Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движущие силы развития экономических систем




 

Движущими силами развития любой экономической системы являются не сами противоречия, а деятельность людей по их разрешению.

Механизм воздействия системы экономических противоречий на систему производственных отношений – это экономические интересы, проявляющиеся через конкуренцию.

Конкуренция – это форма состязательности между субъектами хозяйствования. Различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая – это конкуренция между производителями одной отрасли, производящими однородную продукцию, за лучшие условия производства и сбыта продукции. Она ведет к повышению качества продукции, расширению ассортимента, снижению затрат на производство и сбыт продукции. Различают экономические и неэкономические методы конкуренции (схема 4.2).

Экономические методы конкуренции делятся на ценовые и неценовые.

Ценовая конкуренция осуществляется через механизм повышения или понижения цен на товары.

Неценовая конкуренция – с помощью рекламы, заключения предварительных контрактов с поставщиками сырья, банками, торговыми и транспортными предприятиями.

 

 

 

Схема 4.2. Методы конкуренции

 

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предприятиями различных отраслей, производящими разнородную продукцию. Она ведется между предприятиями отраслей, производящими товары-субституты (заменяющие друг друга). Например, производство металла или пластмасс, натуральных или синтетических тканей. Межотраслевая конкуренция ведется за «доллар потребителя» по принципу: доллар, потраченный на покупку одного товара, уже не может быть потрачен на покупку другого товара.

Видом межотраслевой конкуренции является конкуренция за наиболее выгодное вложение капитала в ту или иную отрасль, приносящую максимум прибыли. Межотраслевая конкуренция порождает процесс переливания капитала из отрасли в отрасль, что приводит к возникновению средней нормы прибыли на вложенный капитал независимо от отрасли приложения капитала.

Межотраслевая конкуренция является позитивным процессом, т.к. способствует равномерному распределению национального капитала между отраслями, равномерной занятости и снижению общественных затрат на производство продукции во всех отраслях.

Сравнительная характеристика внутри- и межотраслевой конкуренции по субъектам, объектам и результатам представлена на схеме 4.3.

 

Схема 4.3. Сравнительная характеристика внутри- и межотраслевой конкуренции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.