Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины конфликтов в организациях




Классификация конфликтов

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

Таблица 3 Классификация конфликтов

Основание классификации Виды конфликтов
Социальные последствия · Конструктивные конфликты · Деструктивные конфликты
Предмет конфликта · Реалистичные (предметные) конфликты · Нереалистичные (беспредметные) конфликты
Характер участников · Внутриличностные конфликты · Межличностные конфликты · Конфликты «личность—группа» · Межгрупповые конфликты

Конструктивные (функциональные) конфликты. В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений. Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

1. Проблемы решаются таким путем, который устраивает все стороны, все чувствуют себя причастными к ее решению.

2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.

4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.

5. Улучшаются отношения между людьми.

6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

2. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.

3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции - только как об отрицательной, а о своей позиции – как об исключительно положительной.

4. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

5. Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение, стресс и т.д.

Реалистичные (предметные) конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистичные (беспредметные) конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие здесь становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностные конфликты имеют место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т.д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Например, ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т.д.), человек хочет вечера проводить дома с семьей, а положение руководителя обязывают его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта – рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностные конфликты – это самый распространенный тип конфликтов. Здесь причинами конфликтов могут быть субъективные (различия в характерах, манерах поведения, взглядах, вкусах людей и т.д.) и объективные (борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и.т.д.) причины. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой.

Конфликты между личностью и группой возникают тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальной группе. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповые конфликты - это конфликты, если рассматривать организацию, между формальными и (или) неформальными группами, из которых эта организация состоит. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.

1. Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределить практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получить не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.

2. Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов.

3. Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда они разбиваются на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.

4. Различия в способах достижения целей. Часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.

5. Неудовлетворительные коммуникации. Неполная, неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.

6. Различие в психологических особенностях. Каждый человека обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т.д.Каждый человека своеобразен и уникален. Однако, порой психологические различия участников совместной деятельности бывают настолько велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости людей. Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей. Специалисты – психологи считают, что существуют конфликтные типы личностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.