КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цивилизационный подход
Людей. Формационный подход. Формационный подход разработан в рамках марксизма (исторический материализм) и характеризуется идеей о том, что общество в своём развитии проходит через определённые, закономерно сменяющие друг друга исторические этапы – общественно-экономические формации. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, который является базисом, основой данного типа общества, то есть определяет его основные черты. Сам способ производства представляет собой единство двух элементов – производительных сил и производственных отношений. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ включают в себя: 1. Средства производства, состоящие из: – предметов труда (то, на что направлен труд – земля, сырье, материалы), – средств труда (то, чем обрабатываются предметы труда инструменты, техника, оборудование, здания). ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. Согласно историческому материализму, существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения, потому что средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве, совершенствуются, а производственные отношения отстают от их нового уровня. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация меняется по определённым историческим ступеням, следующим друг за другом в закономерной последовательности: – первобытнообщинный строй, – рабовладельческий строй, – феодализм, – капитализм, – коммунизм. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей в силу того, что смена формаций связана с совершенствованием производительных сил и производственных отношений. Цивилизация – это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области. В цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история человеческой культуры. В этой концепции развитие общества понимается как процесс изменений во времени следующих факторов: – материального быта (производство, техника, жилищные условия, уровень питания и уровень потребления материальных благ и т.д.), – социального быта (государственные порядки, сословно-классовое устройство общества, семья, здравоохранение, образование, политические движения и т.д.) и – духовной культуры (наука, религия, искусство, философия, мораль и т.д.). Существуют самые различные концепции развития цивилизации, среди которых можно выделить два основных блока: 1. Теории стадиального развития цивилизации. Теории этого блока рассматривают цивилизацию как единый процесс общего прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы, стадии. Стадия в цивилизационном подходе понимается как глобальное состояние культуры человечества на каком-либо историческом отрезке в аспекте всеобщих макрохарактеристик общества – уровень знаний, степень независимости от природы, основные формы хозяйственной деятельности, социальные и духовные стороны жизни, отражающие в себе главные, столбовые особенности общественного устройства. То есть, при определении той или иной стадии учитывается не какой-либо одинпризнак (уровень научного знания или степень социальной свободы, политическая организация или религиозные установки и т.д.), по которому можно было бы концептуально или хронологически очертить стадию, а берутся общие признаки, характеризующие состояние всех сторон общества. С точки зрения стадиального подхода, история культуры человечества – это всеобщий и единый процесс, в пределах которого стадии сменяются под действием общечеловеческих законов развития, распространяющих своё влияние в той или иной форме абсолютно на все народы. Несмотря на существенные различия в образе жизни и уровне культуры различных народов, и несмотря на совершенно различные темпы и формы цивилизационных процессов у разных народов, все народы каждый по-своему, но проходят одинаковые стадии своего развития. Перечень подобных стадий варьируется в зависимости от той или иной концепции. В частности, значительно распространена следующая классификация стадий: 1. Стадия дикости, на которой человек сделал первые шаги от дикости к культуре: начал приручать животных, приобрел первые ремесла, стал изготавливать орудия труда и охоты, освоил примитивные способы строительства, установил некоторые правила общежития, создал первые формы искусства, религиозные верования, обычаи и начал пользоваться огнем. 2. Стадия варварства, которая характеризуется переходом к земледелию или к скотоводству, что в корне меняет состояние человеческого общества, делая его достаточно независимым от природы и стимулирет развитие знания и ремесел – получение и обработка металла, астрономические знания, ирригация, кулинария, сложные религиозные воззрения и культы, мифология, насыщенная социальная иерархия, разделение обязанностей в обществе, политические объединения с выходом за пределы семьи или племени и т.д. 3. Непосредственно цивилизация. Начинается с изобретения письменности, поскольку именно письменность является орудием сохранения, распространения и передачи потомкам знаний и духовных ценностей. С появлением подобного орудия (письменности) стал возможен процесс накопления интеллектуальных и духовных ценностей. Поскольку непосредственный смысл человеческой культуры состоит в его возвышении над природой, над её физическими законами, то цивилизация, как культура, начинается только тогда, когда умственные законы приобретают с появлением письменности силу и возможность развиваться до различных степеней своего возвышения над физическими законами. В итоге процессов развития, цивилизация меняет своё состояние и приобретает те или иные новые доминирующие характеристики, то есть, сама стадия цивилизации в человеческой истории принимает ту или иную форму, в зависимости от складывающихся общественных условий и развития культуры. Так, по применяемой иногда классификации человечество прошло стадию земледелия, затем стадию промышленного производства, затем техногенную стадию и теперь переходит в стадию информационной цивилизации.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |