Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестройка управления по территориальному признаку в 1957 г




В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления, обеспечения контроля за хозяйственными органами снизу, создания условий для комплексного развития экономики в пределах данного совнархоза, сокращения и удешевления государственного аппарата и др.

Все реорганизации, в конечном итоге, не привели к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное – на 20,5%, а в 1956-1960 гг. соответственно – на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел в основном за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 гг. эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%.

Центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 гг. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны.

2. Постановление «О роли и задачах Государственного банка СССР»

В заданиях пятой и шестой пятилеток главный упор делался на мобилизацию внутренних ресурсов, снижение себестоимости, увеличение накоплений, ускорение оборачиваемости оборотных средств, усиление контроля рублем. В выполнении этих задач значительное место принадлежало кредитной системе и особенно Государственному банку. Требовалось провести большую работу по улучшению кредитного, расчетного и кассового обслуживания народного хозяйства, усилению банковского контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий.

Основные направления в области развития краткосрочного кредита, организации расчетов и банковского контроля нашли отражение в постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 г. “О роли и задачах Государственного банка СССР.

Это постановление повышало контроль Госбанка за уровнем экономической работы предприятий, за целевым использованием собственных и заемных оборотных средств, а также за состоянием платежной дисциплины.

Существенные изменения были внесены в кредитные отношения банка с предприятиями и хозяйственными организациями. Был введен дифференцированный режим кредитования и расчетов хозорганов. Кредитные отношения стали строиться в зависимости от выполнения ими плановых заданий, результатов хозяйственной деятельности и сохранности собственных оборотных средств. Предприятиям, удовлетворяющим этим требованиям, предоставлялось льготное кредитование. Банку давалось право переводить в определенных случаях плохо работающие предприятия на особый режим кредитования и расчетов, предусматривающий более жесткие условия получения кредита и осуществления расчетов.

Применение на практике нового порядка кредитования дало положительные результаты. В связи с улучшением работы было восстановлено на общий режим кредитования и расчетов около 70% всех предприятии. Для предотвращения накопления сверхнормативных запасов материальных ценностей банк стал производить расчеты с соответствующими поставщиками путем предварительной оплаты. Предприятиям, испытывающим временные финансовые затруднения, Государственный банк стал шире выдавать краткосрочные ссуды на нужды, возникающие в ходе выполнения планов производства и обращения товаров. Если все оборотные средства принять за 100%, то доля заемных оборотных средству конец 1959 г. составила 62% по сравнению с 56 2% на конец 1955 г.

В соответствии с Постановлением был усилен контроль банка за расходованием фондов заработной платы. Только часть фонда заработной платы, относящаяся к группе промышленно-производственного персонала, стала пересчитываться на процент выполнения плана производства, а не на весь фонд, как это было раньше. Вводилось возмещение в течение трех-пяти месяцев ранее допущенных перерасходов фондов заработной платы за счет экономии этих фондов в последующих месяцах. Предусматривалось распространение контроля за использованием фондов заработной платы на государственные сельскохозяйственные предприятия и транспорт.

С 1959 г. предоставляется новый вид кредита торговым организациям – кредит под операции по продаже товаров населению в рассрочку (так называемый потребительский кредит).

Платежный оборот, учитываемый Государственным банком, увеличился за 1956-1960 гг. на 74,9%. Совершенствовалась и система безналичных расчетов. Сокращение сроков расчетов обеспечили ускорение оборачиваемости оборотных средств в хозяйстве и относительное снижение потребности в банковском кредите под расчетные документы в пути, предоставляемом поставщиками. В 1956 г. завершился переход к системе децентрализованных зачетов. Объем платежного оборота, осуществляемого посредством децентрализованных зачетов, увеличился в 1960 г. в 2,6 раза. Произошло совершенствование этой системы путем объединения отраслевых групп децентрализованных зачетов в межотраслевые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.