КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее устройство и принцип действия ГТУ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ГТУ
Газотурбинным двигателем называется такой двигатель, в котором в качестве рабочего тела используется неконденсирующийся газ (воздух и продукты сгорания топлива или нейтральные газы), а в качестве тягового двигателя применяется газовая турбина. Термин турбина происходит от латинских слов turbineus – вихреобразный, или turbo – волчок. Турбина и есть двигатель, в котором механическая работа на валу машины получается за счет преобразования кинетической энергии газовой струи, которая, в свою очередь, получается в результате преобразования потенциальной энергии – энергии сгоревшего топлива в потоке воздуха. В основе современных представлений о превращении теплоты в работу лежат два важнейших положения термодинамики: невозможность создания вечного двигателя первого рода (следствие первого начала термодинамики) и невозможность создания вечного двигателя второго рода, в котором бы теплота полностью превращалась в работу (следствие второго начала термодинамики). Непременным условием создания любого теплового двигателя является наличие материальной среды – рабочего тела и, по меньшей мере, двух тепловых источников – источника высокой температуры (нагреватель), от которого получаем теплоту для преобразования части ее в работу, и источника низкой температуры, которому отдаем часть неиспользованной в двигателе теплоты. Следовательно, всякий тепловой двигатель должен состоять из «нагревателя, расширительной машины, холодильника и компрессорной машины. Причем, если мы хотим непрерывно превращать теплоту в работу, то должны непрерывно наряду с расширением, непрерывно и сжимать рабочее тело, причем при таких условиях, чтобы работа сжатия была меньше работы расширения, т. е. рабочее тело должно совершать круговой процесс. Получаемая в тепловом двигателе работа определяется как разность работ расширения и сжатия рабочего тела, а с другой стороны (по закону сохранения энергии), как разность абсолютных количеств подведенной и отведенной теплоты. Основным термодинамическим признаком различия поршневых и турбинных двигателей внутреннего сгорания являются особенности осуществления круговых процессов: в поршневых двигателях основные процессы цикла (сжатие, подвод теплоты, расширение) последовательно сменяют друг друга в одном и том же замкнутом пространстве (система цилиндр – поршень), а в турбинных двигателях те же процессы непрерывно осуществляются в независимых элементах двигателя, последовательно расположенных в общем потоке рабочего тела (например, компрессор – камера сгорания – турбина в простейшем газотурбинном двигателе). Принципиальная схема простейшей ГТУ приведена на рис. 1.1. Рис 1.1 Принципиальная схема простейшей ГТУ. 1 – осевой компрессор; 2 – камера сгорания; 3 – турбина; 4 – полезная нагрузка.
Принцип действия установки сводится к следующему. Компрессор 1 засасывает воздух из атмосферы, сжимает его до определенного давления и подает в камеру сгорания 2. Сюда же непрерывно поступает жидкое или газообразное топливо. Горячие газы, образовавшиеся в камере сгорания в результате сжигания топлива, поступают в турбину 3. В турбине газ расширяется, и его внутренняя энергия преобразуется в механическую работу. Отработавшие газы выходят из турбины в атмосферу. Рассмотрим цикл такой ГТУ в T-S диаграмме (рис. 1.2). Атмосферный воздух (P=Pa, T=Ta) через входное устройство поступает к компрессор (изотерма 0-1); его давление и температуры становятся равными P1 и T1. Далее в компрессоре воздух сжимается до давления P2 его температура при этом повышается до T2 (адиабата 1-2). Отношение давления воздуха на выходе компрессора к давлению на его входе называется степенью сжатия в компрессоре (1.1).
где πк – степень повышения давления в компрессоре; Р2 – давление воздуха за компрессором; Р1 – давление перед компрессором. В камере сгорания (изобара 2-3) температура рабочего тела повышается до T3 при постоянном давлении (P2 = P3). Затем в турбине смесь воздуха и газа расширяется (адиабата 3-4), ее давление снижается до P4, а температура до T4 . Отношение давления газа на входе в турбину к давлению газа на ее выходе называется степенью расширения в турбине (1.2).
, (1.2)
где πт – степень расширения в турбине; Р3 – давление воздуха перед турбиной; Р4 – давление за турбиной. После расширения в турбине отработавшие газы выбрасываются в атмосферу (изотерма 4-5). Далее цикл условно замыкается по изобаре 5-0. Рассмотренный выше цикл является обратимым, так как в нем не учитываются какие-либо потери в процессах сжатия, расширения, подвода теплоты и т.д. В реальных условиях процессы во всех узлах установки отличаются от обратимых, поэтому определение показателей ГТУ на основе обратимых эталонных циклов не представляет практического интереса и может быть оправдано только при сравнительном анализе циклов различных установок. Поэтому на практике оперируют полными параметрами (параметрами заторможенного потока). Полная температура: , (1.3)
где Т* – полная температура; Т – статическая температура; с - абсолютная скорость потока; ср – удельная теплоемкость при постоянном давлении. Полное давление
где Р* – полное давление; Р – статическое давление; Т* – полная температура; Т – статическая температура; k – показатель адиабаты. При параметрах торможения потока получим диаграмму реального цикла ГТУ (рис. 1.3). Аналогично (1.1) и (1.2) для реального цикла:
и . (1.5)
Давления в других узлах рассчитываются как:
, (1.6)
где Р*вых – давление на выходе узла; Р*вх – давление на входе в узел, σ –коэффициент потерь для данного узла. Значения коэффициентов потерь для различных узлов ГТУ приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Значения коэффициентов потерь для различных узлов ГТУ
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |