Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страхование от несчастного случая на производстве




Лекция 8

Согласно ст. 5 Закона "все работники «…подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности".

Страхование осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются законодательством о страховании от несчастных случаев и состоит из Основ законодательства Украины об обязательном государственном страховании, Закона о страховании, Кодекса законов Украины о труде, Закона Украины "Об охране труда" и других нормативно-правовых актов.

Основным является закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности" введенный сделаю с 01.04.2001 года.

Данный Закон в соответствии с Конституцией Украины и Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании определяет правовую основу, экономический механизм и организационную структуру социального страхования граждан нашей страны.

С помощью данного закона осуществляется социальная защита, охрана жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.

Основными заданиями страхования согласно ст. 1 являются:

• проведение профилактических мер, направленных на устранение опасных и вредных производственных факторов;

• предупреждения несчастных случаев и профзаболеваний, вызванных условиями труда;

• восстановление здоровья и работоспособности потерпевших на производстве от несчастных случаев или профзаболеваний;

• возмещение материального и морального ущерба застрахованным и членам их семей.

К основным принципам страхования от несчастных случаев отнесены:

- паритетность государства, представителей застрахованных лиц и работодателей в управлении страхованием от несчастного случая;

- своевременное и полное возмещение вреда страховщиком;

- обязательность страхования от несчастного случая лиц, которые работают на условиях трудового договора (контракта) или других основаниях, предусмотренных законодательством о труде, а также добровольности такого страхования для лиц, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, и граждан - субъектов предпринимательской деятельности;

- предоставление государственных гарантий реализации застрахованным гражданам своих прав;

- обязательность оплаты страхователем страховых взносов;

- формирование и расходование страховых средств на солидарной основе;

- дифференцирование страхового тарифа с учетом условий и состояния безопасности труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на каждом предприятии;

- экономическая заинтересованность субьектов страхования в улучшении условий и безопасности труда;

- целевое использование средств страхования от несчастного случая.

Принципиальным при страховании является определение субъектов и объектов страхования. В данном случае объектом страхования от несчастного случая является жизнь застрахованного, его здоровье и работоспособность. Субъектами страхования являются застрахованные граждане (в отдельных случаях - члены их семей, страхователи и страховщик).

Обычно страхуется физическое лицо, в интересах которого осуществляется страхования. Страхователем является работодатель, а страховщиком - Фонд социального страхования от несчастных случаев.

При этом действие Закона о страховании от несчастных случаев в обязательном порядке распространяется на все лица наемного труда:

• граждан, которые работают по трудовому договору (контракту) на предприятиях и в организациях всех форм собственности;

• учеников, студентов, аспирантов, привлеченных к работам во время или после занятий, в период прохождения производственной практики;

• лиц, которые содержатся в исправительных, врачебно-трудовых, воспитательно-трудовых заведениях и привлекаются к трудовой деятельности на производстве этих учреждений или на других предприятиях за специальными договорами.

Застрахованным считается и ребенок, что родился инвалидом в результате полученной в период беременности травмы или профзаболевания его матери. Такой ребенок, в соответствии с медицинским заключением, считается застрахованным до 16 лет или к окончанию учебы, но не более чем к достижению им 23 лет.

Следует отметить, что работник становится субъектом социального страхования от несчастных случаев с момента заключения трудового договора или подписания контракта (даже при отсутствии согласия или заявления работника).

Субъекты предпринимательской деятельности, лица, которые работают самостоятельно, священнослужители и лица, которые работают в религиозных организациях на выборных должностях, могут застраховаться добровольно. В этом случае начало срока страхования считается со дня, который наступает за днем принятия заявления, при условии оплаты страхового взноса. Страхование прекращается, если страховой взнос в Фонд социального страхования не перечислен в течение трех месяцев со дня представления заявления.

Все застрахованные лица являются членами Фонда социального страхования от несчастных случаев (в дальнейшем - "Фонд").

Регистрация страхователей в рабочем органе исполнительной дирекции Фонда проводится:

•страхователей - юридических лиц - в десятидневный срок с момента получения удостоверения о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

•страхователей - физических лиц - в десятидневный срок после заключения трудового договора (контракта) с первым из нанятых рабочих.

Факт регистрации страхователя страховщиком удостоверяется страховым удостоверениям, установленной Фондом формы.

При добровольном страховании от несчастных случаев срок страхования начинается со дня, который наступает за днем подачи заявления при условии оплаты страхового взноса.

Застрахованным лицам выдается удостоверение об общеобязательном государственном социальном страховании, которое является единственным для всех видов страхования; удостоверение - документ строгой отчетности.

Проведение процесса страхования невозможно без определения таких ключевых понятий как " страховой риск " и " страховой случай ". В данном случае под "страховым риском" понимаются обстоятельства, в результате которых возможен страховой случай.

"Страховым случаем" является несчастный случай на производстве или профзаболевания, которые повлекли застрахованному профессионально предопределенную физическую или психическую травму в результате обстоятельств, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, с наступлением которых возникает право застрахованной личности на получение материального обеспечения и/или социальных услуг. Следует отметить, что страховым случаем является и несчастный случай или профзаболевание, случившееся в результате нарушения правил и норм самим потерпевшим, то есть и в этом случае страхователь не освобождается от выполнения обязанностей перед потерпевшим.

Основанием для оплаты потерпевшему расходов на медицинскую помощь, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, а также страховых выплат является акт расследования несчастного случая или, соответственно, профессионального заболевания установленной формы.

В отдельных случаях, при наличии основания, Фонд своим решениям может определить "страховым" несчастный случай даже тогда, оли он не внесен в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины, или профзаболевание, если на момент принятия решения медицинская наука имеет новые данные, которые дают основание считать это заболевание профессиональным.

Необходимо отметить еще одно важное обстоятельство. Все виды социальных выплат и услуг, предвиденные данным законом, будут предоставляться застрахованному и членам его семьи независимо от того, зарегистрированно предприятие, на котором он работает, в Фонде социального страхования от несчастных случаев или нет.

1. Управление страхованием от несчастных случаев

Страхование от несчастных случаев осуществляет Фонд - некомерческая самоуправляющая организация, которая действует на основании устава, утверждаемого его правлением.

Фонд является юридическим лицом, имеет свою печать и эмблему; его местонахождение - г. Киев.

Управление Фондом на паритетном основании осуществляется государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

Непосредственное управление Фондом осуществляет его правление и исполнительная дирекция.

В состав правления Фонда включаются представители отмеченных выше сторон: государства, застрахованных лиц, работодателей. При этом представители государства назначаются Кабинетом Министров Украины, а представители застрахованных лиц и работодателей избираются объединениями профсоюзов и работодателей, которые имеют статус всеукраинских.

От каждой из сторон избирается в состав правления Фонда по 15 членов правления Фонда с правом решающего голоса и по 5 их дублеров, которые, в случае отсутствия членов основной группы, исполняют их обязанности по решению председателя правления Фонда.

Правление Фонда избирается на шестилетний срок. Срок полномочий его членов заканчивается в день первого заседания вновь образованного правления.

Из числа своих членов правление Фонда избирает председателя и двух его заместителей сроком на два года. При этом обеспечивается поочередное представительство на этих должностях каждой из представительских сторон.

Правление:

- назначает директора исполнительной дирекции Фонда и его заместителей;

- для решения наиболее важных заданий создает на паритетных принципах постоянные и временные комиссии по вопросам профилактики несчастных случаев, выполнения бюджета, назначения пенсий и тому подобное;

- ежегодно готовит предложения относительно по отраслевым тарифам взносов на социальное страхование от несчастных случаев, а также утверждает:

• устав Фонда и изменения к нему;

• регламент работы правления Фонда;

• годовые бюджеты Фонда, отчеты об их выполнении, порядке использования средств бюджета и средств резерва Фонда;

• положение об исполнительной дирекции Фонда и ее структуре;

• численность исполнительной дирекции Фонда, должностные оклады ее работников и административных расходах Фонда;

• годовые программы работ и отчеты об их выполнении;

• Положение о службе страховых экспертов из охраны труда;

• Положение о порядке использования средств лечебно-профилактическими, учебными и вторыми учреждениями, которы предоставляют Фонду социальные услуги, и контроль за их целевым использованием;

• Положение о предоставлении Фондом на безвозвратной основе финансовой помощи предприятиям для решения особенно острых проблем по охране труда;

• Инструкцию о порядке перечисления, учете и использовании страховых средств, согласованную с Национальным банком Украины и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, другие нормативные документы, которые регламентируют внутреннюю деятельность Фонда.

Правление Фонда проводит свои заседания поутвержденному плану, но не реже двух раз в год. Следует отметить, что члены правления Фонда исполняют свои обязанности на общественных началах. Заседание правления Фонда считается правомочным, если присутствуют две трети состава каждой представительской стороны, а решение правления считается принятым, если за него проголосовало больше половины собравшихся. В случае равного распределения голосов голос председателя правления Фонда решает. Решение правления Фонда, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми страхователями и застрахованными.

Практическим решением отмеченных выше вопросов занимается исполнительная дирекция Фонда во главе с директором, который входит в состав правления Фонда с правом совещательного голоса. Рабочим органом исполнительной дирекции Фонда являются ее управления, размещенные во всех регионах страны. Материально-техническое обеспечение Фонда осуществляется за счет средств, которые поступают в Фонд. За счет этих же средств формируется и имущество Фонда.

3.2. Обязанности Фонда социального страхованияот несчастных случаев

В случае наступления страхового случая Фонд обязан, в соответствии со ст. 21 Закона о страховании от несчастных случаев, в установленном законодательством порядке оказать социальные услугии провести соответствующие выплаты:

1. Своевременно и в полном объеме возместить вред, нанесенный работнику в результате повреждения его здоровья или в случае его смерти, виплачивая ему или лицам, которые находились на его содержании.

2. Организовать похороны умершего, возместить стоимость связанных с этим ритуальных услуг в соответствии с местными условиями.

3. Способствовать созданию условий для своевременного представления квалифицированной первой неотложной помощи потерпевшему от несчастного случая, скорой помощи при необходимости его госпитализации, ранней диагностики профессионального заболевания.

4. Организовать целенеправленное и эффективное лечение потерпевшего в собственных специализированных и лечебно-профилактических заведениях или на договорной основе в других лечебно-профилактических заведениях с целью самого быстрого возобновления здоровья застрахованного.

5. Обеспечить потерпевшему вместе с соответствующими службами здравоохранения по назначению врачей полный объем постоянно доступной рационально организованной медицинской помощи.

6. Провести все необходимые меры для поддержки повышения и возобновления работоспособности потерпевшего.

7. Обеспечить в соответствии с медицинским заключением домашний уход за потерпевшим, помощь в ведении домашнего хозяйства (или компенсировать ему соответствующие расходы), способствовать потерпевшему, который проживает в общежитии, в получении изолированного жилья.

8. В соответствии с выводом врачебно-консультационной комиссии (данные - ВКК) или медико-социальной экспертной комиссии (дальше - МСЭК) проводить учебу и переквалификацию потерпевшего в собственных учебных заведениях или на договорной основе в других заведениях переобучения инвалидов, если в результате повреждения здоровья или нанесения моральных убытков потерпевший не может производить бывшую работу; трудоустраивать лица со сниженной работоспособностью.

9. Организовать рабочие места для инвалидов самостоятельно или вместе с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления или с другими заинтересованными субъектами предпринимательской деятельности; компенсировать при этом расходы производства, которые не покрываются средствами от сбыта выработанной продукции за счет Фонда.

10. В случае неотложной потребности оказывать инвалидам разовую денежную помощь, помощь в решении социально-бытовых вопросов, за счет страхователей или по решению исполнительной дирекции Фонда и его региональных управлений - за счет Фонда.

11. Выплачивать за потерпевшего взносы на медицинское и пенсионное страхование.

12. Организовывать привлечение инвалидов к участию в общественной жизни.

Фонд осуществляет согласно ст. 22 Закона о страховании профилактику несчастных случаев по таким направлениям:

1) предоставляет страхователям необходимые консультации, способствует в создании ими и реализации эффективной системы управления охраной труда;

2) участвует:

• в разработке центральными органами исполнительной власти национальной и отраслевой программ улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды и их реализации;

• в учебе, повышении уровня знаний работников, которые решают вопрос охраны труда;

• в организации разработки и производства средств индивидуальной защиты работников;

• в проведении научных исследований в сфере охраны труда и медицины труда;

3) проверяет состояние профилактической работы и охраны труда на предприятиях, участвует в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельными последствиями и с возможной инвалидностью, а также профессиональных заболеваний;

4) ведет пропаганду безопасных и безвредных условий труда, организует производство тематических кинофильмов, радио- и телепередач, выдает и распространяет нормативные акты, учебники, журналы, другую специальную литературу, плакаты, памятки тому подобное по вопросам социального страхования от несчастного случая и охраны труда. Зметою выполнения этих функций Фонд создает свое издательство с соответствующей полиграфической базой;

5) участвует в разработке законодательных и других нормативных актов по охране труда;

6) изучает и распространяет позитивный опыт по созданию безопасных и безвредных условий труда;

7) оказывает предприятиям на безвозвратной основе финансовую помощь для решения особенно острых проблем по охране труда;

8) производит другие профилактические работы.

Выполнение уставных функций и обязанностей Фонда возложено на страховых экспертов по охране труда, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о службе страховых экспертов по охране труда, профилактику несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Фонд осуществляет координацию всей страховой деятельности, связанной с охраной труда. Финансирование страховых выплат, социальных услуг и профилактических мер проводятся Фондом за счет его средств. Фонд обеспечивает финансирование мероприятий, предусмотренных национальной, отраслевыми, региональными программами улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, планами научных исследований по охране и медицине труда, учебы и повышения квалификации соответствующих специалистов по вопросам охраны труда, организации разрабатывания и производства средств коллективной и индивидуальной защиты работников; разработки, издания, распространения нормативных актов, специальной литературы, а также других профилактических мер в соответствии с заданиями страхования от несчастных случаев.

Надзор за деятельностью Фонда осуществляет наблюдательный совет, который состоит из 15 человек, - по 5 представителей от государства, застрахованных лиц и работодателей. Они работают на общественных началах. Срок их полномочий - 6 лет. Глава наблюдательного совета избирается на один год из состава членов совета.

Законом о социальном страховании от несчастных случаев определены права и обязанности членов наблюдательного совета, порядок ее работы.

Государственный надзор в сфере страхования от несчастных случаев осуществляют специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти; направляет и координирует их роботу Кабинет Министров Украины. Целью надзора является контроль за выполнением страхователями и Фондом действующего законодательства.

3.3. Возмещение вреда, причиненного застрахованному повреждением его здоровья

Согласно ст. 9 Закона о страховании "возмещения вреда, причиненного работнику в результате повреждения его здоровья или в случае смерти работника, осуществляется Фондом социального страхования от несчастных случаев в соответствии с Законом о страховании.

Работодатель может за счет собственных средств осуществлять потерпевшим и членам их семей дополнительные выплаты в соответствии с коллективным или трудовым договором.

Кроме того, согласно ст. 26 Закона "работодатель обязан возместить убытки, нанесенные нарушением требований по охране труда другим юридическим, физическим лицам и государству, на общих основаниях, предусмотренных законом".

Возмещение вреда - один из институтов гражданского права, которому посвященная гл. 40 Гражданского кодекса Украины "Обязательства, которые возникают как следствие нанесенного вреда". В этой главе определены не только общие основания ответственности за нанесенный вред, но и ответственность:

• за повреждение здоровья и смерть гражданина, за которые виновный обязан выплачивать страховые взносы (ст. 456 Гражданского кодекса Украины)

• за повреждение здоровья и смерть гражданина, за которые виновный не обязан выплачивать страховые взносы (ст. 457 Гражданского кодекса Украины);

• за вред, нанесенный источником повышенной опасности (ст. 450 Гражданского кодекса Украины).

• кроме того, Гражданским кодексом Украины (ст. 454) установлен порядок учета вины потерпевшего и имущественного состояния лица, которое нанесло вред.

Возмещение вреда, причиненного застрахованному путем повреждения его здоровья, происходит в виде страховых выплат.

Страховые выплаты - это денежные суммы, которые, согласно ст. 21 Закона о социальном страховании, Фонд выплачивает застрахованному или лицам, которые имеют на это право, при наступлении страхового случая.

В состав отмеченных сумм входят:

1) страховые выплаты потерянного заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени потери потерпевшим профессиональной работоспособности (дальше - ежемесячная страховая выплата);

2) страховые выплаты в установленных случаях одноразовой помощи потерпевшему (членам его семьи и лицам, которые находились на содержании умерших);

3) страховые выплаты пенсий по инвалидности потерпевшему;

4) страховые выплаты пенсий в связи с потерей кормильца;

5) страховые выплаты на ребенка, который родился инвалидом в результате травмы на производстве или профессионального заболевания его матери во время беременности;

6) страховые выплаты на медицинскую и социальную помощь.

В случае наличия морального убытка платятся страховые выплаты за моральный ущерб, максимальный размер которого на сегодняшний день составляет 200 минимальных зарплат, установленных на день выплаты (ст. 34 Закона о социальном страховании).

Перечисление сумм ежемесячных страховых выплат и расходов на медицинскую и социальную помощь происходит в случаях:

1) изменения степени потери профессиональной работоспособности;

2) изменения состава семейства умершего;

3) повышение размера необлагаемого налогом налогом минимума доходов граждан и минимальной зарплаты в порядке, определенному законодательством;

4) повышение тарифных ставок, должностных окладов работников предприятий.

Следует отметить, что степень потери потерпевшим общей и профессиональной работоспособности устанавливается МСЭК при участии Фонда. При этом устанавливаются не только ограничения уровня жизнедеятельности потерпевшего, но и определяются необходимые виды медицинской и социальной помощи.

Внеочередная экспертиза проводится по заявлению потерпевших, других заинтересованных лиц, суда или прокуратуры.

В период профессиональной реабилитации (учеба или переквалификации по индивидуальной программе реабилитации) Фондом ежемесячно проводятся страховые выплаты в размере среднемесячного заработка (длительность реабилитации определяется соответствующей программой).

В случае временного перевода потерпевшего на более легкую работу его среднемесячный заработок, сохраняется до полной реабилитации или к переходу на инвалидность, устанавливается по желанию потерпевшего, исходя из размера его заработка за двенадцать или три полных календарных месяца работы до повреждения здоровья. Однако сумма ежемесячных страховых выплат, установленная в соответствии со степенью потери профессиональной работоспособности, не должна превышать среднемесячный заработок, который потерпевший имел доповреждения здоровья.

Фондом финансируются и расходы на медицинскую и социальную помощь, включая дополнительное питание, приобретение лекарств, специальный медицинский, постоянный посторонний присмотр, бытовое обслуживание, протезирование, санитарно-курортное лечение, приобретение специальных средств передвижения и тому подобное, если потребность в них установлена МСЭК.

Фонд оплачивает все расходы на лечение потерпевшего, если заболевание (случай временной потери работоспособности) возникло как следствие несчастного случая или профзаболевания.

Пенсии и другие формы расходов в связи со смертью потерпевшего финансируются Фондом в соответствии с действующим законодательством. Виды оплаты труда, которые учитываются при определении среднемесячного заработка, определяются в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.

В случае повторного повреждения здоровья среднемесячный заработок, по желанию потерпевшего, вычисляется за соответствующие периоды, которые предшествовали первому или второму повреждению здоровья. Степень потери профессиональной работоспособности определяется МСЭК за совокупным результатом.

Индексация суммы страховой выплаты проводится в соответствии с_действующим законодательством.

3.4. Порядок рассмотрения дел о страховых выплатах

Основанием для рассмотрения Фондом дел о страховых выплатах является:

• акт расследования несчастного случая или случая профзаболевания;

• выводы МСЭК о степени потери профессиональной работоспособности или копия свидетельства о смерти потерпевшего;

• решение о возмещении морального (неимущественного) вреда;

• документ о необходимости предоставления дополнительных видов помощи.

В случае потери кормильца Фондом должно быть принято решение о выплатах в трехдневный срок с момента подачи заявления (обращение заявителя).

Другие дела рассматриваются Фондом в десятидневный срок (не считая дня подачи необходимых документов). Решения оформляются постановлением, в котором определяются лица, которые имеют право на страховые выплаты, размеры выплат на каждого члена семейства и их сроки.

Если принято решение об отказе в выплатах, то это решение должно быть соответствующим образом обосновано.

Фонд может отказать в страховых выплатах в таких случаях:

І) умышленные действия потерпевшего, направленные на создание условий для наступление страхового случая;

2) подача работодателем или потерпевшим ошибочной информации о страховом случае;

3)осуществление застрахованным умышленного преступления, которое привело к наступлению страхового случая;

4) несчастный случай не связан с производством. Прекращение страховых выплат и предоставление социальных услуг возможно в таких случаях:

1) на срок проживания потерпевшего за рубежом;

2) на период пребывания потерпевшего на государственном содержании, при условии, что часть выплат, которая превышает стоимость такого содержания, передается лицам, которые находятся на содержании потерпшого;

3) выплаты назначены на основании ошибочных данных; страховой случай возник в результате умышленного нанесения травмы;

4) потерпевший уклоняется от медицинской или профессиональной реабилитации, не выполняет правил, связанных с установлением или пересмотром обстоятельств страхового случая, или нарушает правила поведения, установленный для него режим, который препятствует его выздоровлению;

5) в иных случаях, предвиденных законодательством.

Если же на содержании потерпевшего находятся члены семьи, которые проживают на территории Украины, выплаты в случаях, отмеченных в пунктах 1-5, не прекращаются, а лишь уменьшаются на величину к 25% от всей суммы выплат.

Следует отметить, что налогообложение страховых выплат осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Порядок и сроки проведения страховых выплат

Страховые выплаты проводятся ежемесячно в дни, установленные Фондом,:

• потерпевшим - со дня потери работоспособности в результате несчастного случая или установления профзаболевания;

• лицам, которые имеют право на выплаты в связи со смертью кормильца, - со дня смерти потерпевшего, но не раньше дня возникновения права на выплаты.

Одноразовая помощь выплачивается в месячный срок со дня определения МСЭК стойкой потери профессиональной работоспособности, а в случае смерти потерпевшего - в месячный срок из дня смерти застрахованного лицам, шо имеют на это право.

Страховые выплаты проводятся в течение срока, на которы МСЭК или ВКК установленна потеря работоспособности в связи со страховым случаем, а финансирование дополнительных расходов - в период, на который определенная потребность в них.

Если по вине Фонда потерпевшему не определена или не выплачена сумма страховой выплаты, то эта сумма выплачивается без ограничения срока и подлежит корректировке в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги в соответствии со ст. 34 Закона Украины "Об оплате труда".

Если потерпевший оказался в местах лишения свободы, суммы страховых выплат перечисляются на специальный счет и выплачиваются ему после освобождения, а лица, которые находятся на содержании потерпевшего, получают выплаты в установленном порядке.

В случае выезда потерпевшего на постоянное местожительство за пределы Украины, суммы страховых выплат переводятся Фондом по его адресу в порядке, предвиденном межгосударственными соглашениями.

Копии решений Фонда или суда о назначении страховых выплат, заявления потерпевших или заинтересованных лиц со всеми необходимыми документами хранятся Фондом.

Через два года после остановки страховых выплат отмеченные выше документы передаются в архив для постоянного хранения.

3.6. Права и обязанности застрахованного и работодателя как страхователя

Согласно ст. 43 Закона о страховании от несчастного случая застрахованный имеет право участвовать в управлении страхованием от несчастных случаев (на выборной основе), то есть быть полноправным их представителем; участвовать в расследовании страхового случая.

Если же несчастный случай состоялся с застрахованным лицом, то он имеет право на услуги медицинской и профессиональной реабилитации, включая сохранение рабочего места, учебы или переквалификацию (если общая длительность реабилитации не превышает двух лет); на возмещение расходов на проезд к месту лечения или учебы и назад, расходов на жилье и питание, транспортировку багажа и проезд лица, что его сопровождает; на услуги социальной реабилитации (приобретение протезов, автомобиля, помощь в ведении домашнего хозяйства), а также получения (бесплатно) от Фонда разъяснений по вопросам социального страхования от несчастных случаев.

В случае гибели потерпевшего члены его семьи имеют право на получение от Фонда страховых выплат и услуг, связанных с ритуальными действиями.

Однако застрахованный имеет не только права, но и обязанности перед фондом (ст. 44). Так, например, он обязан знать и выполнять требования законодательных и других нормативно-правовых актов по охране труда, исполнять обязанности, предвиденные коллективным договором. Лечиться потерпевший должен в лечебно-профилактических учреждениях или у медицинских работников, определенных Фондом (с ними Фонд имеет договор). В период лечения он обязан четко выполнять режим лечения и придерживаться определенных врачами правил поведения; не уклоняться от профессиональной реабилитации; вовремя оповещать рабочий орган исполнительной дирекции Фонда об обстоятельствах, которые ведут к изменению размера материального обеспечения, состава социальных услуг и порядка их предоставления.

С другой стороны, страхователь (работодатель) также имеет право участвовать в управлении страхованием от несчастных случаев (на выборной основе), требовать от Фонда выполнения его обязанностей по организации профилактики несчастных случаев и профзаболеваний, а также социальной защиты потерпевших. Страхователь, в случае несогласия с решениями работников Фонда, имеет право обжаловать его в специальных комиссиях по вопросам решения споров при исполнительной дирекции Фонда и ее рабочих органов. Он имеет право участвовать в определении надбавок или скидок страхового тарифа; может защищать свои права, а также застрахованные им лица как в организациях Фонда, так и в суде.

В то же время, страхователь обязан вовремя регистрироваться в Фонде, вовремя и полностью платить страховые взносы, а также информировать рабочий орган исполнительной дирекции Фонда о каждом несчастном случае или профзаболевании, что имеет место на предприятии, об изменении технологии работ или вида деятельности предприятия (изменение группы тарифов опасности); о ликвидации предприятия (не позже, чем за два месяца).

Работодатель ежегодно обязан предоставлять рабочему органу исполнительной дирекции Фонда данные о численности работников, о годовой сумме зарплаты, о годовом (фактический) объеме реализации продукции (работ, услуг), о количестве несчастных случаев и профзаболеваний за прошлый год. Кроме того, безвозмездно создавать необходимые условия для работы на предприятии представителей Фонда.

Работодатель обязан сообщить застрахованным им работникам адреса и номера телефонов рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников (врачей), которые обслуживают данное предприятие по договору с Фондом.

Порядок и сроки предоставления данных определяются Фондом.

7. Финансирование страхования от несчастного случая

Система финансирования Фонда - это автономная, независимая система. Фонд проводит сбор и аккумулирует страховые взносы страхователей-предприятий.

Финансирование Фонда осуществляется за счет таких источников:

а) взносов страхователей (для предприятий - с отнесением на валовые расходы производства; для бюджетных организаций – из ассигнований, которые выделяются на их содержание и обеспечение);

б) капитализированных платежей, которые поступили в случаях ликвидации страховщиков;

в) прибыль, полученная от временно свободных средств Фонда на депозитных счетах;

г) средств, полученных от взыскания штрафов и пени из предприятий, а также штрафов из работников, виновых в нарушении нормативных актов по охране труда;

д) добровольных взносов и других поступлений, получение которых не противоречит законодательству.

Одним из важнейших в Законе о страховании от несчастных случаев есть положение о том, что работники не несут никаких расходов на страхование от несчастного случая (ст. 46).

Средства на осуществление страхования от несчастного случая не включаются в Государственный бюджет Украины, засчитываются на единый централизованный счет в учреждениях банков, определенных Кабинетом Министров Украины для обслуживания средств государственного бюджета Украины или специализированного банка, который обслуживает фонды социального страхования. Средства страхования от несчастных случаев могут использоваться исключительно по их прямому назначению.

Условия, порядок обслуживания, гарантии сохранения средств Фонда определяются трехсторонним договором - между банком, исполнительной дирекцией Фонда и Кабинетом Министров Украины.

Одним из основных вопросов любого вида страхования, включая и страхование от несчастных случаев, является определение размеров страховых тарифов. В данном случае страховые тарифы, дифференцированные за группами отраслей экономики (видах работ) в зависимости от класса профессионального (производственного) риска производства, устанавливаются законом.

Расчет размеров страховых тарифов проводят для того, чтобы сумма страховых взносов страхователей в Фонд обеспечивала:

• финансирование мероприятий, направленных на решение заданий, которые стоят перед Фондом;

• создание резерва средств, который обеспечивает стабильность его функционирования;

• покрытие расходов Фонда из осуществления социального страхования от несчастных случаев.

Страховой взнос страхователь вносит в Фонд в порядке и сроки, определенные страховщиком.

Излишки сумм от возможного превышения доходов над расходами Фонда по результатам финансового года используются для корректировки (уменьшение) суммы взносов страхователей.

Штрафы, суммы надбавок к страховым тарифам страхователь оплачивает из прибыли, а если такого нет - то эти суммы относятся на валовые расходы производства; для бюджетных учреждений и организаций - из средств на содержание страховщика.

Необходимо отметить, что отнесение организации или предприятия к определенному классу профессионального риска не является постоянным. Если на предприятии страховым экспертом отмечаются систематические нарушения норм и правил охраны труда, то есть отмечается рост риска получения травм и профзаболеваний, предприятие по решению соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, может быть отнесено к высшему классу профессионального риска.

Может буги и другой вариант - в результате проведенных профилактических мер уровень производственного риска снизился. В этом случае класс производственного риска также может быть изменен в сторону уменьшение, но это возможно сделать только с начала финансового года.

Органы Фонда имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий по вопросам оплаты и целевого использования средств, назначенных на социальное страхование. Отмеченные проверки выполняются независимыми аудиторскими организациями, а в отдельных случаях - представителями государственной налоговой администрации.

Естественно, что наличие значительных страховых средств требует четкого учета и контроля за их затратой. Поэтому Фонд, по согласованию со специально уполномоченным органом исполнительной власти и Национальным банком Украины, разрабатывает инструкцию о порядке перечисления, учета и затраты страховых средств, осуществления платежей, ведения бухгалтерского учета, отчетности и другой документации. Ежегодно Фонд делает отчет о своей деятельности, о состоянии охраны труда в народном хозяйстве, о социальной защите потерпевших на производстве, об использовании страховых средств и подает его к специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти и дублирует его в прессе.

Законом о страховании от несчастных случаев предусмотрена ответственность Фонда, страхователей, застрахованных, а также лиц, которые делают социальные услуги, за невыполнение своих обязанностей.

Споры относительно сумм страховых взносов, размера убытка и прав на его возмещение, наложение штрафов и других вопросов разрешаются в судебном порядке. Кроме того, заинтересованное лицо по вопросам, которые возникли, может обратиться в специальную комиссию при исполнительной дирекции Фонда, который работает на общественных и паритетних принципах.

Такие основные положения Закона о социальном страховании от несчастных случаев.

Следует отметить, что государство создает все необходимые условия для его реализации. Так, например, в государственном бюджете Украины ежегодно предусматриваются средства для частичного покрытия расходов Фонда на страховые выплаты потерпевшим на производстве и членам их семейств, которые не получили их к введению в действие данного Закона.

Фонд является правопреемником государственного, отраслевых и региональных фондов охраны труда.

3.8. Определение и расчет уровня профессионального риска

Согласно действующему законодательству все работники подлежат обязательному социальному страхованию владельцем от несчастных случаев и профзаболеваний. Это определило необходимость формирования механизма определения дифференцированных страховых тарифов, а это невозможно без оценки уровня профессионального риска.

Оценка профессионального риска служит инструментом формирования правового института социальной защиты работающих. Поэтому их изучение входит в круг интересов, как охраны труда, так и медицины, и социального страхования, включая страхование от несчастных случаев.

Каждая из отмеченных дисциплин, при том же предмете исследования - "профессиональный риск", имеет свои особенности, методы и цель изучения, а именно:

С позиции охраны труда - величина риска определяется для факторов риска (техники, технологии, организации труда и состояния техники безопасности), которые влияют на величины показателей производственного травматизма (Кч, Кс,..) и обоснование разработки системы технических и организационных мероприятий для его снижения.

С позиции медицины труда - величина риска определяется для установления количественных закономерностей формирования производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемости работников и разработки механизмов ее предупреждения. В основе лежит сравнение распространения определенных видов заболеваемости в заданных профессиональных группах с конкретными условиями труда (экспозицией факторов производственной среды).

С позиции социального страхования - величина риска служит для установления количественных закономерностей взаимосвязи величин материальных расходов, связанных с компенсацией потери заработка через снижение или потерю работоспособности на производстве, а также расходов на лечение, реабилитацию потерпевших, и уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В данном случае объектом страхования являются имущественные интересы застрахованных работников, которые связаны,:

• с потерей (полного или части) заработка;

• с оплатой лечения и реабилитации в целом.

Такое понимание страхования подтверждено Конвенцией МОТ № 121 "О помощи в случае производственного травматизма" (в 1964 г.).

Естественно, что отношения страхователя (работодателя) и страховщика (страховой организации) должны строиться на основе соблюдения баланса страховых взносов страхователя и страховых выплат страховщика.

Предметом социального страхования является классификация и оценка профессионального риска. При этом страхуется не риск получения травм (профзаболеваний), а риск потери заработка, появления расходов на лечение и реабилитацию потерпевшего.

Определение величины риска в развитых капиталистических странах, где такие системы существуют много десятилетий, проводится с помощью социальных и экономических показателей, а как методы оценки риска используются стоимостные формы. При этом основными показателями с:

- причин и факторов, которые определяют риск;

- вероятность наступления риска;

- уровень риска в конкретной отрасли экономики;

- величина страховых расходов.

Исходя из того, что несчастный случай - величина вероятностная, состояние безопасности труда на строительной площадке #т, формируется под воздействием комплекса неблагоприятных факторов производственной_среды, психофизиологических и социальных нагрузок, большого количества субъективных факторов, и может быть определен зависимостью:

Вт = ƒ(η, q, t, п, т, к)

η- частота возникновения опасных ситуаций;

μ - повторяемость опасных ситуаций;

q - вес опасных ситуаций;

t - длительность существования опасных ситуаций;

п - количество людей, которые попали под влияние опасных факторов;

т - количество опасных факторов;

к- надежность защитных средств.

С другой стороны, вероятность безопасной работы производственных систем Р(t) определяется соотношением:

Р(р1, р2,... р6),

где р1 - вероятность появления опасных и/или вредных факторов;

р2 - вероятность возникновения опасной зоны;

р3 - вероятность появления человека в опасной зоне;

р4 - вероятность появления в опасной зоне определенного количества людей;

р5 - вероятность использования и надежность защитных средств;

р6 - вероятность возникновения опасной зоны и совпадения по времени появления в ней определенного количества людей.

Как критерий оценок безопасности производства того или другого видаработ может служить величина среднего времени работы без травм иаварий Т:

Т = 1/λ

где λ - интенсивность возникновения травм (количество несчастных случаев за определенный отрезок времени, например, год, на конкретном оборудовании, определенном типе производства и тому подобное).

Человек постоянно находятся полати действием разных опасных факторов, то есть всегда существует некоторый остаточный риск. Само наличие человека в производственной системе подчеркивает необходимость беспокойства о его безопасности как некотором уровне приемлемого риска, обусловленном такими понятиями, как уровень развития техники, технологии, организации и управления производством, а также состоянием его экономики.

По своей природе опасность потенциальна (то есть скрытая), тотальная (то есть общая, всеобъемлющая), перманентная (то есть постоянная, непрерывная). Следовательно, людям, которые живут на Земле, постоянно угрожает определенная опасность. Однако большинство людей даже не подозревают об этом, хотя опасность существует и постоянно реализуется в несчастные случаи. Их сознание работает в режиме отчужденности от реальности. И это естественно, поскольку в ином случае, будучи лишенной такой психологической защиты, человек мог бы просто потерять ум. Известно, что в промышленной сфере ежесекундно четыре рабочего получают травмы, а каждые три минуты погибает один человек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.