Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели наказания




Содержание наказания непосредственно связано с определением его целей. Вопрос о целях наказания - центральный вопрос данной проблемы. Именно в целях наиболее ярко проявляется направление уголовной политики государства, содержание карательных и воспитательных элементов уголовной ответственности. По существу, с его решением связано определение системы и видов наказания, построение санкций статей Особенной части УК, определение порядка назначения и освобождения от наказания и решение других вопросов уголовной ответственности. В аспекте целей наказания более четко прослеживается значение смягчающих и отягчающих обстоятельств, личности виновного и других особенностей, характеризующих совершенное преступление. Специфичность целей наказания оказывает большое влияние на методику исправления осужденного.
Цели наказания, по существу, определяют право и пределы государства на применение принудительных мер к лицам, совершившим преступление. Этим и определяется тот большой интерес, который проявляют к этой проблеме не только юристы, но и представители других наук. Большой вклад в разработку этой проблемы внесли философы. Фактически в любой теории наказания находят выражение те или иные философские воззрения.
Вопрос о целях наказания является одним из спорных вопросов в правовой литературе8. В этом в какой-то мере отражается изменение содержания уголовной политики государств, которое имело место в истории уголовного права. Особенно большие споры вызывает вопрос о каре, как цели наказания, что более подробно будет рассмотрено ниже.
Необходимо также отметить, что неодинаково вопрос о целях наказания решался и в российском уголовном законодательстве.
Как известно, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. устанавливал следующую последовательность целей наказания: "Наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами".
Определяя содержание наказания и его целей, УК РФ 1996 г. основной упор делает на восстановление социальной справедливости: "Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений". Указание на восстановление социальной справедливости как цель наказания характеризует тесную связь наказания с нравственными началами его назначения, подчеркивает не только правовой, но и моральный аспект наказания.
Вопрос о целях наказания имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Только с учетом целей можно правильно определить значение общих начал в назначении наказания, назначить справедливое наказание.
При решении вопроса о целях наказания необходимо иметь в виду, что наказание - понятие сложное и, как таковое, оно преследует различные цели, неодинаковые как по своему содержанию, так и характеру предупредительного воздействия.
В этом, как и во многих других случаях, при характеристике любой целенаправленной деятельности должны быть выделены основные главные цели, имеющие общий характер, и цели конкретные, имеющие подчиненное значение и являющиеся, по существу, средствами реализации основных целей. При решении этого вопроса необходимо исходить из социальной сущности наказания и его предназначения. Наказание является одним из важных и действенных средств защиты общества от наиболее опасных посягательств на его устои. "Наказание, - отмечал Беккариа, - обосновывается не искуплением вины перед Богом, а необходимостью защиты общества"9.
Таким образом, перед наказанием ставятся, прежде всего, общепредупредительные, превентивные цели - предупреждение совершения преступлений как осужденными, так и другими лицами10.
Общепредупредительное воздействие - объективное свойство любого наказания. Предупреждение совершения преступлений - важнейшая и основная цель наказания, и она, на наш взгляд, должна быть поставлена в уголовном законе на первое место в характеристике целей наказания. Однако данная цель не исключает другие цели наказания: восстановление социальной справедливости, возмездие (кара), исправление осужденного, восстановление нарушенного права, обеспечение спокойствия граждан и др. Но эти цели, как отмечалось, имеют подчиненное значение, в конечном счете они направлены на усиление предупредительного значения наказания. Другими словами, они выступают как средства реализации общей, основной цели наказания.
Приведенная классификация целей наказания более четко подчеркивает социальную сущность наказания и, главное, позволяет избежать противоречий, которые имеются в правовой литературе в решении данной проблемы, в частности при определении кары как цели наказания.
Предупреждение преступлений как цель наказания включает в себя как цель частного предупреждения (предупреждение совершения преступлений осужденными), так и цель общего предупреждения (предупреждение совершения преступлений иными лицами).
Наказание преследует, прежде всего, цель предупреждения совершения осужденными нового преступления. Средствами осуществления этой цели являются применяемые судом принудительные меры уголовно-правового воздействия, исполнение которых лишает осужденного или ограничивает его возможности совершать новые преступления: изоляция осужденного и другие ограничения при лишении свободы; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и др. Немаловажное значение в этом отношении имеет и элемент устрашения - угроза применения более сурового наказания в случае совершения осужденным нового преступления.
Основными средствами реализации данной цели, несомненно, являются меры исправительного воздействия, применяемые к осужденному в процессе исполнения наказания.
Характер этих мер определяется видом уголовного наказания, особенностями личности осужденного и другими обстоятельствами совершения преступления. Подробная регламентация исправительных мер, в частности ограничений в правах и обязанностях осужденных, приговоренных судом к тем или иным видам наказания, дается в Уголовно-исполнительном кодексе РФ 1996 г.
Однако реализация целей частного предупреждения не сводится только к применению исправительных мер. Его эффективность в решающей степени определяется морально-этическим воздействием. В наказании всегда содержится упрек, отрицательная морально-этическая оценка личности осужденного и его деяния. И от того, насколько лицо осознает упречность своего поведения, насколько оно переживает содеянное, зависит эффективность уголовного наказания.
На это обстоятельство указывал еще Ф.М. Достоевский в своем произведении "Записки из мертвого дома": "Помню, более всего занимала меня одна мысль, которая потом неотвязчиво преследовала меня все время моей жизни в остроге, - мысль отчасти неразрешимая, неразрешимая для меня и теперь: это о неравенстве наказания за одни и те же преступления…" Один "сам себя осудит за свое преступление беспощаднее, безжалостнее самого грозного закона. А вот рядом с ним другой, который даже и не подумает ни разу о совершенном им убийстве во всю каторгу… Неужели наказание для этих двух одинаково чувствительно?"11.
Как свидетельствуют проведенные социологические исследования, значительная часть осужденных упреки своей совести, чувство стыда за содеянное ставит на одно из первых мест среди обстоятельств, наиболее тяжело переносимых ими.
Если виновность лица и уголовно-правовая оценка совершенного им деяния, данная в приговоре суда, не подкрепляются моральным воздействием и лицо не переживает содеянное, то избранная мера наказания не будет иметь ни специально-предупредительного, ни общепредупредительного значения. Такая оценка не способна пробудить у правонарушителя угрызения совести и сознание зла, содеянного им. Иначе говоря, пробудить то начало, без которого невозможно обеспечить эффективность применяемых мер по его исправлению12. Наглядным примером может быть случай, описанный в Российской газете от 1 февраля 1996 г.
В ноябре 1974 г. 19-летняя Татьяна Н. в учебном тире г. Тамбова выстрелом из мелкокалиберной винтовки совершила убийство своего однокурсника. Мотивом совершения преступления явилась ревность. Суд вынес довольно мягкий приговор - пять лет лишения свободы.
Деяние Татьяны Н. не получило сурового морального осуждения. Напротив, ей сочувствовали, особенно сверстницы. Через двадцать лет история повторилась. Татьяна Н. познакомилась с Владимиром С. - человеком обстоятельным и семейным. Почувствовав со стороны Владимира С. холодность, стала требовать, чтобы он оставил семью. Однако это не возымело действия. Тогда она купила на рынке пистолет, стала тренироваться, стараясь восстановить утерянные навыки в стрельбе. Через некоторое время выстрелом из пистолета убила Владимира С. Татьяна Н. была признана вменяемой и приговорена к восьми годам лишения свободы.
В данном случае определенную роль в совершении повторного преступления сыграло то обстоятельство, что первое преступление, совершенное виновной, не получило надлежащего морального осуждения, не вызвало у нее чувства раскаяния и переживания за содеянное.
Особое значение нравственные начала имеют в осуществлении цели общего предупреждения - предупреждения совершения преступления другими лицами.
Право выступает как регулятор поведения людей. Действенность правовых установлений определяется тем, насколько они подкрепляются моральным воздействием и насколько эти установления имеют в своей основе нравственное. Чем выше нравственно-правовое состояние общества, тем большее предупредительное значение приобретают меры поощрения и наказания, и наоборот, награды так же, как и наказание, теряют свое значение, если в обществе не соблюдается законность, если деформированы ценностные ориентиры, если разрушены нравственные начала.
Как свидетельствуют проведенные исследования, основная масса людей не совершает преступлений не из-за страха перед наказанием, а в силу нравственных устоев, из моральных соображений. Вместе с тем это не исключает предупредительной роли уголовно-правового воздействия.
На общепредупредительное воздействие уголовного закона большое влияние оказывает практика его применения, неотвратимость ответственности. Как бы полно уголовный закон ни выражал общественные потребности и как бы ни был он совершенен с точки зрения юридической техники, он не будет иметь предупредительного воздействия без его практического применения. Неприменение или недостаточное применение уголовного закона к общественно опасным деяниям, имеющим широкое распространение, значительно ослабляет эффект предупредительного воздействия. Практика борьбы с такими видами преступлений, как взяточничество, обман потребителей, - наглядное тому свидетельство.
Важное значение данный фактор приобретает в настоящее время, в условиях значительного роста преступности, изменения ее структуры, распространения наиболее опасных форм.
Цели наказания по уголовному праву России не сводятся к специальному и общему предупреждению. В числе важнейших целей закон указывает на восстановление социальной справедливости. Такое указание впервые содержится в российском уголовном законодательстве.
Справедливое наказание является важнейшим фактором в повышении его предупредительного значения.
Справедливость - социально-нравственная категория, предполагающая строгое следование моральным и правовым нормам, общепринятым правилам поведения. Несоблюдение этого требования в общественных отношениях, в оценке поступков всегда вызывает чувство неудовлетворенности. "Ничто, - отмечал Кант, - не возмущает нас больше, чем несправедливость: все другие зла, которые приходится нам терпеть, - ничто по сравнению с ней"13.
Восстановление социальной справедливости как цель наказания означает, что зло должно быть наказано, должен быть обеспечен установленный порядок, восстановлена система нарушенных общественных отношений. Другими словами, восстановление социальной справедливости предполагает, что любое нарушение уголовного закона получит должное воздаяние, которое соответствовало бы характеру и степени общественной опасности деяния, личности виновного и другим обстоятельствам совершения преступления. Именно такой смысл вкладывает в понятие справедливости и уголовный закон (ст. 6 УК РФ).
Справедливость как цель наказания в определенной мере предполагает и элемент кары. Однако, как уже отмечалось, кара выступает как самостоятельная цель наказания.
Вопрос о каре как цели наказания является одним из самых спорных в правовой науке. Некоторые криминалисты (Н. С. Ной и др.), анализируя цели наказания, приходят к выводу, что кара не является целью наказания.
В правовой литературе высказывались и иные мнения о роли кары в системе целей наказания (Н. А. Беляев, И. И. Карпец и др.), в соответствии с которыми кара признается целью наказания.
При решении этого вопроса необходимо иметь в виду, что наказание, как было отмечено, категория сложная, многоплановая. Поэтому это понятие необходимо рассматривать в совокупности всех его свойств и особенностей. Только такой подход дает возможность определить, что представляет из себя наказание и какое место занимает кара в его структуре.
Любая цель наказания, в том числе и кара, не может рассматриваться изолированно от других целей наказания.
Противопоставление кары другим целям наказания не только неправильно характеризует социальную сущность наказания, но и связано с недооценкой социальной функции уголовного закона, противоречит содержанию уголовной ответственности. Иначе говоря, при таком подходе не учитывается волевой характер противоправного поведения, его детерминистическая природа.
Преступление выражает не только социальную обусловленность поведения личности, но и ее возможности определять свое поведение "в границах своего сознания и разума", т.е. свободу. Именно на учете этих моментов и покоится социальная функция права, его предупредительное значение. На этих же началах должны основываться цели наказания, а также содержание уголовной политики государства. Любые категории и понятия, характеризующие сущность и функции уголовного наказания, приобретают иной смысл, когда они берутся в аспекте правильного соотношения социальных и природных начал, определяющих детерминистическую природу преступного поведения.
Наказание, которое строится без учета указанных моментов, будет малоэффективным, не способным обеспечить достижение поставленных перед ним целей.
Тот, кто в определении природы общественно опасного поведения сбрасывает со счетов его социальную обусловленность и в преступлении видит лишь проявление ничем не обусловленной "свободы" воли, результат внутренних, априорных форм рассудка, тот неизбежно будет отождествлять наказание и кару, оправдывать необходимость ужесточения наказания. Напротив, кто в преступном поведении видит только социальное начало, противоречие среды и игнорирует индивидуальные свойства и особенности личности, тот не способен будет определить действительное место кары в структуре наказания и ее превентивное значение в профилактике преступлений.
Тот факт, что наказание выступает как кара, настолько очевиден, что он никем не оспаривается. Однако утверждается, что кара - это лишь свойство наказания и как явление она не имеет цели в самой себе (И. С. Ной). Нетрудно заметить, что в приведенном утверждении содержится противоречие. Если кара есть свойство наказания, то она не может рассматриваться изолированно от функций и целей наказания, в отрыве от понятия уголовной ответственности социальных функций уголовного закона.
Уголовный закон выполняет важную общепредупредительную функцию. Он выражает требование должного поведения, именно такого, которое не противоречит общим условиям существования общества и вместе с тем содействует свободному поведению всех и каждого. Эта функция непосредственно связана с принудительным содержанием уголовного закона, с характером и содержанием наказания и его целей, общим направлением уголовной политики государства. Выраженная в уголовном законе угроза карой за содеянное имеет большое детерминистическое значение, оказывает существенное влияние на сознание и волю людей и выступает как контрмотив антиобщественного поведения.
Несомненно, кара не исчерпывает сущности наказания, и содержание его целей. Она не является основной целью наказания, а имеет подчиненное значение и выступает как средство достижения других целей и прежде всего цели предупреждения совершения преступлений.
Посредством наказания мы пытаемся не только поставить преступника в условия, исключающие возможность совершения им нового преступления, но и воздействовать на его волю, поступки, выработать у него чувство ответственности перед обществом, правильное понимание свободы своего поведения. При этом государство, применяя наказание, не ставит цель причинения физических страданий осужденному и унижения его человеческого достоинства. Но любое наказание, в чем бы оно ни выражалось, всегда связано с теми или иными лишениями либо ограничениями, т.е. с карой. Уже самый факт применения наказания подчеркивает его принудительную направленность. Каждая санкция служит наиболее четким выражением такого стремления.
Если кару не рассматривать как цель наказания, то теряют свое предупредительное значение другие цели наказания. Предусмотренный в уголовном законе принцип дифференциации уголовной ответственности в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, личности виновного и других обстоятельств совершения преступления наглядно подчеркивает значение кары как цели наказания.
В указании закона на необходимость всестороннего учета личности при определении уголовной ответственности и выражается стремление законодателя не превращать кару в самоцель, придать ей подчиненное значение в осуществлении уголовной политики. Особенно наглядно это стремление выражено в нормах, регулирующих назначение и исполнение наказания. В этом случае проблема соотношения кары и воспитания приобретает особое значение. Именно специфичность целей наказания и подчеркивает значение субъективных факторов как при назначении наказания, так и его исполнении.
К важным целям наказания российское уголовное законодательство относит исправление осужденного. Данная цель продиктована главным образом гуманными началами. Эффективность данной цели, как и достижение других целей наказания, в решающей степени определяется тем, насколько при назначении наказания были учтены все обстоятельства совершения преступления, в том числе и обстоятельства, характеризующие личность осужденного, в особенности те, которые нашли свое отражение в совершенном преступлении.
Цель исправления осужденного не противопоставляется другим целям наказания: все цели наказания тесно между собою связаны. Это обстоятельство имеет важное значение как при назначении наказания, так и при его исполнении.
При назначении наказания суд не может руководствоваться исключительно какой-то одной целью наказания, например целью исправления осужденного, а должен принять во внимание другие цели наказания. Только в аспекте совокупных целей возможно определить, насколько справедливым и обоснованным явилось назначенное виновному наказание.
Определенный интерес в этом отношении представляет случай, описанный в Литературной газете от 27 октября и от 1 декабря 1971 г. и вызвавший большой спор на ее страницах. По приговору районного народного суда врач Я. и фельдшер Ч. (оба работники подстанции скорой помощи г. Москвы) были признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений студенту одного из московских вузов Г.
Г., будучи в нетрезвом состоянии, зашел на территорию подстанции "Скорая помощь", где сел в карету скорой помощи. Когда шофер С. пытался вытащить Г. из машины, последний ударил его железной трубой по руке, после чего опять сел в машину и уснул. Через некоторое время, возвратились с вызова врач Я. и фельдшер Ч. Узнав о случившемся, они подбежали к машине, вытащили из нее Г. и стали избивать его ногами. Вырвавшись от них, Г. пытался залезть в машину и укрыться, но его опять вытащили из машины и продолжали избивать. Г. были причинены тяжкие телесные повреждения, повлекшие инвалидность второй группы. Я. и Ч. были осуждены к 6 годам лишения свободы.
Для того чтобы решить, справедлив в данном случае приговор или чрезмерно суров, нужно принять во внимание не только обстоятельства дела, личность осужденных и возможность их исправления, но и другие предусмотренные в законе цели наказания. Если брать во внимание исключительно лишь цель исправления осужденных, то, очевидно, суд мог бы и не применять к ним лишения свободы.
Одной судебной процедуры для них вполне достаточно, чтобы впредь они больше не совершали подобных преступлений. Но такое решение вряд ли можно было бы назвать справедливым, так как оно не учитывало бы общественную опасность совершенного преступления и, следовательно, не имело бы предупредительного значения.
Проблема соотношения карательных и воспитательных элементов наказания с учетом целей наказания не исчерпывается стадией применения наказания. Она обязательно предполагает и оценку действующей системы наказаний, правильное решение вопросов освобождения от наказания, применения условного осуждения и решения других вопросов уголовной ответственности. Под этим углом зрения должны оцениваться применение этих институтов в уголовном праве и их эффективность.
Задачи и цели наказания хотя и находятся в единстве, но осуществляются они в разной форме и не сразу, а постепенно, в процессе реализации уголовно-правовой нормы. Разумеется, правовая норма реализуется как правовая норма. Но было бы неправильно полагать, что все предусмотренные в правовой норме цели осуществляются одинаково во время всего процесса реализации уголовного закона. На разных стадиях реализации уголовного закона они имеют свою специфику. Данное обстоятельство следует всегда иметь в виду при определении роли личностного фактора в осуществлении правовых норм, в реализации наказания и его целей. В соответствии с целями наказания в уголовном законе определяются система и виды наказаний.
Наказание в том виде, в каком оно известно законодательству России и других стран, сложилось не сразу. История развития уголовного права свидетельствует о гуманизации наказания. Это нашло, в частности, свое выражение в отказе от телесных наказаний, в ограничении применения лишения свободы, увеличении наказаний, не связанных с лишением свободы, в определении порядка назначения наказания и методах его исполнения.

Система наказаний - это установленный в уголовном законе перечень наказаний, которые может назначить суд за совершение отдельных преступлений.

  • В действующем российском уголовном законодательстве предусмотрены следующие виды наказаний:
    • штраф;
    • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
    • лишение специального воинского или почетного звания или государственных наград;
    • обязательные работы;
    • исправительные работы;
    • ограничение по военной службе;
    • конфискация имущества;
    • ограничение свободы;
    • арест;
    • содержание в дисциплинарной воинской части;
    • лишение свободы на определенный срок;
    • пожизненное лишение свободы;
    • смертная казнь.

Одни из наказаний являются только основными: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Они назначаются самостоятельно и не могут присоединяться к другим видам наказания.
Другие (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества) являются только дополнительными. Эти виды наказаний могут присоединяться к другим видам наказаний. Некоторые виды (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) могут назначаться как в качестве основных, так и дополнительных наказаний.
В Уголовном кодексе РФ (ст.ст. 46-59) дается подробная характеристика этих видов наказаний: указываются размер, сроки, характер ограничений и другие особенности.
Наиболее распространенным видом наказаний, применяемых в судебной практике, является лишение свободы.
Лишение свободы, по общему правилу, назначается от 6 месяцев до 20 лет, а в случаях если оно применяется в качестве альтернативы смертной казни, то может быть пожизненным.
Смертная казнь предусматривается лишь за совершение особо тяжких преступлений, связанных с посягательством на жизнь (ст.ст. 105, 277, 295, 317 УК РФ).
Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
Указом Президента РФ (1995 г.) установлен мораторий на исполнение смертной казни, в соответствии с которым смертная казнь заменяется пожизненным лишением свободы.
Общепредупредительное воздействие наказания зависит не только от регламентации этого института в уголовном законодательстве, но и от практики его применения. Важное значение в этом отношении имеет назначение наказания.
Назначение наказания - это важнейшая стадия уголовного процесса. Она занимает центральное место в осуществлении правосудия, в реализации уголовной ответственности. Именно в этой стадии решается вопрос о виновности лица и пределах его ответственности.
Суд, назначая наказание лицу, виновному в совершении преступления, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, особенности личности виновного и все обстоятельства совершенного преступления.
В действующем российском уголовном законодательстве определяется также порядок применения условно-досрочного освобождения, освобождения от уголовной ответственности и наказания, применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление.
Уголовное законодательство России, как и уголовное законодательство других стран, предусматривает положения, в которых определяются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (гл. 14 УК РФ). Такие положения содержатся и в нормах международно-правового характера, например, в Конвенции "О правах ребенка".
Эти особенности связаны с ограничением видов наказания, которые могут применяться к несовершеннолетним, с определением условий освобождения от уголовной ответственности и наказания и применением других мер уголовной ответственности.

Контрольные вопросы

  1. Какие отношения регулирует уголовное право?
  2. Какие задачи ставятся перед уголовным правом?
  3. Какие источники уголовного права Вы знаете?
  4. Что включает в себя понятие "уголовное право"?
  5. Дайте определение уголовного закона.
  6. Каковы особенности уголовного закона?
  7. Какие виды уголовных законов Вы знаете?
  8. Назовите причины, вызвавшие необходимость принятия нового УК РФ.
  9. Что признается временем совершения преступления?
  10. В каких случаях уголовный закон имеет обратную силу?
  11. Какие принципы применяются при определении действия уголовного закона в пространстве?
  12. Приведите материальное определение преступление?
  13. Назовите признаки преступления.
  14. Что такое общественная опасность?
  15. Какие категории преступлений выделяются Российским уголовным законодательством?
  16. Что такое состав преступления?
  17. Назовите объективные признаки состава преступления.
  18. Какие виды объектов преступлений Вы знаете?
  19. Что характеризует объективная сторона преступления?
  20. В каких формах может быть выражено общественно опасно поведение?
  21. Что относится к субъективным признакам состава преступления?
  22. Какие два основных признака характеризуют субъекта преступления?
  23. Назовите признаки, характеризующие субъективную сторону преступления?
  24. Какие формы вины предусматривает уголовное право России?
  25. Какие виды умысла предусмотрены уголовным законодательством России?
  26. Чем прямой умысел отличается от косвенного?
  27. Что такое преступное легкомыслие?
  28. Что такое преступная небрежность?
  29. Раскройте понятие "мотив преступления".
  30. Какие стадии преступлений Вы знаете?
  31. Какие виды соучастия в преступлении выделяет Российский уголовный закон?
  32. Что такое множественность преступлений?
  33. Что такое наказание и каково его предназначение?
  34. Какие цели преследует наказание?
  35. Какие виды наказаний предусмотрены УК РФ?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.