Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика костюма исторического периода




Моду во все времена всему миру задавала Франция и середина 18 века не исключение. Как раз в это время происходит утверждение нового стиля в искусстве – рококо.

Стиль рококо утверждается в архитектуре интерьеров, живописи, прикладном искусстве. Для него характерно отсутствие глубокого идейного содержания, стремление к уходу от действительности в мир легких иллюзий, изысканных утонченных переживаний, прихотливая орнаментальность формы, отличающаяся асимметричностью и сложностью извилистых линий. Это наложило свой отпечаток и на изменения в костюмах. Помпезность и торжественность сменились капризом и прихотью, асимметрия победила правильность линий. Импровизированные и свободно развевающиеся платья барокко как бы опали и приобрели более определенные формы, детали костюма уменьшились и стали более изысканными.

Мода рококо отражает тенденции своей эпохи, может быть, даже более выразительно, чем мода минувших времен. Украшение платья и общий его вид приспособились к декоративной склонности той эпохи: с помощью тканей тогда сумели «соединить» природу и человека. Так, природа, проникающая во дворцы через окна салонов, была спроектирована на материалы и прически, из которых воспроизводились деревья, цветы, фонтаны, и даже садовая архитектура.

В костюме 18 века, прежде всего, изменяется ассортимент тканей. Наряду с использованием в нарядной и придворной одежде шелка, бархата, парчи, атласа все большее распространение получают тонкая шерсть, сукно, хлопчатобумажные ткани.

Цветовая гамма – светлая, мягкая, слабо насыщенная: розовый, голубой, салатный, лимонный, перламутровый. Черный цвет используется только как траурный, белый – как фон для узоров.

В конце века цветовая гамма становится более темной, приглушенной: коричневой и серой во всех оттенках, свекольный, бордо, фиолетовый, темно-синий, зеленый, оливковый. В орнаментации тканей преобладают цветочные узоры. Сирень, жасмин, ветки цветущих яблонь, вишен, полевые цветы непринужденно размещались по всей поверхности ткани, переплетаясь с извилистыми линиями лент, кружев, полос. Остается в моде орнамент трельяж в виде мелкого растительного узора.

Однако в покрое одежды рококо не наблюдается никаких заметных перемен. Все модные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху, приняты рококо, которое обогатило их новым содержанием.

В одежде рококо, сильно обнажающей тело, уделяется большое внимание нижнему белью - женщины носят белые чулки, как мужчины, но иногда также и пестрые. Нижнее белье теперь является настоящим произведением искусства, шелковое, украшенное золотом и серебром, богатыми вышивками и кружевной отделкой. Декольте позволяло видеть рубашку с кружевной оторочкой. Нижняя юбка стала не только дополнением и укреплением верхней юбки, теперь она играет важную роль и при ходьбе, т. к. может быть видна. Поэтому её богато украшают лентами, кружевными фестонами, воланами. С богатством нижнего одеяния связаны и обычные утренние церемониалы, которые имели место не только у коронованных особ, но и в мещанских домах, где принимали участие кавалеры.

Под корсетом и панье носили тонкую белую рубашку, расшитую шёлком, шитьём и кружевами. Поверх рубашки, корсета и панье надевали выходную шёлковую или парчовую юбку, а иногда и две, но так чтобы верхняя, пышно декорированная, не полностью закрывала нижнюю, украшенную рюшами или оборками. Корсет (термин «корсет» появился только в XIV веке) скрывался лифом на шнуровке, к нему же были пришиты узкие рукава в три четверти, край которых украшали каскадом роскошных кружев разной ширины в виде воронки, которая именовалась « Пагода ». Согласно рисунку 10.

 

Рисунок 10 - Корсет « Пагода »

Этот период «пострадал» с точки зрения внешнего блеска и роскоши, но зато его отличает грациозность и легкость платья. Во Франции снова появляются платья барокко на обручах. Они имеют куполообразную форму, такую же, как архитектура костелов; юбки стали шире, чем в период регентства. Основу юбки составляли железные прутья, которые обтягивались полотном.

Возникают новые виды одежды, которые становятся составной частью придворной моды. Основным видом этой одежды становится манто (manteau). Возникает целый ряд такого рода верхней одежды; одной из них, много раз изображенной на картинах Ватто, является кунтуш (contouche), богато присборенный в виде мягких складок на спине, иногда продолженный до шлейфа. С течением времени свободный контуш видоизменился в одежду, имеющую форму фигуры и получившую различные названия, например — адриен, олландэз, левит. Платье-контуш представлено на рисунке 11.

Рисунок 11 - Платье-контуш

Вторым новым и ставший очень популярным, был фасон платьев с укороченной впереди юбкой, обычно чуть ниже колен, с рукавами той же длины - до локтя (что дало широкое распространение муфтам) распашные с завязками из лент на груди. Стали модны также платья в виде плащей, с рукавами и без них.

Наиболее полным воплощением черт рококо является костюм второй половины 18 века. В костюме значительно уменьшаются детали и усложняется декор. Такое платье называется « Полонез ». Его обильно отделывали оборками, рюшами, всевозможными кружевами, цветами и выполнялось оно из более тонких и мягких тканей с мелким узором показан на рисунке 12.

 

Рисунок 12- Платье « Полонез »

Перчатки без пальцев – митенки, были популярны весь 18век. Наиболее распространённым типом митенок был такой, когда большой палец отделялся от других четырёх пальчиков, а тыльную сторону ладони прикрывал треугольный клапан. Согласно рисунку 13.

Рисунок 13 - Перчатки без пальцев

Английское чувство меры и элегантности все же берет верх над устоявшимися традициями рококо, и в моде Франции появляются более скромные, строгие и простые формы. Их так и называют «англез» в противоположность близким рококо «франсез». Прежде всего, эти формы расстаются с панье и создают изогнутый профильный силуэт с помощью полисона. Платье «англез» состоит из облегающего лифа и прямой сборчатой юбки.

В одежде рококо, сильно обнажающей тело, уделяется большое внимание нижнему белью – женщины теперь носят белые чулки, как мужчины, но иногда также и пестрые. Нижнее белье теперь является настоящим произведением искусства, шелковое, украшенное золотом и серебром, богатыми вышивками и кружевной отделкой. Декольте позволяло видеть рубашку с кружевной оторочкой. Нижняя юбка стала не только дополнением и укреплением верхней юбки, теперь она играет важную роль и при ходьбе, т. к. может быть видна. Поэтому её богато украшают лентами, кружевами и воланами. Женское платье, вошедшее в моду в конце 18 века представлено на рисунке 14.

Рисунок 14 – Платье «англез». Франция, конец 18 века

Большое значение придается также мелким дополнениям к одежде. К ним относится веер, который был необходимой частью умения кокетничать, сумочка помпадур для бесчисленных косметических мелочей, перчатки и муфта. В то время очень увлекались лентами, которые украшали одежду сверху донизу, а также цветами, искусственными и живыми. До этого времени искусственные цветы изготовлялись, в основном, в монастырях для украшения храмов, теперь же во Франции возникает обширное производство искусственных цветов как модного дополнения к одежде.

Туфли маленькие и изящные, как и вообще весь костюм; они с глубоким вырезом, у них увеличен каблук, хотя в обществе носят, главным образом, мягкие и низкие туфли, вроде домашних тапок. Туфли, по большей части, изготовлялись из простого материала либо из шелка, но некоторые были богато вышиты, украшены лентами, пряжками и даже драгоценными камнями, что как нельзя лучше отражает роскошь и вычурность стиля рококо. Туфли представлены на рисунке 15.

Рисунок 15– Туфли. Франция

Дамы маленького роста носили особые башмаки – патены – на подставках-платформах. Модницы постепенно уменьшали количество материала, шедшего на туфли, все больше обнажая ногу. К середине века закрытыми оставались лишь кончики пальцев и узенькая полоска вдоль подошвы. Ни пряжки, ни пуговицы тут прикрепить уже было некуда. А закончился век и вовсе сандалиями и туфлями на плоской мягкой подошве, повторяющей форму стопы, с ремнями и лентами, обвивавшими голень.
1.3 История развития прически

О прическах прошлых столетий мы можем судить по многим произведениям искусства: живописным полотнам, скульптуре, мозаике, по описаниям в художественной литературе, поэзии.

Впрочем, прическа не всегда выражала вкусы ее обладателя. Модные прически во все времена пользовались вниманием окружающих. Как бы ни критиковали силуэты новых причесок, но, по времени, многие все же начинали им подражать. Мода вступала в свои права.

Господствующие классы во все времена стремились внешним видом подчеркнуть свое положение в обществе. Знатные вельможи специально придумывали сложные и вычурные, не всегда удобные по форме прически, чтобы отличаться от народа, занятого тяжелым трудом. Экстравагантные прически носили богатые бездельники. Так, в угоду аристократкам во Франции в 18 веке, был изобретен огромный каркасный пудреный парик, достигавший 50-70 см в высоту. Парикмахеры не довольствовались обыкновенными украшениями, а оформляя парики, прибегали даже к бутафории, это дало рождение новому стилю в искусстве – рококо. В женских прическах стиля рококо, основной отличительной особенностью является применение каркасов, высокие формы. В прически часто вставляются миниатюрные фигурки людей, животных, птиц; любили применять цветы, перья, брошки.

В 30-е годы 18 века появился новый силуэт прически – «яйцевидный». Плотные ряды параллельно уложенных буклей шли от уха до уха через темя. На затылке укреплялся плоский шиньон, который в это время вновь входит в моду. Иногда около уха завивали и спускали на плечи один или два длинных локона. Прическу украшали цветам, иногда в дополнение к таким прическам применялись ленты, перья. Прически «яйцевидной» формы, чаще были выполнены на волосах светлых оттенков: белый, кремовый, песочный. Прически стиля рококо начала 30-х годов 18 века представлены на рисунке 16.

Рисунок 16 – Прическа Франции 30-х годов 18 века

Однако уже в 70-е годы прически представляют собой целые сооружения высотой от 50 до 100 см, возведением которых по несколько часов занимаются искусные парикмахеры-куафёры. Настала эпоха парикмахерских безумств, ознаменованная появлением прически "Цветы королевы", украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия.

Творчество виртуоза парикмахера и шляпника Леонара Отьё по прозвищу Боляр - «Великолепный» и неуёмная фантазия королевы Марии-Антуанетты дали миру такие шедевры, как «Взрыв чувствительности», «Сладострастная», «Тайная страсть». В сравнении с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. В них находили отражение международные события, успехи в технике. Причёски представлены на рисунке 17.

Рисунок 17 - Причёски 70-х годов

Головные уборы, конечно же, существовали самостоятельно. Целое направление в создании шляп, придумал знаменитый маэстро: «шляпы настроения», - так назывались причудливые сооружения, вписанные в не менее причудливые причёски изысканных дам. Они предназначались для выражения тайных мыслей и чувств особы, надевшей такую шляпку, как представлено на рисунке 18.

Рисунок 18 - Головные уборы 18 века

На сегодняшний день высокие прически уже не столь актуальны, но на конкурсах парикмахерского искусства все чаще видишь мастеров отдавших свое предпочтение фантазийным прическам с использованием постижерных изделий. Это чаще исторические прически. Сегодня это уже не те замысловатые прически с пудрой и помадой, это яркие, насыщенные различными цветами радуги произведения искусства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.