КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурная жизнь. Образование и просвещение
Образование и просвещение. Во второй половине XVIII в. в России существовало несколько типов учебных заведений, коренным образом отличавшихся друг от друга. Первым типом являлись общеобразовательные школы (училища). Принятый в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для всей России законодательным актом в области народного образования. Согласно Уставу в губернских городах открывались Главные четырехклассные училища, приближенные по типу к средней школе, в уездных — Малые двухклассные училища, в которых преподавали чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. Преемственность в обучении достигалась общностью планов Малых училищ и первых двух классов Главных училищ. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.п. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф.Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л.Ф.Магницкого и «Грамматика» М.Смотрицкого. Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, которая обучала не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. К типу солдатских школ принадлежали также национальные военные школы, открытые на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская). К общеобразовательным школам, хотя и с рядом оговорок, можно отнести и создававшиеся во второй половине XVIII в. так называемые миссионерские школы для детей татар, чуваш и других нерусских народов Поволжья. Школы имели целью подготовить переводчиков и учителей, а поскольку создание этих школ было связано с политикой христианизации, проводившейся правительством и церковью, то школы должны были заниматься и подготовкой низших категорий духовенства из коренных нерусских народов данного региона. Положительное их значение состояло в том, что они давали минимум общеобразовательных знаний, в них изучали русский язык. Наибольшего распространения просвещение достигло у татар. Школы содержались за счет населения, поэтому были платными и доступными только для зажиточных людей. Обучение в них сводилось в основном к заучиванию текстов религиозных книг на арабском языке. Второй тип школ в России в XVIII в. — это дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийском, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, но одновременно давали широкое по тому времени общее образование. Сословными учебными заведениями были благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете. В большинстве случаев частные пансионы ограничивались тем, что обучали воспитанников французскому языку, танцам, «хорошим манерам» и фехтованию. Широкое распространение в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью учителей и гувернеров. Дворянская аристократия в большинстве случаев приглашала образованных иностранцев и русских учителей, благодаря чему их дети получали хорошее образование. Среднепоместные и тем более мелкопоместные дворяне не располагали такими возможностями, и обучение их детей велось на весьма низком уровне. К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось более 20 тыс. человек. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства. Главной задачей этих школ была подготовка священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. Четвертый тип учебных заведений составляло сравнительно небольшое количество (около десятка) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств. Хотя в них обучалось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась. В XVIII в. был поставлен вопрос о создании в стране светского высшего образования, ранее отсутствовавшего в России. Начало русской высшей светской школе было положено в 1725 г. основанием в Петербурге Академического университета (он существовал до 1765 г.). Важным этапом в процессе развития русской светской высшей школы было основание в 1755 г. Московского университета. В отличие от всех европейских университетов обучение в нем было бесплатным. С момента открытия университет имел три факультета: философский, медицинский и юридический. С первых лет своего существования университет с целью подготовки профессуры широко применял завершение образования наиболее одаренных студентов у крупнейших ученых в лучших европейских университетах. Так С.Е.Десницкий и И.А.Третьяков учились у Адама Смита и Джона Миллера в Глазговском университете, С.Г.Зыбелин и П.Д.Вениаминов — в Лондоне, М.И.Афонин — у Карла Линнея в Упсале. Это позволяло не только повышать научный уровень студентов, но и использовать передовые методы обучения и опыт западноевропейской педагогики. В целях обеспечения органичной связи научной и учебной работы в университете были созданы лаборатории, кабинеты, анатомический театр, обсерватория, библиотека и типография. Значение университетской типографии заключалось уже в том, что это была первая и единственная светская типография в Москве. Ее задачей было издание русской и переводной научной, учебной, философской и художественной литературы. Выполняя эту задачу, университетская типография внесла существенный вклад в развитие русской высшей и общеобразовательной школы, науки и культуры, прогрессивной общественно-политической мысли. Показателем распространения просвещения являлись усилившийся интерес к книге, ее собиранию, увеличившиеся тиражи издаваемых книг и журналов, рост книжной торговли. Расширялась издательская база, помимо казенных появлялись частные типографии. Изменяется репертуар издаваемых книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий. Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. Во второй половине XVIIIв. заметным общественно-культурным явлением становится периодика не только в столичных, но и в провинциальных городах. Особая роль в издании и распространении книг принадлежала Н.И.Новикову. В период аренды им типографии Московского университета (1779-1789) около трети всех издававшихся в России книг (примерно 1 тыс. наименований) выходило отсюда. Наука. С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями. Центрами научной деятельности являлись Академия наук, Московский университет, Горное училище в Петербурге и Российская академия. В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В.Ломоносов, а среди иностранных ученых — Л.Эйлер, вырастивший целую плеяду талантливых учеников. Среди них С.К.Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я.Румовский — основоположник отечественной астрономии. Пристальным вниманием пользовалось изучение природных ресурсов страны. С этой целью была возобновлена практика организации комплексных экспедиций, обследовавших различные районы России. Всего было отправлено 5 экспедиций, объединенных общими целями и планами. В работе экспедиции участвовали такие ученые как П.С.Паллас, С.Г.Гмелин, И.И.Лепехин, Н.Я.Озерецковский и другие. К академическим экспедициям примыкают экспедиции промышленных людей, отправлявшихся осваивать острова Тихого океана, а также берега Америки. Среди исследователей выдающееся место занимает Г.И.Шелехов, составивший в 80-х годах описание Алеутских островов и организовавший изучение и освоение Русской Америки (Аляски). Вторая половина XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. В 60-е годы развернулась деятельность великого русского изобретателя И.И.Ползунова, прославившегося изобретением первой в мире универсальной паровой машины, которой можно было приводить в действие любые заводские механизмы. Другим крупным изобретателем этого периода был И.П.Кулибин, творческая мысль которого охватывала разнообразные отрасли техники. Он разработал проект «самобеглой коляски», создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный (оптический) телеграф, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и многое другое. Значительный шаг вперед сделали гуманитарные науки: историческая, экономическая, юридическая, языкознание и др. Вторая половина XVIIIв. выдвинула ряд крупных историков — М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева, М.М.Щербатова, И.Н.Болтина. Значительная роль принадлежала группе академиков из числа приглашенных в Россию немецких ученых, среди которых особенно выделяются Г.Ф.Миллер и А.Л.Шлёцер. Зарождается историческое краеведение (родоначальники — В.В.Крестинин, написавший ряд работ по истории Поморья, и П.И.Рячков, автор истории Оренбургского края, в которой помещены ценные сведения по истории и этнографии башкир). Распространению исторических знаний способствовала публикация документов и исторических сочинений. М.М.Щербатов в 1767 г. опубликовал открытую В.Н.Татищевым «Русскую правду», а в 1770-1772 гг. — «Журнал, или Поденную записку имп. Петра Великого». Обширную библиотеку с публикациями документов создал Н.И.Новиков. Второе издание его «Древней российской вивлиофики» состояло из 20 томов источников: грамот великих князей, дипломатических документов, отрывков из летописей, родословных дворянских фамилий и др. Общественная мысль. Во второй половине XVIII в. в России продолжала формироваться и развиваться общественная мысль. Наиболее сильное влияние на этот процесс оказывали два основных фактора: идеи западноевропейского Просвещения и существование в стране крепостничества. Общественная мысль в этот период по своему содержанию и направленности отличалась разнообразием, о чем уже говорилось выше. Поэтому здесь лишь вновь отметим ее основные направления. В 60-80-х годах приверженницей идей французских просветителей проявила себя Екатерина II, что нашло отражение в ряде ее сочинений и прежде всего в Наказе Уложенной Комиссии. Крупным событием общественной мысли явилось обсуждение крестьянского вопроса в самой Комиссии, где открыто прозвучало резкое осуждение крепостничества. И напротив, князь М.М.Щербатов в своих сочинениях и особенно в «О повреждении нравов в России» призывал правительство еще более усилить господствующее положение дворян в обществе, полностью сохранить крепостное право в стране. К заслуге общественной мысли этого времени следует бесспорно отнести формирование русского либерального просветительства. У истоков этого направления стояли М.В.Ломоносов, А.Я.Поленов, Н.И.Новиков, С.Е.Десницкий. Ученый, писатель, просветитель, профессор Московского университета С.Е.Десницкий доказывал необходимость преобразования политического строя России, уничтожения сословных привилегий, разделения властей (законодательной, судебной, отчасти административной). В своих трудах он отдавал предпочтение буржуазному строю. Наиболее значительное событие русской общественно-политической мысли второй половины XVIII в. — возникновение революционно-демократической теории, связанной с именем А.Н.Радищева. Он впервые подверг сокрушительной критике крепостничество и самодержавие как систему, использовав наиболее радикальные идеи школы естественного права, сделал из этих идей конкретные выводы, определил позитивную программу антифеодальной революции. Художественная культура. Во второй половине XVIII века по сравнению с его началом возрастала воспитательно-нравственная роль литературы и искусства. Появляются «просвещенный» читатель, интересовавшийся светским романом и философскими сочинениями, зритель, которого волновала высокая трагедия и увлекала комическая опера. В большой моде были домашние спектакли и музыкальные вечера. В столицах и провинции появился интерес к собиранию книг и коллекционированию произведений искусства. С конца 60-х гг. в Академии художеств начали устраиваться ежегодные выставки живописи. Русская художественная культура этого времени развивалась в направлении, в целом совпадающем с европейскими художественно-эстетическими стилями, и подчинялась общим закономерностям их развития. Результатом этого был своеобразный сплав «европеицизма» и национальной самобытности, которая сохранилась как основная характерная черта русской культуры. Достижения культуры во многом были связаны с именами русских писателей, композиторов, скульпторов, художников, архитекторов. Повышению профессионализма русского искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств. В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской, развивавшейся главным образом в русле классицизма, четко проявляя при этом особенности, присущие русскому классицизму. Идейной основой его была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма. Русскому классицизму был свойственен высокий пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции и обличительно-сатирические моменты (А.О.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков). В 70-80-е годы на смену классицизму приходит новое течение — сентиментализм, отличающийся большим вниманием к человеческим чувствам, личной добродетели и филантропии. Наиболее полное выражение сентиментализм получил в произведениях Н.И.Карамзина. Сентиментализм появился в качестве направления, противостоящего классицизму. Отвлеченности и схематизму классицизма сентиментализм противопоставил конкретность в изображении человека и окружающей его обстановки. Одним из важнейших средств для этого было раскрытие психологии человека. Сентиментализм расширил круг людей, ставших героями литературных произведений. Писатели сентиментального направления обогатили литературный язык, придали ему гибкость и выразительность, без которых изображение психологии человека было невозможно. Повести Карамзина «Бедная Лиза», «Наталья — боярская дочь» и другие принадлежали к числу выдающихся произведений художественной литературы XVIII в. Влияние, оказанное Карамзиным на русскую литературу, исключительно велико. Борьба сентиментализма с классицизмом не исчерпывает всего содержания русской литературы второй половины XVIII в. Наряду с этими течениями все больше выявляются реалистические тенденции русской литературы. Они с наибольшей активностью и последовательностью выражали протест против феодальной идеологии. По своей обличительной направленности, по широте изображения общественных недостатков первое место в литературе 60-70-х годов занимает творчество Д.И.Фонвизина. Начиная с ранней политической басни-сатиры «Лисица-казнодей» (казнодей — проповедник), раскрывавшей подлинную суть самодержавия и добродетелей императрицы Елизаветы, и кончая «Бригадиром» и «Недорослем», Фонвизин во всех своих произведениях метко и зло осмеивал необразованность, восставал против жестокостей крепостничества, призывал ограничить власть помещиков над крестьянами. Последняя четверть века была временем расцвета творчества Г.Р.Державина. В одах Державина дана широкая картина современной ему жизни. В них он говорит о Екатерине II, богоподобной царице, о войнах, которые вела Россия, о мероприятиях екатерининского правительства в области внутренней политики, о жизни Петербурга, о быте русских помещиков. Яркими красками рисует Державин природу, людей, быт повседневной действительности. Строгая требовательность к выполнению своего долга, способность приносить себя в жертву во имя блага отечества, независимость убеждений, уважение к личности человека — такова мораль Державина. Во второй половине XVIII в. в России широкое развитие получило театральное искусство. Замечательным событием в истории русского театра является возникновение в Петербурге в 1756 г. публичного театра во главе с русским актером Ф.Г.Волковым. Но первоначально этот театр не был общедоступным. Его спектакли обслуживали придворные круги. Постепенно происходит слияние любительских и частных трупп и образование профессиональных театров. В Москве в 1759-1762 гг. и с 1779г. до конца века действовал «Российский театр», в 1779-1783 гг. в Петербурге — театр на Царицыном лугу. В 1783 г. открывается многоярусный каменный театр («Большой театр»). Тогда же переходит в казну театр К.Книппера («Малый театр»). Открытие в Петербурге театра, рассчитанного на широкого зрителя, связано с именем ближайшего соратника Волкова, актера И.А.Дмитриевского. Он целиком принял на себя художественное руководство публичным общественным театром, открытым в 1779 г. в Петербурге. Дмитриевский был душою вновь открытого театра. Прекрасный актер, педагог и постановщик, знаток европейского театра, автор и переводчик многих пьес, высокообразованный человек, Дмитриевский пользовался громадным авторитетом в литературных и театральных кругах. Из школы Дмитриевского вышли замечательные русские актеры Я.Е.Шушерин, А.С.Яковлев, Т.М.Троепольская и др. Любительские и профессиональные театры возникают в Нижнем Новгороде, Калуге, Харькове, Тамбове, Воронеже, Казани и других городах. К 50-80-м годам относится возникновение крепостных театров в дворянских усадьбах и городских особняках. В одной лишь Москве их было около пятнадцати. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П.В. и Н.П.Шереметьевых в Останкино. В русской архитектуре складывается новый стиль — классицизм. Блеск и парадность барокко перестают удовлетворять требованиям времени. На смену пышности и праздничности барокко приходит строгость, простота и величие классицизма. Его отличает четкое сочетание архитектурных членений, второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. В стиле классицизма возводились столичные ансамбли, загородные дворцы, общественные здания в провинции, жилые постройки в мелкопоместных усадьбах. Архитектуру того времени прославили Баженов и Казаков, Валлен-Деламот и Кваренги, Старов и Кокоринов, Фельтен и Ринальди и др. В Петербурге во второй половине XVIII столетия работали А.Ф.Кокоринов (один из авторов Академии художеств в Петербурге), И.Е.Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры и др.), В.И.Баженов (Каменноостровский дворец и Арсенал; проект Михайловского замка). Большую роль в архитектурном зодчестве северной столицы сыграли иностранные специалисты: французский архитектор Жан Валлен-Деламот построил в Петербурге в стиле раннего русского классицизма Гостиный двор, Малый Эрмитаж, участвовал в проектировании здания Академии художеств и складов «Новая Голландия»; Юрий Фельтен участвовал в сооружении гранитных набережных Невы, создал решетку Летнего сада (совместно с П.Е.Егоровым), построил здание Мраморного дворца в Петербурге и дворца в Гатчине; Джакомо Кваренги — автор павильона «Концертный зал» и Александровского дворца в Царском Селе, Ассигнационного банка, Эрмитажного театра и Смольного института в Петербурге. Выдающимися архитектурными постройками во второй половине XVIII в. обогатилась и Москва. В.И.Баженов построил «дом Пашкова» (ныне старое здание Национальной библиотеки России), М.Ф.Казаков создал большое количество общественных зданий — это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, «Голицынская больница» (ныне Первая городская), ряд домов-усадеб. Вторая половина XVIII в. — время расцвета русской скульптуры. Серией выдающихся портретов прославил себя земляк Ломоносова, поморский крестьянин Ф.И.Шубин. Он создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов: бюсты А.М.Голицына, М.Р.Паниной, А.Г.Орлова, М.В.Ломоносова и др. Другой русский мастер скульптуры — М.И.Козловский был страстным певцом больших человеческих эмоций. Его «Самсон, раздирающий пасть льва» — статуя для Большого каскада в Петергофе — символизирует победу России над Швецией. Скульптура выполнена просто, без всякой театральности и вместе с тем необычайно мощно. В «Поликрате» Козловский дал одно из лучших в мировой скульптуре изображение человеческого страдания. Из иностранных ваятелей крупнейшим был француз Этьен Фальконе, автор знаменитого памятника основателю Петербурга («Медный всадник»), открытого к столетию Петра I в 1772 г. Бронзовая конная статуя Петра, установленная на гранитной скале, отличается драматичностью, многогранностью образа преобразователя страны. Памятник был воспет А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник». Русская живопись во второй половине XVIII в. вступила в новый этап своего развития. Он характеризуется прежде всего совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками (Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский), стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Новшество состояло в появлении ранее почти отсутствовавших жанров: пейзажей (С.Ф.Щедрин), полотен на сюжеты из отечественной истории (Г.И.Угрюмов), картин с бытовыми сюжетами (М.Шибанов). Повышению профессионализма живописного искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств. Русская культура второй половины XVIII столетия — составная часть общемирового культурного процесса, хотя имеет и свои национальные особенности. Она соединила в себе традиционную русскую соборность и лучшие достижения западноевропейских мастеров и заложила основы создания русской классической культуры XIX в. глава четвертая
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |