КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, отрасли и основные методы психологии
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Темы 1. Предмет, отрасли и основные методы психологии 2. Психика человека. Личность и ее структура 3. Понятие о сознании 4. Понятие о деятельности 5. Познавательные психические процессы – перцептивные 6. Познавательные психические процессы – когнитивные 7. Эмоциональная сфера личности 8. Волевая сфера личности 9. Понятие и типы темперамента 10. Характер, акцентуации характера 11. Общение: его содержание, цель, средства, функции, формы 12. Стороны общения и барьеры общения 13. Группа и ее структурная организация 14. Характеристика групповых процессов.
Психология (psyche - душа, logos - знание, учение, т.е. - «наука о душе».) – наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики человека. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них. Современная психология представляет собой развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений: · Общая психология – имеет общее значение для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. · Одним из разделов общей психологии является психология познавательных процессов -она изучает психические явления, с помощью которых человек познает себя и окружающий мир (ощущения, восприятия, внимание, воображение, память и мышление). · Возрастная психология изучает изменения, происходящие при переходе человека из одного возраста в другой. В т.ч. детская психология изучает развитие психики человека, сознания, психических процессов, деятельности, личности растущего человека, условия ускоренного развития. · Возможности самореализации человека и специфику его отношений к людям, целенаправленные действия и поведение изучает психология личности. · Кроме того, особенности психики животных изучает зоопсихология. · Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость. · Специальная психология – тесно связана с теорией и практикой обучения и воспитания, а также рассматривает психологические проявления человека в зависимости от конкретного вида его деятельности. · Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания. · Психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. · Инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. · Авиационная, космическая психология - анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. · Медицинская психология - изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. · Юридическая психология - изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, экспертиза), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. · Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Метод - это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Виды наблюдения: - сплошное, наблюдение, когда фиксируются все особенности и - выборочное, наблюдение, при котором обращается внимание только При использовании метода наблюдения необходимо соблюдать следующие требования: 1) предварительно намечать программу наблюдения с выделением 2) проводимые наблюдения не должны влиять на естественный 3) наблюдения одного и того же психического явления 4) наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности Метод самонаблюдения - наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта. Материалистическая психология не может ограничиваться тем, что говорит человек о себе на основе своих переживаний. Правильное понимаемое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни человека большую роль. Он может его установить: «Я забыл сделать то-то». Но это не дает ему ответа на вопросы: «Почему забыл?», «В чем сущность памяти?». Поэтому самонаблюдение, хотя и служит важным предметом психологического исследования, не может являться самостоятельным и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений. Формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель - выяснить ограниченный круг вопросов, труднодоступных непосредственному наблюдению. Она должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда требований: - необходимо заранее определить содержание беседы; - продумать план выяснения намеченного круга вопросов; - важно обеспечить хороший контакт с человеком (устранить, если - задаваемые вопросы должны быть понятными и продуманными; - во время беседы надо наблюдать за поведением человека и - не рекомендуется в процессе беседы делать записи. В психологии используются специально организуемые эксперименты. Психологический эксперимент - это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности. Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Лабораторный эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Он строится по принципу психологического моделирования этой деятельности, что позволяет в лабораторных условиях изучать какую-либо изолированную часть целостной деятельности с большой точностью регистрации и замеров и с необходимой степенью глубины и, главное, повторно. Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. В нем человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего, забывая, что он является объектом исследования. В практической психологии находит свое применение формирующий (обучающий ) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития. Методическим приемом является целенаправленное изменениеструктуры профессиональной деятельности. Смысл заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т.д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков. Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. В последнее время все большую популярность приобретает метод тестирования (от англ. - задача, проба). Применяя их можно получить относительно количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: - тест-опросник основан на системе заранее продуманных, - тест-задание предполагает оценку психологии и поведения - проективные тесты. Воснове их лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек, склонен приписывать другим людям. О психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Не все методы психологии нужны руководителю в его работе с персоналом, подчиненными. Он выбирает те из них, которые наиболее оправданы в конкретных условиях. С помощью методов психологической науки можно решать целый ряд важных практических задач. При этом необходимо к выбору и использованию методов подходить творчески, с учетом специфики деятельности.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |