КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что представляет собой Экономический и валютный союз?
В ст. 2 Договора о Европейском Союзе перед Союзом поставлена цель - "содействовать экономическому и социальному прогрессу... путем создания экономического и валютного союза, в конечном счете включающего введение единой валюты в соответствии с положениями настоящего Договора". Кроме того, эта статья говорит о том, что своих целей Европейское сообщество должно достичь путем "учреждения общего рынка и экономического и валютного союза" (далее - ЭВС). Общие положения об ЭВС мы можем найти в ст. 4 ДЕС, которая определяет все основные составляющие такого союза. Так, п. 1 этой статьи посвящен "экономическому" компоненту Экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Сообщества, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три: 1) тесная координация экономических политик государств-членов; 2) внутренний рынок; 3) определение общих целей. Пункт 2 ст. 4 ДЕС определяет "валютный" компонент ЭВС, сразу же подчиняя его экономической политике Сообщества. Этот же пункт определяет, что "валютный" компонент состоит из единой валюты, определения и проведения общей валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Это не должно противоречить поддержанию стабильности цен. Эта политика должна также поддерживать общую экономическую политику Сообщества. Наконец, п. 3 ст. 4 ДЕС определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного Союза. Ими являются: 1) стабильность цен; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; 3) устойчивый платежный баланс. Более подробно компоненты ЭВС описаны в разделе 7 ДЕС. Из его положений можно сделать вывод о том, что основой "экономического" компонента ЭВС является проведение координации экономической политики государств-членов. Существенными составляющими ЭВС являются запрет на осуществление определенных операций, который будет рассмотрен ниже в связи с правовым статусом Европейского центрального банка (ЕЦБ), а также процедуры, связанные с контролем над бюджетными дефицитами государств-членов и с борьбой с чрезмерными бюджетными дефицитами. В свою очередь, "валютный" компонент ЭВС состоит из единой валютной политики Сообщества, которая основывается на единой денежной единице - евро*(131) и на единой институциональной структуре органов, предназначенных для проведения единой валютной политики. Ими является Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) с ЕЦБ во главе и Экономический и финансовый комитет (ЭФК), имеющий целый ряд консультативных функций. Необходимо также отметить, что ЭВС вводился в действие тремя этапами. Однако на третий этап, связанный с отказом от национальной валюты и переходом на единую денежную единицу ЕС - евро, перешли не все государства - члены Союза. Первоначально (с 1 января 1999 г.) их число равнялось 11; впоследствии оно возросло до 16 (с 1 января 2009 г.). Большинство государств-членов, не вошедших в "зону евро", не смогли пока сделать это, так как не отвечают необходимым экономическим условиям - критериям сближения (см. вопрос N 107). Это в основном восточноевропейские страны: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Чехия, Болгария, Румыния, а также Швеция. Эти государства официально именуются в Договоре о ЕС "государства-члены с изъятием". К государствам-членам с изъятием во многом приравниваются Великобритания и Дания - государства-члены, не пожелавшие переходить на евро и получившие такое право на основании специальных протоколов к Договору о ЕС. Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза 2007 г. (см. вопрос N 17) не меняет рассматриваемый правовой режим ЭВС, в том числе статус государств-членов с изъятием. В то же время в дополнение к существующим правилам он предусматривает специальные положения для более тесной координации экономической политики государств-членов, входящих в "зону евро": так называемая "Еврогруппа", состоящая из министров финансов стран "зоны евро" во главе с постоянным председателем. Еврогруппа на практике функционирует уже в настоящее время (до вступления в силу Лиссабонского договора), но на неформальных началах.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |