Роль и значение правовой культуры в России в переходный период.
Правосознание как элемент построения правового государства в России.
4.1. Понятие правосознания и его функции
4.2. Основные виды правосознания
4.3. Правовое воспитание
4.4. Правовая культура
Контрольные вопросы
Темы рефератов
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права. Определяясь уровнем развития общества, и в первую очередь экономических отношений, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.). Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).
Функции правосознания:
познавательно-оценочная (гносеологическая). Это изучение и познание права (действующего и прошлого), его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализ его основных принципов и институтов. К этой функции относится также оценка всех правовых институтов, отдельных действующих норм с точки зрения их эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности, обеспечения ее материальных и духовных потребностей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, свободы. Познавательная функция - это также оценка собственного поведения личности, поступков других людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, качества деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценка всех других социальных институтов (государства, партий, культуры, церкви и др.) с точки зрения их взаимоотношения с правом. Творчески-критический характер правосознания в этой функции виден наиболее отчетливо;
правового моделирования (прогностическая функция). Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Прежде чем получить свое выражение в юридических актах, будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обусловливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юридической культурой. Для высокого качества деятельности законодателя важное значение имеют изучение и учет общественного мнения, использование предложений по совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда практически создается качественно обновленная правовая система России, существенно возрастают роль юридической науки в правотворческой деятельности, ее ответственность за качество рекомендаций и прогнозов;
регулятивная. Высокий уровень правосознания является непременным условием точного и последовательного осуществления норм права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей реализуются их предписания. Чем выше степень сознательного восприятия и уважения юридических установлений, тем точнее они исполняются. Высокий уровень правосознания обеспечивает авторитет законодательства, понимание его разумности и необходимости, воспитывает чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка. Правосознание также является необходимым элементом процесса применения права государственными органами. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе разрешения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их цели и социальное назначение, внимательно изучить и оценить обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. При этом правосознание не может быть основанием для отхода под тем или иным предлогом (устарелость, нецелесообразность и др.) от точного смысла закона, решения дела, вопреки или независимо от его содержания. В условиях режима законности, становления правового государства противопоставлять в правоприменительной деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных принципов правосознания - это необходимость укреплять законность в государстве, противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым беспределом недобросовестных работников государственного аппарата;
идейно-воспитательная. Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов.
Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия, материального и духовного прогресса человечества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление