КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монетарная и фискальная политика в открытой экономике
В теме 21 рассматривались основы фискальной и монетарной политики государства, но при этом не затрагивались ее внешнеэкономические аспекты. В предыдущем изложении было показано, что фискальная и монетарная политика способны оказывать влияние на состояние платежного баланса страны и курс национальной валюты. Остановимся подробнее на особенностях фискальной и монетарной политики, обусловленных участием страны в международных экономических отношениях. Проведение фискальной политики для большинства государств вызывает необходимость использования международных займов, что обусловливает образование внешней задолженности и требует затрат на ее обслуживание. Государство, таким образом, становится субъектом отношений международного движения капитала. Причиной образования внешнего долга является в конечном счете дефицит государственного бюджета. Последний, в свою очередь, может быть вызван разными факторами, носящими временный характер: - чрезмерно высоким уровнем государственных расходов, связанных с различными обстоятельствами (участие в войнах и конфликтах, гонка вооружений, стихийные бедствия и т.п.); - спадом в экономике; - проведением стимулирующей фискальной политики; - высоким уровнем теневой экономики, вызывающим «недобор» налогов; - образованием избытка сбережений, не используемого по разным причинам в качестве инвестиций; что вызывает необходимость роста государственных расходов для поддержания совокупного спроса. Кроме того, есть и факторы длительного действия, порождающие хронический дефицит государственного бюджета и соответственно – увеличение размеров государственного долга. Как уже говорилось, в теме 21, к ним относятся: - нарастание внутренних противоречий капиталистического воспроизводства (что вызывает повышение доли государственных расходов в ВВП; - использование государственного бюджета как средства перераспределения доходов в пользу монополистического капитала. Упрощенно связь государственного долга с дефицитом бюджета выражается формулой: Государственный долг = Сумма дефицитов бюджета за предыдущие годы. Данная формула не учитывает того факта, что часть дефицита бюджета может финансироваться посредством денежной эмиссии. Кроме того, как правило, ежегодно государство погашает часть накопленного долга. Поэтому величина долга обычно меньше суммы дефицитов бюджета за прошлые годы. Однако указанная формула используется в ряде математических моделей для изучения образования внешнего долга и его влияния на экономику в «чистом» виде. С учетом внешнего долга выделяют: - первичный дефицит бюджета – дефицит бюджета за вычетом затрат на обслуживание государственного долга (т.е. затрат на погашение долга и уплату процентов); - общий дефицит бюджета – дефицит бюджета, учитывающий затраты на обслуживание государственного долга. Количественное различие между этими двумя видами дефицита бюджета достаточно существенное. Так, затраты на обслуживание государственного долга в 2003 г. составляли: в США – 11,2 % доходов бюджета, в Германии – 6,2%, Франции – 6,0%, В. Британии – 5,6%, Италии – 16,6%[178]. Последствия прироста государственного долга для национальной экономики зависят от того, каким образом государство использовало заемные средства. Если они пошли в конечном счете на увеличение потребительских расходов в текущем периоде, то увеличение государственного долга, скорее всего, приведет к замедлению экономического роста. Это объясняется тем, что прирост долга вызывает увеличение затрат на его обслуживание, отвлекает возросшую часть национального дохода от использования для целей развития национального производства, повышает долговую нагрузку на экономику. Если же заемные средства были использованы непосредственно как производственные инвестиции или вызвали прирост последних косвенным образом, то увеличение государственного долга может привести к возрастанию темпов развития экономики и снижению долгового бремени, лежащего на экономике. Последствия роста государственного долга для национальной экономики анализируются с помощью следующей формулы: (2), где: λ и Δλ – отношение величины государственного долга к ВВП (долговое бремя) и его прирост соответственно; r – реальная ставка процента по государственному долгу, Y и ΔY – объем ВВП и его прирост соответственно, δ – отношение дефицита государственного бюджета к ВВП (если имеет место излишек бюджета, то его величина берется со знаком «–»); s – отношение эмиссионного дохода государства, – или части дефицита бюджета, профинансированного путем денежной эмиссии, – к ВВП. Из этой формулы видно, что для снижения долгового бремени, не прибегая к денежной эмиссии, необходимо обеспечить достаточно высокие темпы роста ВВП. Если прирост государственного долга используется для повышения темпов роста экономики, то долговое бремя на экономику может сокращаться. Если же прирост государственного долга идет на нужды текущего потребления, и темпы роста экономики остаются низкими, то это вызывает повышение налогового бремени на экономику и может привести к тому, что весь прирост ВВП будет направляться только на погашение долга. Влияние роста государственного долга на внешнеэкономические отношения страны также неоднозначно. С одной стороны, рост государственных заимствований повышает ставку процента внутри страны и вызывает приток капитала в страну. Этим ослабляется эффект «вытеснения» инвестиций, вызванный ростом ставки процента. Приток инвестиций создает дополнительные возможности для роста национальной экономики. Но, с другой стороны, приток капитала вызывает рост внешнего долга и затрат на его обслуживание, удорожание национальной валюты и снижение конкурентоспособности национальной продукции, ухудшает состояние торгового баланса, т.е. действует как фактор, сдерживающий развитие национальной экономики. Более того, если привлеченные из-за рубежа средства используются для приобретения активов за рубежом, то это может привести к одновременному кризису платежного баланса и кризису внешней задолженности. В истории мировой экономики уже имели место такого рода кризисы. Так, в период экономического кризиса 1973-75 гг. произошло резкое, десятикратное повышение цен на нефть. Оно привело, с одной стороны, к образованию избытка денег у развивающихся стран-экспортеров нефти. А, с другой, – к значительному дефициту платежных балансов у большинства развивающихся стран, импортирующих нефть, – в силу того, что образовался значительный диспаритет цен на импортируемые ими нефтепродукты и экспортируемые товары. Избыточные денежные средства экспортеров нефти были привлечены транснациональными банками и предоставлены в форме кредитов развивающимся странам, испытывающим дефицит платежного баланса. Кредиты были предоставлены по сравнительно низким процентным ставкам и на определенных условиях: страны заемщики должны были провести программы «стабилизации» своей экономики. Последние содержали три основные пункта: - открытие экономики для ввоза товаров и капиталов из развитых стран; - приватизация значительной части государственных предприятий; - существенная либерализация (сокращение государственного регулирования) экономики. Однако последствия программ «стабилизации» оказались в целом негативными для развивающихся стран: значительная часть национального капитала была вытеснена иностранными конкурентами, имел место существенный отток капитала за рубеж, положение с платежными балансами этих стран коренным образом не улучшилось. В итоге стала расти внешняя задолженность стран-заемщиков, но при этом транснациональные банки стали увеличивать процентные ставки по кредитам. В результате сумма уплаченных странами-заемщиками процентов намного превысила общий объем полученных ими кредитов. Особенно ситуация обострилась в период экономического кризиса 1980-82 гг. В те годы возник международный «долговой кризис», который состоял в том, что большое число развивающихся государств-заемщиков оказалось неплатежеспособными, поскольку объем их валютных поступлений оказался меньше размеров текущих платежей по внешним кредитам. Эти страны создали международную организацию «Группа семидесяти семи» по числу входящих в нее стран-участниц, которая стала добиваться пересмотра сложившегося порядка международных отношений. В частности, «Группа 77» требовала списания значительной части внешней задолженности, понижения процентной ставки по кредитам, отмены дискриминационных условий торговли, навязанных промышленно развитыми странами. Странам группы удалось добиться определенных уступок со стороны транснационального капитала: часть долга было списано, часть – реструктуризировано. Но в обмен на эти уступки развивающиеся страны, в свою очередь, также вынуждены были удовлетворить ряд требований со стороны промышленно развитых государств. В частности, они согласились обменять акции ведущих национальных предприятий в обмен на часть внешнего долга, что усилило зависимость их экономик от транснационального капитала. В условиях глобализации мировой экономики возрастает степень неопределенности последствий тех или иных мер государственного регулирования национальной экономики. Это требует от государственных органов четкого понимания целей и возможностей использования фискальной и монетарной политики для их достижения. В настоящее время экономическая теория определяет в качестве главной цели фискальной и монетарной политики государства достижение внутреннего и внешнего равновесия. Внутренне равновесие означает поддержание полной занятости и отсутствие инфляции. Внешнее – обеспечение определенного состояния счета текущих операций и заданного размера валютных резервов при соблюдении установленного режима валютного курса. Поскольку на состояние занятости, уровень инфляции, показатели внешнеэкономических отношений влияет достаточно большое число факторов, то проблема обеспечения внутреннего и внешнего равновесия исследуется с помощью математических моделей, построенных на определенных допущениях. В качестве примера таких моделей рассмотрим модель Манделла-Флеминга[179]. Предпосылки модели: 1) Экономика страны обладает чертами малой и открытой экономики. Малой считается такая экономика, незначительные размеры которой не позволяют оказывать существенное влияние на процессы на мировом рынке. Открытая экономика – экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, основные показатели которой существенно зависят от состояния внешнеэкономических связей. 2) Анализируются процессы только в краткосрочном периоде. Выводы модели различны для разных режимов валютного курса. Рассмотрим вначале вариант модели для условий фиксированного валютного курса [180]. В условиях фиксированного валютного курса одной из задач государства становится поддержание платежного баланса посредством изменения размеров валютных резервов. При образовании хронического дефицита платежного баланса происходит сокращение валютных резервов, что сокращает предложение денег внутри страны, т.е. сдерживает развитие национальной экономики, а в дальнейшем ведет к необходимости девальвации национальной валюты, удорожанию импорта. При систематическом же избытке платежного баланса, напротив, валютные резервы и денежное предложение растут, что способствует развитию инфляции внутри страны. С учетом сказанного в рассматриваемой модели одной из задач политики государства считается поддержание платежного баланса без использования валютных резервов. Для этого требуется определенная комбинация мер фискальной и монетарной политики. Пусть при прочих равных условиях проводится стимулирующая фискальная политика, например, увеличиваются государственные расходы. Это вызывает рост совокупного спроса, увеличение импорта и сокращение сальдо торгового баланса. Поэтому для поддержания равновесия платежного баланса без использования валютных резервов при фиксированном валютном курсе становится необходимым увеличить приток капитала в страну, а, значит, повысить ставку процента. И, наоборот, при сдерживающей фискальной политике, в предположенных условиях будут иметь место противоположные процессы, возникнет избыток сальдо торгового баланса, и для уравнивания платежного баланса (без увеличения официальных резервов) нужно будет понизить ставку процента, вызывая тем самым отток капитала из страны. Таким образом, между параметрами фискальной и монетарной политики существует определенная взаимосвязь: стимулирующая фискальная политика требует мер монетарной политики по повышению ставки процента, а сдерживающая – мер по ее понижению. Данная зависимость графически изображается с помощью кривой равновесия платежного баланса В, выражающей зависимость между параметрами фискальной и монетарной политики, обеспечивающими нулевое сальдо платежного баланса. См. рис. 10. По оси абсцисс откладывается объем государственных расходов (G), а по оси ординат – уровень ставки процента (i). Повышение величины G означает проведение стимулирующей фискальной политики, а ее понижение – проведение сдерживающей фискальной политики. Координаты кривой В выражают все такие сочетания объема государственных расходов и ставки процента, при которых достигается нулевое сальдо платежного баланса. Если точка расположена ниже этого графика, то это означает, что ставка процента меньше той, которая необходима для уравнивания платежного баланса, поэтому имеет место дефицит последнего. И, наоборот, точки, лежащие выше графика кривой В, отражают ситуацию, когда ставка процента слишком высокая и образуется избыток платежного баланса вследствие чрезмерного притока капитала. Вид кривой В зависит от степени мобильности движения капитала. Чем выше этот показатель, тем меньшее повышение ставки процента уравновешивает платежный баланс (поскольку вызывает значительный приток капитала), тем, следовательно, более пологой является кривая В. А чем ниже мобильность движения капитала, тем большее повышение ставки процента требуется для необходимого притока капитала в страну, тем круче вид кривой В. Если предположить абсолютную мобильность движения капитала, т.е. моментальный приток (отток) капитала в ответ на повышение (понижение) ставки процента на внутреннем рынке, то кривая В будет иметь горизонтальный вид. В этом случае изменить ставку процента внутри страны становится невозможно из-за мгновенного ее уравнивания со ставкой мирового рынка через движение капитала. Для обеспечения внутреннего равновесия параметры фискальной и монетарной политики также должны находиться в определенном соотношении друг с другом. Если в условиях полной занятости проводится стимулирующая фискальная политика, то это вызывает рост совокупного спроса и создает условия для инфляции. Поэтому для поддержания стабильности цен требуется жесткая монетарная политика, вызывающая повышение ставки процента. И, наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политике совокупный спрос падает, и для поддержания полной занятости становится необходимым расширение денежной массы и снижение ставки процента. Таким образом, количественные параметры фискальной (G) и монетарной (i) политики, совместно обеспечивающие внутреннее равновесие, находятся в прямой зависимости между собой. Эта зависимость графически изображается с помощью кривой внутреннего равновесия Y. См. рис. 11. Точки кривой Y выражают различные сочетания величин государственных расходов и ставки процента, при которых достигается полная занятость и отсутствует инфляция. Точки, лежащие ниже этой кривой, отражают ситуации, когда ставка процента недостаточно для преодоления инфляции. А точки, лежащие выше кривой, – чрезмерно завышенную ставку процента, при которой не достигается полной занятости.
Предположим, что достигнуто одновременное внутреннее и внешнее равновесие, и ситуация в экономике отражается точкой Е. Если будет происходить увеличение государственных расходов при сохранении внутреннего равновесия (движение вправо вверх по кривой Y), то это будет означать, что размер совокупного дохода при тех же ценах остается неизменным. В частности, неизменными остаются и цены импортных товаров при фиксированном валютном курсе. Следовательно, величина импорта, – как и чистого экспорта, – меняться не будет. Однако ставка процента повысится, следовательно, возрастет приток капитала и возникнет Y избыток платежного баланса. Это означает, что кривая Y будет лежать выше кривой В. Аналогичным образом, доказывается, что при снижении государственных расходов, т.е. движении из точки Е влево вниз по кривой В кривая Y будет лежать ниже кривой В. Основываясь на положении кривых Y и В, все возможные сочетания параметров G и i делятся на четыре сектора, обозначенные на рис. 12 римскими цифрами от I до IV. Сектор I отражает такие состояния в экономике, когда имеют место дефицит платежного баланса и инфляция вследствие низкого уровня ставки процента. Сектор II соответствует состояниям, при которых дефицит платежного баланса сочетается с безработицей. Сектор III – избыток платежного баланса и безработица. Сектор IV – избыток платежного баланса и инфляция. Такой подход позволяет правильно выбрать меры государственной политики. Для этого требуется прежде всего установить, какому сектору соответствует реальное положение дел в экономике. Допустим, что это – сектор I (что отражается точкой А на рис. 12). Тогда для достижения внутреннего и внешнего равновесия требуется сократить государственные расходы и повысить ставку процента. (Графически: переместить ситуацию в экономике из точки А в точку Е). В соответствии с моделью Манделла-Флеминга, для этого необходимо распределить обязанности между государственными органами следующим образом: правительство должно отвечать за обеспечение внутреннего равновесия, используя для этого фискальную политику; а центральный банк – за обеспечение внешнего равновесия, воздействуя на ставку процента. Например, в предположенной выше ситуации правительство сокращает государственные расходы и этим восстанавливает внутреннее равновесие. В результате ситуация в экономике изменяется, что отражается смещением ее параметров из точки А в точку С, лежащую на кривой Y). Затем центральный банк, повышая ставку процента, восстанавливает внешнее равновесие (смещение показателей экономики в точку D, лежащую на кривой В. В итоге ситуация в экономике существенно приближается к равновесной. Применение в дальнейшем такого же алгоритма действий государственных органов смещает ее все ближе и ближе в направлении внутреннего и внешнего равновесия. Доказано также, что в условиях рассматриваемой модели иное распределение полномочий и правительства, – т.е. закрепление функции поддержания внешнего равновесия за правительством, а внутреннего – за центральным банком, – будет вести к усилению неравновесия в экономике. Если рассматривать ту же модель, но в условиях свободно плавающего валютного курса, то ее выводы будут существенно иными. В этом случае платежный баланс будет уравниваться автоматически, поэтому отпадает задача его поддержания. На состояние внутреннего равновесия будет оказывать эффективное влияние монетарная политика государства – через вызываемые ею колебания валютного курса. Расширение денежной массы приводит к увеличению совокупного спроса как непосредственно, так и косвенно – через удешевление национальной валюты, что стимулирует рост и увеличивает занятость. И, наоборот, сужение денежной массы вызывает противоположные последствия. Последствия же фискальной политики в данном случае зависят от степени мобильности капитала. Она может оказать некоторое влияние на объем производства и занятость лишь при низкой мобильности капитала, а при высокой становится неэффективной. В целом последствия тех или иных мер государственной политики в условиях плавающего валютного курса более неопределенны, чем в условиях фиксированного курса. Шведский экономист Я. Тинберген (1903-93), исследуя вопросы государственной экономической политики, сформулировал и обосновал правило, согласно которому для достижения заданного числа независимых целей государственной политики необходимо использование не меньшего числа независимых инструментов. Это правило нашло свое применение, например, в рекомендациях по организации государственной экономической политики, разработанных МВФ. Согласно этим рекомендациям, государство в условиях глобализации должно строить свою политику следующим образом: 1) Внутреннее равновесие должно поддерживаться посредством фискальной политики. Для оценки степени близости к внутреннему равновесию рекомендуется использовать показатели темпов инфляции и роста государственного долга, которые не должны выходить за определенные границы. При повышении этих показателей фискальная политика должна ужесточаться. 2) Оценку состояния экономики с точки зрения близости к внешнему равновесию рекомендуется оценивать с точки зрения двух показателей: - сальдо счета текущих операций, которое должно поддерживаться с помощью воздействия на уровень реального валютного курса (при возникновении дефицита по этому счету считается необходимым понижать реальный валютный курс); - объема валютных резервов, который должен регулироваться с помощью монетарной политики (при сокращении резервов – ужесточение монетарной политики).
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |