Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миллионов рублей.__




Квалифицированными кадрами, было решено создать несколько физико-механо-ортопедических

Совет, который взял на себя заботу по организации дела восстановления трудоспособности

В Москве 14 апреля 1915 г. был создан городской Попечительный об увечных воинах

Союз городов занимается протезной деятельностью и организацией санаторного лечения.

Союз городов покупал своим раненным одежду когда они были в госпитале и по выходу.

Устройством сборов пожертвований в кассу.

Снабжением городов медицинским персоналом.

Медицинских инструментов.

Устройством центральных складов белья, перевязочных средств, медикаментов и

Устройством разборных платформ.

Оборудованием санитарных поездов.

Организацией осведомительных бюро.

Организацией питательных пунктов.

Кроватей.

Союза.

Дел входит с всеподданнейшим докладом о разрешение городам вступать в состав означенного

Союза помощи больным и раненым воинам и семьям призванных запасных, Министр Внутренних

Медикаментов и белья, обучением медицинского персонала и проч. В виду постановления съезда

городских голов в Москве 8 и 9 августа (1914 года) об учреждении Всероссийского Городского

Союз городов занимается:

оказанием содействия городам по содержанию и оборудованию недостающего числа

увечных воинов путем создания соответствующих лечебных учреждений, обучения раненых

грамоте и ремеслам. В столичных университетских городах, располагающих

институтов с общим числом 3 тысячи коек. На реализацию этой программы было отпущено около

7.5.1. Работные дома и дома трудолюбия

Разумеется, правительство решая проблемы нищеты не ограничивалось одними

репрессивными мерами. Петр I, приступая в конце жизни к созданию городских магистратов,

мыслил вменить им в обязанность учреждение сиротских домов, богаделен, больниц, работных и

смирительных домов «для доставления работ и пропитания здоровым бедным,

праздношатающимся и вообще всем, могущим исправлять какие-либо работы». Создаваемая

Екатериной II система общественного призрения предусматривала открытие наряду с больницей и

богадельней также особые учреждения для трудоустройства безработных, нищих и бродяг. В

соответствии с изданным в 1775 г. Учреждением для управления губерний Всероссийской

империи приказам общественного призрения вменялось в обязанность создавать работные и

смирительные дома. Согласно этому в 1785 г. в Москве был создан смирительный дом. В

отличие от работного дома, предназначавшегося по идее обеспечить трудом добровольцев,

желающих честным трудом заработать себе на жизнь, смирительный дом представлял собой не

что иное, как колонию принудительного труда, куда интернировались лица за антиобщественное

поведение.

Работный и смирительный дома вскоре слились и превратились в колонию

принудительного труда, на основе которой в последующем образовалась тюрьма. С 1870 г.

смирительный дом стал называться Московской городской исправительной тюрьмой.

В противовес им можно назвать возникновение домов трудолюбия, чья деятельность была

направлена на действенное решения проблем безработных. Предназначение домов трудолюбия

состояло в предоставлении бедным возможности зарабатывать свой хлеб честным трудом — при

содействии общества. Создавались эти учреждения как „средство сокращения нищенства,

предупреждения преступлений, часто совершаемых с голоду, и для содействия развитию

народного труда". Чаще всего дома трудолюбия не имели „воспитательно-исправительного

характера", то есть профессиональных нищих туда насильно не отправляли. В дома трудолюбия

бедняки приходили добровольно и покидали их по своему желанию. Основной причиной прихода

в дом трудолюбия, по наблюдению Герье, была „пониженная трудоспособность"; помощь дома

трудолюбия могла потребоваться, например, женщине с ребенком, пожилому человеку,

явившемуся из деревни безработному, обленившемуся, алкоголику или подростку.

В 1882 году в России открывается первый дом трудолюбия. Идея его основания тесна

связана с именем духовного пастыря - отца Иоанна Кронштадтского. Уже по самому своему

характеру портового города Кронштадт привлекал к себе массу рабочих рук, которые не всегда

находили себе работу, и в свободное время, иногда даже против своей воли, принужденны были

протягивать «Христа ради» для того, что бы не умереть с голода. С другой стороны подаяние

милостыне в высшей степени развито в Кронштадте отчасти вследствие богатства самого города и

близости его к столице, отчасти благодаря присутствию в нем массы лиц, приезжающих искать

советов и молитв о. Иоанна. Однако сам о. Иоанн никогда не был сторонником беспорядочной

уличной подачи милостыни, и лучший пример правильного отношения к бедным он подал

основанием дома трудолюбия.

С самого начала попечительство, не имея еще особого дома трудолюбия, принужденно

было довольствоваться тем, что составляло из нуждающихся в работе артели, которые нанимались

поденно или для портовых работ, или для других так называемых «черных» работ. Собрав за год

пожертвования для постройки дома трудолюбия, дом был открыт в 1882 году. Дом трудолюбия

был рассчитан для мужчин, им предлагалось щипать пеньку. Дом зарекомендовал себя очень

хорошо и только за один 1896 год он дал работу 21 876 человекам.

Пример о. Иоанна не остался без подражателей, и уже в 1886 году возникает 1-й дом

трудолюбия в Петербурге по инициативе д-ра Дворяшина. Сначала материальное положение дома

было очень необеспеченно, главным образом, потому что найти хорошую работу, приносящую

деньги, для мужчин было сложно. И в 1892 году мужское отделение было закрыто. Этот дом

призревал только женщин и девочек, для которых имелись белошвейная и учебная мастерская,

школа кройки и шитья и особое справочное бюро для рекомендации прислуги и швеи из среды

призреваемых женщин.

В 1886 году в Петербурге открывается еще один дом трудолюбия. Открытый на средства

«евангелического» общества по инициативе барона О.О.Буксгевдена. Сам дом трудолюбия был

организован несколько на иных началах, чем существовавшие уже до него в России Дома, и по

устройству своему и по преследуемым целям. В доме были устроены помещения для ночлега

мужчин, только которые призревались домом. Продовольствие им так же стали отпускать в самом

Доме, и с этих пор они находились под неослабным и почти исключительным влиянием всей

обстановки и жизни Дома. Параллельно с этим дом трудолюбия мог осуществить еще одну

намеченную им задачу и прекратить выдачу работающим в Доме определенной заработной платы,

которая должна идти на содержание призреваемых, а между тем часто уходит на выпивку и

разгул. Теперь призреваемые никакой заработной платы не получают, а им только назначают

небольшое вознаграждение, которое откладывается в особый фонд, выдаваемый им при выходе из

дома. Только в случаях необходимости деньги из этого фонда выдаются им по частям на руки на

текущие расходы, но на это нужно разрешение смотрителя. Определенное жалование получают

лишь очень немногие «трудолюбцы» - только те, кто успели зарекомендовать себя и поэтому

выполняют обязанности постоянного штата служащих при Доме, начиная бухгалтером и кончая

дворником.

В связи с продолжительным сроком пребывания в доме его призреваемые находили и тот

род работы, который ближе для них. Дом имел несколько мастерских: столярную, переплетную,

картонажную, сапожную, портняжную, слесарную и другие. В доме проводилось обучение

призреваемых по выбранной специальности.

Внутренний режим в Доме довольно строг, но главными средствами к его поддержанию

служат скорее убеждение, чем наказание. Самым серьезным наказанием является удаление из

Дома, а остальная лестница наказания состоит или в уменьшении вознаграждения, или в лишение

определенных общих прав (пр. Права курить в течение определенного срока).

Параллельно с распространением домов трудолюбия в С.-Петербурге шло также и

постепенное их развитие по всей России. В 1896 г. при московском работном доме на средства

вдовы известного предпринимателя железнодорожного строительства, члена Московского

отделения совета мануфактур и торговли Софьи Николаевны Горбовой был основан женский

Дом трудолюбия. При Доме трудолюбия имелись мастерские, оборудованные швейными

машинами, где приходящие женщины могли зарабатывать средства к существованию. Заказы

принимались от казенных и общественных организаций, а также от частных лиц. При Доме

трудолюбия имелась столовая, где можно было получить обед стоимостью 5 копеек.

Г. Г. Швиттау, автор книги „Трудовая помощь в России" писал о функциях домов

трудолюбия: „Кроме основной задачи — оказывать нуждающимся срочную,

недолговременную помощь посредством предоставления им труда и приюта — этого рода

учреждения имеют ряд других функций:

пропитание (устройство при доме трудолюбия специальных дешевых или даже

бесплатных столовых);

обеспечение ночлегом (устройство ночлежных приютов);

призрение детей рабочих (открытие яслей, трудовых убежищ для подростков);

приискание занятий (посреднические конторы)".

В 1895 году было открыто Попечительство о Домах трудолюбия и работных домах,

позже (в 1906 году) переименованное в Попечительство о трудовой помощи. Оно помогало

устройству и содержанию различных учреждений „трудовой помощи". Так как в Домах

трудолюбия найти себе занятие мог, по определению, любой желающий работать, то вводились

здесь ремесла, „не требующие никакого особого профессионального знания". По сведениям

Г.Г.Швиттау, среди неквалифицированных работ встречались: щипка пакли, мочалы, пеньки;

огородничество и садоводство; клейка пакетов; уборка помещения и уход за домом; колка и

пиление дров; уборка улиц и площадей; переноска и перевозка грузов; чистка и щипка перьев;

плетение корзин; расклейка афиш; сбор и сортировка бумаги; дорожно-земляные работы; выделка

кирпича; стирка белья; производство щеток; прессовка сена и служба ночных сторожей.

Для обладавших какой-либо квалификацией, в домах трудолюбия открывались мастерские

по многим видам работ: швейные, столярные, переплетные, пакетные, сапожные, слесарные,

корзиночные, портняжные, обойно-матрацные, коробочные, ткацкие, типографские, изготовление

швабр, чулочные мастерские, пекарни, шапочное производство, изготовление соломенных

изделий, прачечные, производство жестяных изделий, кружевные мастерские, поварское дело,

красильная мастерская, токарная, плетение мебели, малярное дело, гамачное производство,

мебельная мастерская, медно-водопроводная, бондарная, ковровое производство, переписка бумаг

на пишущих машинах.

Труд здесь оплачивался более скромно, чем это было бы на постоянном рабочем месте. В

некоторых Домах трудолюбия хорошо зарекомендовавшим себя труженикам подыскивали

постоянное место. В большинстве Домов посетители обеспечивались едой, а в некоторых

получали полный приют.

7.5.2. Общественные работы

Поводом к организации общественных работ в России всегда служили неурожаи,

отнимающий у широких масс населения главный ресурс продовольствия и делавшие, таким

образом, особенно жгучей потребность в заработках, без которых при обычных условиях

население могло обходиться. Русские неурожаи превращали дурную и недостаточную занятость

нашего населения в острую безработицу. Этим и объясняется то обстоятельство, что, в

противоположность Западу, призванные бороться с этой безработицей, наши общественные

работы являлись почти исключительно работами чрезвычайными. Хотя первые известия о

неурожае и голоде в России относятся к 1024 году, общественные работы начались у нас

сравнительно поздно. Первые попытки их устройства относится лишь к началу 17 столетия, а

именно, к царствованию Бориса Годунова. Очень долго они носили совершенно случайный

характер, как, например, работы, устраивавшиеся при Пере I, Анне Иоанновне и Екатерине II.

Этот характер наши работы стали терять только в царствование Николая I. Однако и в этот

период времени отношение к ним было не всегда одинаково. В начале царствования на них

смотрели как на «единственную, самую надежную и удовлетворяющую всем видам правительства

меру»; но потом, под влиянием неудовлетворительной внутренней организации работ им стали

отводить уже более подчиненное место, как мероприятию частному и дополнительному.

Большую роль в неудаче николаевских работ сыграла неспособность и неподготовленность

местной администрации, несочувствие со стороны помещиков и недоверие крестьян. Тем не

менее, в период неурожаев 1840 - 1855 годов общественные работы предпринимались у нас в

довольно широких масштабах (так в 1840 году на них было выделено свыше 3 миллионов рублей;

на них производили шоссейные работы).

С воцарением Александра II продовольственное дело было передано в руки

новосозданного земского самоуправления, какое и не замедлило выступить с целым рядом

общественных работ. Наиболее интересными были работы по сооружению Московско-

Смоленской железной работы. В неурожай 1873 года также велись общественные работы в

Самарской губернии по ирригации полей и лесонасаждению.

В «голодные» 1891 и 1892 годы правительство израсходовало на народное продовольствие

свыше 170 миллионов рублей, в том числе около 15 миллионов на общественные работы. Но эти

работы не были поручены земствам, а общее руководство ими было поручено генерал-лейтенанту

Анненкову. Работы были разбросаны на огромном пространстве и отличались большим

разнообразием: были произведены разные дорожные сооружения, лесные, строительные,

земляные и оросительные работы. Но скоро был обнаружен перерасход на этих работах, а

проведенные работы вскрыли множество промахов и злоупотреблений. Бесславное окончание

анненковских работ почти на целое десятилетие задержало развитие общественных работ и

создало немало их принципиальных противников.

На рубеже двадцатого столетия снова начинается оживляться деятельность в области

общественных работ. Так общественные работы устраивали в продовольственные компании 1898 -

1899, 1908 -1909 гг. Наконец, в 1911 - 1912 годах общественные работы достигли небывалых ранее

размеров, так как неурожай охватил 20 губерний. Наши общественные работы, в

противоположность западноевропейским, носили исключительно сельскохозяйственный характер

и отличаются значительным разнообразием. Главнейшими видами их являются следующие

работы:

работы по водоснабжению и вообще гидротехнические, такие как: устройство плотин,

водохранилищ (каменных колодцев, котлованов, водосборных бассейнов и т.п.), работ по

накоплению снега на крестьянских пашнях, снегосборных щитов и т.п.;

работы по укреплению оврагов, песков, берегов рек, работы по спрямлению, расчистке и

углублению рек и озер;

дорожные работы по проведению проселков и лесных просек;

лесорубные и распилочные работы;

строительные работы, как, например: постройка хелбозапасных магазинов, школьных

зданий, учебных мастерских и т.п.;

работы по заготовке материалов для весенних работ (камня, дерева и т.д.);

7.6. Состояние и основные тенденции развития системы госдуарственного призрения в

конце ХIХ века.

Древнерусская благотворительность к концу XIX века сложилась в общероссийскую

систему солидных обществ, учреждений, обрела статус и организационное строение.

Определились три вида благодеяний: государственное, церковно-общественное и частное. Но эти

отдельные виды на практике не были отделены друг от друга жесткими границами, в результате

они дополняли и финансово поддерживали друг друга. Так один и тот же благотворитель мог

одновременно оказывать помощь как государственным, церковным и честным заведениям. Либо

частные благотворительные заведения входили в структуру общественно-церковных или

государственных ведомств. Равно как и государственно-управленческий аппарат поддерживал

организационно и часто и финансово церковно-общественные и частные заведения.

Благотворительность к концу XIX сложилась в общероссийскую систему солидных обществ,

учреждений, обрела статус и организационное строение.

Вот как современники характеризовали сложившуюся на этот период систему

благотворительности: «Современная благотворительность может быть охарактеризована как

крупный экономический и правовой институт, представляющий собой совокупность частью

государства, частью общественных учреждений, имеющих целью предохранить обедневших от

крайней нужды посредством вспомоществования, не требуя ничего в замен». Министерства и

ведомства, в ведении которых состояли благотворительные учреждения, делились на две группы:

1) ведомства, выполнявшие исключительно и преимущественно благотворительные задачи; 2)

ведомства, не имевшие специального благотворительного назначения. К началу ХХ века

социальное призрение осуществляли следующие органы:

Учреждения и общества Министерства внутренних дел (городские, земские, приказы

общественного призрения, частные общества).

Благотворительные учреждения состоящие под непосредственным покровительством

Императорского дома (Ведомство учреждений императрицы Марии, учреждения великой княгини

Елены Павловны)

Благотворительные учреждения Императорского Человеколюбивого общества.

`Попечительства о бедных разного ведомства (приходские попечительства,

Александровский комитет для призрения военных чинов).

В это время благотворительность стала образом жизни людей. На эту деятельность

смотрели как на задачу, миссию возложенную Богом. Говорили раз Бог дал богатство то он и

потребует отчета. Жертвовать –значило выполнять свои функции. К началу XX в. в России

складывается более или менее стройная структура обществ и благотворительных учреждений

различных типов:

1. Общества: Императорское Человеколюбивое общество; общества попечения о тюрьмах,

вспомоществования учащихся, посещения бедных, попечения о раненых и больных, дешевых и

бесплатных квартир, в пользу славян и т. п.

2. Ведомства и попечительства: Ведомство Учреждений императрицы Марии;

Попечительство о домах трудолюбия и работных домах; Алексеевский Главный комитет и др.

3. Богадельни: богоугодные заведения различных наименований (собственно богадельни,

особые военные богадельни, убогие дома, убежища и др.).

4. Детские учреждения: приюты, воспитательные дома, бесплатные школы,

исправительные учебные заведения, приюты и училища для больных детей (слепых, глухонемых,

увечных).

5. Приказы общественного призрения: сеть благотворительных и воспитательных

заведений (богадельни, приюты, больницы, школы и т. п.).

6. Приюты: ночлежные приюты, приюты для служащих, магдаленские убежища, вдовьи

дома.

7. Трудовая помощь: дома трудолюбия, работные дома, земледельческие и рабочие

колонии, тюремные патронаты и др.

8. Общественное питание: народные кухни, народные (бесплатные или дешевые)

столовые, пекарни.

9. Врачебная помощь: бесплатные и дешевые больницы, лечебницы для приходящих,

бесплатные аптеки.

Начинает разрабатываться методология подхода к социальной помощи. Появляются

первые научные исследования по проблемам социальной патологии, формы организации и

контроля нуждающихся в помощи по территориальному принципу, дифференцированный подход

к категориям призреваемых и развитие принципа «трудовой помощи». Важной чертой данного

периода стало зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных

работников. Имелись различные курсы, ставшие началом обучения кадров для социальных служб.

Появляется и такая форма социальной помощи, как «социокультурная анимация». В 1885

г. в Петербурге было основано «Общество устройства народных развлечений». Оно проводило

«трезвые и дешевые» спектакли, народные гуляния, концерты, танцевальные вечера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.