КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как описывать предмет
Композиция описания и повествования Диспозиция как раздел науки Вопросы для самопроверки. 1. Назовите пять этапов работы над речью, которые разработала классическая риторика. 2. Какие три фазы отмечаются в инвенции? Задачи каждой из них? 3. Какие смысловые модели предлагает риторика для поиска идей речи? Приведите свои примеры работы смысловых моделей. 4. Что такое топика? Согласны ли вы с высказыванием Е.В. Клюева: «Техника топоса — техника задавать вопросы»? Глава 2.2. Диспозиции Cледующий после инвенции этап создания речи — диспозиция. Еще древние риторики сравнивали деятельность говорящего с деятельностью полководца. Выбор «воинов — идей» осуществлялся на этапе изобретения, а вот расстановка и передвижение этих войск — на этапе диспозиции. Этот раздел риторики фактически представлял собой «науку развития мысли, давая ощутить сообщение как процесс». Основные требования к диспозиции были таковы: · установить четкое членение сообщения; · обеспечить внутреннюю связность между частями. Таким образом, возникает вопрос о соотношении плана и композиции речи. Классическая и современная риторика не отождествляет эти понятия. «План отражает внутреннюю структуру речи, это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи…» (20, 33). «В отличие от плана — внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция выступления — это его реально — речевая, внешняя структура (что, за чем и как излагается)» (20, 34). Для того, чтобы понять, чем отличается план от композиции, представим себе, что вы задумали построить дом. Для этого сначала вы обсуждаете свои замыслы (идеи) с архитектором: что должно быть в этом доме, как он должен выглядеть и т.д. Затем вместе с архитектором составляете план дома. Т.е. план будущего дома можно рассматривать как идею. Но чтобы реализовать эту идею в жизни, нужно продумать план строительства будущего дома. В риторике реализация идеи-плана и называлась композицией. За многовековую историю риторика разработала множество образцов, которые помогают структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простейшая композиционная схема: · вступление; · основная часть; · заключение. На основе универсальной композиционной схемы диспозиция разработала и частные композиционные ходы — такие, как описание, повествование. Н. Ф. Кошанский в «Общей реторике» дает такие рекомендации для описания: I. Начало 1. Обратиться к предмету «в живом… чувстве» (О люди!) 2. Сказать о времени дня или года 3.Сказать о месте, где предмет находится или встречен: общая картина, затем взгляд фокусируется на предмете. II. Середина 1. Если предмет «бездействует» (озеро, холм), описываются перемены в нём в разное время (топ «обстоятельства: время») 2. Если это неодушевленный предмет и он как целое состоит из частей (город, сад), то описываются отдельные его части, даются картины с разных его сторон (топ «целое: части») 3. Если это предмет «нравственный», то прибегают к топу «род и вид», «разновидности» (скромность, роскошь и т.д.) 4. Если это действующее лицо («герой»), то описываются его свойства и действия одно за другим, постепенно и отдельно. 5. Особенно полезно использовать топ «сопоставление». III. Конец 1. Вновь обратиться к предмету 2. В самом конце нужна «нравственная занимательная мысль высокая и разительная истина». Информирующая речь может быть построена и в форме повествования.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |