только в зависимости от формально выполненной работы, но и учитывая усердие, инициативу, прилежность, старательность, дисциплинированность рабочего.

Стиль 3 – консультативно-демократический: консультируюсь с рабочими, учитываю их пожелания и советы.

Стиль 4 – стиль, основанный на обосновании необходимости выполнения задания, инициативы и участия подчинённых: участие работников в управлении, организация работниками своего труда.

Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона

Забота о

человеке

 
 


в 2

с 1 3

н 4

н с в Забота о

производстве

 

Руководитель может находиться в любой из зон. Нахождение в зоне определяет стиль руководства.

Ситуационная модель Фидлера

 

Фидлер выделил 3 системы, фактически влияющие на поведение руководителя:

1) Взаимоотношения между руководителем и подчиненными (определяется доверием, привлекательностью общения, уважением, авторитетом).

2) Структура задания рабочего (определяется привлекательностью задания, чёткостью постановки задания, понятностью). Задание структурировано (чётко поставлено), либо не структурировано.

3) Должностные полномочия руководителя (определяется объёмом законной власти).

Оказалось, что комбинации этих факторов определяют стили поведения руководителей, его требовательность, уровень критики подчинённого, жесткость в работе. Поведение руководителя меняется часто не осознанно в зависимости от изменения этих ситуационных факторов. Фидлер выявил зависимость изменения поведения руководителя в зависимости от ситуации. Поведение руководителя он измерил через показатель – наименее предпочтительный коллега. Уровень критики, требовательность к коллегам, представления о своих подчинённых оказались в прямой зависимости от этих трёх факторов. Графически он выразил это следующим образом:

 

Наименее

предпочтительный

коллега

В

       
 
 
   

 

 


С

 


Н

1 2 3 4 5 6 7 8

Взаимоотношения Хор. Хор. Хор. Хор. Плох. Плох. Плох. Плох.

 

Структурировано ли

задание Д Д Н Н Д Д Н Н

 
 


Должностные полномочия Сильн. Слаб. Сильн. Слаб. Сильн. Слаб. Сильн. Слаб.

 

 
 

 


Способы побуждения:

1) Доверительное разъяснение цели (объяснение, зачем нужно это сделать);

2) Оказание поддержки в работе (наставничество);

3) Направление инициативы подчинённых;

4) Создание новых потребностей подчинённых;

5) Удовлетворение потребностей подчинённых (денежное вознаграждение, повышение по службе).

Теория “жизненного цикла”. Поля Херси и Кена Бланмара.

 

Суть теории состоит в том, что наибольшая эффективность стиля лидерства (руководства) зависит от зрелости исполнителя. Под зрелостью нужно понимать: а) способность брать ответственность на себя; б) уметь разумно рисковать; в) опыт в работе; г) уровень интеллекта. Образование и опыт являются вторичными факторами зрелости. Поведение руководителя может быть ориентировано на человеческие отношения и на работу. В зависимости исполнителей можно выбрать по графику наиболее предпочтительный стиль.

 


Ориентация на человека

 

S3 S2

       
   
 
 

 


S4 S1

 


Зрелость работника

Высокая Средняя Низкая

 

 

Ориентация на задачу

Низкая Средняя Высокая

 

 

S1: при низкой зрелости работников руководителю целесообразно вести себя формально, давать чёткие, понятные указания и контролировать их выполнение, ориентируясь на задачу и не придавая особой роли работе с людьми.

S2: по мере роста зрелости исполнителя руководитель должен постепенно переориентироваться с задачи на человека.

Граница S2 и S3: при средней зрелости необходима интенсивная работа с человеком.

S4: при высокой зрелости работников целесообразно делегирование им ответственности и переориентация своего поведения с задачи и человека на развитие организации.

 

Модель принятия решений Врума-Йеттона

 

В модели Врума-Йеттона имеется 5 стилей руководства: 1) Вы сами решаете проблему или принимаете решения на основе имеющейся у Вас информации; 2) Информацию получаете от подчинённых, а потом сами решаете проблему; 3) Излагаете проблему некоторым подчинённым индивидуально, а затем, выслушав их идеи и предложения, принимаете самостоятельные решения; 4) Излагаете проблему другим подчинённым, а потом, после коллективного обсуждения, самостоятельно принимаете решения; 5) Излагаете проблему группе подчинённых, а потом, после коллективного обсуждения принимаете коллегиальное решение без Вашего влияния.

Чтобы выбрать один из стилей руководства необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Значимо ли для Вас качество решения?

2) Располагаете ли Вы достаточной информацией?

3) Структурирована ли проблема?

4) Значимо ли для Вас согласие подчинённых с выбранным решением?

5) Вероятно ли то, что автократичное руководство получит поддержку у подчинённых?

6) Согласны ли подчинённые с целью организации? Мотивированы ли они?

 

Конфликт. Управление конфликтом в организации.

 

Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонами.

Модель конфликта:

 

             
 
 
   
 
 
 
   

 


Управление конфликтом

 

 

       
   
 
 
Функциональные или дисфункциональные последствия конфликта

 


Функциональный конфликт ведёт к увеличению эффективности работы организации (часто возникает в рабочих спорах, полемике, на научных совещаниях и т.д.). Дисфункциональный конфликт снижает эффективность группового сотрудничества и, как следствие, снижает эффективность работы организации. Дисфункциональный конфликт ведёт к враждебности между людьми, несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает часто поступать против своей воли и разума, в пользу одной из сторон.

Типы конфликтов: а) внутриличностный; б) межличностный; в) конфликт личность–группа; г) межгрупповой.

Причины конфликта:

1) распределение ресурсов;

2) различие целей в подразделениях;

3) разные стоящие задачи;

4) различные представления и ценности у работников;

5) различия в манере поведения;

6) разный жизненный опыт;

7) плохие коммуникации.

 

 

Структурные методы разрешения конфликтов:

– через разъяснение требований к работе;

– с помощью создания новых координационных и интеграционных механизмов;

– установление общей цели для всех подразделений и организаций;

– через систему вознаграждений.

 

Межличностные стили разрешения конфликтов:

– уклонение от конфликта;

– сглаживание причин конфликта;

– принуждение одной из сторон;

– компромисс;

– решение проблемы.

 

Область компромисса

Степень внимания к себе

В

 
 


С

 

Н

Степень внимания к другим

Н С В

 

Часто конфликты приводят к необходимости изменения организационной структуры. Организационное развитие – это долговременный процесс обновления организации, её структуры, коммуникационных связей в соответствии с

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура населения | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.