КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный механизм как система
В науке теории государства и права до сего времени нет общепринятого, единого подхода к понятию механизма государства. Одни теоретики утверждают, что это есть собственно аппарат государства, т. е. система его органов, с помощью которых осуществляются государственные функции (М. И. Байтин, М. Н. Марченко); другие в механизм государства включают и аппарат государства, и государственные организации. При этом различают два вида государственных организаций: осуществляющие охранительные функции государства (вооруженные силы, полиция, спецслужбы, исправительные учреждения и др.); реализующие экономические и социально-культурные функции (спецбольницы, спецполиклиники, транспортные части, пошивочные и др.). Третьи утверждают, что механизм государства включает в себя, помимо государственных органов и организаций, еще и такие компоненты, как: публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение (Ю. А. Тихомиров). Проанализировав все эти точки зрения, приходим к мнению, что необходимо обратить внимание прежде всего на анализ соотношения понятий «механизм государства» и «аппарат государства» и поддержать точку зрения, что механизм государства состоит из аппарата, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), а также государственных организаций (лечебные, транспортные, обслуживающие и др.) и так называемых материальных придатков (армия, органы охраны правопорядка, тюрьмы и др.). Следовательно, важнейшим компонентом механизма любого государства является орган государства как государственное образование, состоящее из отдельного должностного лица либо группы должностных лиц, которые существуют и действуют на основе права. Механизм государства – это не механически собранное, разнородное явление, а взаимосвязанная, четкая, согласованная система органов власти и иных государственных структур. В противном случае государство не смогло бы успешно осуществлять стоящие перед ним функции, а его деятельность состояла бы из несогласованных действий различных органов, что порождало бы несогласованность и противоречивость как в самом механизме государства, так и в жизни всех его граждан. Говоря о стабильности и устойчивости механизма государства в мире, можно выделить и другие его существенные признаки: · механизм государства вызван к жизни необходимостью осуществлять конкретные функции, которые неизбежно требуют соответствующего государственно-правового воздействия, чем, собственно, и является механизм государства, т. е. объясняется появление у государства тех или иных органов, организаций, учреждений; · механизм государства всегда базируется на единых принципах организации и деятельности, которые, как правило, устанавливаются и закрепляются в законах и иных актах или складываются исторически; · механизм государства имеет сложную многоуровневую структуру, что объясняется необходимостью решения различных социальных, экономических и правовых задач, стоящих перед государством (защита собственной территории, обеспечение прав и свобод граждан, экономическое сотрудничество с другими государствами, борьба с преступностью, решение экологических проблем и т. п.). Кроме того, существуют объективные требования к легитимному и эффективному функционированию механизма государства, исходящие от источника власти – народа; · механизм любого государства характеризует наличие необходимых финансовых ресурсов, материальных структур, без которых он не может нормально работать. Особенность состоит в том, что они не являются самостоятельными элементами властного, управленческого характера, а выступают в виде обеспечивающих факторов, позволяющих успешно осуществлять свои функции основным элементам механизма государства. Таковы, например, различные материальные объекты и структуры: здания, сооружения, денежные средства, некоторые учреждения (склады, базы, учреждения транспорта, связи и т. п.); · механизм государства предполагает наличие в нем человеческого фактора; наличие людей, специально занимающихся реализацией управленческих функций, осуществляющих правотворчество, исполняющих правовые нормы, охраняющих их от нарушений и др. Необходимо отметить, что обеспечение эффективного функционирования механизма государства непременно требует также, чтобы он строился и действовал на основе определенных принципов, которые имеют объективный характер. Среди таких принципов в теории государства выделяются следующие: · обязательность реального представительства во всей системе государственных органов и учреждений интересов соответствующих граждан. Это возможно лишь в случае действенного функционирования демократической избирательной системы, строгого соблюдения экономических, политических и иных прав и свобод граждан; · прозрачность и гласность деятельности всех государственных органов, доступ граждан к соответствующей информации (исключая ту, которая нормативно отнесена к засекреченной) всех заинтересованных лиц. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности всего механизма государства; · законность, означающая обязательность соблюдения законов в деятельности всех звеньев механизма государства как во взаимоотношениях между собой, так и с населением страны или организациями, выражающими его интересы; · компетентность и профессионализм деятельности всех служащих государственных органов, гарантирующие высокий уровень решения важнейших вопросов общественной жизни. Соблюдение данного принципа возможно лишь в случае формирования государственного аппарата из знающих, образованных лиц в области управленческой деятельности и права; · разделение властей предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Современная теория государства выделяет и исследует три основные модели построения государственного аппарата: · ценрализованно-сегментарную модель, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, действующие в масштабе всего общества (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую, собственную сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств; · моноцефальную модель, при которой вся система органов государства едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею нижестоящие органы. Эта система государственных органов носит иерархический характер, персонифицирована и пирамидальна по своему построению. Местные органы власти рассматриваются здесь не как органы местного самоуправления, а как органы государства. Моноцефальная модель механизма государства характерна для антидемократических режимов; · монотеократическую модель, при которой имеет место единовластие главы государства, подкрепленное религиозными догмами и установками на длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламент. Эта модель характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар). http://distance.rpa-mu.ru/files/mg/imun/thm/tsm13.html - _ftnref1#_ftnref1Интеграция (лат. integratio — соединение, объединение отдельных частей в новую более крупную систему) — общий термин, обозначающий непрерывный процесс возрастающей взаимозависимости между странами одного региона.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |