КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историческое и современное видение развития человека
Ключевые проблемы изучения развития человека Вопрос для размышления Почему обман часто необходим в исследованиях, проводимых на людях, и как он совмещается с такими этическими положениями, как согласие, основанное на полной осведомленности? Глава 1. Перспективы и методы исследования 57 Краткое содержание главы Изучение развития рассматривает изменения, начинающиеся в момент зачатия и продолжающиеся в течение всего жизненного пути человека. • Развитие всегда происходит в социальном и культурном контексте. • Существуют четыре области развития: физическая, когнитивная (в том числе речевая), личностная, социокультурная. • К социализации относится то, чему нас учат другие, к овладению культурой — то, что мы узнаем сами. • Хотя для удобства исследования и выделяются области развития, саморазвитие не является дискретным; оно целостно, холистично. • Научное изучение развития человека началось приблизительно в начале XX века. • «Быть научным» — значит быть систематическим и объективным, избегать этноцентризма. • Некоторые аспекты развития являются, главным образом, биологическими, другие, в большей степени, опытными; развитие состоит в основном из динамического взаимодействия биологического и приобретенного на личном опыте. • Сегодня взаимодействие биологии и опыта обычно называется взаимодействием наследственности и среды. • Когда взаимодействие биологического и приобретенного в ходе опыта рассматривается как взаимодействие процессов взросления и научения, акцент смещается на возрастную периодизацию. • В большинстве случаев более продуктивно рассматривать развитие человека в терминах сензитивных, а не критических периодов. • Видение детства варьирует как в историческом, так и в культурном аспекте. Детей рассматривают как работников, как собственность, подлежащую продаже или обмену, как существ, не обладающих правами; но в большинстве современных культур они обладают четкими правами, по отношению к ним не разрешается применение жестокого обращения или эксплуатации. • Существовало мнение, что в средневековой Европе к детям относились как к взрослым в миниатюре; сейчас считается, что эта идея в лучшем случае сильное преувеличение. • Индивидуалистическая культура подчеркивает независимость; в коллективистской культуре подчеркивается взаимозависимость. • Подростковый возраст в результате индустриализации и повышения потребности в расширенном образовании становится затягивающимся периодом зависимости. • Насколько долго человек остается подростком, зависит от культурного, социального и исторического контекста. 58 Часть I. Начало • Длительность взрослого периода жизни и момент наступления «старости» различаются в различных культурах и в рамках одной культуры; одним из факторов является социально-экономический уровень. • Состав семьи варьирует в разных культурах и в рамках одной культуры; «образцовые» семьи определенно не являются нормой.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |