Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обращения граждан в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан




Право на обращение в органы местного самоуправления является одной из форм участия в решении вопросов местной жизни, когда привлекается внимание властей к местным проблемам, волнующим граждан. Кроме того, в случае нарушения прав граждан обращение служит правовым средством защиты, восстановления нарушенных прав и свобод.

Обращение может быть индивидуальным, от отдельного гражданина, и коллективным – от группы граждан. Коллективное обращение часто называют петицией.

Термин «обращение» носит собирательный характер. Действующее законодательство включает в него предложение, заявление, жалобу и ходатайство. Каждый вид имеет свою специфику и, следовательно, свой статус, который должен быть нормативно определен.

Предложение – такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан. Предложение в большей степени направлено на улучшение порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, общественных организаций и иного, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности органов местного самоуправления.

Заявление – обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением. Заявления обычно содержат просьбы об удовлетворении нужд и потребностей людей (об улучшении жилищных условий, назначении пенсий, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот и т.д.).

Ходатайство – обращение с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод (ходатайство о признании беженцем, вынужденным переселенцем и т.п.).

Жалоба – обращение гражданина по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и т.д.) права или законного интереса.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Федеральный закон устанавливает обязанность должностных лиц местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления и предельный срок для такого ответа – один месяц. Кроме того, обязывает законодательный орган субъекта федерации устанавливать административную ответственность за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления.

Право на обращение может быть реализовано как в письменной, так и в устной форме. Правильный подход к устной жалобе обеспечивает максимальную быстроту и законность ее разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устной жалобой, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на нее ответ. Таким образом, применение устных жалоб способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и помогает более оперативно разрешить возникшие вопросы. Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. В этих случаях граждане могут подать письменную жалобу. И письменные, и устные жалобы имеют одинаковую силу, поэтому форма обращения не имеет юридического значения.

Вместе с тем в любом случае поступившее обращение должно быть зарегистрировано, так как с этого момента начинает течь процессуальный срок, в течение которого обращение должно быть рассмотрено.

Письменные обращения должны содержать следующие сведения: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение; изложение существа дела; фамилию, имя, отчество обращающегося; адрес либо данные о месте работы или учебы обратившегося; дату, подпись. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат.

Прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, состояние которого отражает способность местных структур своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Это подкреплено тем, что праву граждан на подачу обращений корреспондирует обязанность соответствующих местных органов и их должностных лиц принять их и рассмотреть в сроки, установленные в законе.

Предложения и заявления рассматриваются теми муниципальными органами или тем должностным лицом муниципального органа, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемые в них вопросы.

Выборные и другие должностные лица местного самоуправления обязаны проводить личный прием граждан. Этот вопрос четко регламентируется в законах субъектов Российской Федерации. Предложения граждан рассматриваются в срок до 1 месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления граждан разрешаются в срок до 1 месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Для рассмотрения жалобы в законодательстве предусмотрены дифференцированные сроки рассмотрения этого вида обращений:

а) до 1 месяца в случае, когда требуется дополнительное изучение;

б) безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения жалобы, если нет необходимости в дополнительном изучении и проверке;

в) в тех случаях, когда для разрешения жалобы необходимо провести специальную проверку, истребовать дополнительные материалы и иное, сроки разрешения жалобы в порядке исключения могут быть продлены, но не более чем на 1 месяц с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

Правотворческая инициатива граждан – это новая форма непосредственной демократии, которая осуществляется посредством внесения группой граждан проекта правового акта по вопросам местного значения, по отмене или изменении ранее принятых нормативно-правовых актов для последующего вынесения соответствующей инициативы на местный референдум или принятия представительным органом местного самоуправления.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан и подписей устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и по федеральному закону не может превышать
3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласно статьи 23 Устава г. Красноярска сбор подписей организуется инициативной группой, образованной в количествен не менее 5 человек. Инициативные группы формируются на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства, заседаниях органов местного самоуправления, на сходах граждан и во время проведения общественно-политических акций. В соответствии с ч.1 статьи 46 Федерального Закона от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ к числу субъектов правотворческой инициативы относятся также органы территориального общественного самоуправления.

Регистрация инициативной группы и утверждение формы подписного листа производится органом городского самоуправления, в который предполагается внести правовой акт. Документы, представленные инициативной группой, регистрируются органом местного самоуправления, что является основанием для сбора подписей под петицией о нормотворческой инициативе. Актом регистрации является принятие органом местного самоуправления протокольного решения. Дата принятия органом местного самоуправления протокольного решения является датой регистрации правотворческой инициативы. В день регистрации правотворческой инициативы представителю инициативной группы передается официальный образец подписного листа за подписью руководителя органа местного самоуправления, заверенный печатью соответствующего органа местного самоуправления.

Сбор подписей может осуществляться в течение не более 3 месяцев со дня регистрации инициативной группы. Процедура сбора подписей должна соответствовать нормам избирательного законодательства о сборе подписей при проведении муниципальных выборов или местного референдума. Требования к подписным листам те же, что и на выборах и референдумах.

Для признания правотворческой инициативы граждан, успешно осуществленной в ее поддержку, необходимо собрать определенное количество подписей. Например, в г. Красноярске внесенный инициативной группой проект подлежит рассмотрению органами городского самоуправления, если он поддержан собранными в установленном порядке подписями не менее 5 тысяч граждан, проживающих на территории города и обладающих избирательным правом.

Отказ в принятии решения об успешном осуществлении правотворческой инициативы возможен в случае предложения ее инициаторами проекта нормативного акта, не соответствующего Конституции России, федеральным законам, уставу (конституции) и законам субъекта Российской Федерации. Несоответствие указанного проекта нормативному правовому акту должно быть подтверждено заключением о результатах его научной экспертизы.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. На заседании органа местного самоуправления при рассмотрении проекта нормативного правового акта, предложенного в порядке осуществления народной правотворческой инициативы, вправе присутствовать и выступить с докладом один из представителей инициативной группы.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.