Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт и мастерство




Итак, некоторые аспекты когнитивного функционирования в среднем возрасте постепенно ухудшаются. В этой связи встает вопрос, как многие люди, особенно те, кто занимает ответственные и руководящие должности, сохраняют профессиональную компетентность? Чем стареющие эксперты отличаются от молодых новичков? При условии того, что человек ведет активную интеллектуальную жизнь, с возрастом, в ходе постоянной практики и совершенствования навыков, он приобретает все больше знаний, как декларативных (знаний фактов), так и процессуальных (знаний процессов, или того, «как следует действовать»).

Таким образом, опыт компенсирует ухудшающееся в среднем возрасте когнитивное функционирование. Данное мнение подтверждают результаты многих исследований. Знания экспертов характеризуются системностью; между единицами информации существует больше связей, они выстроены в схемы. Навыки экспертов часто отработаны до автоматизма (глава 7), и, таким образом, они могут переключить свое внимание на восприятие более сложной информации. Однако в то же время некоторые их способности, связанные с памятью и концентрацией внимания, могут ухудшаться. Эксперты быстрее и с большей легкостью распознают типовые задачи и связывают их с подходящими способами решения или адекватными реакциями (Glaser 1987). Данные закономерности характерны для деятельности экспертов в любом виде деятельности: физике, компьютерном программировании, музыке, профессиональной игре в бридж, кулинарии и садоводстве.

Несмотря на то что эксперты лучше хранят в памяти ключевую информацию, они справляются не лучше новичков в случае необходимости припомнить неорганизованный, неструктурированный материал, который не привязан к выполнению конкретной задачи. Это мнение иллюстрирует следующее исследование шахматистов. Испытуемых классифицировали по двум парам критериев: взрослые и молодые, а также обладание высокими и средними способностями. Шахматистам предлагались две задачи. Сначала им показывали шахматную доску, на которой была представлена позиция из середины разыгранной партии, и просили запомнить положение каждой фигуры. Молодые игроки выполнили это задание лучше, а уровень профессионализма и способности участников эксперимента не являлись значимым фактором. Затем всех шахматистов просили найти наилуч-

Жизненный опыт - один из факторов,

позволяющих людям среднего

возраста продолжать оставаться

продуктивными

676 Часть IV. Взрослость

 

ший ход. Мастера (независимо от того, каков был их возраст) справлялись с этим заданием намного успешнее. Чтобы сделать верный ход, им не требовалось помнить расположение всех фигур. Их память носила избирательный характер, фиксируя связи между конкретными позициями на доске и оптимальными ходами (Charness, 1981; Salthouse, 1987).

Таким образом, опыт не обеспечивает сохранение какого-либо конкретного навыка: обратите внимание, что шахматисты старшего возраста не смогли запомнить расположение всех фигур. Машинистки с большим стажем работы печатают с листа медленнее; архитекторы утрачивают с годами навыки визуальной оценки пространственных отношений (Salthouse et al., 1990). Однако опыт компенсирует эти потери. Более опытный архитектор может почти автоматически определить, какой строительный материал окажется в данном случае наиболее подходящим. Опытная машинистка может сразу охватывать большее количество слов, и скорость печати, таким образом, продолжает оставаться высокой. Подобные компенсирующие факторы позволяют людям в среднем и более позднем возрасте показывать высокие результаты в работе (Salthouse, 1990). Играет здесь свою роль и то, в какой степени окружение человека помогает ему развивать и использовать эти механизмы компенсации. Кроме того, из вышеприведенных данных видно, что процесс развития часто предполагает своеобразный компромисс: по мере того как один навык ухудшается, другой становится лучше (Baltes, 1987).

Итак, среди элементов, составляющих профессиональное мастерство, можно назвать непрерывное развитие компетентности; углубленную специализацию; процедурные или практически полезные знания; быстрое узнавание типовых задач и ситуаций, что сводит до минимума необходимость широкого поиска в памяти, а также навыки абстрактного мышления (Glaser, 1987). Наличие большого опыта обычно способствует не только увеличению объема информации, но и лучшей ее организации. Человек постоянно перестраивает свою систему знаний с тем, чтобы повысить их связность, точность и доступность. Данное утверждение справедливо как в отношении общих знаний, например как пользоваться «Желтыми страницами», так и профессиональных, например как эффективно выполнить ту или иную техническую операцию. В когнитивных тестах редко измеряется подобное влияние опыта на знания людей старшего возраста, их способность решать различные задачи (Salthouse, 1987).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.