Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы научного познания в трудах древнегреческих философов. Платон и Аристотель




Зарождение теории познания неразрывно связано с древнегреческой философией и ее виднейшими представителями. Установление демократических начал общественной жизни в Афинах, социальная активность граждан, рост правосознания и числа публичных судебных процессов стимулировали развитие ораторского искусства, а также переориентацию интересов философии. Философским течением, отвечающим таким потребностям, становится софизм (V – IV вв. до н. э.). Софисты утверждали, что о любом явлении можно судить двояко. И такие точки зрения могли носить взаимоисключающий характер. Тем самым они исключали объективную истину. Поэтому у каждого человека, как они утверждали, имелась своя истина. Они абсолютизировали относительность знания, провозглашая его зависимость от конкретных условий. Такой подход носил характер гносеологического скептицизма и релятивизма, которые стали, возможно, результатом сравнительного анализа законов и устройства различных греческих полисов, прекрасно демонстрировавших возможность существования в относительно сходных условиях различных государственно-правовых моделей. Поэтому право, законы у софистов – это творение человека, отражающее интересы отдельных слоев общества. Они изменяются со временем в отличие от законов природы. Философские подходы софистов носили прогрессивный характер и способствовали развитию логики и методологии науки.

Критиком и противником софистов был древнегреческий философ-идеалист Платон (428/427 – 348/347 гг. до н. э.). Рассматривая различные вопросы, относящиеся к государству, праву и общественному устройству, Платон обращается и к проблемам познания. Методом познания у Платона выступает диалектика, которую последний понимал как восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до самых высших родов, а также обратный процесс от наиболее общих понятий к понятиям наименьшей общности. Бытие у философа, относительно высших родов сущего, заключает в себе противоречие, которое становится необходимым побуждением души к размышлению. Такое бытие едино и множественно, вечно и проходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется.

Трудно переоценить значение для современной методологии науки и, в частности, методологии юридической науки, разработанные Аристотелем (382 – 322 гг. до н. э.) труды по логике, содержащие в себе важнейшие элементы теории познания. Он первым изучил все формы дедуктивных заключений, определил законы тождества, противоречия и исключения третьего. В сочинении «Об истолковании» Аристотель объясняет, как различать «истинную и ложную» письменную речь на основе анализа содержащихся в тексте утверждений, отрицаний, противоречий. Главным вопросом логики он ставит проблему о том, каким образом строится дедуктивное рассуждение (т. е. практически силлогизм). Силлогизмом у философа является путь от суждения к суждению, при осуществлении которого устанавливаются необходимые связи между суждениями, и одно, в результате, вытекает из другого. Трактат «Об истолковании» вместе с другими трудами философа впоследствии были объединены под общим названием «Органон». Именно Аристотель вводит метод логического анализа и систематизации.

В главе VII труда «Об истолковании» философ так описывает сравнение и систематизацию (соотнесение): «Соотнесением называется то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находится в каком-то ином отношении друг к другу; так, о большем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим; ведь говорят большее, чем что-то; и о двойном говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим; ведь говорят двойное против чего-то. Также обстоит дело и с другим, им подобным».

Таким образом, если не сами правовые институты, которые были достаточно совершенны, имевшие место в Древней Греции, Афинах, то сами философские подходы к праву, методы научного исследования древнегреческих философских течений сыграли важную роль в становлении юридической науки и имели продолжение уже в Древнем Риме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.