Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И совесть




Долг

КЛЮЧ

Определите количество набранных баллов по следующей таблице.

№ вопроса Да Нет
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Если вы набрали (максимально возможное количество баллов — 20):

От 0 до 5 баллов — по складу характера вы больше специалист, чем руководитель, и, если представится возможность перейти на такую должность, как, например, главный специалист, главный инженер и т.п. — не надо колебаться!

От 6 до 10 — нельзя сказать, что вы сильный руководитель, но, если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться перейти в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и коллектива, больше внимания уделять кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе.

От 11 до 15 — вы относитесь к типу "руководителя-организатора", умеете сконцентрировать свои силы на наиболее важных проблемах. К ним причисляете проблемы эффективного подбора и рас-

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ


Часть III. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты

становки кадров, проблему разработки согласования оптимального (реально выполняемого) плана, проблему материально-технического снабжения Ваша сила в том, что вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отделяете главное от второстепенного, умеете во чтобы то ни стало добиться решения принципиальных проблем, не останавливаясь перед конфликтами и взысканиями. Дела в возглавляемом вами подразделении, как правило, идут успешно. Вам можно дать один совет не запускайте текущие дела. Перепоручая их заместителям, время от времени контролируйте исполнение.

От 16 до 20 — вы можете вывести из прорыва отстающее подразделение, но вам трудно работать в "текучке". Вы ищете острых ситуаций, стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру Обладая необходимыми управленческими способностями, не всегда успешно адаптируетесь, так как вам мешает излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководителями

Приложение 6 Уровень культуры деятельности менеджера /2/

В тесте дается набор полярных профилей, позволяющих оценить уровень культуры менеджера. Показатель в 7 баллов характеризует высокую степень оцениваемого качества. Обведите кружочком степень выраженности культуры у вас или у оцениваемого вами лица.

1. Планирует свою работу и работу своего участка 2. Выполняет сначала трудную работу 3. Доверяет своим подчиненным самостоятельно выполнять порученную работу 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 Не планирует работу ни свою, ни своего участка Выполняет сначала приятную и знакомую работу Не доверяет своим подчиненным Все делает сам

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 239


В. А. Розанова

4. Выполняет работу в интересах своих подчиненных 5 Руководит персоналом путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление 6 Побуждает инициативу подчиненных по принятию решений 7. Знает своих подчиненных и интересуется их планами 8. Ведет разговор со своими подчиненными откровенно 9. Верит в способности своих подчиненных 10. Определяет приоритетность своих работ 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 Не умеет выполнять работу в интересах подчиненных Направляет работу персонала непосредственно Много принимает решений за своих подчиненных Не знает своих подчиненных и не интересуется их планами Не хочет или не умеет разговаривать откровенно со своими подчиненными Не верит в способности своих подчиненных Не определяет приоритетность своих работ

Обработка результатов: подсчитайте общее количество набранных вами баллов.

Оценка результатов теста:

70 баллов — это максимум того, что вы можете получить по данному тесту. Показатель в 40 баллов свидетельствует о среднем уровне управленческой культуры. Показатель менее 20 баллов характеризует низкий уровень культуры менеджера.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть III. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты

Приложение 7 Опросник К. Томаса

Перед вами 30 вариантов утверждений, каждый из которых имеет две разновидности — "а" и "б" Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите один из ответов "а" или "б" Долго над выбором не раздумывайте.

Перед началом работы возьмите чистый лист бумаги, проставьте в столбик цифры (от 1 до 30) и против каждой запишите выбранное "а" или выбранное "б".

1 а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3 а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

4 а) Я стараюсь найти компромиссное решение

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека

5 а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти

поддержку у другого. б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей. б) Я стараюсь добиться своего.

7 а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что-

бы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8 а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

9 а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз-

никших разногласий б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего 10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ. 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем

состоят все затронутые интересы и спорные вопросы б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может выз-

вать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 14 а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. б) Я пытаюсь Показать другому логику и преимущество моих взглядов. 15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения

16 а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции

17 а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-

ность настоять на своем б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все

затронутые интересы и спорные вопросы б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между

моей и позицией другого человека б) Я отстаиваю свою позицию

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть III. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24 а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стара-

юсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25 а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого

26 а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас

27 а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28 а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого

29 а) Я предлагаю среднюю позицию

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха

Оценка результатов

Тест выявляет формы социального поведения, используемого в ситуациях конфликта.

Сопер- Сотрудни- Компро- Избегание Приспо-
п/п ничество чество мисс   собление
  - а б
  б а - -
  - - - а б
  - - а б
  а - б -
  б - а
  - - б а -

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Сопер- Сотрудни- Компро- Избегание Приспо-
п/п ничество чество мисс   собление
  а б - -
  б - - а -
  а - б - -
  - а - б
  - - б а -
  б - а - -
  б а - - -
  б а
  б - - а
  а - - б -
  б - а
  - а - б -
  а б - -
  б - а -
  б а - -
  а - б -
  б - а
  а - - - б
  - б а -
  - - - а б'
  а б - - -
  - - а б -
  б - а

Для описания типа поведения людей в конфликтах К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

К Томас выделил следующие способы регулирования конфликтов.

Соревнование (конкуренция) стремление добиться своих интересов в ущерб другому

Приспособление — противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть III. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты

Компромисс — взаимные уступки партнеров.

Избегание — отсутствие стремления к кооперации, а также отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна сторона не достигает успеха. При конкуренции, приспособлении один из участников оказывается в выигрыше, а другой — проигрывает или оба выигрывают, т.е. идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 245


В. А. Розанова

Часть 4

Глава 1. Психология ответственности. Социальная ответственность руководителя

1.1 Ответственность — важнейшее свойство личности 1.2. Социальная ответственность руководителей

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Краткое содержание главы

1 Понятие ответственности.

2. Имеется несколько видов ответственности

3. Ответственность является важным свойством личности

4. Ответственность и нормы социального поведения взаимодей-

ствуют между собой

Ключевые слова

Ответственность, совесть, долг, атрибуция, локус контроля, осознание ответственности.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть IV. Глава 1. Психология ответственности.

Социальная ответственность руководителя ______

Глава 1. Психология ответственности. Социальная ответственность руководителя

ЫнаЯсищил, nefteq tco/flofrou мы несем.

о/йв&Яайвенноа&ь, — э1&о совес/Яь.

В Франкл "Человек в поисках смысла"

CoK/ta/Я nfieqnoiex cuefiffib, но не поаЯцпился

совеанью, найдя на компромисс с исншной.

Сели J&t не совеаЯь, чемвечеапво е/авно бы увязло

€ оолыЯе на своем полном опасностей Ht/t6u.

Э Фромм "Психоанализ и этика" 1.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ВАЖНЕЙШЕЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ*

Термин "ответственность" имеет прямое отношение к различным областям психологии. Содержание этого понятия анализируется в связи с изучением личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания. Ответственность изучается не только психологами, но и юристами, социологами, философами. Показательно, что даже в рамках одной науки термин "ответственность" употребляется для рассмотрения различных сторон деятельности человека

В "Словаре современного русского литературного языка" дается следующее толкование понятия ответственности: "Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия" (176, стб 1271 —1274) /7/ Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают "обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения" (Там же, стб. 588) /7/.

* При написании настоящего раздела использованы материалы книги К. Муздыбаева "Психология ответственности".М.: Наука, 1983.

Понятие ответственности

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852 247


В. А. Розанова

Ранние упоминания об ответственности встречаются в конце X века после выхода в свет книги "Повести временных лет" По свидетельству И И Срезневского, изучавшего эту работу, в тот период времени использовался термин "ответ", который по своему смыслу был близок к понятию "ответственность" /3/

Слово "ответственность" было введено в научный обиход А Бей-ном в книге "Эмоции и воля" (1865 г) Ответственность связывают с вопросом наказуемости, т.к. любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, является вопросом обвинения, осуждения, наказания /4/.

Дж Ст Милль (XIX век) так же, как и А. Бейн, связывает ответственность с наказанием. По мере развития научного знания (философского, социологического, психологического, юридического и др) в понятии "ответственность" были выделены объективные и субъективные стороны

Отечественный исследователь проблемы психологии ответственности К Муздыбаев отмечает, что этимологически слово ответственность происходит от глагола "вещать" и относится к старославянскому понятию "вече", означавшему совет, уговор, согласие /5/

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т е пределы долга Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, осно-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.