Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства




Ступени профессионального роста учителя.

Особенность профессии учителя состоит в том, что он постоянно развивается как человек, как профессионал. А может ли профессионализм учителя иметь свои уровни? Обоснуйте ответ.

Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути.

Рассмотрим эти уровни более подробно.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться в школе. Учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структура, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание, дисциплину учащихся на занятиях и т.д.

Педагогическое мастерство. Сформулируете самостоятельно.

Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательный процесс тех или иных инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогической системы.

• Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Учитель вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности, значительно изменяет и повышает качество процесса обучения и воспитания.

Какие уровни профессионализма учителя вам встречались в школе чаще, какие реже, какие никогда? Как вы думаете почему?

 

От чего зависит уровень профессионализма учителя, работающего в школе? Конечно же, прежде всего от самого учителя.

Сегодня жизненный успех каждого из нас зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа носит название самовоспитание, саморазвитие.

Самовоспитание, саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности [4, 122].

Профессиональное самовоспитание, саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку [4, 123].

Какие сходства и различия можно выделить в сущности определений «самовоспитание, саморазвитие», «профессиональное самовоспитание, саморазвитие»? Как взаимосвязанные эти процессы?

Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.

Изучение жизни и деятельности великих людей убеждают в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности стимулируют человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособность [4, 123].

Работа по самовоспитанию необходимо начинать с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процесс сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.

Следующим шагом самовоспитания является формирование целей, т.е. целепологание как выбор личностно – значимых целей саморазвития. От выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективной в жизни человека.

Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализовать названные цели практически невозможно без самопознания и самооценки. Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования методов диагностики. Знание этих качеств позволяет построить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности.

При необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля. Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии.

Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и поэтому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания. Для реализации программы используются специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоободрение, аутогенная тренировка.

Ознакомьтесь с характеристикой методов самовоспитания и придумайте вопрос-загадку к каждому методу, приведите примеры самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоободрение, аутогенной тренировки. Оцените четкость, многосторонность, ясность, лаконизм, оригинальность и содержательность вашего вопроса, приведенного примера.

Самоубеждение применяется, когда человек знает, как надо вести себя, чего он хочется достичь, но у него недостаточно силы воли, чтобы реализовать себя в определенной ситуации. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными аргументами: создает притягательную для себя цель, рисует в своем воображении перспективы саморазвития, будущие успехи [4, 126].

Самовнушение, или другими словами самогипноз, помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизводства определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей. Самовнушение может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» и делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность становится непоколебимой, не останется ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением [22, 268].

Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека в экстремальной или просто сложной ситуации, как правило, очень значимой для человека. Чаще всего это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Например: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!». Самоприказ помогает сдерживать эмоции, вести себя сдержанно, соблюдать требования этикета [22, 268].

Во многих жизненных ситуациях целесообразно применять метод самоободрения. Когда важно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Ободряя себя, надо бороться не со своими недостатками, а изменять свое отношение к ним. Относиться к длинному носу, оттопыренным ушам, низкому росту с юмором.

«Уменя самые красивые уши в мире», - улыбаясь, говорил Сократ. «Назначение ушей воспринимать звуки. Моя огромная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно». [22,270].

Все методы самовоспитания тесно связаны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Максимальному их использованию способствует метод аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходит мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности [11, 26].

Более детально познакомиться с приемами самовоспитания можно в следующих книгах: Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. – Курск, 1967; Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта. – М., 1983.

Чтобы работать эффективно, учитель должен постоянно повышать не только общекультурный, но профессиональный уровень, свою психолого-педагогическую образованность. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться самыми разнообразными средствами и способами самовоспитания. Среди этого многообразия можно выделить следующие группы: средства и способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействий.

В деле самопознания учителем особенностей своей личности в роли эталонов самооценки выступают знания о профессии педагога и личности учителя, представления об идеале. Оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность учителя, а способами – самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т.д.

В качестве основного средства самопрограммирования в литературе о самовоспитании выделяют самообязательство (письменное или устное). В нем отражаются как особенности личности, так и требования профессии. Самообязательство одновременно является способом программирования изменений своей личности.

Программирование изменений своей личности может осуществляться и в других формах: составление планов самообразования и самовоспитания, ведение дневниковых записей и т.д.

Центральное место в деле самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. И к ее средствам можно отнести различные упражнения, обучающие игры, описание опыта других людей и многое другое.

Весьма эффективным средством самовоспитания учителя является литература, особенно литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, педагогов и писателей, об опыте их работы над своей личностью (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой).

Средствами самовоспитания будущего учителя являются и различные виды искусств, способствующие формированию и развитию в нем высокого духовного начала.

Вопросы для самоконтроля.

1. Рассмотрите этапы формирования педагогического мастерства. Поясните их на примерах.

2. Определите взаимосвязь ступеней профессионализма учителя с педагогическим творчеством.

3. Должен ли учитель быть творческим человеком? Докажите или опровергните эту точку зрения.

4. Учитель должен уметь в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать с ними. С помощью каких средств происходит развитие этих умений. Какие из этих умений сформированы у вас?

5. Раскройте суть этапов профессионального самовоспитания, саморазвития.

6. Чем самоубеждение отличается от самовнушения? Самовнушение от аутогенной тренировки?

7. Опишите основные способы и средства работы по самовоспитанию личности будущего учителя.

Самостоятельная работа студентов.

 

Цель: развитие навыков самоанализа, умения строить индивидуальные программы профессионального и личного роста через развитие аналитико – синтетических умений.

Задания на выбор:

1 вариант. Составьте индивидуальную программу профессионального и личностного роста, самосовершенствования, исходя из вашей карты личности (Таблица 3, 4). Выберите тот вариант таблицы, которая в большей мере отвечает вашим требованиям, и заполните ее:

Табл. 3. Индивидуальная программа профессионального и личностного роста

Основные качеств и умения личности Оценка исходного состояния качества Планируемая работа Сроки работы  
I Общие качества гражданственность нравственность интеллигентность трудолюбие, работоспособность гуманистическая направленность По 10 балльной системе (правила, упражнения, действия по формированию, развитию качеств, умений) Когда планируете добиться результатов своей работы.  
 
II Особенные качества теоретическая и методическая подготовленность по специальности психолого – педагогическая подготовленность к профессиональной деятельности развитие педагогических умений диагностические коммуникативные организационные исследовательские проектировочные развитие педагогических способностей дидактические перцептивные экспрессивные организаторские творческие эмоционально – ценностные   (правила, упражнения, действия по формированию, развитию качеств, умений)    
III Индивидуальные качества особенности познавательных процессов, их педагогическая направленность эмоционально – нравственная отзывчивость культура внешнего вида (осанка, одежда, мимика, пантомимика) волевые качества (снимать излишнее напряжение, преодолевать в себе нерешительность или наоборот контролировать несдержанность, создавать необходимое настроение, сдерживать себя в стрессовых ситуациях) культура речи (грамматика, лексическое богатство, техника речи)   (правила, упражнения, действия по формированию, развитию качеств, умений)    

Табл. 4. Индивидуальная программа профессионального и личностного роста

Цель - проблема Цель - идеал
Избавиться Обрести
Уменьшить Увеличить
Искоренить Развить
Свой вариант  

 

2 вариант. Напишите сочинение «Каким я вижу себя, и каким меня видят другие». В сочинении необходимо отметить как положительные качества личности, так и отрицательные, указать на свои ошибки, недочеты. Постарайтесь вскрыть причины неудавшихся моментов, укажите свои пожелания и предложения самим себе.

Форма контроля – проверка письменных заданий, выступление на занятие.

Время на СРС – 1 час.

Литература: 4, 8, 12, 16.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 7300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.