Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полемичность




 

Средства массовой информации сегодня являются ключевым звеном формирования общественного мнения. И хотя приоритет в этом отношении отдается телевидению, пресса также принимает участие в процессе «управления» аудиторией.

Одно из непременных условий успешной реализации такой работы - возможность обсуждения индивидуальных отношений и оценок в группе. Функцию стимуляции подобного общения в современной прессе нередко выполняет полемический текст. Он обостряет противоречия между оппонентами, четко противопоставляет разные точки зрения, позволяет журналисту установить эффективный контакт с аудиторией, а потому часто используется в качестве своеобразного «носителя» манипулятивных технологий в медийных сообщениях.

В этом аспекте существенное значение приобретает специфическое сочетание некоторых параметров полемического текста.

Прежде всего, особое значение имеет выпуклость, броскость полемического текста на фоне других сообщений, представляющих, чаще всего, монологические структуры. Полемический текст всегда представлен диалогом: независимо от диалогической или монологической формы, по содержанию он включает диалог с претекстом и аудиторией. Активная апелляция к последней усиливает его убеждающий потенциал. В полемическом тексте прессы мы нередко встречаем обращения к читателю, включение читателя в начале или концовке текста, когда аргумент «к человеку» функционирует в системе номинации. Порой мы можем обнаружить в тексте прямые призывы или запреты. Иными словами, полемический текст всегда является открытым, обращенным к активному восприятию со стороны читателя и, в силу этого, особенно «заметным» среди других текстовых материалов.

Другим существенным признаком полемического текста является его эмоциональность, во многом подавляющая критическое, рациональное осмысление проблемы. Аргументация в полемическом тексте прессы всегда в значительно большей степени имеет эмоциональный, нежели рациональный характер. Как отмечает Аристотель в своих рассуждениях о публичных выступлениях вообще, высокая пафосность речи является непременным условием создания убеждающего сообщения[115]. Полемический текст в прессе – это именно публичное выступление, а потому эмоциональность для него обязательна или, по крайней мере, в высшей степени желательна. Эмоциональное же отношение автора к происходящему, как правило, рождает и эмоциональный отклик аудитории, дополнительно создавая благоприятный фон для некритического восприятия информации, «ускоряя» процесс прочтения, создавая иллюзию убедительности, легкости и даже в некотором смысле развлекательности. Этот последний, развлекательный компонент (вызывающий чувство эстетического удовольствия, формирующий реакцию заинтересованности скорее в самом тексте, а не в сообщаемых им сведениях) заставляет воспринимать текст как целостное самодостаточное явление, находящееся за рамками потребности в критическом анализе.

Нельзя не отметить и традиционный для русской публицистики особый метафористичный характер системы аргументации, эффективный в манипулятивном отношении. Как известно, метафора всегда выстраивается на конфликте и обладает признаком категоричности – то есть информирует о явлении с определенной точки зрения. Эстетическая же ценность многих метафор повышает степень их убедительности.

Кроме того, полемический текст создает иллюзию представленности различных точек зрения за счет постоянной апелляции к тексту или текстам оппонента. Такая иллюзия позволяет осуществлять скрытое воздействие, поскольку это - именно иллюзия. Никакой равной представленности разных точек зрения в полемическом тексте нет ввиду особой установки полемиста на утверждение собственной правоты через опровержение точки зрения противника. Здесь уместно вспомнить слова известного русского исследователя спора Поварнина: «Особенно любопытны… некоторые газетные споры. Иногда прочтешь одну газету: из нее видно и вполне ясно, что в споре А поразил Б насмерть. Кто читает другую газету, в которой пишет Б, этот вынесет впечат­ление, что несомненно Б «раздавил» А, как пиг­мея. Читатели каждой из газет верят «своему» автору «своей» газеты. Но кто потрудится как следует прочесть спор в обеих газетах и сравнить выводы, тот иногда поразится «мастерством» обо­их спорщиков»[116].

Наконец, обширный пласт дестабилизирующей информации, активно проявляющийся в полемическом тексте, существенно снижает барьеры принятия новых или возобновляемых идей и оценок. Последняя формируется за счет активизации процесса категоризации и формирования в сознании аудитории разного рода эвристик. Спектр приемов, используемых журналистом, довольно широк. Это может быть гиперболизация катастрофичности происходящего на фоне негативного отношения к предмету публикации, и тогда в тексте полемики мы находим большой объем негативно маркированной лексики. Это может быть критика читателя в прямом обращении к нему или опосредованно, через критику типичного поведения или позиции представителя аудитории. Это может быть формирование «образа врага», заставляющего аудиторию уйти от рационального осмысления ситуации. Наконец, дестабилизирующая информация может ярко проявлять себя в дискредитации, нейтрализации, чрезвычайно обостренной критике традиционных моральных, религиозных, культурных установок, ценностей. В условиях такой дестабилизации убеждающее воздействие текста усиливается.

Однако полемический текст содержит и еще один дестабилизирующий компонент, отличающий его от многих других публикаций прессы и усиливающий убеждающий эффект. Этот компонент выражается в присутствии в полемическом материале двух крайне противоположных и противопоставляемых точек зрения. Бесспорно, автор материала акцентирует свою позицию, но противоположная точка зрения неизбежно присутствует и создает иллюзию альтернативности и разносторонности в предъявлении информации. На фоне этой иллюзии в ситуации выбора, когда читатель вынужден принимать чью-либо точку зрения, позиция автора, всегда представленная более убедительно, воспринимается аудиторией как нечто субъективно принятое в результате рационального осмысления альтернатив. На самом деле такое осмысление чаще всего является иллюзорным, но именно эта иллюзия убеждает аудиторию в истинности позиции автора.

Таким образом, убеждающая сила полемического текста основана на общих механизмах воздействия, и именно она преимущественно объясняет популярность полемического текста в тех типах СМИ, которые ориентированы на формирование представлений читателей и на убеждение аудитории. Этим же объясняется частое включение полемического компонента в заголовочный комплекс или начало текста, которое демонстрируют издания, явно не акцентирующие полемические публикации в своей структуре.

Все эти параметры полемического текста позволяют эффективно использовать его в манипулятивных целях, прежде всего, потому, что убеждение в полемическом тексте нередко реализуется через «малозаметные» приемы, в своего рода завуалированной форме. А отсутствие убежденности читателя в том, что им управляют, является одним из необходимых условий успешной манипуляции. Подобное проникновение манипулятивных приемов в текст прессы тесно соприкасается с вопросом о психологической безопасности этих публикаций.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какие модели используют исследователи для описания различных видов и уровней медиавоздействия?

2. Какие особенности аудитории в первую очередь влияют на процесс медиавоздействия?

3. Как происходит формирование установки в процессе восприятия массовой информации?

4. Что такое информационное давление?

 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. На примере одного из СМИ определите переменные, которые используются для привлечения внимания? А какие переменные используются для его удержания?

2. Определите тип своей доминирующей репрезентативной системы.

3. Найдите примеры манипуляции в одном из материалов СМИ.

4. Найдите приемы К. Чапека в газетной публикации, теле- или радиоматериале.

5. «В Нальчике подорвали рейсовый автобус. Погибли люди. Много раненых. Корреспондент НТВ звонит в Нальчик начальнику автовокзала и выспрашивает: как люди выскакивали из горящего автобуса, в чем проявлялась паника, кто струсил. Начальник автовокзала говорит в ответ, что люди как раз вели себя очень достойно: бросались в горящий автобус, чтобы вынести раненых, никого не забыли, никто не струсил. Но корреспондент тут же прекращает разговор в открытом эфире… Человеческое благородство ему не интересно» (Наркотик для общества // Российские вести. 19.08.1997)[117]. Объясните поведение журналиста. Каковы эффекты такого поведения? К каким последствиям может привести злоупотребление подобным подходом к освещению новостей? Что можно ему противопоставить?

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Язык чисел как один из факторов манипуляции в современных СМИ.

2. Авторитет науки в манипулятивных тактиках.

3. Современные мифы журналистики.

4. Игрореализация в структуре телепередачи.

5. Игровой компонент газетной полосы: конструктивные и деструктивные функции.

6. Средства эпатирования публики в СМИ.

7. Полемика в диалоговых материалах: особенности воздействия.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Аронсон Э. Общественное животное / Э. Аронсон. - М., 1998.

Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - М., 1995.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. - С.-Пб., 1992.

Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев. - СПб., 1908.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. - М., 1991.

Брайант Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон. - М., 2004.

Бругер Дж. Психология познания / Дж. Бругер. - М., 1977.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды / Л. Войтасик. - М., 1981.

Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты / Л.Р. Гребенников. - Мытищи. 1996.

Грешневиков А. Информационная война / А. Грешневиков. - М., 1999.

Грушин Б.А. Массовое сознание / Б.А. Грушин. - М., 1987.

Гулевич О.А. Атрибуция: общее представление, направления исследований, ошибки / О.А. Гулевич, И.К. Безменова. - М., 1998.

Донцов А.И. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии / А.И. Донцов, Т.П. Емельянова. - М., 1987.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены и механизмы защиты / Е.Л. Доценко. - М., 1997.

Дубов И.Г. Феномен менталитета: «психологический анализ» / И.Г. Дубов // Вопросы психологии. - 1993. - № 1.

Ермаков Ю.А. Манипуляции личностью: смысл, приемы, последствия / Ю.А. Ермаков.- Ек., 1995.Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия. Социально-психологический подход к проблеме / Ю.М. Жуков // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.Звонков В.В. Психология понимания правды / В.В. Звонков. - СПб., 1999.Коул М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. - М., 1977.Крысько В.Г. Секреты психологической войны / В.Г. Крысько. - Минск, 1999.

Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М., 1999.

Линч К. Образ города / К. Линч. - М., 1995.

Лисичкин В.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война / В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин. - М., 1999.

Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения: Сборник обзоров. - М., 1987.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. - СПб., 1996.

Московичи С. Машина, творящая богов / С. Московичи. - М., 1998.

Найснер У. Познание и реальность / У. Найснер. - М., 1981.

Олешко В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности / В.Ф. Олешко. - Ек., 1996.

Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования / В.Н. Панкратов. - М., 2004.

Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В.Ф. Петренко. - М., 1998.

Почепцов Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. - М., К., 2001.

Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия / Е.И. Понин. - М., 1981.

Расторгуев С.П. Информационная война / С.П. Расторгуев. - М., 1998.

Романов С.А. Энциклопедия российского мошенничества / С.А. Романов. - М., 1997.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. - М., 1989.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. - СПб., М., 2002.

Хейзинга Й. Homo Ludens / Й. Хейзинга. - М., 1992.

Хорни К. Ваши внутренние конфликты / К. Хорни. - СПб., 1997.

Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб., 1999.

Шейнов В. Психология влияния. Скрытое управление / В. Шейнов. - М., 2002.

Шестерина А.М. Полемический текст в современном медиапространстве / А.М. Шестерина. - Тамбов, 2003.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. - М., 1980.

Юнацкевич П.И. Психология обмана / П.И. Юнацкевич. - СПб., 1999.


 

 

глава 4. Психология ЛИЧНОСТИ журналиста

 

Человек – это узел связи.

А. Сент-Экзюпери

 

Внутренний мир человека – едва ли не основной предмет интереса психологии и, может быть, самый неразгаданный и запутанный. По справедливому замечанию Д. Хьелла и Д. Зиглера, «существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга»[118]. И все же наряду с этой очевидной непохожестью людей разных полов, возрастов, представителей разных культур и т.п. наблюдается очевидное сходство в рамках многих профессиональных групп. К примеру, мы еще можем спутать одну укладчицу асфальта с балериной, но бригаду укладчиц с балетной труппой мы уже не спутаем. А потому можно со всей очевидностью говорить об особых личностных качествах, свойственных людям различных профессий. Эти качества поддерживаются двумя процессами. Во-первых, определенные психологические свойства личности нередко предопределяют ее приход в профессию и успешность профессиональной деятельности. А во-вторых, опыт работы в определенной сфере накладывает своеобразный отпечаток на личность человека, приводит к своего рода профессиональной деформации личности:

 
 

 


Таким образом, нет ничего удивительного в том, что столь специфическая профессия, коей является профессия журналиста, акцентирует определенные свойства личности, позволяющие ей выживать в сложном мире информационного обмена.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.