Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почти с открытым забралом




Да, именно так приходится выходить на сцену команде, которой приходится играть КВНовский СТЭМ. Потому что по большому счету никакие ухищрения и стандартные КВНовские матрицы в данном случае непригодны. Именно поэтому, если разминка и капитанский именуются самыми сложными конкурсами, потому что их труднее всего сыграть, то СТЭМ по праву должен считаться самым сложным жанром, ибо его труднее всего придумать!

Парадокс в том, что изначально, будучи одним из источников современного КВНа, в качестве самостоятельного конкурса и жанра СТЭМ возник лишь в середине 90-ых годов, конкретнее - в четвертьфиналах 1995-го. Когда в 1994 году в Высшей Лиге была введена новая схема сезона, встала проблема набора конкурсов для второго тура, в играх которого встречались по 4 команды. И в первый раз было предложено сыграть приветствие, разминку и домашнее задание. Но оказалось, что четыре ДЗ подряд смотрятся чрезвычайно утомительно. И тогда на будущий год в аналогичной ситуации вместо ДЗ были предложены два новых конкурса. Одним из них был “конкурс одной песни”, а другим - СТЭМ - конкурс на 5-7 минут в классических СТЭМовских традициях, на которых в ту пору еще были воспитаны играющие команды. А чтобы этот конкурс даже зрительно не был похож на домашнее задание (которое, как мы помним, как раз из классического СТЭМа и возникло), ввели искусственное ограничение на количество участников: одновременно на сцене должно было находиться не более трех человек. К слову сказать, ограничение это было вовсе не таким уж искусственным. Если вы припомните классические старые СТЭМовские сценки, то поймете, что больше трех человек в них никогда и не участвовало. Так что ограничение это скорее служило дополнительным средством, чтобы загнать хитрых КВНщиков в рамки жанра.
А загнать было не так просто. Потому что хитрые КВНщики тех времен прекрасно понимали, что СТЭМ - штука весьма непростая. Недаром сюжеты сценок переходят в студенческих театрах из поколения в поколения, потому что придумать такой сюжет адски сложно! И поначалу команды действительно попытались притащить на КВНовскую сцену запасы из старого СТЭМовского багажа. Но оказалось, что сделать этого чисто механически нельзя! Оказалось, что КВН сразу же предъявил новому для себя жанру свои требования, которые поначалу приходилось нащупывать почти интуитивно.
Во-первых, старым СТЭМовским сценкам, которые, как правило, сочинялись “на вечные темы” резко не хватало актуальности. Первый выигравший СТЭМ БГУ про юного застенчивого оболтуса, которого преподаватель приводит к директору школы “заиграл” на сцене МДМ только когда удалось придумать, что папа мальчика - банкир, спонсирующий эту самую школу. Эдакий «мостик» в сегодняшний день.
Но актуализация - вещь вполне понятная и для КВНщиков привычная. Гораздо сложнее было поймать само ощущение, органику КВНовского СТЭМа. Ведь в классическом СТЭМе обычно не существовало строго прописанного текста. Он всегда игрался на уровне этюда, сопровождаясь огромным количеством необязательных междометий, фраз и движений. В КВНе все это сразу же стало восприниматься как некая “сценическая грязь”, подлежащая жесточайшей чистке. Далее: в классическом СТЭМе реприз в КВНовском понимании, в общем-то, никогда не было. А КВНовская сцена требовала их, как воздуха. И всеми правдами и неправдами приходилось вплетать их в сюжет.
Собственно говоря, именно эти особенности - повышенная актуальность и жесткий, чистый репризный текст - и отличают, как выяснилось КВНовский СТЭМ от классического. Потому что главное остается неизменным - парадоксальный сюжет, выписанный (о, ужас!) по всем канонам драматургии и максимально гротескные образы героев.

Итак, что делать? Прежде всего, необходимо определиться с тем, где искать смешную ситуацию? Ответ прост - только в жизни! Любая фантасмагорическая ситуация, высосанная вами из гениального пальца, будет выглядеть откровенно надуманной. В этом смысле чудес не бывает.
Другое дело, что в жизни, чаще всего подобные ситуации и соответствующие герои лишь намечаются, обозначаются. Главное - их заметить и в соответствии с законом жанра смоделировать уже сценический продукт. Но путь для этого известен: “доведение ситуации до маразма”.
Чтобы далеко не ходить, возьмем тот же первый СТЭМ БГУ. Согласитесь, что сама по себе ситуация, когда директор школы, распекающий нерадивого ученика, вынужден резко изменить тон, узнав, что благополучие школы напрямую зависит от его отца, - вполне реальна и знакома. Но наша цель - иная, и поэтому, прежде всего, ни один герой особого сочувствия вызывать не должен. Достигается это достаточно легко: все они должны быть, как бы это сказать, “ненормальными”, для чего у каждого героя выбирается какая-то черта, которая максимально гипертрофируется. Скажем, преподаватель, в белорусском СТЭМе оказывался неврастеником, изначально и навсегда перепуганным жизнью и обиженным на всех и вся. Неврастения директора была иного плана: у него было богатое воображение, что доказывалось сразу же тем, что вошедшие в кабинет, прерывали его игру в “войнушку на пальцах”. Это же самое богатое воображение легко приводило его к адекватной мере наказания ученика через расстрел. (“Ты представляешь, какое это пятно на всю школу?”)
В сыгранном годом позже не менее знаменитом СТЭМе Махачкалы “Папа, мама, я - спортивная семья”, который состоял по сути из трех самостоятельных эпизодов - американского, итальянского и русского. Так вот, все образы этих эпизодов были построены на гипертрофировании известных национальных черт, соответственно, американцев, итальянцев и русских. В этом СТЭМе семьи просто смотрели футбольный матч по телевизору. Но американцы, преисполненные гордости за свою образцово-показательную демократию, постоянно звонят президенту и поют гимн, а итальянцы, разумеется, оказываются мафиози, готовят макароны и ругаются по любому поводу. Плюс русская ментальность в финале.
Кстати говоря, ситуация может быть “закручена” настолько, что может показаться изначально фантастической. Скажем, в СТЭМе “харьковских ментов” (1998), где в дом к ГАИшнику попадал инопланетянин. Но успех этого конкурса определялся все же тем, что в основе лежала вполне жизненная ситуация общения милиционера с абсолютно незнакомым человеком, коим в данном случае и оказывался пришелец.
Главная проблема, которая, впрочем, возникает всегда, как только дело касается европейской драматургии, - это найти финал. Беда в том, что в реальности такие ситуации чаще всего не имеют яркого одномоментного финала, они - “рассасываются”, или логическая точка конфликта происходит где-то в будущем. Либо эта самая логическая точка оказывается слишком логичной и потому - несмешной!
Дурную шутку играет с авторами и логика самого СТЭМа. Действие ненормальных людей в ненормальной ситуации настойчиво подсказывает им, что в конце или должны явиться санитары, или герой должен проснуться. И это, разумеется, плохо - во-первых, потому что стандартно, но главное - потому что слишком логично!
Вообще говоря, во многих классических СТЭМах, в которых «всё доводится до маразма» естественным финалом является «пик маразма». Так, удар в ухо преподавателю со стороны абитуриента института физкультуры означал однозначный финал в полуфинальном СТЭМе “Уральских пельменей”(2000). Вполне естественная развязка была и у Томска на суперфинале-2000, когда интервьюер просто начинал орать на “самого умного человека планеты” и тому, вроде, ничего и не оставалось, как уйти. Это, конечно, - самый классический и уже потому самый чистый СТЭМовский ход. Но воплотить его часто бывает почти невозможно, поскольку уж очень ограничен набор ситуаций, в которых он подразумевается.
Хорошо, конечно, если у ситуации есть собственное окончание, тогда оно, даже не будучи смешным, во всяком случае, не смотрится неестественно. Как, скажем, в “питерском” СТЭМе (1999) “Колобок” в постановке Р.Виктюка. Вроде как, сказка кончилась, и СТЭМ можно заканчивать. И все же лучшим вариантом в любой КВНовской постановке, сделанной по законам классической драматургии, является финальный выверт, парадоксальный даже по отношению ко всему предыдущему сюжету. К примеру, у питерцев таким финалом стало длинное театральное раскланивание главных героев. И упоминаемый конкурс “пельменей” приобрел окончательную завершенность, когда добавился парадоксальный ход: победивший абитуриент сам сразу же стал преподавателем.
Стоит сразу предупредить, что попытка “подпереть” незавершенность сюжета в СТЭМе привычной финальной песенкой абсолютно не спасает положение, а скорее даже вредит (кроме отдельных случаев, о которых мы еще скажем). Зрители, видевшие еще один знаменитый СТЭМ НГУ(1997) в зале, помнят, что, испугавшись собственного ощущения незавершенности, после блестящей прогулки “грибников” по залу, как по лесу, они потом еще минуты две пели на сцене под гитару, сидя у костра. И очень ошиблись, потому что как раз у этого СТЭМа финал был, что и было легко продемонстрировано в телеверсии, где песня была отрезана.
Глядя снизу вверх из зала на Маслякова, стоящего на сцене да еще и за трибункой, герой спрашивал “А на деревьях грибы растут?”
- Нет, - отвечали ему.
- Значит - шишка!
Удивительно, но сами авторы, воспитанные на классическом СТЭМе, никак не могли поверить, что финалом СТЭМа КВНовского может быть не действие, а просто неожиданная фраза, которая к тому же неожиданно вводила нового героя.
Впрочем, есть этому одно легкое объяснение. “Грибники” уже не были СТЭМом в изначальном понимании этого жанра. В нем не было никакого развития: задавалась изначальная ситуация, и шел просто набор реприз и ГЭГов, которые теоретически можно было совершенно спокойно переставлять местами (кроме, разумеется, последней фразы). То есть по жанру это было на самом деле непривычно сильно театрализованное приветствие с исключительно контекстными репризами, эдакое “действо в пространстве”.
К слову сказать, открытие такого способа играть СТЭМ было сделано еще в 1995 году командой ХАИ. Ведь их ставшие каноническими “бабы-охотницы” тоже были построены по принципу просто бесконечной экспозиции заданной ситуации. И единственное действие (“Чу! Егерки мужика подняли! В аккурат на нас гонят! Так, бабы, кончай базарить! Охота пришла!”) - собственно, уход на охоту - явилось в данном случае идеальным финалом.
Наконец, встречался в нашей практике и еще один экзотический вид СТЭМа. Недаром, вводя этот конкурс, было опасение, что он превратится в маленькое ДЗ. Это все-таки случилось в первом СТЭМе, сыгранном “Новыми армянами” в 1996 году. Это был набор из трех блоков, первый из которых действительно по жанру был СТЭМом, но никак не мог развиваться до полного формата, а второй - вообще песней! Ну не умели “Новые армяне” тогда еще писать СТЭМы, и подобный вариант был для них реальным выходом, потому что конкурс они выиграли. Другое дело, что в КВНовские анналы вошли совсем другие их СТЭМы - про “полет на Луну” и “армянский зоопарк”, которые были сделаны уже по всем правилам жанра. Так что “думайте сами, решайте сами”!

ЭКЗОТИКА!

 

В семье не без экзотики… В подавляющем большинстве игр командам приходится сталкиваться исключительно с теми конкурсами, о которых мы уже, так или иначе, поговорили. Однако, время от времени в разных Лигах (в том числе и в Высшей, и в Премьерке) играются и другие конкурсы, относящиеся нынче к КВНовской экзотике. Большая часть экзотических конкурсов связана с импровизацией. Поэтому требования к постановочной, зрелищной части в них, разумеется, гораздо ниже, чем в домашних конкурсах. В этом-то и состоит главная причина, по которой современный телеэкран эти конкурсы отторгает – они просто некрасиво смотрятся на телевизионной картинке. Так что в этом смысле стоны, насчет потери КВНом импровизационности, вернись мы к ней, моментально сменились бы стонами, насчет того, до чего же эта самая импровизация в КВНе плохая. А она – вовсе не плохая. И она, поверьте, была бы совсем не хуже, чем в “добрые старые времена”. Просто в 60-ых годах зрителю это было интересно смотреть по своему маленькому черно-белому “Рекорду”, а сегодня – по своему огромному цветному “Сони-Самсунгу-Панасонику” - нет. В то же время в зале импровизационные конкурсы по-прежнему смотрятся очень интересно. И если игра не привязана жестко к телевизионной передаче, то в ней вполне можно найти место для импровизационного конкурса. Мало того, сам по себе жанр этот (безотносительно к импровизации) вовсе не умер! Просто в “большом КВНе” он переведен в разряд домашних. И тогда получается уже хорошо знакомый вам современный БРИЗ. Домашний БРИЗ Итак, если постановочные возможности ограничены, то остается -… правильно, литература! Практически любой импровизационный конкурс является, по сути дела, ипостасью литературного. А то, что он при этом называется, скажем “выездной” сути дела не меняет. По большому счету даже конкурс художников является литературным, потому что суть его составляет не сама картинка, а развернутый комментарий к ней. Но классической формой литературного конкурса остается БРИЗ. БРИЗ – это, вообще-то, распространенная аббревиатура советских времен, обозначающая “Бюро рационализации и изобретений”. Тогда такая контора существовала на каждом заводе. И на протяжении всех 60-х годов КВНщики честно чего-то изобретали во время игры за сценой и потом тащили все это на сцену, чаще всего, сопровождая плоды остроумия несколькими плакатами. На нынешний взгляд это было достаточно длинно и далеко не всегда достаточно интересно. Тем не менее, о БРИЗе вспомнили в 1998 году по той же причине, что и в свое время о СТЭМе. Выбранная в том году схема сезона подразумевала в первом туре игры по пять команд, и стали подыскивать коротенький конкурс, чтобы заполнить стандартное эфирное время телепередачи. (Известная триада “приветствие-разминка-музыкалка” была, напомним, придумана под пульку из шести команд.) За две-три минуты, которые предполагалось отвести на отыгрыш, ни один постановочный конкурс существовать не может. Оставался – литературный, который до этого играли последний раз уже в 1992 году, причем под конец его просто вырезали из каждой второй передачи или у каждой второй команды. Однако, в 1998 году БРИЗ получился! И не последнюю роль здесь сыграло четкое осознание того, что это должно быть. Хотя не у всех и не сразу. Надо сказать, что БРИЗ – это единственный конкурс в современном КВНе, в котором определяется не только жанр, но, в определенной степени и идея: это, по-прежнему, всегда “изобретение”. Если вы вспомните темы телевизионных БРИЗов, то там просили изобрести новый костюм, спортивную игру, блюдо и т.д. Другое дело, что это самое “изобретение” - понятие, слава богу, настолько широкое, что почти не ограничивает авторскую фантазию. Поэтому сначала самой распространенной ошибкой среди команд была попытка подменить БРИЗ СТЭМом, который к тому времени играть уже, более или менее, научились. Однако загнать СТЭМ в 2 минуты вряд ли когда-нибудь научатся. Хотя… Строго говоря, такая попытка удалась: в четвертьфинале 1998 года Томск показал “игру в слова”. И первый блок первого СТЭМа “Новых армян” - “бокс словами” тоже вполне мог бы вписаться в хронометраж БРИЗа. Но это – почти все! Потому что придумать двухминутный СТЭМ еще на порядок сложнее, чем обычный. Потому что две минуты, как правило, уходит аккурат на то, чтобы объяснить ситуацию и представить героев. Развивать действие и, тем более завершать его уже некогда. А главное – абсолютно не нужно! Потому что сам по себе жанр литературного конкурса – неизмеримо легче, чем СТЭМ. Это просто набор более или менее контекстных реприз в заданной простейшей ситуации. Не нужно никакого действия! Не нужно никакого развития и финала! Две минуты – слишком маленький срок! БРИЗ с точки зрения литературы – это просто “рассказ про чернильницу”, который, по словам Чехова, должен уметь написать всякий уважающий себя писатель. И если вам удастся придумать 8-10 хороших реприз про выбранную вами же “чернильницу”, то получится потрясающая “презентация костюма инженера”, как у “Пельменей” в 1998 году. Но даже если контекстные шутки написать не удается, подойдут почти любые репризы, - просто в качестве “чернильницы” придется взять как можно более обобщающее понятие. Именно так поступили в том же сезоне “Сибирские монахи” из Красноярска, “доставая” свои “шутки-продукты” из потребительской корзины. Шедевр таким образом, конечно, не получится, но выглядеть все это в итоге может вполне прилично. Вроде как всё просто, но... Вспомним беду, пережитую капитанским конкурсом. Собственно, литературный конкурс пережил ее еще раньше. Потому что если с вашим гениальным текстом на сцену выйдет, как в прежние времена, нудный умный очкарик, восторгов аудитории вы будете дожидаться тщетно. Потому что современной аудитории даже в двух минутах нужно какое-никакое зрелище, потому что она теперь в любом случае хочет видеть на сцене не докладчика, а артиста. И поэтому столь технологически просто скомпонованный текст придется подать “на блюдечке с голубой каемочкой”, вложив в уста безусловно лучших исполнителей и попытавшись как-то “поставить”. В общем случае, диалог всегда лучше, чем монолог, пусть даже диалог искусственный, бесконфликтный, - пусть даже просто монолог, разбитый на несколько человек. Просто лишний человек на сцене – это лишняя энергетика. И если вы еще раз вспомните “костюм инженера”, то, хотя формально это был и монолог, но на сцене все время находился и сам “инженер”, который, не произнося ни единого слова, был блестящим партнером. И “голос Альтова”, которым монолог произносился, был блестящей актерской находкой, которая сыграла немалую роль в успехе. Вообще говоря, любой другой конкурс вроде БРИЗа, как бы он ни назывался – литературный, выездной, экспромтный и т.д. имеет в своей основе ту же литературную идею: набор контекстных реприз на заданную или самостоятельно подобранную тему. Более свободный хронометраж может позволить более активно пользоваться постановочными украшениями из КВНовского арсенала: песенкой, танчиком, костюмчиками, оформленьицем. Все это, как правило, работает на успех, пока отличается точностью и мерой. Впрочем, в постановке в подобных конкурсах особенно и не разгуляешься, потому что, как правило, они бывают осложнены необходимостью импровизации, или, чаще – полуимпровизации непосредственно во время игры (когда часть задания известна, а часть уточняется во время игры). И пусть этот вид в последнее время практически не играется, но об этой ипостаси КВНа – древней и по-своему прекрасной, стоит поговорить отдельно. Импровизация Почему-то немало команд считает, что заранее готовиться к импровизационному конкурсу – “нечестно”. Полная чушь! “Нечестно” издеваться над публикой плохой игрой. И в каких таких правилах КВНа вы прочитали, что к импровизации нельзя готовиться? Спросите у любого КВНщика 60-ых, готовились ли они к импровизациям, которые в те времена составляли большую часть игры, и они однозначно ответят утвердительно. Потому что иначе эти самые импровизации невозможно было бы смотреть на телеэкране даже тогда. Отсутствие подготовки к импровизационному конкурсу – это или самонадеянность, или лень. И действительно, если уж вы такие “честные”, кто вам мешает вытащить на сцену именно то, что родилось непосредственно во время игры, если это лучше, чем подготовлено заранее? Но вы обязаны застраховать себя, а следовательно – зрителей на тот случай, если у вас “не поперло”. В данном случае копья ломаются в основном из-за того, что частенько, сделав заготовку к будущей импровизации, команда потом вообще не утруждает себя работой за кулисами. И вот тогда-то и начинается выяснение отношений: что лучше – плохо, но по теме, или хорошо – но непонятно о чем? Ответ: плохо и то, и другое! К сожалению (для КВНщиков, разумеется), чем локальнее конкурс, тем больше внимания зритель уделяет его теме. К тому же, в импровизационном конкурсе тема практически всегда задается гораздо более конкретно, чем в домашнем. Различается даже сама идеология задания. В домашнем конкурсе тема, представляющая чаще всего какую-то достаточно объемную идиому дается большей частью, чтобы дать начальный толчок к полету фантазии. В импровизационном же конкурсе задание дается для того, чтобы его выполнить! И зритель за этим выполнением, поверьте, очень внимательно следит. Ну и тогда – “что делать?” и “что такое “хорошо”? А хорошо – это хорошо подготовленная импровизация. Другое дело, что это довольно сложно и очень, очень трудоемко! Кстати говоря, этот факт послужил не последней причиной отмены подобных конкурсов в телевизионных играх. Ведь на достижение того же уровня в импровизационном конкурсе нужно потратить на порядок больше сил, чем в аналогичном домашнем. Потому что приходится предусматривать и прописывать варианты! Главное ноу-хау состоит в том, что в качестве заготовки для импровизации готовится не полностью прописанный материал, в который вы потом будете втыкать неуклюжие “привязки к теме” (их все равно все заметят!), а – клише, предусматривающее разнообразные варианты, в зависимости от того, каким будет задание. И - главное - клише это не должно оставаться голой схемой в надежде, что сами шутки придут во время игры. Шутки должны быть прописаны, причем прописаны во множестве разветвляющихся вариантов! Вы должны понимать заранее, какие из них войдут в текст или каким образом будут преобразованы при любом возможном типе задания. И, наконец, последнее - команда должна пару раз потренироваться - сыграть свой импровизационный конкурс с возможными заданиями во временном режиме игры. Конечно, каждый конкурс подразумевает свой собственный тип клише, свою теорию его подготовки, которые тоже необходимо придумать. Скажем в полуфинале 1987 года на встрече УПИ-МХТИ командам предлагалось за кулисами написать “песню о том, о чем песен не писалось” на мелодию, предложенную соперником. И москвичи, определившись с тем, что они в любом случае будут петь “Романс об отходах” сначала придумали 17(!) репризных куплетов, а затем прописали 12(!) технологических вариантов этих куплетов во всех возможных стихотворных размерах с минимальным количеством стоп (поскольку увеличение длины строки легко и быстро достигалось добавлением союзов, местоимений и прилагательных). Явно излишнее количество куплетов было придумано из-за того, что в некоторых размерах какие-то репризы начинали плохо читаться, причем в разных - разные. Вот так! Именно такая подготовка и дала соответствующий результат: они не только выиграли конкурс, но и пели потом этот номер в концертах, поскольку качество его было вполне “домашним”. Что же касается системы работы над экспромтным конкурсом уже непосредственно во время игры, то она, естественно, напоминает разминку. Только если в разминке “резинками” пользуются в крайнем случае, то здесь приоритетным становится заполнение заготовленного клише. Но это абсолютно не отменяет того факта, что часть авторов садится и начинает придумывать конкурс “как бы с нуля”. В любом случае их скорбный труд не пропадет - им наверняка удастся придумать несколько реприз абсолютно в тему, которые легко лягут в клише. С другой стороны, если вдруг импровизационный вариант окажется лучше, так никто не мешает перебросить в него все заранее заготовленное. И, конечно, так же, как и в разминке, чрезвычайно важно правильно распределить время, отведенное на подготовку. Часто хороший текст губится исполнителями, потому что они его чуть ли не успевают прочесть до выхода на сцену. Так что, не смотря на то, что заготовленный вариант должен быть непременно заранее “разведен” на сцене, на окончательную постановку, в зависимости от ее характера придется отвести от четверти до половины времени и уж, во всяком случае, все написанное необходимо прогнать пару раз от начала до конца, причем второй раз - начисто. Видеоконкурс В отличие от всей предыдущей “экзотики”, эта - уже порождение современности. Хотя, конечно, и в КВНе 60-ых устраивали выездные конкурсы для оживления и разнообразия телевизионой картинки, но то был - самый обыкновенный литературный полуимпровизационный конкурс, играемый в другом пространстве, на другой площадке. Видеоконкурс, то есть снятый вами короткий смешной ролик на пару минут - это вообще принципиально другой жанр, нежели все остальные вместе взятые КВНовские конкурсы. Единственное, что его роднит со всем остальным “сценическим” КВНом - это технология придумывания, хотя и придумывать здесь придется не только, а иногда и не столько репризы, сколько гэги (проще говоря, “видео-приколы”, что, впрочем, есть лишь своеобразная форма репризы). Так что если люди умеют сочинять любой другой КВН, то и сценарий видеоконкурса они вполне потянут. Начнем с того, что кроме сценария литературного вам придется обязательно продумать и сценарий режиссерский, то есть так называемый “монтажный план”, в котором продумывается и подробно описывается каждый план (эпизод) будущего ролика. Причем не только то, что в нем происходит, но и где, и как, и, главное, как это снимается - крупным планом, средним, общем, наездом, отъездом или панорамой. Честно говоря, на этом этапе обязательно нужно подключить профессионального теле- или кино-режиссера. Поверьте, тот факт, что вы всю жизнь смотрели кино и телевизор еще не означает, что вы сумеете снять хороший видеоматериал, так же как и умение читать еще не означает умения писать книжки. Есть масса профессиональных тонкостей, на которые вы по незнанию просто не обратите внимания, но потом об эти недочеты глаз зрителя будет натыкаться, мешая адекватному восприятию вашей гениальной задумки. Не стоит надеяться в этом отношении даже на профессионального оператора, которого, как правило, предоставляет телевидение. Он может мастерски снять каждый отдельный план, но совершенно не обязан видеть весь материал так, как он будет смонтирован. Мало того, очень часто оператор исходит из формальной красоты и правильности плана, а вовсе не из того, что он должен означать и уж, тем более, почему это должно быть смешно. Но и это - еще не самая большая опасность, которая поджидает вас при переходе со сцены на съемочную площадку. Там же совершенно другая органика! И не стоит утешать себя тем, что в зале тоже стоят камеры. Вас снимают, когда вы - на сцене. И все об этом знают. Но стоит вам с нее сойти, и начинают действовать совершенно иные законы. Главное, что требует камера - естественности. И касается это, как поведения актеров, так и антуража. Малейший актерский пережим выглядит на экране ужасно! И это при том, что в КВНовском ролике наверняка будут действовать не совсем нормальные люди в не совсем нормальных обстоятельствах. Но вся эта ненормальность должна быть абсолютно правдива и искренна! Наконец, особенно тяжко КВНщикам бывает осознать абсолютно разный подход к оформлению и реквизиту. Ведь КВН, как мы говорили, - бедный театр. Декорации, костюмы, реквизит - все это на сцене должно быть минимализировано до крайней степени. Но в кино - все наоборот! Все должно быть “взаправдашним” ровно настолько, чтобы зритель поверил, что это взаправдашнее. Иными словами, на экране должна возникнуть именно та картинка, которую вы себе представляли, когда придумывали сюжет. Никакой символики в данном случае зритель просто не “прочтет”. Большинство неудач в видеоконкурсах связано именно с недостаточно серьезным отношением к поиску соответствующей задуманному сценарию натуры и реквизита. Вот, к примеру, в видеоконкурсе на суперфинале-98 “Новые армяне” задумали пародию на актуальнейший в то время “Титаник”, в которой Дед Мазай плывет с фонарем по ночному морю, где плавают сотни надувных зайцев, и кричит “Anybody live?” Ну - смешно же могло быть! Но когда дело дошло до съемки, оказалось, что костюм Мазая весьма далек от канонического, зайцев резиновых достали всего штук семь и фонарь почему-то не зажигается. Если добавить к этому, что снимать это решили действительно на море, штиль в котором никто не заказывал (хотя рядом было полно бассейнов), то понятно, почему человечество никогда не увидело этот шедевр на экране. Вообще, при написании видеоконкурса советуем не делать 100%-ный упор на “гэги”, так как не факт, что все они примут веселый вид в видео-версии (см. выше). В то же время пара-тройка “гэгов” конечно не помешают, тем более, если в основе конкурса лежит хорошая литература. Умеренное сочетание этих двух приемов – гарантия хорошего конкурса. Хотя чисто литературный вариант может принести успех и самостоятельно. Достаточно вспомнить прекрасные капитанские видеоконкурсы Томска и Минска на суперфинале-2000 (Кипр). Сами себе экзотика Естественно всё вышеперечисленное не есть полный набор КВНовской экзотики. Вы вправе придумать что-нибудь своё, новое, как это, к примеру, сделали в Белорусской Лиге КВН. Хотя речь идет скорее не о новом конкурсе, а о своеобразной форме КВНовской разминки, которую теперь и в Евролиге КВН называют “хоккеем”. Идея замечательная, и сводится к следующему. Разминку играют две команды по 6 человек. Начинается всё с “вбрасывания”. Жюри задает вопрос (никакой супер-упаковки, поэтому поле для ответов – просто непаханое!). Через 30 секунд (а то и раньше) команды выдают свои ответы. Каждый член жюри поднимает табличку со стрелкой, направленной в сторону той команды, ответ которой более удачен. Если оба ответа были одинаково хороши, или одинаково неудачны, поднимается табличка с математическим знаком “равно”. Ведущий либо констатирует победу одной команды (и тогда право следующего вопроса переходит непосредственно к команде), либо ничью (и тогда снова идет “вбрасывание” в виде вопроса со стороны жюри). По правилам Белорусской Лиги одна “стрелка” при всех “равно” не учитывается. В определенный момент в проигрывающей команде начинаются “удаления”. Сначала на “скамейку запасных” уходят три человека, потом остается один “вратарь”. Разминка идет до полного “удаления” всей команды. В идеале интрига может довести до поединка “один на один”. Плюс такой разминки заключается в том, что жюри не оценивает всю разминку в целом по ее окончанию (т.е. эмоции и личные симпатии “удаляются” с самого начала конкурса), а делают это постепенно, как в большом спорте. Минус тоже очевиден: такую разминку очень трудно монтировать в теле-версии. Теперь коротко о нововведениях на ниве экзотики за последние годы. Фристайл. Коротко: это некий «приветствиезаменитель». Хронометраж – 5 минут. Стиль – свободный. «Нечто минут на 5» - так можно еще назвать это действо. Возникла идея фристайла, когда мы столкнулись с двухсерийными полуфиналами. Два приветствия от имени одних и тех же команд в двух играх оказались явлением «неудобным». Пытались начать вторую серию со СТЭМову, но оказалось, что для старта передачи такое начало выглядело несколько скучным. Вот и было решено начать вторую серию с чего-нибудь необычного и динамичного. Командам предлагается использовать за 5 минут любые жанры: чистые репризы, миниатюры, ГЭГи, песенки и так до бесконечности. Насколько команды пользуются такой свободой – это вопрос второй. Но конкурс на сегодня прижился и вполне успешно существует практически во всех Лигах КВН. Конкурс новостей. Тут всё просто: тот же БРИЗ, тот же литературный конкурс, имеющий жесткую рамку новостийной подачи реприз. Здесь команды соревнуются в нюансах подачи, но в плане содержания – все в равных условиях. «5 шуток про...» Тоже всё просто! Задается общая тема шуток – извольте пять раз пошутить в тему. Конечно, команды пытаются впихнуть более пяти шуток, используя «технологию связок», но это опять же – нюансы. Надо сказать, что возникновение таких коротких репризных конкурсов было обусловлено тем, что в последнее время команды тянет в более постановочный КВН, а не репризный. И это неправильно, поскольку реприза (шутка) – была, есть и остается «боевой единицей КВНа»! А раз процесс написания шуток притормозился, его надо было стимулировать. В общем, как бы не сопротивлялись команды, эксперимент удался! Это относится и к следующему конкурсу! Биатлон.Родина КВНовского биатлона – город-герой Минск. Итак, представьте: на сцене – пять представителей пяти команд. У жюри на столах – таблички с цифрами от единицы до пяти, которые выполнят роль отнюдь не оценок. Но об этом чуть позже. Биатлон в спорте связан со стрельбой по мишеням. В КВНовском биатлоне этот принцип сохранен. Роль пули играет боевая КВНовская единица – шутка, роль мишени – жюри. Итак, сначала каждая команда стреляет шуткой. Затем каждый член жюри поднимает табличку с номером команды, шутка которой ему понравилась меньше всего. Если номер такой команды очевиден, команда покидает сцену. Если нет, жюри переголосовывает. Далее – следующий круг шуток и решение жюри. И так до тех пор, пока на сцене останется абсолютный победитель конкурса. Что касается оценок за конкурс, то тут всё просто: команда, выбывшая в первом круге получает 0,2 балла, следующая команда – 0,4 балла, далее – 0,6, 0,8 и победитель конкурса получает 1 балл ровно. Все понятно? Команды, на исходную позицию! Вот такая она – КВНовская экзотика! Итог: в любом случае “не бойтесь человека с ружьем”! Так же относитесь и к любой КВНовской экзотике. КВН ведь сам по себе экзотика, причем отечественного производства!

 

ЖЕНСКАЯ КОМАНДА!

Смешные девчонки
(лирическое отступление о женщинах в КВНе)

Когда в 1987 году у команды МХТИ одна корреспондентка спросила, почему в команде нет женщин, ребята ответили, что женщины в нашей стране и так достаточно часто укладывают шпалы. А играть в КВН, между прочим, значительно труднее. Интересно, что потом очень похоже отвечали на этот вопрос практически все чисто мужские команды. К примеру: “Никто из ребят на подобную операцию не согласился!”, или “Зато какая свобода слова на репетициях!” и т.д. Хотя причина, конечно, далеко не только в этом, а скорее, - совсем не в этом. КВН с самого начала был преимущественно мужской игрой, как юмор - испокон веку преимущественно мужским жанром. Можем, кстати, копнуть и глубже: КВН - театр постановочного примитива, “театр представления”, “театр масок”, в котором с древнейших времен все роли исполняли мужчины. И это не имеет никакого отношения к дискриминации, а связано исключительно с особенностями мышления и психологией восприятия зрителем сценического зрелища.

Все это, в общем-то, прекрасно понимали, а скорее, просто чувствовали, не пытаясь теоретически обосновывать. Тем более, что в большинстве команд КВН женщины все-таки были. Правда, если не считать массовок, их всегда было мало, - чаще всего одна. Давние зрители наверняка помнят, к примеру, Свету Фабрикант из Одессы или Иру Елкину из Днепропетровска. Кстати говоря, найти исполнительницу, которая “вписалась” бы в жанр, всегда было большой удачей, и далеко не всем она улыбалась.

В конце 80-х, когда в КВНе больше внимания стало уделяться зрелищным элементам, пришла мода на кордебалеты, которые, конечно, очень украшали выступления, но к сути игры не имели никакого отношения, разве что взбадривали отдельных ветеранов КВНовского жюри. В 1992 году в Клубе появилась команда Симферопольского Госуниверситета, в которой девушки не только выходили в “линейке” и сами отрабатывали репризы, но Лена Валуева была еще и одним из основных авторов. И все же это были всего лишь исключения, которые, как известно, подтверждают правило. Ощущение того, что правило опровергнуто возникло только когда на сцену вышли новосибирские “Девушки из джаза”, и не просто вышли, а, преодолев труднейший и скандальнейший сезон, стали чемпионами 1993 года.

Результат не замедлил сказаться. Уже на следующем Фестивале заявились пять чисто женских команд. Бум женского КВНа продолжается и по сей день. Милые девушки со всех концов страны продолжают надрывать сердца редакторов, вынужденных разрушать их иллюзии. Потому что феномен “Девушек из джаза” состоит в том, что никакого правила они не нарушили...
Строго говоря, приоритет создания женской команды КВН принадлежит не Новосибирскому Университету. Годом раньше появились “Саратовские гувернантки” - уникальная команда воспитательниц детского сада, придумавших милый имидж, который, впрочем, не подкреплялся соответствующим уровнем шуток. Но главное - методика построения выступления ничем не отличалась от стандартной. Репризы отрабатывались характерной героиней, которая не стеснялась быть смешной. Словом, “гувернантки” сделали “женскую кальку с мужского КВНа”. И в первый раз их спасла совершенно нетронутая тема и безусловное присутствие вкуса.

Так что же тогда придумали новосибирцы? Они придумали нечто абсолютно потрясающее! Они создали КВН, в котором женщины могут говорить репризы, не превращаясь в клоунесс. Вот откуда то очарование, которое было у “Девушек из джаза”, и вот почему они породили столько последовательниц. Но почему же тогда долгое время повторы не удавались? Ведь, казалось бы, открытие сделано, и остается только правильно им воспользоваться. Но в том-то и дело, что в открытии этом есть много “ноу-хау”.
Не совсем удобно, конечно, раскрывать эти секреты, не спросив разрешения авторов, но нас оправдывает то, что, узнав их, вы поймете, как немыслимо сложно повторить новосибирский эксперимент.
Женщина на сцене - явление очень специфическое. Прежде всего, уже в силу того, что женщина по внутренней природе гораздо откровеннее, чем мужчина. Поэтому находиться на сцене ей гораздо труднее. Можно сказать, что для достижения сценической органичности женщине нужно быть “актрисой” в гораздо большей степени, чем мужчине - “актером”. В КВНовском “театре представления” эта проблема еще усугубляется. Зритель, который легко верит, что “парни валяют дурака”, в отношении девушки скорее склонен предполагать, что “она так думает”. Вот почему пошлость из женских уст на сцене абсолютно немыслима. Вот почему даже единственное “неаккуратное” слово, сказанное женщиной от первого лица, порождает у зрителя неловкость, потому что воспринимается как душевный стриптиз. И вот почему женщина может отработать в КВНе достаточно жесткую репризу, только находясь в очень жестком, гротескном образе.
Классические примеры этих образов легко найти у той же команды НГУ образца 1991 года. Скажем, знаменитый выход Татьяны Лазаревой в “октябрьском фарсе” в роли командирши женского батальона.
- Кто сегодня наступает?
- Большевики.
- (подправляя губы помадой) Отлично!
Или ее же выход в лубочном русском костюме.
- Тань, ты чего? У тебя же сегодня нет текста!
- А чего ж, я, дура, наряжалась?
Или выход Марины Петровой (Ленинградский Финэк).
- Не зря говорят, что женщина на корабле - к несчастью.
- Не знаю, не знаю, на “Авроре” женщин не было:
А теперь сравните это с мягчайшим стилем реприз “Девушек из джаза”.
- А на меня, девочки, сегодня утром начальник накричал. Пришел и говорит: где накладные? А я глазами хлоп-хлоп, говорю, - вот они!
- А за мной, девочки, один парень ухаживал, такой красивый, но у него были очень большие уши. А потом другой ухаживал, тоже очень симпатичный, но у него тоже были большие уши. А потом со мной один военный познакомился,- такой шикарный, в сапогах, в фуражке, в этой самой... портупее, но у него тоже были очень большие уши. Ой, девочки, я прямо не знаю, может, со мной что не так?..
И не будем забывать, между прочим, что чудесный имидж к моменту начала репризного ряда был уже подготовлен выходным музыкальным номером - очень точным и стильным.
А вот теперь пришел черед сказать об очевидном факте, которого почему-то совершенно не хотят замечать апологеты женского КВНа. “Девушки из джаза” ни в d:\Documents and Settings\utina\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\Ðàáî÷èé ñòîë\êâí\14\6.htmодном конкурсе ни разу не обошлись без мужчин! Перенесенные из фильма образы двух “консерваторок” были не просто естественным дополнением имиджа команды. Они, и только они давали возможность наполнить выступление полноценными репризами. А КВН - игра, и никакой имидж сам по себе не победит хороших шуток. Скажу больше, начав играть сезон, новосибирцы быстро поняли, что их стесняет даже этот “расширенный женский состав” и потихоньку стали выходить из собственного эксперимента. Так что в результате к финалу это была уже, по сути дела обычная команда КВН НГУ, в которой, правда, играющих на сцене девушек было больше, чем у всех.

И, наконец, еще один факт, уже не очевидный, но, пожалуй, самый печальный для желающих повторить новосибирский триумф. Дело в том, что женская реприза и женский КВН вообще - это вовсе не то, что пишут женщины. За пятью очаровательными “девушками из джаза” стояли три десятка лучших КВНовских авторов страны! Это они придумали и “образ”, и “мягкий стиль”, и они же не выдержали, в конце концов, невероятной сложности этой работы, вернувшись к традиционному подходу, чтобы победить и в третьем своем сезоне.
А теперь о последователях, вернее о последовательницах. В 97-м году на орбите Большого КВНа появилась-таки женская команда. Девчонки из Житомира просто “порвали” изголодавшую КВНовскую тусовку в отборочном туре Сочинского фестиваля. В отличие от Новосибирска, они достаточно динамично (под “Spice Girls”) начали свое выступление, а шутки в мягком стиле “Девушек из джаза” теперь уже соседствовали с шутками на более “клубничные” темы. Однако грань фола была выдержана практически идеально. К тому же у команды был явный актерский лидер по имени Марина, которая противопоставила свою энергетику “бывалой подруги” мягкости остальных девушек. Но время испытать новую команду в действии еще не пришло, потому что в очередной раз было подтверждено правило: авторский тыл девчонкам обеспечивал исключительно мужской контингент.
Спустя год на том же Сочинском фестивале с тем же эффектом появилась еще одна женская команда - Харьковского Государственного Университета. Здесь дело обстояло несколько иначе, чем с Житомиром. Это была женская команда с мужской энергетикой - явление по тем временам малоизученное. Мягкому стилю предшественниц из Житомира был противопоставлен достаточно жесткий стиль ярых феминисток. И это тоже сработало. Наступил момент, когда пошатнулась наша теория. Появились девчонки, которые от “а” до “я” писали себе сами! К тому же в общую копилку женских побед добавился Житомирский “КиВиН” на Юрмальском фестивале. И тогда было решено в качестве эксперимента впервые взять в сезон сразу две женские команды: Харьков и Житомир. Но первая же игра в очередной раз показала, что любое исключение (даже такое приятное) вновь подтверждает правило. С Житомиром чуда не произошло на первой игре, а собственного творчества харьковчанок с трудом хватило на то, чтобы пройти во вторую, где не произошло и чудо №2. Хотя, если быть до конца откровенными, не каждой мужской команде удалось сделать то, что уже удалось этим двум.
Как бы там ни было, планка женского КВНа установилась на определенной высоте и теперь женским командам стало еще труднее. Было еще несколько попыток взять эту высоту, но до игр сезона дело долго не доходило вплоть до появления команды «Не парни» из Екатеринбурга. Не смотря на то, что девчонки шли к этому событию несколько лет, хватило их только на одну игру! В рамках фестиваля в Сочи доводилось блеснуть “Сибирским богатыршам” из Кемерово и Челябинскому “Сити-джему”. При такой женской атаке возникла ситуация, когда повышенный зрительский интерес к женским командам превратился в повышенные зрительские требования. Естественный (если так можно сказать) “женский имидж” оказался не столь устойчивым, как, например кавказский. Но это - ситуация на сегодня.
Немного неловко после всего сказанного говорить о том, что мы вовсе не против женского КВНа. Нам просто хотелось, чтобы экспериментаторы представляли себе все трудности, с которыми им предстоит столкнуться. Чтобы они знали, что от прекрасного до смешного - гораздо больше шагов, чем от великого.
А в том, что женская команда КВН рано или поздно состоится окончательно, мы не сомневаемся. Иначе не было бы никакого смысла писать эту главу.

 

КАК СОЗДАТЬ КОМАНДУ?

ЧАСТЬ 3 Как создать команду? "Не стой под стрелой! Работай!" Команда КВН МИСИ Все дело в том, что конкретного рецепта создания команды КВН в природе не существует. И, Слава Богу! Иначе все новые команды были бы похожи друг на друга, как жертвы клонирования. Что касается самого факта создания команды, то, возможно, это и просто, но вот создать хорошую, работоспособную и перспективную команду - дело куда более сложное. Тем не менее, на наш взгляд, при отсутствии единого рецепта, все же существует несколько универсальных советов, которые нашли свое подтверждение КВНовской жизнью. Надеемся, что эти советы не помешают проявлению вашей индивидуальности, а наоборот - выгодно ее оттенят. Берите на вооружение то, что приемлемо для вас и - вперед! Как показывает практика, большинство команд рождается в стенах учебных заведений. Если Вы, читатель этого супер-учебника, являетесь ректором ВУЗа, Вам, несомненно, интересно будет узнать, что в 1986-87 годах с появлением команды КВН "Одесские джентльмены" конкурс в Одесский Университет вырос в несколько раз. - Юноши неохотно поступают в ОГУ. - Да, настоящие джентльмены так не поступают. Так вот, господин ректор, срочно отдайте эту книгу своей начинающей команде и ждите взлета популярности своей "Alma mater". Но рождение команд КВН наблюдается и в других стенах, что в принципе - одно и то же. В Нижнем Новгороде на Горьковском автомобильном заводе в сезоне 1999 года играла 21(!) команда. Заметьте - 21 команда только на одном предприятии! Что же нужно делать, чтобы на вашей территории появилась своя команда КВН? В связи с тотальной демократией опустим вариант принудительного создания команды вышестоящими инстанциями, а рассмотрим три основных варианта, присущих дню сегодняшнему. СТЭМ! СТЭМ! СТЭМ! - А вы сами, откуда будете? - Так мы это: из стаканов будем! Команда КВН «Соседи» Наиболее безболезненный вариант - это трансформация уже существующего СТЭМа (студенческого театра эстрадных миниатюр), или аналогичного самодеятельного коллектива в команду КВН. Здесь два плюса. Во-первых, КВН все-таки имеет некие СТЭМовские корни. А во-вторых, вы уже имеете сложившийся актерский коллектив и авторскую группу. Но будет наивно полагать, что матерый СТЭМ уже сам по себе является готовой командой КВН. Дело в том, что СТЭМ более тяготеет к эстрадно-театральным постановкам, а КВН, все-таки, является искусством реприз. Отсюда главная и принципиальная разница этих жанров: плотность юмора в КВНе гораздо выше, чем в СТЭме! Кроме этого, СТЭМ является всего лишь одним из КВНовских конкурсов, а не наоборот. Поэтому работу своего матерого коллектива придется немного перестроить. При этом творческий багаж определенное время будет работать на вас. Но только определенное время. Дальше - "Равнение на КВН!". А еще лучше - равнение на КВН с самого начала. В дальнейшем, для убедительности мы постараемся иллюстрировать большинство своих выводов примерами из КВНовской жизни. Итак, варианты успешного перехода от СТЭМа (или родственного с ним формирования) к КВНу в разное время продемонстрировали: - Команда КВН Московского Химико-Технологического Института. СТЭМы и агитбригады процветали там на каждом факультете. - Имидж команды КВН "Одесские джентльмены" берет свое начало в клубе "Гамильтониан" физфака ОГУ, где все обращались друг к другу не иначе, как: "Сэр!". - Уральские дворники" считают СТЭМ одной из трех составляющих своей команды. - Театр-КВН Днепропетровского Государственного Университета был рожден "Юностью" - театром зримой песни и поэзии, в котором ставились спектакли по стихам Есенина, Рождественского, Светлова, а между делом втихаря сочинялись веселые полузапретные капустники. - В создании команды КВН Новосибирского Государственного Университета участвовали аж четыре факультетских клуба - "Квант" (физики), "Контора Братьев Дивановых" (математики), "Гея" (геологи) и "Максимин" (экономисты). - Один из последних примеров прошлого столетия - Томская команда "Дети лейтенанта Шмидта". Но в последнее время количество СТЭМов уже явно и намного уступает количеству команд КВН. Как видите, рассмотренный вариант говорит сам за себя, причем внутри самого варианта прослеживаются различные пути создания команды КВН из СТЭМов, клубов, агитбригад и им подобных. Наверное, не имеет смысла рассказывать СТЭМовцам всю специфику адаптации к КВНу. Они люди умные и сами отфильтруют из дальнейшей теории все то, что приемлемо для создания команды КВН. Начнем. Давайте дружить домами! - Дружба дружбой, а табачок врозь! - Да, конечно: Но почему твою жену так странно зовут: «Табачок»?: Команда КВН ЕрМИ (Ереван) Одной из разновидностей рассматриваемого варианта создания команды, которая, впрочем, претендует на отдельную главу, является слияние уже существующих команд КВН в единую сборную команду, скажем, родного города (кстати, самый распространенный вид КВНовского объединения в последнее время, подтвержденный такими командами, как сборная Питера, сборная Астаны, сборная Перми, сборная Пятигорска и т.д.). Такой путь имеет как положительные, так и отрицательные (но только - относительно!) результаты. Тут уж - как повезет. Единственной помехой на этом пути могут стать моменты психологической несовместимости, или творческих разногласий соединившихся команд. Впрочем, в той или иной степени, эти моменты присущи любой отдельно взятой команде. Главное, чтобы было обоюдное согласие (и по любви, и по расчету), и чтобы в итоге вы имели наиболее эффективное слияние творческих потенциалов своих команд. Вообще-то по науке любое слияние потенциалов должно давать положительный результат, но в том-то и дело, что КВН - наука слабоизученная. Однако она знавала примеры как равноправного объединения с нейтральным названием его результата, так и объединения под крышей и названием одной из сливающихся команд. Читайте эти примеры, а дальше - думайте сами. Первым экспериментом по созданию сборной команды КВН в Высшей Лиге стала команда "Соседи", которая появилась в 1991 году в результате слияния представителей ранее игравших команд КВН Уральского Политехнического и Тюменского Медицинского Институтов. "Соседям" удалось сыграть только одну игру. Команда КВН Ленинградского (тогда еще) Государственного Педагогического Института собрала под своим флагом представителей пяти команд других ВУЗов северной столицы. С 1989 рвалась в Высшую Лигу команда из Баку. Долгое время - безуспешно. И только после того, как жуткими усилиями удалось объединить команды Бакинского Политехнического Института и Бакинского Государственного Университета, уже в 1992 году мы познакомились с будущими чемпионами - командой «Парни из Баку». С 1992 года в двух сезонах принимала участие команда КВН "Тамбовские волки", являвшаяся сборной городских клубов КВН "3+1". С того же года безуспешно штурмовала Большой КВН команда Дагестанского Государственного Университета из Махачкалы. И только после объединения усилий всех КВЩиков Дагестана уже через год все узнали о «Махачкалинских бродягах». Объединение "Уральских дворников" с командой Донецкого Политехнического Института в комментариях не нуждается. Команду "Дрим Тим" знают все. Звание Чемпионов КВН сезона 1997 года увенчало эксперимент, на который пошла команда Запорожского Медицинского Института и часть команды "Криворожская шпана". Команду "Транзит" также знают все. Чемпионство «Уездного города» в 2002 году также подтвердило правильный выбор КВНщиков двух городов - Челябинска и Магнитогорска, долгое время штурмовавших КВНовский Олимп по отдельности. А в 2003 году в Премьер-Лиге КВН играла сборная Луганска и Таганрога, объединившая команды Высшей Лиги «Ва-банкъ» из первого года и «Тихий Дон» из второго. Думаем, что и это не предел подобным слияниям. Однако оба рассмотренных пути основаны на том, что вы уже имеете определенный творческий опыт. А что делать, если за вашими плечами ничего, кроме желания играть в КВН, нет? Начинать все с нуля! И следующая глава - для того самого большинства, которому в первую очередь адресована эта книга. Начни с нуля! "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иосифа, а Иосиф оказался Кобзоном" Команда КВН ЛФЭИ Честно говоря, не хочется превращать это пособие в учебник математики, набитый сухими цифрами и формулами. Все-таки, КВН - это весело. Предлагаем в этой связи с умеренной долей юмора прокатимся по проблеме «Как создать команду КВН с нуля?». Если же по прочтении нижеизложенного вы сделаете вывод, что ничего не поняли - смело берите в руки "Таблицу десятичных логарифмов" товарища Брадиса - это Ваша книга! Итак, для самого начала необходимо, чтобы некое количество (желательно молодых!) людей посмотрело по ящику передачу "КВН" и этот знаменательный факт вызвал бы у них мысль о возможной для себя новой форме убийства свободного времени. Затем было бы неплохо, чтобы кому-нибудь из собравшихся пришла в голову мысль задать товарищам вопрос: "А не сыграть ли и нам в КВН?". После того, как часть народа покинет тайную вечерю с фразами типа "На фига оно нам надо?", можно считать, что зерно игры брошено в почву, очищенную от камней. Будьте уверены, что завтра те, кто остался, притащат еще по паре таких же раненых, как и сами. Неплохо, если среди них окажется пара-тройка игравших в КВН ранее. Хотя, если и не окажется - тоже неплохо. И не надо сразу ставить перед собой супер-цели, для начала сыграйте разок для души, а там - как пойдет. Кстати, если в вашем ВУЗе уже была команда КВН, это не причина, чтобы не создавать свою - новую. Преемственность поколений не раз играла свою положительную роль. Тем более, что «старики» обязательно помогут. И не надо бояться славы своих предшественников, хотя, если слава была громкой, вам будет значительно труднее, так как придется доказывать, что вы - круче своих знаменитых предков. Но случай не смертельный. Будет желание - прорветесь. Команда КВН Воронежского Инженерно-Строительного Института образца 60-х-70-х годов в 1972 году сыграла на телевидении самую последнюю игру, после чего КВН закрыли на 14 лет. Команда КВН ВИСИ образца 80-х годов сыграла самую первую игру на телевидении после второго рождения КВН. Такая же преемственность поколений наблюдалась и в команде Одессы, где старая гвардия возглавила творчество знаменитых «Одесских джентльменов». На смену команде КВН Ленинградского Института Экономики и Финансов, сыгравшей свой последний из трех сезонов в 1993 году, спустя два года пришла команда уже Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов, сыграв в Высшей Лиге два сезона. А в 1999 году Высшую Лигу покорила уже сборная Санкт-Петербурга, количество поклонников которой однозначно говорят о популярности. Параллельно со сборной Санкт-Петербурга КВНовские Олимпы пришла штурмовать новая команда Белорусского Государственного Университета, во многом не похожая на своих именитых предшественников, однако не менее интересная и своеобразная. И этой команде удалось сделать то, о чем так мечтал первый состав БГУ, - они стали Чемпионами, причем дважды. "Кто есть кто?" - Я - сапер! - Ух, ты! Впервые вижу живого сапера! - Да, разбросало нас по всей земле... Команда КВН "Уральские дворники" (Свердловск) Возвращаемся к созданию команды КВН. Итак, собрались! Дальше - сложнее. Надо определиться - "кто есть кто"? Для начала выберите капитана и творческого руководителя команды. Понятно, что ими должны стать лидеры вашей веселой компании. Вполне возможно, что обе эти должности может совместить в себе и один человек. Часто им (или ими) становится тот самый молодой человек, спросивший накануне сотоварищи: "А не сыграть ли нам в КВН?". Иногда лидер проявляется сам собой во время подготовки к первой игре. И вовсе необязательно, что впоследствии он станет капитаном. Капитаном команды может быть назначен просто актер линейки и только для того, чтобы играть капитанские конкурсы. Самое главное: уж если выбрали лидера - не мешайте руководить процессом. Сыграйте разок, а там можете уволить, переизбрать, убить или перевоспитать. Если, конечно, это не тот случай, когда «Децела легче перезачать» («Уездный город»). В команде КВН "Одесские джентльмены" бессменным капитаном команды является Святослав Пелешенко, а художественным руководителем так же бессменно трудится Ян Гельман. У команды "Махачкалинские бродяги" капитаном является Шабан Муслимов. А творческое руководство при этом он делит с Андреем Галановым. В команде КВН Новосибирского Государственного Университета главным вопросом всегда считался выбор лидера команды, который пал на Константина Наумочкина. А роль капитана команды в разное время играли: Валерий Мелехов, Владимир Руднев, Сергей Бирюков, Игорь Болдырев, Владимир Дуда и сам Константин Наумочкин. Некоторые команды Вышки до последнего дня решают, кто выйдет на капитанский конкурс. Иногда реального капитана команды по ходу игр на капитанском конкурсе меняют на основного актера линейки. К примеру, так капитаном «Новых армян» стал Гарик Мартиросян, сменив Армана Сагателяна. Говорят, что "КВНу - все возрасты покорны!" Это действительно так. Играли, играют и, надеемся, будут играть все: "от мала до велика". Но в самом начале нашего разговора "с нуля" мы не случайно обмолвились словосочетанием "желательно молодых". Если вы собираетесь играть себе "в кайф" возрастных ограничений, конечно, нет. Но если вы все-таки рассчитываете "поиграть в телевизоре", то, по крайней мере, актерский состав должен быть "желательно молодым". Покажите народу молодежь, «как она есть, пьёть и спить» (Команда КВН МХТИ). Ведь все дело в том, что путь в Большой КВН иногда затягивается, а людям, увы, свойственно стареть, а КВН - игра, все-таки, молодежная. Напомним: речь идет только об актерском составе. Что касается количественного состава - никаких рекомендаций, только примеры. В состав команды КВН МХТИ входили всего 13 человек. При этом команда никогда не считала себя несчастливой. Театр КВН ДГУ стал крышей для 11 единомышленников. Первый состав команды ОГУ достиг числа "60". А команда НГУ стартовала в составе около 50 человек, из которых только авторов было 20. Как видите: дело не в количестве, а, скорее, в качестве. Теперь поговорим о первой игре. Идеальный вариант - если вам под руку подвернулась какая-либо региональная Лига КВН. Считайте, что вам крупно повезло. И себя покажете и на других посмотрите, если возьмут, конечно. Допустим - взяли. А что, если рядом нет никакой Лиги КВН? Тогда найдите соперника сами - у себя в ВУЗе, в городе, по переписке, сыграйте между собой, в общем как хотите. Нашли? Тогда готовьтесь к самому худшему: наделать кучу ошибок и учиться на них дальше. - С 1990 года в поселке Высокополье Херсонской области ежегодно проводились 6лиц-турниры КВН. Каждая команда могла сыграть 3 игры за 3 дня. Именно с такой жесткой игровой практики Высокопольских турниров начинался путь в Высшую Лигу КВН у команд Симферопольского и Белорусского Государственных Университетов, Харьковского Авиационного и Запорожского Медицинского Институтов, а также "Криворожской шпаны". - Даже, пропуская сезон Вышки, многие команды для поддержания формы играют товарищеские игры. - А еще существует практика обкатки материала для Вышки в таких же товарищеских играх. Вот сборная Перми частенько так поступает. Итак, сроки первой игры назначены, надо что-то делать. И это что-то: писать, ставить, играть и т.п. Вряд ли вам самим изначально будет ясно: кто из вас автор, а кто актер. Исключениями могут быть, пожалуй, музыканты и художники - по понятным причинам. Начинайте работать «бандой», а там видно будет. Но при этом каждый из команды должен решить для себя сам - кем он вообще хочет стать в команде? Было бы неплохо, если бы ваше собственное мнение по этому поводу совпало с мнением руководителя банды. При этом можно избежать моментов выяснения отношений. А что делать, если у каждого свое, не совпадающее с большинством, мнение? Доверьтесь времени. В будущем жизнь расставит всех по полкам. Но чтобы она сделала это правильно, главный совет: Главный совет. Постарайтесь избежать тотального нашествия всех участников команды на сцену. Помните, что в актерском плане у команды должно быть "свое лицо", набранное из "лиц КВНовской линейки". И у этих "лиц" должны быть хотя бы минимальные актерские способности. Гоните со сцены тех, кто явно не тянет. Пусть пишут, поют в подпевке, танцуют в подтанцовке, если, конечно, способности в этих делах у них выше, чем полное отсутствие актерских. Конечно, тяжело руководителю (капитану) начинающей команды, отводя глаза и нервно затягиваясь сигаретой сказать своему лучшему другу: "Вася, не обижайся, но актер ты плохой!", или "Петя, извини, но лучше не пой!" Тяжело, а надо. А вы, Вася с Петей, не обижайтесь на правду. Или хотя бы сделайте вид, что не обиделись. История вас не забудет. А она, история, знает немало случаев, когда так называемые "КВНовские статисты" становились актерами первой линии. А отмороженные авторы, играя на сцене таких же отмороженных персонажей, "взрывали" залы покруче кого-либо из основного состава. И даже женская подтанцовка мужской команды однажды стала командой самостоятельной и в итоге пробилась в Высшую Лигу. Женская команда КВН Харьковского Государственного Университета действительно начинала в подтанцовке у мужской команды ХГУ в играх Харьковской Лиги КВН. У каждого, кто просто хочет вариться в КВНовской каше, обязательно наступит звездный час. Но одно бесспорно: в КВНе действует жесткое от древности правило: "Придворные делают королей". Актеры первой линии должны находиться на сцене максимальное количество времени. Зрители должны каждый раз узнавать их лица. Кроме этого, самым артистичным надо отдавать самые смешные тексты. И пусть в результате актеров будут знать многие, авторов - только фанаты, а остальных - единицы, зато ВСЕ будут знать вашу команду. ВСЕ - это будущий круг ваших болельщиков. Но чтобы они появились, работайте не на себя, а на команду. Так что - прочь амбиции и да здравствует здравый смысл!!! Допустим - состоялось! Есть команда. Есть первая победа, или первое поражение. Есть определившийся лидер команды, которому кажется, что он знает, что надо делать. Есть актеры, есть авторы, есть даже актеры-авторы. Что касается последних, то это - случай особый. Актеры-авторы отличаются от нормальных людей тем, что способны придумать шутку игровую, которая в чтении смешно может и не звучать. Они ее "видят". Именно такие люди чаще всего в последствии становятся любимцами публики. Но это - в последствии, а пока "КВНовский дракон" требует новых жертв. Авторы - пишут, актеры - репетируют. А ставит кто? Кто режиссер? Поначалу все постановочные вещи происходят как бы сами по себе. Но, рано или поздно, приходит необходимость свалить постановку написанного на одного человека. В команде КВН НГУ до 1988 года правила коллективная режиссура.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.