КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы музыкальной формы
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ В. Бобровский
исследование ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» Москва 1978 78 Б72 Б 90101-119 577—78 026(01)—78 (С) Издательство «Музыка», 1978 г.
ОТ АВТОРА.. 4 Раздел первый. 9 Глава первая. 9 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ ФУНКЦИЯ И СТРУКТУРА.. 9 ДВИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ.. 13 1a. 15 1б. 15 2. 15 ВИДЫ ФУНКЦИЙ.. 16 1. Общие логические функции. 17 2. Общие композиционные функции. 17 3. Специальные композиционные функции. 18 ПРИНЦИПЫ УПОДОБЛЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ. СИСТЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННЫХ УРОВНЕЙ 19 ТРИ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ В ДЕЙСТВИИ.. 22 1. Функция изложения. 22 2. Функция развития. 23 3. Функция завершений. 26 СОВМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИЙ.. 27 3. 28 ПРОЦЕСС ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ... 30 ДВИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ КЛАССИЦИСТСКОЙ СОНАТНОЙ ФОРМЫ... 32 ЗОНЫ РАЗВИТИЯ (m) 32 Глава вторая. 34 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ.. 34 ЭКСПРЕССИВНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.. 34 КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ДРАМАТУРГИИ.. 35 1. Предварительные соображения. 35 2. Классификация. 37 ФОРМЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 39 1. Драматургические линии развития. 39 2. Темп драматургического развития. 41 3. Смены типов выразительности. 42 СВЯЗЬ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ И ИХ ЕДИНСТВО.. 43 Глава третья. 46 РИТМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ... 46 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ... 46 ДВУХКОМПОНЕНТНЫЙ (ЧЕТНЫЙ) КОМПОЗИЦИОННЫЙ РИТМ... 47 ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ РЕПРИЗНЫЙ (НЕЧЕТНЫЙ) КОМПОЗИЦИОННЫЙ РИТМ... 49 ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ БЕЗРЕПРИЗНЫЙ (ТРИАДНЫЙ) КОМПОЗИЦИОННЫЙ РИТМ... 52 МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ (МНОЖЕСТВЕННЫЙ, «СЮИТНЫЙ») КОМПОЗИЦИОННЫЙ РИТМ... 55 ОДНОКОМПОНЕНТНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ РИТМ (МОНОРИТМ) 56 СВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВИДОВ КОМПОЗИЦИОННОГО РИТМА.. 58 РИТМ ОТДЕЛЬНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО РИТМА 60 Глава четвертая. 62 ПРОЦЕСС ТЕМООБРАЗОВАНИЯ.. 62 МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ... 62 КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТЕМЕ.. 65 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЯДРО.. 67 4. 68 ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТЕМЕ.. 70 5. 70 СЛОЖНАЯ СОСТАВНАЯ ТЕМА. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.. 72 6. 72 ОСОБЫЕ ФОРМЫ ТЕМАТИЗМА.. 74 7. 76 8. 76 9а. 78 9б. 78 9в. 79 Раздел второй. 80 Глава пятая. 80 ОБЩИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ.. 80 ОБЩИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ТЕМЫ... 80 ОБЩИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ РЕПРИЗЫ... 83 ОБЩИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ВСТУПЛЕНИЯ.. 85 ОБЩИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ КОДЫ... 86 Глава шестая. 87 СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ1 87 ПЕРИОД И ПРОСТЫЕ ФОРМЫ... 88 СЛОЖНАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА.. 89 1. Первая часть. 89 2. Средняя часть. 90 3. Реприза и кода. 91 РОНДО.. 91 1. Основы формы рондо. 91 2. Рефрен. 92 3. Эпизоды.. 92 4. Связующие части. 93 СОНАТНАЯ ФОРМА.. 93 1. Основы сонатной формы.. 93 2. Функции отдельных разделов сонатной экспозиции (в творчестве Бетховена) 95 Функции главной партии.. 95 Функций связующей партии.. 96 10. 96 11. 97 Функции побочной партии.. 97 Функции заключительной партии.. 98 3. Функции экспозиции в целом и разработки. 99 4. Функции репризы.. 99 5. Функции коды.. 100 РОНДО-СОНАТА.. 101 ВАРИАЦИОННАЯ И ВАРИАНТНАЯ ФОРМЫ... 102 ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ... 102 ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ.. 103 Глава седьмая. 104 ПОСТОЯННОЕ СОВМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИЙ.. 104 КЛАССИФИКАЦИЯ.. 105 ОСНОВНАЯ И ДОБАВОЧНАЯ ФУНКЦИИ.. 106 1. Совмещение функций на основе их параллельного действия. 106 12. 106 2. Совмещение функций на основе их противоположного действия. 107 13а. 107 13б. 107 14. 108 15. 108 3. Форма второго плана. 109 ОБЩИЕ И МЕСТНЫЕ ФУНКЦИИ.. 110 1. Общие и местные функции в пределах нециклических форм.. 110 2. Общие и местные функции в сонатно-симфоническом цикле. 113 Глава восьмая. 115 ПОДВИЖНОЕ СОВМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИИ: КОМПОЗИЦИОННОЕ ОТКЛОНЕНИЕ.. 115 КОМПОЗИЦИОННОЕ ОТКЛОНЕНИЕ В ПРЕДЕЛАХ ПЕРИОДА.. 115 16. 115 17. 116 18. 116 19. 117 20. 117 21. 118 КОМПОЗИЦИОННОЕ ОТКЛОНЕНИЕ В ФОРМАХ, ПРЕВЫШАЮЩИХ ПЕРИОД.. 120 1. Простая трехчастная форма. 120 2. Сложная трехчастная форма. 121 3. Сонатная форма. 121 22. 122 ОБЩИЙ ПРИНЦИП КОМПОЗИЦИОННОГО ОТКЛОНЕНИЯ.. 123 Глава девятая. 123 ПОДВИЖНОЕ СОВМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИИ: КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДУЛЯЦИЯ.. 124 ВОСХОДЯЩАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДУЛЯЦИЯ.. 124 23. 124 24. 125 25. 125 НИСХОДЯЩАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДУЛЯЦИЯ.. 127 26. 127 27. 127 КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДУЛЯЦИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ФОРМЫ... 129 СТРУКТУРНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПОЗИЦИОННОЙ МОДУЛЯЦИИ.. 130 Глава десятая. 131 ПОДВИЖНОЕ СОВМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИЙ: КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЭЛЛИПСИС.. 131 КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЭЛЛИПСИС В НЕЦИКЛИЧЕСКИХ ФОРМАХ.. 131 КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЭЛЛИПСИС В КОНТРАСТНО-СОСТАВНОЙ ФОРМЕ.. 132 КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЭЛЛИПСИС В ФИНАЛЕ ЦИКЛА.. 134 28. 135 29. 135 30. 136 СОЧЕТАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ МОДУЛЯЦИИ И КОМПОЗИЦИОННОГО ЭЛЛИПСИСА.. 136 31a. 137 31б. 137 СТРУКТУРНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПОЗИЦИОННОГО ЭЛЛИПСИСА.. 138 Раздел третий. 139 Глава одиннадцатая. 139 К МЕТОДОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА1 139 Глава двенадцатая. 147 АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ... 147 ПЕРВАЯ ГРУППА.. 147 Бетховен. Экспозиция первой части «Героической симфонии». 147 Дебюсси. «Отражения в воде». 149 32. 149 33. 149 Дебюсси. «Шаги на снегу». 150 34. 150 Чайковский. Реприза первой части Шестой симфонии. 151 Шостакович. Первая часть Седьмой симфонии. 152 ВТОРАЯ ГРУППА.. 153 Бетховен. Вторая часть Пятого концерта для фортепиано с оркестром.. 153 35. 153 36. 155 Шопен. Мазурка ор. 33 № 1. 157 Шопен. Этюд ор. 25 № 7. 159 Шопен. Шестая прелюдия. 159 Шостакович. Третья часть Десятой симфонии. 164 37. 165 38. 165 39. 166 Веберн. Пять пьес для струнного квартета ор. 5. 167 40. 167 41а. 171 41б. 171 41в. 171 41г. 171 41д. 171 41е. 172 42а. 175 42б. 175 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 176
ОТ АВТОРА
Функциональное понимание музыкальных явлений в теоретическом музыкознании долгое время составляло предмет только учения о гармонии и ладе. Созданная Г. Риманом теория гармонических функций была развита С. Танеевым, Б. Яворским, Ю. Тюлиным, Ю. Холоповым. Однако Риман не применял аналогичного подхода к музыкальной форме и ее компонентам, считая их, в основном, чисто структурными категориями. Но некоторые элементы функциональности существовали у него и здесь — они заметны в учении о периоде как определенной метрической единице. Различное значение четырех четных тяжелых тактов в пределах нормативного восьмитакта — это по сути различие их метрических функций, тесно связанных с гармоническими1. Кроме того, существенно и замечение о «знаках препинания» в квадратном восьмитакте2. Уже сама постановка вопроса указывает на частичный выход Римана за пределы чисто структурной трактовки формы. О том же говорит ямбизм его метрической концепции: функциональная школа «стремилась отразить элемент движения в форме; в малых масштабах он был найден этой школой в ямбе»3. В трудах последователя Римана — Э. Праута — намечается более явственный функциональный подход к форме, что заметно __________________________________________ 1 См.: Riemann H. Grosse Kompositionslehre. Bd. 1. Berlin-Stuttgart, 1902, S. 88—133. Об этом пишет и Л. Мазель: Мазе ль Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1. М., 1934, с. 164. 2 Riemann H. Praludien und Studien. Leipzig, 1895, S. 163— 164. 3 Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М., 1967, с. 180.
в его учении о периоде, в определение которого Праут вводит понятие «мысль»4. С. Танеев в своей педагогической деятельности исходил из функционального понимания элементов музыкальной формы, о чем пишет исследователь его педагогических принципов Ф. Арзаманов: «Самым основным вопросом в этом разделе курса (о периоде.— Л. Б .) для Танеева была роль периода как носителя музыкальной темы, как построения, имеющего музыкальный смысл. Период рассматривался, таким образом, в основном с точки зрения его функции, потом уже структуры, схемы. Танеев делил все музыкальные построения на два типа — тема и ход. При этом период... является одной из самых подходящих форм изложения темы, то есть несет функцию экспонирования... ход означал переходную стадию музыкального развития»5. Г. Катуар в труде «Музыкальная форма»6 определяет период как форму изложения музыкальной мысли. О различных функциях автор пишет в пятой главе книги. Учение Б. Яворского, созданное в десятые годы XX века, содержит формулировку положений, весьма важных для дальнейшего развития не только функциональной, но и процессуальной трактовки музыкальной формы. Речь идет о сопряжении понятий «устой — неустой», которое, будучи связано как с ладовым, так и ритмическим факторами, стало одной из основ классификации функций музыкальной формы. Кроме того, понятие ладового тяготения уже само по себе определяет ведущую роль движения как формообразующего фактора. «Ладовый ритм — развертывание конструкции во времени»7 — этот важнейший тезис учения Яворского открывает путь к функциональному и процессуальному пониманию формы. Э. Курт начинает свою книгу «Основы линеарного контрапункта» словами: «Мелодия есть движение»8, определяя тем самым процессуальные основы музыкальной формы. Курт устанавливает и связь между темой и формой в целом9. Его аналитическая методология подчеркивает также особую роль линеарных функций в процессе формообразования. В книге «Брукнер» Курт пишет о __________________________________________ 4 Праут Э. Музыкальная форма. М., 1900, с. 18. 5 Арзаманов Ф. С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм. М., 1963, с. 35—36. 6 Катуар Г. Музыкальная форма, ч. 1. М., 1934. 7 Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2. М.—Л.., 1939, с. 168. 8 Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М„ 1931, с. 35. 9Там же, с. 252.
процессуальности формы: «Музыкальная форма — это постоянно колеблющееся взаимодействие силы и ее обуздания определенными рамками. И даже в них самих, в этих рамках, мы имеем не состояние покоя... но величайший динамический напор»10. Таким образом, именно Курт в первой четверти XX века подошел непосредственно к процессуальному пониманию формы. Существенна роль и статьи В. Фишера «К истории развития стиля венских классиков»11, Анализируя принципы формообразования в инструментальных произведениях И. С. Баха, Фишер обнаружил в первой части старинной двухчастной формы три раздела: первое предложение, развертывание и эпилог. Первый сочлен триады можно трактовать как тематическое ядро. Возникает сопряжение трех функциональных моментов, соответствующих будущей асафьевской формуле i: т: t. Кроме того, термин «развертывание» (Fortspinnung) сам по себе говорит о процессуальном понимании одной из форм музыкального становления. Понятия «ядро» и «развертывание» как функциональные разделы полифонической темы прочно закрепились в советском музыкознании в тридцатые годы, особенно в курсах по анализу Л. Мазеля и В. Цуккермана. В дипломной работе, посвященной анализу Тридцать второй сонаты для фортепиано Бетховена, выполненной под руководством Л. Мазеля, Вл. Протопопов трактовал тему ее главной партии как полифоническую, исходя из наличия в ней ядра и развертывания12. С. С. Скребков подтвердил такое членение темы фуги в книге «Полифонический анализ»13. Решающим моментом в развитии функционально-процессуального понимания музыкальной формы, ознаменовавшим подлинный перелом в науке о музыке, явилось учение Б. Асафьева, изложенное в книге «Музыкальная форма как процесс»14. Ее положения лежат в основе данного исследования. Здесь укажем лишь на то, что важнейший тезис асафьевского труда — тезис о трех всеобщих функциях развития (i: т: t) — связывает в одно органическое целое процессуальность и функциональность музыкаль- ___________________________________________ 10 Kurth Е. Bruckner. Bd. 1. Berlin, 1925, S. 234. 11 Fischer W. Zur Entwicklungsgeschichte des Wiener klassischen Stils.— In: Studien zur Musikwissenschaft. Leipzig — Wien, 1915. 12 Протопопов Вл. Последняя соната Бетховена (рукопись, 1937). 13 Скребков С. Полифонический анализ. М., 1940. 14 Асафьев Б. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс, кн. 1. М., 1930. В дальнейшем ссылки по изд.: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, кн. 1 и 2. Л., 1963 и 1971 (идентичные издания).
ной формы, становление которой и представляет собой по существу движение ее функций. Важнейшую роль сыграло и понятие интонации как осмысленного звукоизвлечения («...интонация прежде всего — качество осмысленного произношения»15). Исходя из этого музыкальную форму можно понимать как интонационный процесс. Зерно, брошенное Асафьевым, пало на плодородную почву. Идея единства формы и содержания при главенстве последнего — руководящий принцип советской эстетики — в сочетании с функциональным и процессуальным подходом ко всем явлениям музыкального искусства стала фундаментом нашего учения о музыкальной форме. Наибольшие успехи связаны с именами Л. Мазеля и В. Цуккермана: их усилиями (совместно с И. Рыжкиным) в Московской консерватории в тридцатые годы взамен курса анализа форм был создан принципиально новый курс — анализ музыкальных произведений. В основе его лежали: рассмотрение музыкальной формы в единстве с содержанием; детальное изучение процессов формообразования как процессов содержательных; углубленное исследование выразительных средств музыки и их художественного воздействия; анализ музыкального произведения как целостного художественного организма, созданного в определенную историческую эпоху. Изучение же композиционных структур в их историческом развитии было основано на функционально-процессуальном понимании закономерностей музыкальной формы. Идеи переменности и сочетания функций формы оплодотворяли и те разделы курса анализа музыкальных произведений, в которых излагались вопросы о связях различных форм и сочетании их между собой. Особенно важную роль эти идеи сыграли в учении о свободных (смешанных) формах. В неопубликованном труде В. Цуккермана «Рондо в его историческом развитии» (1939—1941), в его статье «Динамический принцип в музыкальной форме» 16, в статье Л. Мазеля «Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена»17, а также в ряде других работ этих ученых, в их лекционных курсах по _________________________________________ 15 Асафьев Б. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс, кн. 2. Интонация. М., 1947, с. 53. В дальнейшем ссылки по изд.: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, кн. 1 и 2. Л., 1963 и 1971. 16 В кн.: Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. 17 В кн.: Фридерик Шопен. М., 1960 (перепечатано: Мазель Л. Исследования о Шопене. М., 1971).
анализу музыкальных произведений в Московской консерватории ясно обрисовываются как значение функциональной основы музыкальной формы, так и черты учения о переменности ее функций. Учебник И. Способина «Музыкальная форма»18 содержит не только параграф «Функции частей в форме», но и разбор структурных признаков каждой из них. Здесь впервые дано соотношение обеих сторон музыкальной формы — функциональной и структурной. Следующим шагом в этом направлении был учебник С. Скребкова «Анализ музыкальных произведений»19, где фактически излагается один из видов совмещения функций: период, носитель экспозиционности, заключает в себе момент внутритематического развития. Работы Вл. Протопопова, вводящие идеи о «рассредоточенном вариационном цикле», о «форме второго плана», предложенные им термины «большая полифоническая форма», «контрастно-составная форма»20 также внесли свой вклад в понимание разбираемой проблемы. Все эти разновидности форм — результат разных видов совмещения композиционных функций. С. Григорьев в книге «О мелодике Римского-Корсакова» широко применяет функциональный метод. Он пишет: «...Функциональность — как стройная система связи и взаимодействия контрастных частей — есть важнейший принцип организации всякого многоэлементного целого, а функциональное понимание целого во всех его разрезах наилучшим образом соответствует закономерностям человеческого восприятия»21. Автор указывает на связи двух функций — конструктивно-определяющей и конструктивно-соподчиненной 22. Функциональная трактовка проникла и в учение об оркестре. А. Шнитке в статье, посвященной анализу оркестрового голосоведения в сочинениях Шостаковича, устанавливает принцип переменной функциональности, «при котором один и тот же го- __________________________________________ 18 Способин И. Музыкальная форма. М., 1947. В дальнейшем ссылки по пятому изданию (М., 1972). 19 Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М., 1958. 20 Имеются в виду следующие труды Вл. Протопопова: «„Иван Сусанин" Глинки> (М., 1961); «Вторжение вариаций в сонатную форму» («Советская музыка», 1959, № 11); «Контрастно-составные формы» («Советская музыка», 1962, № 9); «История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка» (М., 1962); «История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX веков» (М., 1965). 21 Григорьев Г. О мелодике Римского-Корсакова. М., 1961, с. 22. 22 Там же, с. 10.
лос на небольшом отрезке формы... меняет свою функцию (например, превращается из темы в контрапункт или фигурацию»)23. В учебнике «Музыкальная форма» под редакцией Ю. Тюлина 24 проблеме функциональности уделено очень много внимания, и отдельные формулировки этого труда будут неоднократно использованы в данном исследовании. То же относится и к книгам Л. Мазеля «Строение музыкальных произведений»25 и Л. Мазеля и В. Цуккермана «Анализ музыкальных произведений». Роль отмеченных учебников в развитии функционально-процессуального понимания трудно преувеличить — они способствовали его окончательному торжеству и внедрению во все звенья учебного процесса. Но и не только учебного! Во многих трудах, выходящих за пределы учения о форме, функциональный подход приводит к высоким научным достижениям. Так, в монографии Д. Житомирского о Шумане26 ряд страниц демонстрирует блестящее владение анализом, основанным на функциональной трактовке формы. В работе, посвященной проблемам исполнительства, И. Браудо пишет о различных функциях артикуляции27. Е. Орлова в ряде своих трудов исследует идеи Асафьева, что безусловно способствует их освоению советским теоретическим музыкознанием28. Число примеров можно было бы умножить. В зарубежном теоретическом музыкознании труды Асафьева остаются, за отдельными исключениями, вне поля зрения исследователей29. Можно, однако, отметить некоторые теоретические по- __________________________________________ 23 Шнитке А. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д. Д. Шостаковича.—В кн.: Дмитрий Шостакович. М„ 1967, с. 500. 24 «Музыкальная форма» под ред. Ю. Тюлина. М., 1965. В дальнейшем ссылки по второму изданию (М., 1974). 25 Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1960. 26 Житомирский Д. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М., 1964. 27 Браудо И. Артикуляция. Л., 1973. 28 Имеются в виду работы Е. Орловой: «Б. В. Асафьев. Путь исследователя и публициста» (М., 1964); «Работа Б. В. Асафьева над теорией интонации» (сб. «Интонация и музыкальный образ». М., 1965); «К истории становления теории музыкальной формы» («Советская музыка», 1974, № 8). 29 Одно из таких исключений — сборник статей «Интонация и музыкальный образ». В сборнике помещены статьи не только советских ученых, но и музыковедов ЧССР, ПНР, ГДР. Отметим, в частности, статью чехословацкого исследователя Я. Иранека «Некоторые основные проблемы марксистского музыковедения в свете теории интонации Асафьева».
ложения, способные сыграть свою роль в дальнейшем развитии функционально-процессуальной научной школы. Еще в первые десятилетия нашего века поиски единого начала, из которого можно вывести структуру музыкального произведения, привели немецкого ученого Г. Шенкера к созданию строгой теоретической концепции, согласно которой музыкальная композиция заключает в себе единство трех планов — глубинного, среднего и ближнего, функциональные связи между которыми и определяют рост исходного зерна — музыкальной идеи. А. Шенберг не оставил специального исследования по проблемам формообразования, но в своей педагогической деятельности он, по свидетельству ученика А. Веберна композитора Ф. Гершковича, пользовался двумя терминами для разграничения структурно устойчивых и неустойчивых построений, именуя их «твердыми» (fest) и «рыхлыми» (locker). В ряде стилей и жанров эти термины определяют не только тип структуры, но и ее функцию в форме. Так, в сонатных экспозициях Бетховена, по мысли Шенберга, главная партия — построение «твердое», а побочная — «рыхлое». Но в других стилях (например, у Вагнера или Листа) «рыхлое» построение может выполнять устойчивую экспозиционную функцию. Тем не менее само соотношение между типом структуры и его функцией в форме — немаловажный объективный фактор, обладающий определенным научным значением30. Известный интерес представляет фундаментальный труд Р. Рети «Тематический процесс в музыке», в котором исследуется проблема тематизма31. В нем говорится о двух формообразующих силах — «внутренней» и «внешней». Под последней Рети понимает «группировку» построений — композиционную форму, а под первой — то, что связывает отдельные мотивные звенья в непрерывное и органическое целое — «тематический процесс». Соотношение «внутреннего» и «внешнего» в какой-то мере соответствует соотношению функции и структуры в нашем понимании. Метод анализа, примененный Рети, направлен на действие «внутренней» силы — на установление тематического единства музыкального произведения. Оно, по мнению ученого, в значительной степени зависит от мотивно-интонационных связей. Применяя данный ме- ________________________________________ 30 После смерти Шенберга был опубликован его труд «Fundamentals of Musical Composition» (London, 1967). В нем излагаются элементарные сведения о форме, в которых известную роль играют замечания о значении того или иного раздела, о типе его структуры. 31 Reti R. The Thematic Process in Music. London, 1961 (американское издание вышло в 1951 году).
тод, Peти, однако, не учитывает ни известных статей А. Серова (они, видимо, не были ему известны)32, ни выросших на их основе аналитических принципов советской школы, использованных, например, в книге Л. Мазеля «Фантазия f-moll Шопена» 33. Ценным в книге Рети нужно считать стремление вывести весь процесс темообразования в конкретном сочинении из одного «праимпульса». Этот метод развивается далее в трудах Г. Келлера. Автор предисловия к английскому изданию указанного исследования Рети — Д. Митчел — упоминает имя Келлера и называет применяемые им методы исследования тематического единства «функциональным анализом». Существо его заключается в том, что Келлер, анализируя, скажем, произведения Моцарта, стремится вывести контрастирующий тематизм музыкального произведения «из одной всеобъятной основной идеи». В другом месте Келлер пишет: «Мой анализ имеет целью выяснение скрытых элементов единства в очевидных контрастах»34. Но исходя из чисто структурно-технологического понимания темы и ее элементов, Келлер, как и многие зарубежные исследователи, не включает этот сам по себе ценный (хотя далеко не новый) метод в сферу действия той более широкой методологии, существо которой выражено в тезисе Асафьева: «...Музыка — искусство интонируемого смысла»35. Специфика же советского учения о форме заключается именно в том, что, при всех отличиях его отдельных направлений, все они генетически связаны с этой основополагающей идеей Асафьева.
* * * Описанный выше ход развития функционально-процессуального понимания музыкальной формы требует того, чтобы посвятить этой концепции специальное исследование. _________________________________________ 32 Имеются в виду работы А. Серова: «Опыты технической критики над музыкою М. И. Глинки. Роль одного мотива в целой опере „Иван Сусанин"» (1859); «Тематизм увертюры „Леонора". Этюд о Бетховене» (1861); «Девятая симфония Бетховена — ее склад и смысл» (1868). См.: Серов А. Избранные статьи в 2-х т. М., 1950—1957. 33Мазель Л. Фантазия f-moll Шопена. Опыт анализа. М., 1937 (перепечатано: Мазель Л. Исследования о Шопене). 34 Ке11еr Н. — К. 503: The Unity of Contrasting Themes and Movements.—«The Music Review», 1956, vol. XVIII, № 1, p. 59. cm. также: Keller H. The Chamber Music.— In: The Mozart Companion. London, 1956. 36 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, с. 344. Эта характеристика заключает в себе самое существо функционального подхода к музыке, ибо слово «смысл» по своей сущности очень близко слову «функция». Автор настоящей книги ставит перед собой цель: осветить как уже известное, так и мало изученное в теории форм на основе единого функционально-процессуального ее понимания. Вместе с тем представлялось необходимым ограничить материал исследования. В нем рассматриваются процессы формообразования инструментальной музыки, типичные для развитого гомофонно-гармониче-ского стиля в условиях централизованного тонального и тематического мышления. Ограничение материала рамками инструментальной музыки необходимо потому, что участие распеваемого слова создает синтетический род искусства, анализ которого требует выхода за пределы чисто музыкальных закономерностей. Ограничение же историко-стилистического порядка проистекает из того, что принципы музыкальной формы, сложившиеся в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена, приобрели значение классических в широком смысле этого слова и действуют в историко-стилистической зоне от венских классиков до многих направлений XX века. Поэтому изучение указанных принципов возможно на основе единого теоретико-логического метода, при котором, конечно, учитывается историко-стилистическая подвижность той или иной закономерности. Вследствие этого при доказательстве отдельных положений в качестве образцов могут соседствовать произведения Моцарта и Шостаковича, Бетховена и Дебюсси. Такой аспект исследования дает возможность как включать в сферу научного обзора явления, выходящие за пределы данного стилистического «ареала», так и поставить ряд общих проблем. Основные идеи книги были изложены первоначально в статье автора этих строк «О переменности функций музыкальной формы»36, а далее — в книге того же названия37. Настоящая книга представляет собой переработанный ее вариант. Изменения заключаются в расширении круга научных идей (что привело к появлению четырех новых глав и изменениям в других) и, наряду с тем, в некотором сжатии материала. Книгу составляют три раздела. В первом, общем разделе из четырех глав излагаются основные идеи. Во втором, специальном разделе из шести глав более детально рассматриваются положения первой главы («Функциональные основы музыкальной композиции») с учетом материала остальных трех38. Третий раздел _________________________________________ 36 «Советская музыка», 1965, № 9. 37 Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М., 1970. 38 Научные идеи, изложенные во второй главе («Функциональные основы музыкальной драматургии»), требуют для своего углубленного изучения специального исследования. из двух глав посвящен методологическим вопросам функционального анализа музыкальных произведений и содержит, в частности, ряд аналитических этюдов. Цель «Заключения» — подвести итоги рассмотрения основных проблем, затронутых в книге, подойти к ним с более широких позиций и высказать по их поводу новые соображения. Некоторые отступления в книге (подобные развернутым сноскам) отделяются от основного текста петитом. Автор выражает глубокую благодарность своим коллегам — Л. Мазелю и В. Цуккерману, постоянные творческие контакты с которыми стимулировали его поиски новых решений; Г. Головинскому, Ю. Келдышу, Вл. Протопопову и М. Тараканову, давшим немало ценных указаний по рукописи; Е. Назайкинскому и А. Сохору, выступавшим в качестве оппонентов (совместно с Л. Мазелем) на защите рукописи книги как докторской диссертации. С чувством признательности автор отмечает также участие покойного С. Скребкова. [12]
Раздел первый Глава первая
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |