Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речь как основное средство педагогического взаимодействия




Проверка теоретических знаний.

Упражнения по развитию коммуникативных способностей.

Упражнения на развитие выразительности речи.

Упражнения на развитие голоса.

Упражнения на развитие фонационного дыхания.

Речь как основное средство педагогического взаимодействия.

Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей педагога.

Практическая работа.

Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую.

В.О. Ключевский

В чем сходство и в чем различие педагогического воздействия, педагогического взаимодействия.

Почему учителю необходимо не только знать, но опираться на принципы взаимодействия при общении с детьми?

Раскройте сущность педагогического общения.

Назовите структуру педагогического общения.

Сформулируйте задачи и функции педагогического общения.

Каковы условия успешного использования методов, приемов, средств педагогического воздействия, педагогического взаимодействия.

Какова роль личностных качеств учителя в повышении воспитательного эффекта педагогического взаимодействия?

Каково место убеждения в системе коммуникативного воздействия?

Раскройте психолого-педагогические требования к основным приемам педагогического взаимодействия.

Назовите условия эффективности убеждающего воздействия учителя.

Произнесите одну ту же пословицу с разными целевыми установками: просто информировать, удивиться или выразить недоумение, посочувствовать или наоборот, позлорадствовать. Например: «Проворонила ворона вороненка»(.?!) И убедитесь, что одну и ту же фразу можно воспринять по-разному.

- «Неужели такое могло случиться?»

- «Да так ли это? Возможно ли?»

- «Какая беда – несчастная мать!»

- «Растяпа, чего же еще ожидать от вороны?!»

В результате одна и та же информация, сообщенная педагогом, может быть воспринята отрицательно, нейтрально или, став фоном, пройти незамеченной.

Как овладеть основами профессионально-педагогического общения? В чем специфика педагогической речи? Каковы функции педагогического общения?

Если обратиться к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то можно представить себе некоторую идеальную модель речи учителя1. Это прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительность, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего ее педагогическими функциями[2]. Одна из основных функций речи учителя – обеспечение полноценной презентации знаний. Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции в речи учителя говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенности педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Учитель не только передает школьникам знания, но и формирует у них эмоционально-ценностное отношение к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений.

С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя – обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику, доступность.

Следующая функция педагогической речи – обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Регулируя отношения «учитель ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи, сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и получать ответы. В плане внеурочного общения эти детали речи, в коммуникативном поведении учителя еще более значимы.

Обращаясь к педагогическим способностям, - отмечает В.А. Кан-Калик, можно увидеть, что практически все они так или иначе связаны с коммуникативной деятельностью педагога, а значит, направлены на реализацию функций педагогического общения.

q Дидактические способности– способность преподносить ученикам материал доступно, ясно, просто и понятно, вызывать интерес к нему, возбуждать у них активную самостоятельную мысль.

q Организаторские.

q Способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся.

q Перцептивные – способность проникать в психику ученика, педагогическая наблюдательность.

q Экспрессивные способности – речевые, способность ясно и четко выражать мысли и чувства при помощи речи, мимики и пантомимики.

q Коммуникативные способности– способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками, педагогический такт, требовательность, правильный подход к детям.

q Академические способности– способность в соответствующей области знаний, науки.

q Личностные способности – выдержка, настойчивость, терпение и т.д.

q Педагогическое воображение – способность предвидеть последствия своих действий, способность проектировать развитие личности ученика.

q Высокая степень распределения внимания.

Как видно, практически все педагогические способности тесно связаны с коммуникативными способностями.

Овладеть искусством речи должен и может каждый педагог. Начинается эта работа с изучения соответствующей литературы. В первую очередь будущему учителю можно порекомендовать книги Г.З. Апресяна «Ораторское искусство» (М., 1972), А.Б. Вексера «Тренинг актерского мастерства учителя» (М., 2002), А.А. Мурашова «Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие с успехом» (М., 2000), Е.А. Ножина «Основы советского ораторского искусства» (М., 1981). Продолжая изучать литературу, необходимо чаще выступать, разговаривать с педагогами, учителями школ, товарищами и т.д., каждый раз анализируя собственное выступление и в дальнейшем исправляя допущенные ошибки. Не следует забывать тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, надо много говорить.

Начать изучение особенностей своей речи необходимо как можно раньше. Правильно ли вы произносите слова, звуки, ставите ударения? Богата ли ваша речь или вы с трудом строите свое изложение? Точны ли вы своих определениях, в употреблении новых слов, нет ли у вас затруднений в образовании грамматических форм разных частей речи? Полученная информация покажет вам слабые места в вашей речевой подготовке, а работа с литературой, упражнения помогут от них избавиться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.