КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная социокультурная идентичность Северного Кавказа и его политическое значение в профилактике экстремизма и терроризма. 3 страница
Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность.
На протяжении последних 15 лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия террористическим угрозам. Первые годы XXI-го века также отмечены крупными, тщательно подготовленными террористическими актами на территории нашей страны. Среди них особое место занимают подрывы пассажирских самолетов в Ростовской и Тульской областях, взрывы домов в городах Москве, Буйнакске и Волгодонске, захват театрального центра на Дубровке и школы в г.Беслане, нападения крупных бандформирований на города Назрань, Грозный, Нальчик, подрывы скорого поезда № 166 «Невский экспресс» и электропоезда «Кисловодск - Минводы». Во всех указанных случаях теракты стали следствием деятельности бандподполья, функционирующего в ряде республик Северного Кавказа. После снижения уровня террористической активности в 2006-2008-м годах в летний период 2009-го года наблюдалась определенная эскалация бандитской деятельности. Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти меры и достигнутые при этом позитивные результаты, ситуация в северокавказском регионе остается хотя и подконтрольной федеральным властям, но достаточно сложной. Главари бандподполья не оставили намерений по ее дестабилизации и продолжают активную террористическую деятельность. Анализ данных за последние 4-5 лет показывает, что возраст четырех из пяти бандитов, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет. Статистика говорит о том, что из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам в период амнистии, объявленной 22 сентября 2006-го года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе Национального антитеррористического комитета, около 80% составили молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет.
Из 92 ликвидированных в октябре 2005-го года боевиков - участников вооруженного нападения на объекты правоохранительных органов в г. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика) 58 были молодыми людьми в возрасте до 25 лет. Средний возраст нейтрализованных в 2005-2007-м годах в Карачаево-Черкесской Республике членов диверсионно-террористической группы Ачемеза Гочияева (одного из организаторов взрывов жилых домов в Москве в 1999-м году) также составил 26-27 лет. Таким образом, очевидно, что основу рядового состава бандформирований и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Вместо трудоемкого и долгого изучения теологических наук, позволяющих сформировать целостную картину мира и религии, идеологи терроризма предлагают набор вырванных из контекста цитат Корана и хадисов, обосновывающих необходимость постоянной борьбы с «кафирами» и «мунафиками». В настоящее время основными идеологическими постулатами главарей бандподполья, используемыми при привлечении новых членов, являются:
неприятие ценностей как светского общества, так и традиционного ислама, приоритет в использовании экстремистских и террористических методов для борьбы с ними; - развитие комплекса обиды за «длящиеся столетиями геноцид и угнетение титульных народностей» со стороны «культурно, этнически и духовно чуждого имперского федерального центра»; - недоверие к федеральным и региональным органам власти как к коррумпированным, не способным обеспечить интересы населения, решить острые социально-экономические и политические проблемы; - необходимость создания параллельных властных структур, действующих по канонам шариата и адатов и осуществляющих не только административно-распорядительные, но и духовно-правовые функции. В условиях, характерных для ряда республик Северного Кавказа (идеологическая и религиозная дезориентация, социальная незащищенность, массовая безработица, снижение авторитета властных и официальных религиозных структур, коррупция, клановость и сложная иерархичность внутреннего социального устройства, фактическая отчужденность значительной части населения (особенно молодежи) от общественно-политических процессов, высокий уровень криминализации), экстремистские идеи, предлагающие простейшие решения наболевших проблем, нередко находят свою питательную среду. C учетом изложенного основная задача заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы -изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Если удастся решить эту задачу и молодежь перестанет уходить в лес, то при сохранении нынешней эффективности борьбы с терроризмом численность бандформирований быстро сократится.
Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, как уже говорилось, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. В принятом в 2006-м году Федеральном законе «О противодействии терроризму» было заложено принципиально новое определение понятия «терроризм», включившее в свой состав термин «идеология насилия», что фактически послужило законодательным, да и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма. В рамках противодействия идеологии терроризма нужно бороться не с системами общественных теорий, взглядов и идей, а, прежде всего, с теми их элементами, которые оправдывают насилие. Указанные элементы сами по себе также образуют относительно целостную систему идей и взглядов, в связи с чем их можно обозначить термином, принятым в российском законодательстве -«идеология насилия» или, что более спорно - «идеология терроризма». В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» и изданным в том же году Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет (далее - НАК, Комитет), который включил в себя представителей 17 (ныне - 19) министерств и ведомств (в том числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранса России и других ведомств). Принципиально новыми чертами созданной системы противодействия терроризму, позволяющими говорить о ее качественном совершенствовании, являются следующие:
1. комплексное, системное решение вопросов по трем направлениям: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; 2. наделение необходимым объемом компетенции Председателя 3. включение в состав Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба первых лиц (руководителей) 4. создание двух вертикалей управления и координации 5. четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в 6. внедрение принципа единоначалия и возложение персональной создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ, что позволило поставить работу по противодействию терроризму на системную основу; 7.создание оперативных штабов на постоянной, а не временной, основе, что позволило внедрить механизм воздействия на процесс реализации принимаемых решений, в т.ч. постоянство контроля; 8.принципиально принятое решение о создании аппаратов ОШ в составе органов Федеральной службы безопасности, что, с учетом особой ответственности первых руководителей территориальных органов безопасности, позволило привлечь в их состав наиболее квалифицированных специалистов в сфере противодействия (борьбы) с терроризмом; 10. упреждающее (заблаговременное) выделение сил и средств 11. единое информационное обеспечение сферы борьбы с терроризмом 12. наделение одной структуры функциями информационно- Позиция Национального антитеррористического комитета на современном этапе заключается в том, что институтам гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ следует более активно подключиться к антитеррористической деятельности государства и внести свой значимый вклад в дело защиты молодежи от влияния идеологов терроризма. В утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации создание системы противодействия идеологии терроризму признано важнейшим направлением его профилактики, при этом одной из основополагающих задач является обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами. В связи с этим целесообразно раскрыть некоторые особенности распространения террористической идеологии в молодежной среде и соответствующие элементы работы Комитета по информационному противодействию терроризму. Не секрет, что наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины востребованности Интернета преступниками -легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов. На интернет-ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам -объектам атаки в результате терактов. Террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи с целью привлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций. В настоящее время во всемирной сети представлены практически все типы организаций, применяющих в своей деятельности террористические методы. Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает 7 тысяч, в том числе более 150 русскоязычных, и оно постоянно растет. Многие из этих организаций располагают высококлассными специалистами в области компьютерных технологий. Спецслужбами и правоохранительными органами также фиксируется использование идеологами террористических организаций все новых и новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории. Так, параллельно с развитием сервисов мобильной связи делаются доступными скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, соответствующие E-mail, MMS и SMS-рассылки и т.д. Наряду с использованием новейших информационных технологий терорганизациями в целях вербовки молодежи также задействуются и традиционные каналы социального взаимодействия. Все более открытыми стали вербовочные подходы в ряде мечетей, отмечаются попытки продвижения на руководящие посты радикально настроенных имамов, ведется активная пропаганда экстремистских идей в местах лишения свободы лицами, осужденными за преступления террористической направленности. Значительным идеологическим ресурсом бандподполья является также обучение молодых граждан России в зарубежных теологических учебных заведениях. В настоящее время в России в мечетях и молельных домах читают проповеди около 2 тысяч имамов, получивших религиозное образование за рубежом, из них около 70% - в учебных заведениях экстремистского толка. Продолжают обучение за рубежом около 3 тысяч российских граждан, из них по официальным направлениям муфтиятов - лишь около 200. Основная категория обучающихся - молодые люди в возрасте 20-25 лет. Для противодействия указанным негативным тенденциям органы государственной власти, местного самоуправления с привлечением возможности гражданского общества должны, по оценкам Национального антитеррористического комитета, сосредоточить свои усилия на работе по следующим направлениям: - информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму (выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, объективные публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов, оперативных штабов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов и видеороликов и т.д.); - пропагандистское обеспечение (своевременное доведение объективной информации о результатах деятельности в указанной сфере); - контрпропагандистское (адекватная и своевременная реакция на дезинформацию, выступления, высказывания прекративших свою преступную деятельность главарей бандформирований, распространение листовок и пропагандистской литературы); - идеологическое (формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей и т.д.);
- организационное (содействие деятельности общественных и религиозных объединений традиционной конструктивной, в том числе антитеррористической, направленности; взаимодействие со СМИ, проведение конференций, слетов, круглых столов, конкурсов на лучшие материалы антитеррористического характера и т.д.); - образовательное направление (создание системы подготовки специалистов, в том числе из числа гражданских лиц, в области информационного противодействия терроризму). Подобную работу следует вести наступательно, в том числе отстаивая интересы России в этой области на международном уровне. В данной связи следует отметить, что российским государством значительное внимание уделяется совершенствованию предупреждения антироссийских политических и информационно-пропагандистских акций за рубежом, которые негативно влияют на международный авторитет Российской Федерации, обстановку в Северо-Кавказском регионе и общественно-политическую ситуацию в России в целом. Здесь важно подчеркнуть, что институты гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ могут и должны сыграть основную роль в борьбе с распространением идеологии терроризма. Ученые призваны в своих разработках показывать государственным структурам перспективные направления профилактической работы, вырабатывать новые формы и методы информационного противодействия терроризму. Безусловно, деятельность по указанным направлениям требует соответствующего материального и финансового обеспечения со стороны государства. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В августе 2008-го года постановлением Правительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Антитеррор (2009-2012 годы)». Государственным заказчиком-координатором ФЦП является Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а ее участниками - более 10 министерств и ведомств. В рамках данной программы впервые предусмотрен комплекс мероприятий в области предупреждения (профилактики) терроризма, в том числе по развенчанию идеологии терроризма. В соответствии с выработанной стратегией с середины 2008-го года по настоящее время правоохранительными органами и спецслужбами передано в российские СМИ более 40 тысяч материалов об антитеррористической деятельности в Российской Федерации: около 5 тысяч - на федеральном уровне, более 30 тысяч - на региональном, более 5 тысяч материалов - в интернет-изданиях. Представители АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, органов государственной власти, депутатского корпуса, общественных организаций и религиозных объединений, а также эксперты и специалисты в сфере антитеррора дали около 20 тысяч интервью. В зарубежных СМИ опубликовано более 400 материалов. В рамках проведения воспитательной работы с молодежью при активном участии антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации издано более 5 тысяч наименований книг (брошюр), сборников документов, монографий, исследований; снято около 1,5 тысяч документальных теле- и кинофильмов; инициировано изготовление более 160 тысяч средств наружной рекламы и наглядно-агитационной продукции. Организовано проведение более 1,5 тысяч конференций, форумов, фестивалей, конкурсов и выставок, около 20 тысяч мероприятий по антитеррористической тематике. Указанные цифры впечатляют, но это лишь начало работы, которая продолжается и потребует от каждого личного участия. О значимости и оказании соответствующего влияния проводимых мероприятий на молодежную среду может косвенно говорить ежемесячное обращение к сайту Национального антитеррористического комитета свыше 1 миллиона пользователей, а на данном сайте только за первое полугодие 2009 года размещены 3305 статей в разделе «Антитеррористическая деятельность и террористические проявления в Российской Федерации и за рубежом» (из них 1423 по России), 65 статей в разделе «СМИ о деятельности НАК», 30 статей в разделе «Деятельность НАК». Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Инструментом для проведения такой работы следует избрать школу как важнейший институт воспитания и социализации молодежи. При проведении этой работы нужно руководствоваться очень правильным постулатом, прозвучавшим в ходе парламентских дебатов: «Школа - это поле боя за будущее России». В данной связи под эгидой Национального антитеррористического комитета разработана программа и модульный сетевой учебно-методический курс «Воспитание антитеррористического поведения и иммунитета к религиозному экстремизму» для дополнительной подготовки и методической поддержки работников образования. Программа была использована в 2008-м году для дистанционного обучения 160 учителей школ ЮФО. По завершении обучения учителя получили соответствующие знания, сертификаты, допуски к образовательному процессу и, соответственно, имеют прекрасную возможность использовать данный потенциал уже в этом учебном году. Межрегиональной общественной организацией «Общество психологов силовых структур» разработан комплект учебных пособий для школьников под общим названием «Терроризм - зло». Пособия подготовлены с учетом возрастных особенностей учащихся и предназначены для разных ступеней общеобразовательных учреждений (начальной, основной, старшей). Комплексная апробация комплекта учебных пособий в конце 2008-го года прошла в ряде школ Кабардино-Балкарской Республики и Республики Дагестан. По ее итогам вынесено заключение, что они могут и должны быть использованы в учебном процессе школ ЮФО. Значительные усилия следует прилагать для защиты информационного пространства и населения страны от распространения террористической и экстремистской идеологии. Одна из форм такой работы - использование наряду с федеральными сетевыми ресурсами официальных Интернет-сайтов региональных и муниципальных администраций, ставших средством противодействия экстремистской пропаганде, создания информационной среды, способствующей образовательному, культурному и духовному развитию населения. Другим направлением работы по защите информационного пространства от террористической пропаганды является противодействие соответствующим экстремистским сайтам. В рамках международного сотрудничества Российская Федерация выступила соавтором принятой 30 июня 2008-го года резолюции Совета Безопасности ООН о недопустимости использования сети Интернет для распространения идеологии терроризма. Под эгидой Национального антитеррористического комитета органами государственной власти, научными и общественными институтами ведется постоянная профилактическая работа, направленная на формирование в среде учащейся молодежи активной гражданской позиции неприятия терроризма и его идеологии, стимулирование доверительного отношения к правоохранительным органам, а также закрепление навыков безопасного поведения в случае возникновения террористических угроз. В качестве базового учреждения для реализации данной задачи, а также апробирования методов формирования антитеррористической идеологии в молодежной среде МГУ им. М.В. Ломоносова проведены: - Всероссийский конкурс студенческих и аспирантских работ «Религия против террора»; - Всероссийский конкурс на лучшую работу по развитию толерантности в студенческой среде; - Всероссийская обучающая антитеррористическая Интернет-олимпиада среди школьников старших классов, в том числе проведение отборочного Интернет-тура и очного финального тура. Общее число участников Олимпиады превысило 5700 человек в возрасте 14-17 лет. В 2009-м году в рамках ФЦП «Антитеррор (2009 - 2012 годы)» организовано обучение по специальностям: «Федеральный, региональный и локальный уровни управления антитеррористической деятельностью» - в Южном федеральном университете и «Стратегия и методы антитеррористической деятельности современного государства» в Нижегородском государственном университете. Министерством культуры Российской Федерации совместно с ФСБ России разработана передвижная выставка «Терроризм - главная угроза человечеству». После успешной апробации в учебно-образовательных учреждениях Москвы и Московской области экспозиция была рекомендована АТК во всех субъектах федерации, куда были направлены электронные материалы выставки. Приведенные примеры выборочны и призваны лишь иллюстрировать тот колоссальный объем работы, который проводится российским государством по противодействию распространению идеологии терроризма в молодежной среде. Однако следует признать, что реализованные и реализуемые проекты носят пилотный характер и требуют системного применения в каждом федеральном округе и в каждом субъекте Российской Федерации и, прежде всего, в Южном федеральном округе. Не следует забывать и о том, что наряду с положительными результатами в рассматриваемой области имеются и серьезнейшие проблемы. Так, Генеральной прокуратурой Российской Федерации изучена работа в текущем году антитеррористических комиссий на территории ЮФО. Установлены факты недостаточного выделения средств на финансирование мероприятий по противодействию терроризму, в том числе и в информационной сфере. Понимая, что подобное сокращение финансирования во многом обусловлено экономическим кризисом, следует отметить, что в таком сложном регионе как Северный Кавказ упущения в ресурсном обеспечении информационной работы даже на один год могут повлечь крайне серьезные необратимые последствия. Кроме того, к проблемным, по мнению Генеральной прокуратуры, вопросам относятся отдельные недостатки действующего законодательства. Так, например, неисполнение решений АТК либо неисполнение длительное время запланированных мероприятий в ряде случаев обусловлено отсутствием до настоящего времени законодательного закрепления обязательности исполнения решений АТК всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности. Аппарат НАК поддерживает данную позицию, в связи с чем им разработан проект федерального закона, предусматривающий издание, в случае необходимости, для реализации решений антитеррористических комиссий актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, являющегося также по должности руководителем АТК в субъекте федерации. В этом случае закрепленное данным актом решение АТК будет реализовываться более эффективно. В настоящее время данный законопроект проходит установленную процедуру согласования в комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Однако одновременно с этим требуют пересмотра подходы к организации работы АТК по профилактике экстремистских проявлений со стороны радикальных религиозных, националистических, молодежных организаций. У отдельных руководителей сложился стереотип, что общение с такими организациями является исключительной прерогативой правоохранительных органов и исключительно в контексте выбора мер ограничения и принуждения. Представляется, что в первую очередь необходим диалог, который позволит выделить фанатиков-экстремистов (меньшинство) и тех, кто лишь заблуждается в поисках путей к правде и социальной справедливости (большинство), для дифференцированного подхода к работе с ними в последующем. Организовать такой диалог и сделать его постоянным - задача АТК. Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что важнейшими путями повышения эффективности противодействия терроризму, в том числе в молодежной среде, на современном этапе являются: - дальнейшая оптимизация общегосударственной системы противодействия терроризму на основе постоянно поступающих по внесению изменений и дополнений в действующую нормативную правовую базу (в том числе и по таким частным вопросам, как направление молодых людей на учебу в зарубежные теологические образовательные заведения, совершенствование процедуры регистрации Интернет-сайтов и т.д.); - совершенствование и дальнейшее развитие механизмов межведомственной координации и взаимодействия; - осуществление повседневной профилактической работы, направленной на предупреждение террористических проявлений; - постоянное изучение и анализ российского и зарубежного опыта противодействия терроризму; - развитие международного сотрудничества; - обучение кадров, участвующих в противодействии терроризму. Наша общегосударственная система противодействия терроризму предусматривает все стадии противодействия этому злу - и предупреждение, и профилактику, и борьбу, и ликвидацию и минимизацию последствий. Это единство следует активно использовать и при организации работы по противодействию распространению террористической идеологии в молодежной среде. Глава III. Социально-психологические аспекты противодействия экстремизму.
1. Новые подходы к изучению проблемы вовлечения в террористическую деятельность.
Исследование понятия терроризма является одной из сложнейших проблем мировой науки и практики. В настоящее время существует около двухсот определений терроризма и ни одно из них не является общепризнанным. Это говорит о многогранности, сложности и многоликости этого явления. С методологической точки зрения речь идет о безопасности социальных систем и способности систем к саморазвитию с целью гармонизации мирового сообщества. Такая цель предполагает отказ от культа исключительности нации и государства, ориентацию на обращение к миру, на диалог с другим как «иным» и апелляцию к философии ненасилия в коммуникации. Терроризм как вид межгрупповой коммуникации предполагает существование социальной системы рекрутирования, обучения и воспитания террористов и поддержки идеологии насилия как легитимной формы проявления интересов одной социальной группы. Марк Хаузер, автор одного из последних научных бестселлеров «Мораль и разум», вводит понятие «инстинкт нравственности». Он пишет: «...наши способности в сфере морали обеспечиваются моральной грамматикой, которая создает инструментарий для построения конкретных моральных систем. С этих позиций овладение культурой - специфическими нормами - процесс, больше напоминающий развитие какого-либо органа тела, чем просиживание в воскресной школе за изучением пороков и добродетелей. Благодаря универсальной моральной грамматике мы судим о том, какие действия допустимы, обязательны или
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |