Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выравнивание общей нормы прибыли посредством конкуренции




Цена производства товаров в каждой отдельной отрасли производства может изменяться:

1) при неизменной стоимости товаров, вследствие изменения общей нормы прибыли;

2) при неизменной общей норме прибыли, вследствие изменения стоимости в результате технических перемен;

3) вследствие совместного влияния обоих этих обстоятельств.

 

Конкуренция устанавливает рыночную стоимость, или рыночную цену, не путем выравнивания прибылей внутри отдельной сферы производства. Наоборот, конкуренция выравнивает различные индивидуальные стоимости в одинаковую, рыночную стоимость именно тем, что она допускает различия между индивидуальными прибылями, их отклонения от средней нормы прибыли.

Она даже создает эти отклонения путем установления одной и той же рыночной стоимости для товаров, которые произведены в неодинаковых условиях, при неодинаковой производительности труда и которые представляют неравные количества рабочего времени (неравную стоимость) –товар, произведенный при более благоприятных условиях, содержит меньшее количество рабочего времени, чем товар, произведенный при менее благоприятных условиях, однако он продается по той же цене[159].

 

Конкуренция в одной сфере производства установливает одинаковую рыночную стоимость и рыночную цену из различных индивидуальных стоимостей товаров.

Конкуренция капиталов в различных отраслях производства создает цену производства, которая выравнивает нормы прибыли различных отраслей.

Средняя цена, или рыночная стоимость, каждого отдельного товара определяется совокупной стоимостью всей массы товаров, произведенных при самых разнообразных условиях, и той частью этой совокупной стоимости, которая приходится на каждый отдельный товар.

Полученная таким образом рыночная стоимость стоит выше индивидуальной стоимости не только тех товаров, которые произведены при наиболее благоприятных условиях[160], но также и тех товаров, которые принадлежат к средней массе; тем не менее она все же ниже индивидуальной стоимости товаров, произведенных при наименее благоприятных условиях[161].

Если количество товаров на рынке больше или меньше, чем спрос на них, то имеют место отклонения рыночной цены от рыночной стоимости:

при недостаточном количестве рыночную стоимость всегда регулируют товары, произведенные при худших условиях;

при избыточном количестве – товары, произведенные при наилучших условиях;

Этим путем рыночные цены, отклоняющиеся от рыночных стоимостей, выравниваются в среднюю, совпадающую с рыночной стоимость, причем отклонения от этой последней взаимно уничтожаются как плюс и минус[162].

 

Как бы ни регулировались цены, получаются следующие выводы:

1) Закон стоимости управляет движением цен так, что уменьшение или увеличение количества труда, необходимого для производства, заставляет цены производства понижаться или повышаться.

2) Средняя прибыль, определяющая цены производства, всегда должна быть приблизительно равна тому количеству прибавочной стоимости, которое приходится на данный капитал, как соответствующую часть всего общественного капитала.

 

Отклонения цен производства от стоимостей происходят вследствие того:

1) что к издержкам производства товара присоединяется не та прибавочная стоимость, которая в нем содержится, а средняя прибыль;

2) что цена производства товара, отклоняющаяся от его стоимости, входит как элемент в издержки производства другого товара, так что уже в издержках производства товара может заключаться отклонение от стоимости потребленных на него средств производства.

 

Однако эта возможность нисколько не колеблет справедливости положений, установленных для товаров среднего строения – количество прибыли, приходящейся на эти товары, равно количеству заключающейся в них самих прибавочной стоимости[163].

 

Стоимость отдельного продукта определяется всей произведенной стоимостью, деленной на число продуктов, и только в качестве части совокупной стоимости отдельный продукт становится товаром.

Теперь уже не труд, затраченный на отдельный особый товар, а совокупный труд, определяет стоимость отдельного продукта.

Поэтому и для возмещения совокупного капитала с прибавочной стоимостью необходимо, чтобы каждый товар из совокупной массы товаров был продан по своей указанным образом определенной стоимости[164].

 

Для того чтобы цены, по которым обмениваются товары, приблизительно соответствовали их стоимостям, требуется:

1) чтобы обмен различных товаров перестал быть чисто случайным, единичным явлением;

2) чтобы, товары производились в количествах, приблизительно соответствующих потребности в них, что устанавливается взаимным опытом, и возникает как результат длительно существующего обмена;

3) чтобы монополия не давала возможности сторонам, совершающим сделку, продавать выше стоимости или не принуждала их уступать ниже ее.

 

Чем определяется цена товара?

Конкуренцией между покупателями и продавцами, отношением спроса к предложению, предложения к спросу.

Конкуренция, при посредстве которой определяется цена товара, является трехсторонней.

Один и тот же товар предлагается различными продавцами. Кто продает товары одного и того же качества дешевле всех, тот наверняка одержит верх над остальными продавцами и обеспечит себе наибольший сбыт.

Таким образом, продавцы ведут между собой борьбу за сбыт, за рынок. Каждый из них хочет продавать, продавать как можно больше, хочет по возможности продавать один, устранив остальных продавцов. Поэтому один продает дешевле другого. Стало быть, происходит конкуренция между продавцами, которая понижает цену предлагаемого ими товара.

Но происходит также конкуренция между покупателями, которая, со своей стороны, повышает цены предлагаемых товаров.

Наконец, существует конкуренция между покупателями и продавцами; одни хотят возможно дешевле купить, другие – возможно дороже продать.

Результат этой конкуренции между покупателями и продавцами зависит от соотношения конкурирующих сторон, т.е. от того, где конкуренция сильнее, в лагере покупателей или в лагере продавцов.

Промышленность выводит на поле брани друг против друга две армии, причем в собственных рядах каждой из них, в свою очередь, происходит междоусобная борьба. Победу над противником одерживает та армия, в рядах которой меньше драки.

Если предложение какого-нибудь товара меньше, чем спрос на этот товар, то конкуренция в рядах его продавцов очень слаба или ее не будет.

В той самой мере, в какой ослабевает конкуренция между продавцами, возрастает конкуренция между покупателями. Результат – более или менее значительное повышение цен товаров.

Как известно, чаще имеет место обратный случай – значительное превышение предложения над спросом, отчаянная конкуренция между продавцами, недостаток в покупателях, распродажа товаров за бесценок[165].

Конкуренция приводит к тому, что производители (в пределах одной и той же сферы производства) будут продавать свои товары по одинаковым ценам, а в пределах различных отраслей производства – по ценам, дающим им одинаковую прибыль.

Конкуренция выравнивает различия в норме прибыли.

Средняя норма прибыли появляется при равновесии сил конкурирующих между собой капиталистов. Конкуренция может создать это равновесие, но не ту норму прибыли, которая выступает при этом равновесии[166].

 

Давление других капиталов, осуществляемое посредством конкуренции заставляет капиталиста продавать по цене, которая приносит ему только среднюю прибыль и при которой он реализует меньше неоплаченного труда, чем фактически содержится в его собственном товаре. Эта средняя цена навязывается капиталисту как нечто уже сложившееся, и отнюдь не является его свободным действием: капиталист предпочел бы продавать свой товар выше его стоимости.

 

Как уже было сказано, конкуренция выравнивает нормы прибыли различных сфер производства в среднюю норму прибыли и этим превращает стоимости продуктов этих различных сфер в цены производства.

Это совершается путем постоянного перелива капитала из одной сферы в другую, где в данный момент прибыль стоит выше среднего уровня.

Эта непрерывная эмиграция и иммиграция капитала вызывает восходящие и нисходящие движения нормы прибыли, которые более или менее взаимно уравновешиваются и в силу этого имеют тенденцию повсюду сводить норму прибыли к одному общему уровню[167].

Это движение капиталов обусловлено состоянием рыночных цен, которые здесь поднимают прибыль выше общего среднего уровня, там понижают ее ниже этого уровня[168].

 

Конкуренция пронизала все наши жизненные отношения и завершила взаимное порабощение, в котором ныне находятся люди. Конкуренция является тем могучим механизмом, который снова и снова подталкивает к деятельности наш стареющий и дряхлеющий социальный порядок или, вернее, беспорядок, но который вместе с тем поглощает часть его слабеющих сил при каждом новом их напряжении.

Конкуренция господствует над численным ростом человечества, она же господствует и над его нравственным развитием[169].

 

Конкуренция – наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех.

Эта война, война за жизнь, за существование, за всё, а следовательно в случае необходимости – война на жизнь и на смерть, протекает не только между различными классами общества, но и между отдельными членами этих классов; один стоит у другого на пути, и поэтому каждый старается оттеснить остальных и занять их место.

Рабочие конкурируют между собой[170], и буржуа конкурируют между собой[171].

 

Капиталистическая система, посредством конкуренции, разрушает всякую внутренне присущую вещам стоимость и изменяет ежедневно и ежечасно стоимостное отношение всех вещей друг к другу. Где же в этом вихре остаётся возможность для обмена, основанного на нравственных началах?

В этом беспрестанном колебании вверх и вниз каждый должен стараться улучить наиболее благоприятный момент для купли и продажи, каждый должен стать спекулянтом – пожинать там, где не сеял, обогащаться за счёт убытка других, строить свои расчёты на чужом несчастье и пользоваться случаем для наживы[172].

В строе, достойном человечества, не будет конкуренции. Общество будет наперед рассчитывать, что можно произвести при помощи находящихся в его распоряжении средств, и определять, насколько следует повысить или сократить производство, насколько следует допустить или ограничить роскошь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.