Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выполнение международного гуманитарного права




Лекция 13

Дополнительная

Основная

Международные и национальные суды

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций учредил два трибунала для судебного преследования в связи с некоторыми преступлениями, совершенными в бывшей Югославии и в Руанде, включая нарушения международного гуманитарного права. В 1998 году был учрежден Международный уголовный суд, под юрисдикцию которого попадают и военные преступления.

Эти факты свидетельствуют о позитивном сдвиге в деле активации усилий, направленных на предотвращение нарушений гуманитарного права и наказании лиц, виновных в их совершении. Тем не менее, международные суды вряд ли смогут полностью заменить суды национальные и устранить потребность в эффективном внутригосударственном уголовном законодательстве. Главная ответственность за обеспечение соблюдения международного гуманитарного права, предотвращение нарушений его положений и наказание лиц, виновных в его совершении, по-прежнему лежит на самих государствах. Полное соблюдение гуманитарного права может быть обеспечено лишь посредством принятия действенных мер на национальном уровне.

 

Документы:

1. Женевские Конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные Протоколы к ним МККК, 1994.

2. Международное право. Ведение боевых действий (Сборник Гаагских Конвенций и иных Соглашений) МККК, 1995.

 

Учебная литература

1. Международное гуманитарное право: учебник, доп. УМО РФ / под ред. А.Я. Капустина.— М.: Юрайт: Высшее образование, 2009.— 586с.

2. Пикте Жан. Развитие и принципы международного гуманитарного права: Курс, прочитанный в июле 1982 г. в Страсбургском ун-те в рамках информационной сессии, организованной Международным ин-том прав человека.— М.: МККК, Б.г.— 127 с.

3. Свинарски Кристоф. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека.— М.: МККК, 1997.— 72 с.

4. Гассер Ханс-Петер. Международное гуманитарное право. Введение.— М.: МККК, 1995.— 125 с.

 

1. Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А.Лукашева.— М.: Норма, 2007.— 464 с.

2. Крилль Франсуаза. Международное гуманитарное право о защите женщин.— М.: МККК, 1994.— 32 с.

3. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сб. статей.— М.: МККК, 1995.— 126 с.

4. Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве: Сборник статей и документов. — М.: Международный комитет Красного Креста, 1999.— 376с.

5. Буше-Сольнье, Ф. Практический словарь гуманитарного права / Ф. Буше-Сольнье.— М.: МИК, 2004.— 552с.

 

 

Гуманитарное право представляет собой свод норм и правил. К его главным договорам присоединились практически все страны мира. Однако присоединение к договорам – это лишь первый шаг. Требуются также усилия для претворения гуманитарного права в жизнь, для применения содержащихся в нем норм на практике.

Выполнение включает меры по обеспечению строгого соблюдения всех норм МГП. Но обеспечивать применение этих норм следует не только тогда, когда война уже началась. Существуют меры, которые должны приниматься за пределами зон конфликта, в мирное время, точно так же, как и во время войны. Эти меры призваны обеспечить:

· ознакомление с нормами МГП всего населения, включая гражданских лиц и военнослужащих;

· наличие соответствующих структур, административных мероприятий и персонала, необходимых для применения гуманитарного права;

· предотвращение нарушений гуманитарного права и, в случае необходимости, наказание за их совершение.

Принятие таких мер исключительно важно для обеспечения эффективного применения международного гуманитарного права.

Кто должен заниматься выполнением?

Разработка и осуществление мер по выполнению гуманитарного права является обязанностью каждого государства. Для принятия этих мер могут быть задействованы одно или несколько министерств, законодательные и судебные органы, вооруженные силы и другие государственные учреждения. Определенную роль могут также сыграть профессиональные объединения, учебные заведения, добровольные общества и Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Международное гуманитарное право, в частности, Женевские конвенции 1949 г., Дополнительные протоколы к ним 1977 г., а также Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г., определяют целый ряд мер, которые должны приниматься в целях обеспечения его выполнения.

Основными мерами являются:

1) подготовка переводов текста Конвенций и Протоколов на национальные языки;

2) как можно более широкое распространение текстов Конвенций и Протоколов и ознакомление с ними как военнослужащих, так и всего населения в целом;

3) пресечение любых нарушений Конвенций и Протоколов и, в частности, ввод в действие уголовного законодательства, необходимого для наказания за уголовные преступления;

4) обеспечение мер по опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством Конвенций и Протоколов;

5) предотвращение неправомерного использования эмблем красного креста и красного полумесяца, а также других эмблем и знаков, защита которых предусмотрена Конвенциями и Протоколами;

6) обеспечение во время вооруженного конфликта основных судебных гарантий;

7) набор и подготовка персонала, специализирующегося в области МГП, включая юридических советников в вооруженных силах;

8) создание и/или регулирование деятельности:

· Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, а также других добровольных обществ помощи;

· организаций гражданской обороны;

· национальных информационных бюро;

9) размещение военных объектов, разработка и применение оружия, а также методов и средств ведения войны с учетом требований МГП;

10) создание в случае необходимости санитарных зон, нейтрализованных зон, зон безопасности и демилитаризованных зон.

Статьи Конвенций и Протоколов, предусматривающие эти меры, указаны в приложении А к этим документам. Одни из этих предусматривают принятия соответствующих законов и нормативных актов, другие предполагают разработку и осуществление учебных программ, набор и/или обучение персонала, подготовку удостоверений личности и других документов и материалов, создание специальных структур и подразделений, планирование и ввод соответствующих административных процедур. Все эти меры представляют огромную важность для обеспечения эффективного выполнения гуманитарного права.

Как добиться осуществления этих мер?

Ключом к обеспечению эффективного выполнения МГП являются тщательное планирование и регулярные консультации. Во многих странах мира учреждены национальные комиссии по вопросам выполнения МГПили другие соответствующие органы, в работе которых принимают участие различные министерства, национальные организации, профессиональные объединения и другие учреждения, выполняющие определенные функции и имеющие опыт работы в этой области. Такие органы являются, как правило, эффективным и чрезвычайно ценным средством содействия выполнению МГП на внутригосударственном уровне. В некоторых странах помощь в выполнении МГП могут также оказывать Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Помимо мер по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права в зонах конфликта или на оккупированных территориях, государства должны принимать меры законодательного, нормативного и административного характера. Разработка и подготовка большинства из этих мер должны осуществляться в мирное время, точно так же, как и во время конфликта.

Россия, как участница договоров, относящихся к МГП, обязана без промедления принимать все необходимые меры для выполнения обязательств, предусмотренных конвенциями и другими международно-правовыми актами. Речь идет о введении в действие законодательства для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные военные преступления, а также об издании соответствующими органами документов по применению норм МГП.

 

Документы:

1. Женевские Конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные Протоколы к ним МККК, 1994.

2. Международное право. Ведение боевых действий (Сборник Гаагских Конвенций и иных Соглашений) МККК, 1995.

 

Учебная литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.