Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика личных прав и свобод человека и гражданина




Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации

Способы утраты гражданства Российской Федерации

Понятие гражданства Российской Федерации

  • Способы приобретения гражданства Российской Федерации

Важнейшей юридической предпосылкой наиболее полного правового положения личности является его принадлежность к гражданству данного государства. Это один из основных элементов правового статуса личности, главное условие полной правосубъектности лица.
Конституционно-правовой институт гражданства есть совокупность юридических норм, которые закрепляют устойчивую юридическую связь человека и государства.
Прежде всего, источниками данного института являются уже перечисленные статьи Конституции РФ и Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г.

  • Нормы, входящие в состав института гражданства, могут находиться:
    • в указах Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 768 "О комплексной программе мер, о создании и сохранении рабочих мест на 1996-2000 гг.);
    • в постановлениях Правительства Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г., утвердившее положение о паспорте гражданина Российской Федерации).

В соответствии с этими нормами состояние гражданства есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Устойчивой эта связь является потому, что она не зависит от времени и пространства и для подавляющего большинства граждан сохраняется от рождения до смерти, причем независимо от того, находится ли гражданин на территории своей страны или за ее пределами.

  • Правовой эта связь называется:
    • во-первых, потому что закреплена в нормативных актах;
    • во-вторых, потому что представляет совокупность взаимных прав и обязанностей человека и государства;
    • в-третьих, потому что эта связь закрепляется соответствующими личными документами граждан: свидетельством о рождении, паспортом или заменяющими его удостоверениями.

Для России как федеративного государства очень важен принцип единого гражданства. На какой бы территории ни проживали его граждане, они, прежде всего, являются гражданами России. Важно также равенство граждан, независимо от основания его приобретения.
Гражданство является предпосылкой наиболее полного содержания право- и дееспособности личности, в частности их политического аспекта. Именно гражданин имеет политическую правоспособность, т.е. способность быть субъектом данных конституционно-правовых отношений, обладать всеми правами и нести все обязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Это совокупность возможностей, предоставленных государством гражданину.
Политическая дееспособность, как реализация этих возможностей, представляет способность гражданина своими действиями вызвать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.
Институт гражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принципов правового положения личности, например, права человека на гражданство; запрета на лишение его гражданства; признания права на изменение гражданства, а в некоторых случаях права на двойное гражданство (бипатриды); запрета выдачи своего гражданина другому государству, кроме как на основании закона или международного договора; равенства прав гражданина, независимо от способов приобретения гражданства. Заключение или расторжение брака не влечет за собой обязательного изменения гражданства.

Способы приобретения гражданства Российской Федерации

Способы приобретения и утраты гражданства регламентированы Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации, а оформление конкретных случаев приобретения и утраты гражданства производится указами Президента РФ или правовыми актами соответствующих министерств и ведомств. Основания и порядок приобретения гражданства закрепляются в нормах гл. 2 Закона о гражданстве России.
Несмотря на то, что в Российской Федерации права граждан равны, независимо от оснований приобретения гражданства, у каждого из способов есть свои особенности, которые касаются как субъектов, имеющих право воспользоваться данным способом, так и процедуры прохождения документов и вида правовых актов, которыми оформляется это приобретение. Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от прежнего закона, прежде всего, устанавливает, что гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, состоящие в гражданстве России на день вступления в силу нового Закона;
б) лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с настоящим Законом.
Способов же приобретения гражданства Российской Федерации стало меньше, и требования предоставления этого гражданства несколько усложнились. Этот закон признает следующие способы приобретения российского гражданства:
Приобретение гражданства по рождению.

  • Субъектами этого способа признаются:
    1. Дети, оба родителя или единственный родитель которых являются гражданами Российской Федерации. Они получают гражданство независимо от места рождения (так называемый принцип крови), которое оформляется путем регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) или консульских органах России за рубежом.
    2. Дети, находящиеся на территории России, родители которых неизвестны, теми же органами ЗАГСа регистрируются в свидетельстве о рождении как граждане Российской Федерации, если родители не объявятся до истечения шести месяцев с даты обнаружения ребенка.
    3. Дети, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства либо признан безвестно отсутствующим, становятся гражданами РФ независимо от места рождения (по документу о регистрации рождения ребенка).
    4. Дети, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой - иностранец, становятся гражданами России при условии, что ребенок родился на территории России либо если иначе он стал бы лицом без гражданства, что отмечается в свидетельстве о рождении. Спорные между родителями вопросы решаются судом.
    5. Дети, которые родились на территории России, если их родители не имеют никакого гражданства (апатриды); дети, родители которых иностранцы, приобретают гражданство Российской Федерации, если они родились на ее территории, а государство, гражданами которого являются их родители, не предоставляет им своего гражданства.

Как уже было сказано, приобретение гражданства оформляется соответствующими органами путем выдачи свидетельств о рождении.
Приобретение гражданства в порядке натурализации (прием в гражданство).
Закон вводит два способа приема в гражданство: в общем и упрощенном порядке.
Субъектом первого способа может быть любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет, не являющееся российским гражданином, независимо от происхождения, языка, религии, политических и иных убеждений. При этом, как правило, ставится условие постоянного проживания на территории России для иностранцев и апатридов в течение пяти лет непрерывно перед подачей заявлений.
Срок проживания может быть сокращен, если заявители ранее состояли в гражданстве СССР, состоят в браке с гражданином России не менее трех лет, усыновили ребенка - гражданина России, получили политическое убежище на территории РФ, имеют заслуги в области науки, техники, культуры, обладают профессией или квалификацией, представляющими интерес для России; беженцы. К лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией, требование проживания в России определенный срок может не применяться.
Лица, подающие заявление о принятии в российское гражданство, должны иметь законный источник средств существования; обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации; обратились к иностранному посольству с просьбой об отказе от имеющегося у них гражданства.
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (без обязательного проживания на территории России и без подачи заявления об отказе от иного гражданства).

  • На этот способ имеют право иностранцы и лица без гражданства, достигшие 18 лет, обладающие дееспособностью, если они:
    • родились на территории России и состояли в прошлом в гражданстве СССР;
    • имеют хотя бы одного из родителей, состоящего в гражданстве Российской Федерации.

Решения по вопросам гражданства в общем порядке принимает Президент Российской Федерации (срок до 1 года); решения по вопросам гражданства в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел (МВД) и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел (МИД) в срок до шести месяцев.
Российское гражданство считается приобретенным со дня принятия решения соответствующим полномочным органом.

  • Закон 2002 г. закрепляет причины, по которым ходатайство о приеме в российское гражданство может быть отклонено:
    • если заявитель выступает за насильственные изменения конституционного строя России;
    • если заявитель в течение пяти лет до обращения о приеме в гражданство выдворялся из России;
    • если заявитель имеет судимость за действия, считающиеся тяжким преступлением по российским законам;
    • если заявитель преследуется в уголовном порядке за преступления, признанные таковыми в России;
    • если заявитель осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы;
    • если заявитель умышленно представил фальшивые документы или сообщил заведомо ложные сведения;
    • если заявитель состоит на военной службе или в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства;
    • если заявитель является хроническим наркоманом или страдает особо опасными инфекционными заболеваниями.

Дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей; гражданство детей от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. При изменении гражданства одним из родителей и отсутствии согласия между родителями спор о гражданстве детей решается судом.
Восстановление в гражданстве Российской Федерации. Субъектами этого способа являются лица, ранее состоявшие в гражданстве Российской Федерации, но утратившие гражданство. Они могут быть восстановлены в гражданстве без требования срока проживания на территории России.
Выбор (оптация) гражданства. Право на выбор гражданства возникает у лиц, проживающих на территории, которая по международному договору изменила свою принадлежность. Порядок и сроки этой процедуры определяются либо в самом договоре, либо в сопровождающих его документах.
Это же право имеют лица, попавшие в силу коллизий права или по договору в положение лица с двойным гражданством (бипатриды). Для такого выбора требуется письменный отказ гражданина от второго гражданства.
Приобретение гражданства Российской Федерации путем усыновления, установления опеки или попечительства гражданином Российской Федерации над ребенком, являющимся гражданином иностранного государства или не имеющим никакого гражданства. Основанием приобретения гражданства является акт усыновления или установления опеки или попечительства. Споры о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии с Законом о гражданстве 1991 г. в Российской Федерации было запрещено лишать людей гражданства России. Это же запрещение подтверждено в Конституции РФ (п. 3, ст. 6) и поддержано Законом о гражданстве 2002 г.
Законными основаниями утраты гражданства Российской Федерации считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.
Естественно, что субъектом всех этих способов утраты гражданства является физическое лицо, обладающее российским гражданством; процедура прекращения различна, так же как и документы, которыми оформляется это прекращение.
Выход из гражданства - добровольный акт достигшего 18 лет гражданина, проживающего на территории России, осуществляется по его личному письменному заявлению на имя Президента Российской Федерации, подаваемому через органы МВД. Выход из гражданства России лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в упрощенном порядке.
Каждый взрослый член семьи изъявляет намерение выйти из гражданства самостоятельно. Дети до четырнадцати лет автоматически следуют за родителями. С четырнадцати до восемнадцати лет - должны выразить свое согласие с решением родителей.
Ходатайство о выходе из российского гражданства может быть отклонено, если гражданин имеет неисполненные обязательства перед государством. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или он еще не исполнил обвинительный приговор суда.
Решения об отказе в выходе из гражданства или регистрации прекращения гражданства, так же как и споры между родителями о гражданстве детей, если гражданство утрачивает лишь один родитель, обжалуются в суде.
Решение о приеме в гражданство может быть отменено, если лицо получило гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, причем этот факт установлен в судебном порядке. Отмена возможна только в течение пяти лет после приема.
Выбор гражданства (оптация) другого государства при изменении границы Российской Федерации. Это право имеют граждане, постоянно проживающие на данной территории, в порядке и в сроки, определяемые международным договором.
Усыновление, установление опеки и попечительства со стороны иностранных граждан над гражданами России. При этом необходимо ходатайство усыновителей и гарантия предоставления усыновленному или подопечному иного гражданства. Это компетенция органов МВД или МИД. Спорные вопросы решаются в суде.
Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства в различных государственных органах не может превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента России.

  • Общая характеристика личных прав и свобод человека и гражданина

Данный правовой институт составляют нормы Конституции, которые закрепляют права, свободы и обязанности граждан. Глава 2 Конституции называется "Права и свободы человека и гражданина", однако в ней закрепляются и обязанности граждан (ст.ст. 57, 58, 59), ибо только сочетание прав, свобод и обязанностей составляет статус человека и гражданина. Закрепленные юридическими нормами права и свободы граждан и других физических лиц есть мера их возможного поведения; а установленные обязанности - мера должного поведения.
К сожалению, в перечне конституционных прав и свобод оказались и такие, которые носят исключительный характер и касаются лиц, попавших в соответствующее положение. Например, закрепленное в ст. 50 Конституции право не быть повторно осужденным за одно и то же преступление. Такой же характер, достойный закрепления нормами уголовно-процессуального права, носят права и свободы граждан, закрепленные в ст.ст. 47, 48 (п. 2), 49 (п.п. 2, 3), 54 (п. 2).
Для лучшего изучения конституционных прав, свобод и обязанностей, их можно классифицировать по определенным основаниям. Например, можно делить права и свободы по субъектам, к которым они принадлежат (права человека, гражданина, политического деятеля и т.д.). Такая классификация для конституционных прав в силу их всеобщности корректна так же, как и классификация прав в зависимости от их характера на индивидуальные и групповые (коллективные).
Наиболее целесообразной и научной является классификация конституционных прав, свобод и обязанностей в зависимости от их содержания (личные, политические, социально-экономические и культурные). Этой классификации придерживается большинство специалистов в области конституционного права. Место каждой группы определено самой Конституцией, которая последовательно закрепляет вначале личные, потом политические, далее социально-экономические и культурные права и свободы и наконец устанавливает ряд обязанностей.

С избранным критерием содержанием этой группы прав и свобод являются личность человека, его жизнь, честь, достоинство и другие неотъемлемые ценности. Иногда личные права и свободы неправильно определяют как "принадлежащие лично человеку". Дело не в принадлежности, ибо политические и социально-экономические конституционные права также принадлежат лично человеку. Название данной группы прав и свобод дает именно их содержание, направленность на объект регулирования. Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того, является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

  • В эту группу входят:
    • право на жизнь (ст. 21);
    • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
    • право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч.1 ст. 23);
    • право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
    • право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
    • право определять и указывать свою национальность (ч.1 ст.26);
    • право на пользование родным языком (ч.2 ст.26);
    • свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27 ч.1) (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);
    • свобода совести (ст. 28);
    • свобода мысли (ч.1 ст. 29);
    • право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).
  • В эту же группу входит ряд судебных прав и свобод, включенных в Конституцию:
    • право рассмотрения дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ч. 1 ст. 47);
    • право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47);
    • право на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48);
    • право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48 ч. 2);
    • презумпция невиновности (ч. 1 ст. 49);
    • право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50);
    • право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ч. 1 ст. 51);
    • право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52);
    • право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).

Количество прав и свобод первой группы значительно увеличилось, а некоторые свободы, являясь по названию преемственными от старой Конституции, коренным образом изменили свое содержание.
Это можно продемонстрировать на примере свободы совести (ст. 28). Об этой свободе говорилось и в прежних Конституциях Российской Федерации. Однако если раньше на первом месте в этой свободе подчеркивалось право на атеистические убеждения и право вести антирелигиозную пропаганду, то сейчас на первом месте стоит свобода вероисповедания любой религии, свобода выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В эту свободу входит, конечно, и право не исповедывать никакой религии.
Нельзя не отметить и некоторую стилистическую неточность, допущенную в ст. 26, ибо определять свою национальность имеет право тот человек, национальности родителей которого различны или родители неизвестны. Принадлежность к национальности - это объективная данность для подавляющего числа людей, а вот указывать эту национальность или нет - это действительно право каждого человека.
Политические права и свободы гражданина. Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством.

  • Сюда относятся:
    • свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29). Цензура запрещается;
    • право на объединения в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;
    • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31). Выдвигается лишь требование проводить их мирно, без оружия. Однако в крупных населенных пунктах для того, чтобы не создавать препятствия общественной жизни, для реализации этого права требуется согласие и согласованность места и времени их проведения с исполнительными органами власти;
    • право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ч.1 ст. 32);
    • право избирать и быть избранным (ч.2 ст. 32);
    • равный доступ к государственной службе (ч.4 ст. 32). Это право, как и следующее за ним, естественно требует профессиональной подготовки, достижения определенного возраста и других условий. Поэтому всеобщность этих прав распространяется лишь на возможность, а не на реализацию;
    • право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст. 32);
    • право на обращение (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Социальные, экономические и культурные права и свободы. Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.
Экономическая переориентация государства наиболее ярко сказалась именно на этой группе прав и свобод граждан. С одной стороны, появились новые права (право частной собственности, право на забастовку, право на благоприятную окружающую среду), с другой - значительно уменьшилось материальное участие государства в обеспечении этих прав, а также забота общества о максимальной реализации права на образование, на труд, на здравоохранение и т.д. Видимо, этим и объясняется, что данная группа, занимавшая когда-то первое место в классификации основных прав и свобод, теперь стоит после личных и политических прав и свобод, а всеобщность их реализации зависит от многих субъективных моментов, в первую очередь от личной инициативы и счастливого стечения обстоятельств.

  • К этой группе относятся:
    • право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);
    • право на частную собственность (ст. 35);
    • право на свободный труд (ч. 1-3 ст. 37);
    • право на забастовку как способ решения трудовых споров (ч.4 ст. 37);
    • право на отдых (ч.5 ст. 37);
    • право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ч.1 ст. 39);
    • право на пособие по безработице (ч.3 ст. 37);
    • право на жилище (ст. 40);
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
    • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
    • право на образование (ст. 43);
    • свобода творчества (ст. 44);
    • право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);
    • право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ч.2 ст. 44);
    • право на возмещение материального вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностных лиц, а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Итак, основные права и свободы (это традиционное понятие тождественно первому) есть предоставленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.
Конституционные обязанности гражданина и человека. Конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности есть закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнения предписанных Конституцией правил.
Тесная связь прав и обязанностей граждан подтверждается и самой Конституцией, которая неоднократно связывает предоставление права и свободы с возложением определенной обязанности. Например, в ст. 38 Конституции закреплено, что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Некоторые обязанности изложены Конституцией как бы косвенно, опять-таки в тесной связи с закрепленным правом. Так, из закрепленного в ст. 20 Конституции права на достоинство личности явно вытекает обязанность уважать достоинство других людей. Большинство конституционных обязанностей распространяется на всех физических лиц, но некоторые возлагаются только на граждан России, например обязанность воинской или альтернативной службы.

  • Конституция Российской Федерации закрепляет следующие обязанности:
    • обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15);
    • обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34);
    • обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ч. 2 ст. 36);
    • обязанность заботиться о детях и их воспитании (ч. 2 ст. 38);
    • обязанность трудоспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38);
    • обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43);
    • обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);
    • обязанность уплаты налогов и сборов (ст. 57);
    • обязанность охраны природы и окружающей среды (ст. 58);
    • обязанность защиты Отечества (ст. 59);
    • обязанность воинской или альтернативной службы (ч. 2 и 3 ст. 58).

Должное выполнение обязанностей, надлежащее поведение всех физических лиц, без какого-либо отступления от требований Конституции - залог жизнедеятельности общества, становления демократического, правового государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.