Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление




Память

Память – этоформа психического отражения действительности, познавательный психическийпроцесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Единицей, или продуктом сложной деятельности запоминания, является образ памяти или представление.Представление это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на прошлом опыте.

Память есть способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем. Память существует у всех видов животных и многих растений. На­копление и сохранение опыта — вот главная и основная задача памяти.

На основе памяти человек управляет своим пове­дением и деятельностью, осуществляет планирование своего развития и обучения. В свойствах памяти проявляется способность психики постоянно накапливать и трансформировать информацию. Эта способность носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многих случаях осуществляться автоматичес­ки, бессознательно.

Существует такой парадокс памяти: не все можно вспомнить, но ничего нельзя забыть. В качестве примеров можно привести ставшие в психологии классическими две достоверные истории. Совершенно не­грамотная женщина заболела и в лихорадочном бреду громко выкрикивала латинские и греческие изречения, смысла которых явно не пони­мала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего обыкно­вение заучивать вслух цитаты античных классиков. Женщина невольно запомнила их навсегда, о чем, впрочем, до болезни сама не подозревала.

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, свя­занных друг с другом. Дадим характеристику каж­дому из них.

Процесс запоминания протекает в трех основных формах: запечатление, непроизвольное запоминание и заучивание. Запечатление — это как кратковременное, так и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд. Под непроизволь­ным запоминанием понимают сохранение в памяти неоднократно вос­принимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить. Преднамеренное запоминание (заучивание) — специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти неко­торых сведений. Прочность сохранения обеспечивается, с одной сторо­ны, осмысленностью запоминаемого, с другой — повторениями, кото­рые должны быть разнообразными по содержанию и форме.

Забывание — это процесс, характеризующийся постепенным умень­шением возможностей припоминания и воспроизведения заученного ма­териала. Темп забывания зависит: от объема запоминаемого материала; от его содержания и степени его осознанности; от степени значимости запоминаемого материала для человека и др. Основными факторами забывания являются время и степень актив­ности использования имеющейся информации (забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).

Воспроизведение — это появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия объекта. В результате процесса воспроизведенияинформация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах или явлениях.

Если человеку приходится прилагать усилия для того, чтобы извлечь материал из памяти, то та­кое воспроизведение называется припоминанием. В некоторых случаях воспроизведение заученного с течением време­ни не только не ухудшается, а улучшается. Такое явление получило название реминисценции. Это связано, прежде всего, с внутренней рабо­той по осмыслению заученного материала, особенно если он представ­лял значительный интерес для человека.

Существует несколько классификаций видов памяти:

- по характеру психической активности память бывает: двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем);эмоциональная (запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства);образная (запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений, т.е. представлений, звуков и запахов);словесно-логическая (специфически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логический схем).

- по характеру целей деятельности принято различать: непроизвольное запоминание, т.е. непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить; произвольное запоминание – форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить, и специальных средств для ее осуществления (специфически человеческий вид памяти).

- по характеру приобретения информации память делится на: гене­тическую, т.е. хранящую видовую информацию;прижизненную, отражающую индивидуальный опыт человека.

- по способу запоминания выделяют: механическую память запоминание, при который осуществляется только путем повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей; смысловую память, при которой запоминание опирается на смысловые связи; ее продуктивность выше, чем у механической при­мерно в 25 раз.

- по продолжительности удержания материала выделяют: ультракратковременную (сенсорную) память(около 1 секунды); кратковременную память, обеспечивающую оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти (от 20 до 30 секунд; долговременную память, которая обеспечивает продолжительное удержание знаний, навыков и умений(месяцы и годы или не ограничено).

Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный пси­хический процесс, свойственный человеку.

Мышление, во-первых, есть опосредованное позна­ние, основаное на (а) нали­чии объективных отношений и закономерных связей между предмета­ми и явлениями и (б) осознании, понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосред­ственно. Для того чтобы выявить их, человек прибегает к мыслитель­ным операциям: сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обоб­щает, делает умозаключения, выводы.Во-вторых, мышление, есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. В-третьих,мышление - есть обобщенное познание действительности, процесс познания существенных свойств предметов и явлений.

Теперь мы можем дать полное определение (дефиницию). Мышле­ние — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: общих и суще­ственных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; существенных отно­шений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и прак­тики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. По самой своей сущности мышление необходимо лишь в тех ситуаци­ях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. Такие ситуа­ции называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, и удается создать, открыть, найти, изобрести и т.д. новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление — это поиск и открытие нового. В тех случаях, где мож­но обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает, и потому мышления попросту не требуется. Потребность в мыслительной деятельности исчезает и в тех случаях, когда учащийся хорошо овладел новым способом решения определенных задач или примеров, но вынужден снова и снова решать эти однотипные, уже став­шие известными ему задачи и примеры. Следовательно, далеко не вся­кая ситуация в жизни, в познании является проблемной, т.е. вызываю­щей мышление.

Связь мышления и речи. Мышление взрослого, нормального челове­ка неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышле­ние происходит в речевой форме.

Операции мышления. Мыслительная деятельность людей соверша­ется при помощи мыслительных операций. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления не образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельныхэлементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что является синтетически целым, я синтезируем то, что аналитически расчленено. Абстрак­ция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несуще­ственных признаков и свойств. Выделенные в процессе абстрагирова­ния существенные признаки предметов и явлений обычно бывают и общими для группы сходных предметов и явлений. Обобще­ние, мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Конкретизация — это мысленный переход абстрактного к конкретному, от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Основные формы мыш­ления. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства предметов и явлений. Суждение — это форма мышления, содержащая утвержде­ние или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение — такая форма мышления, в про­цессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные сужде­ния, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключе­ния — доказательство геометрических теорем. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивным и дедуктив­ным. Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основа­нии изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явления на основании знания общих законов и правил.

Виды мышления. Предметно-действенное мышление — вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, манипулировать ими. В развитой форме оно свойственно людям определенной профессии, которая связана с практическим анализом, конструирова­нием (химик-аналитик, конструктор-изобретатель, строитель и т.д.). Наглядно-образное мышление — это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления харак­терен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возрастa, а в развитых формах свойственен людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры). Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. В развитых формах данные виды могут быть индивидуаль­ными особенностями мышления людей, зависящими, во-первых, от характера их деятельности, профессии, опыта и, во-вторых, от соотноше­ния первой и второй сигнальных систем.

Выделяюттеоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическоемышление различают по типу ре­шаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, пра­вил. Например, открытие периодической таблицы элементов Д. Мен­делеева. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, созда­ние плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практическо­го мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Теоретическое мышлениеиногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с кото­рыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим)мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выражен­ные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быс­тротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое — связано с ре­ализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за дей­ствительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется, прежде всего, невозможнос­тью принять точку зрения другого человека. Важным является раз­личение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельнос­ти продукта по отношению к знаниям субъекта».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.