Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беларусь на международной торговой арене




ТЕСТ

РЕФЕРАТЫ

СЕМИНАР №23

«Геополитика в начале XXI века»

1. Мировая политика и глобальные проблемы современности.

2. Геополитические изменения на рубеже XXI в.

 

 

1. Определите основные на­правления развития международных политиче­ских отношений в 90-е годы 20 века:

а) биполярная система международных отноше­ний разрушена, а многополюсная не сформировалась;

б) установился новый мировой порядок при аб­солютном лидерстве США;

в) резко увеличилось число «горячих точек» на планете;

г) создание глобальных систем безопасности на основе баланса интереса всех стран.

 

2. Определите, кто первым употребил термин геополитика:

а) А. Мэхен;

б) Ф. Ратцель;

в) Р. Челлен;

г) Н. Спайкман.

 

3. Определите автора, который обосновал тезис об естественной необходимости жизненного пространства государства посредством территориальной экспансии:

а) А. Мэхен;

б) Ф. Ратцель;

в) Р. Челлен;

г) Н. Спайкман.

 

4. Определите автора, который показал влияние морской мощи Великобритании на мировую колониальную политику 18-19 веков исходя из геополитического положения страны:

а) А. Мэхен;

б) Ф. Ратцель;

в) Р. Челлен;

г) Н. Спайкман.

 

5. Определите автора, который обосновал геополитическое преимущество сухопутных государств Евразии перед морскими:

а) Х. Маккиндер;

б) С. Хантингтон;

в) Н. Спайкман;

г) П. Савицкий.

 

6. Определите автора, который выдвинул тезис «кто контролирует побережье, тот контролирует Евразию и занимает доминирующее положение в мире»:

а) Х. Маккиндер;

б) С. Хантингтон;

в) Н. Спайкман;

г) П. Савицкий.

 

7. Определите автора работы «Столкновение цивилизации», который выдвинул тезис, что в 21 веке войны будут носить цивилизационный характер:

а) Х. Маккиндер;

б) С. Хантингтон;

в) Н. Спайкман;

г) П. Савицкий.

 

8. Выделите характерные черты геополитической ситуации в начале 21 века:

а) старые механизмы, обеспечивающие баланс сил на мировой арене разрушены, а новые гарантирующие международную безопасность не созданы;

б) США не отказались от претензий на господство и доминирование в мире;

в) значительные средства расходуются на вооружение, мир остаётся взрывоопасным, поскольку базируется на могуществе НАТО;

г) ответ- а, б, в.

 

9. Комплекс организационных информационно-технологических и агитационно-пропагандистских мероприятий, называется__________

 

10. Взаимодействие (отношение) политических субъектов на основе непрерывного обмена информации и духовного общения, называется ___________

 

11. Одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством за распределение властных полномочий, называется__________

 

12. Система взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека и путях их достижения в формировании ценностей и идеалов, называется __________

 

13. Президентом может быть гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе _______, проживающий на территории РБ не менее _______непосредственно перед выборами.

 

Документы и литература для углубленного изучения темы

Бжезинский, З. Великая шахматная доска. Господство Америки и её геостратегические императивы / З. Бжезинский - Москва, 1999. С. 13-42.

Боден, Ж. Метод легкого изучения истории // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин - Москва, 2000. С. 721-723.

Договор о создании Союзного государства (проект) // Сов. Белоруссия. 8 окт.

Лукашенко, А.Г. Інтэграцыя патрабуе маральнасці і адказнасці // Звязда. 1999. 6 ліп.

Маккиндер, Х. Географическая ось истории // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин - Москва, 2000. С. 723-737.

Савицкий, П.Н. Евразийство // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин - Москва, 2000. С. 737-743.

Моргентау, Г. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин - Москва, 2000. С. 743-754.

Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин - Москва, 2000. С. 754-773.

 

ТЕМА 24:Республика Беларусь в мировой политике.

1. Республика Беларусь в мировой политике.

2. Республика Беларусь на международной торговой арене.

 

Республика Беларусь в мировой политике.

Приоритеты внешней политики Республики Беларусь Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко определил в докладе на II Всебелорусском собрании 18 мая 2001 года «За сильную и процветающую Беларусь»:

· обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества;

· непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формирование нового, более гуманного мирового порядка.

Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного орудия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета.

Отличительная особенность внешней политики государство – многовекторность и стремление к созданию вокруг себя «пояса добрососедства».

1) Выполнение обязательств по международным договорам в области разоружения и контроля над вооружениями.

Проходя многосторонние переговоры представителей страны в рамках консультативных органов по договорам об обычных вооруженных силах в Европе, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСНД), об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). В ноябре 1996г осуществлен досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории Беларуси. Страна считает неизменным своим приоритетом укрепление ООН и системы ее специальных учреждений, сохранение и укрепление международной безопасности, основанной на принципах международного права.

2) Развитие контактов с общеевропейскими структурами, европейскими странами.

Беларусь ведет активный диалог с Европейским союзом, НАТО, Советом Европы. Объем торговли с Европой в 1999г составил свыше 70% общего товарооборота с дальним зарубежьем. Страна стремится войти в Совет Европы стать его полноправным членом. Она выступает за равноправие и взаимовыгодные отношения с Западом, свободные от диктата и вмешательства во внутренние дела Беларуси.

В феврале 1992г. суверенная Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она приняла на себя обязательства следовать идеям и принципам, закрепленным в Хельсинском заключительном акте, Парижской Хартии для новой Европы и других документах ОБСЕ. Беларусь выступила с рядом инициатив, направленных на укрепление роли и авторитета ОБСЕ в сфере предотвращения кризисов, урегулирование конфликтов, создание в Европе зон, свободных от ядерного оружия.

Отношения со странами Европейского союза по-прежнему остаются напряженными. Однако благодаря усилиям властных структур страны в 2003г разрешен конфликт относительно участия Национального Собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ, отменены визовые ограничения, введенные с европейскими странами для высших руководителей государства. Принимаются меры по восстановлению статуса «специального приглашенного» в Парламентской Ассамблее Совета Европы, нормализации и развитию сотрудничества с Евросоюзом.

3) Обеспечение территориальной безопасности государства, защита его от потенциальных и реальных угроз.

С этой целью утверждена в 1998г Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России. Действуют соглашения с Россией о военном сотрудничестве, коллективной безопасности. Создается соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы формирования общего оборонного пространства с Россией, охрану государственных границ Союзного государства. Одновременно осуществляются мероприятия по модернизации (материально-техническому оснащению, повышению мобильности) Вооруженных Сил Республики Беларусь. Важнейший приоритет для Беларуси активное участие в международных и региональных системах безопасности.

4) Интеграция и развитие сотрудничества с Россией 26января 2000г вступил в силу Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Однако реализуется этот договор нединамично. Выявлены и постепенно преодолеваются разногласия по вопросу о форме Союзного государства, принципах его построения, правилах экономической жизни, правовых механизмах функционирования, характере и полномочиях союзных структур (парламента, судебных органов). Руководством Беларуси и России продолжается поиск взаимоприемлемой модели межгосударственной интеграции на основе суверенного равенства. Развиваются отношения двух стран в сферах экономической, валютно-финансовой, науки, образования, культуры, информационно социального обеспечения, выполнения действующих государственных программ, направленных на сохранение и укрепление промышленного потенциала, выпуск конкурентно способной продукции.

В целом потенциал внешней политики молодого суверенного государства реализуется неадекватно национальным интересам. Стране предстоит пройти трудный путь демократических преобразований, что позволит ей завоевать авторитет в мировом сообществе, занять достойное место в международных отношениях.

Слабо используются возможности сотрудничества с европейскими странами, США, государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Сказываются и причины политического характера, и недостаточный экспортный потенциал Беларуси, и слабая адаптация внешнеторгового режима страны к правам Всемирной торговой организации (она регулирует сегодня 90% всей мировой торговли).

Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. Торговать с внешним миром стало также естественно, как иметь дело с покупателями в нашем городе или деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран.

Республика Беларусь представляет собой независимое суверенное государство, самостоятельный субъект мирового сообщества, что является воплощением неотъемлемого права белорусского народа на самоопределение. И в силу этого для белорусов пора строже судить о том, как государство богатеет и чем живёт.

Беларусь является малой открытой экономикой с высокой степенью зависимости от внешнеторговой конъюнктуры. Объем внешней торговли составляет до 130% ВВП. Выгодное географическое положение создает предпосылки для развития торговли товарами и услуги.

Республика Беларусь основана не на добыче и продаже полезных ископаемых, а на переработке сырья и производстве готовой продукции. Беларусь даёт 30 процентов мирового выпуска большегрузных автомобилей, 6 процентов тракторов, значительную долю определенного типа микропроцессоров.

Однако существуют во внешней торговле назревшие проблемы к решению которых необходимо искать новые подходы. Одной из основных проблем является повышение конкурентоспособности белорусской продукции как по цене, так и по качеству. Решить ее можно, лишь проведя технологическое перевооружение наших предприятий. Для этого второй год подряд устанавливаются нулевые ставки таможенных пошлин на ввозимое оборудование, ведутся работы по привлечению в республику иностранных инвестиций, кредитов. Кроме этого, разработана Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности отечественной экономики, правительством утвержден комплекс мер по ее реализации.

Другая проблема, которую также необходимо решать, - диверсификация поставок в отдельные страны. Это наглядно видно на примере экспорта нефтепродуктов в Украину. Когда туда поставлялись большие объемы такой продукции, торговый оборот с этой страны был весьма значительный. Но стала набирать темпы нефтеперерабатывающая отрасль Украины, и показатели сразу упали. Чтобы избежать таких перепадов, необходимо сделать наш экспорт более разнообразным.

Внешнеэкономические связи Республики Беларусь – это важный фактор экономической стабилизации и развития страны.

Стратегически важной целью для республики является определение её внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечения плавности вхождения в мирохозяйственные связи.

Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами.

Наращивание экспорта – один из приоритетов внешнеэкономической политики Беларуси. Руководство страны нацеливает отечественных производителей на более активную работу на международных рынках, на государственном уровне создаются благоприятные условия для роста внешних поставок. С большинством стран - торговых партнеров Беларуси сформирована необходимая договорно-правовая база. В республике создана законодательная система, отвечающая требованиям ВТО. Постоянно совершенствуются системы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Немаловажно и то, что наши экспортеры накопили достаточный опыт самостоятельной работы на рынках зарубежных стран.

Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66% валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химию и нефтехимию приходится более 40% валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей — 40%, фотоаппаратов — 30%, тракторов — 20%, минеральных удобрений — 20% и т.д.

Беларусь получает из различных стран примерно 13,7% необходимых ей чёрных и цветных металлов, 24,6% — машин, оборудования, транспортных средств, 28,2% —минеральных продуктов, 13,3% - продукции химической промышленности и т.д. Из республики вывозится около 23,2% — продукции машиностроения, 6,5% — продукции лёгкой промышленности и т.д.

В наиболее жесткой зависимости экономика Беларуси находится от Российской Федерации. Россия обеспечивает потребности производственного потенциала Беларуси в сырьё, материалах и полуфабрикатах более чем на 60%, потребляя более 70% промышленного производства республики

Включению республики в систему международного разделения труда способствует благоприятное геополитическое положение. По её территории проходят коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину с государствами Балтии, страны Азии с Европой.

Внешнеэкономические связи становятся все более важным фактором экономической стабилизации республики.

В 2004 году товарооборот со странами СНГ составил 19,1 млрд. долларов или 63,5 процента общего товарооборота республики, с остальными странами - 11 млрд. долларов или 36,5 процента общего товарооборота.

Стоимостной объем внешней торговли с государствами Содружества увеличился на 41,7 процента, с государствами вне СНГ - увеличился на 37,1 процента.

Экспорт - это продажа товара в другой стране, отличающаяся от его реализации на собственном внутреннем рынке условиями сбыта традициями и обычаями, языком и т.п.

Экспортировано Республикой Беларусь товаров на 13,8 млрд. долларов, в том числе в страны СНГ - на 7,3 млрд. долларов, из них в Россию - на 6,5 млрд. долларов; в государства вне СНГ - на 6,4 млрд. долларов. В целом по республике в фактических ценах экспорт увеличился на 38,3 процента. В страны Содружества экспорт увеличился на 34,2 процента, в том числе в Россию - на 32,4 процента. В страны вне СНГ белорусский экспорт увеличился на 43,1 процента. На страны СНГ приходилось 53,1 процента белорусского экспорта, в том числе на Российскую Федерацию - 46,6 процента его общего объема.

Импорт – это ввоз товаров или капиталов в страну из-за границы.

Общий объем импорта составил 16,3 млрд. долларов, в том числе из стран СНГ - 11,8 млрд. долларов, из них из России - 11,1 млрд. долларов. Из государств вне СНГ импортировано товаров на 3958,3 млн. долларов. Общий объем импорта Республики Беларусь увеличился на 41,4 процента. При этом ввоз товаров из стран СНГ увеличился на 46,7 процента, в том числе из России - на 46,6 процента. Импорт из стран вне СНГ увеличился на 29,4 процента. Доля стран СНГ в общем объеме белорусского импорта составила 72,2 процента, на российские товары приходилось 81 процент импортных закупок.

Сальдо внешней торговли сложилось отрицательным в размере -2,6 млрд. долларов и увеличилось по сравнению с 2003 годом на 981,4 млн. долларов. Со странами Содружества сальдо отрицательное в размере -4,5 млрд. долларов, в том числе с Российской Федерацией - -4,7 млрд. долларов. Со странами вне СНГ сальдо положительное в размере 1,9 млн. долларов. По сравнению с 2003 годом положительное сальдо с этой группой стран увеличилось на 914,7 млн. долларов.

Беларусь сможет достичь положительного сальдо во внешней торговле к 2009-2010 годам. Такое мнения высказали экономисты Беларуси.

По их словам, преодолеть характерную для Беларуси несбалансированность внешней торговли можно будет только после полной реструктуризации местной промышленности и привлечения неиспользуемого потенциала экспорта услуг, в частности, в сфере туризма, экспорта деловых услуг, дополнительного развития транзита.

Они считают, что ликвидация отрицательного сальдо необходима из-за его давления на валютный рынок и валютные резервы страны. В этой ситуации привлечение иностранных инвестиций должно стать одним из основных инструментов для сбалансирования платежного баланса страны.

В то же время приток инвестиций необходим и непосредственно в процесс внешнеэкономической деятельности. В большинстве стран СНГ существует высокий спрос на белорусскую продукцию, но в ряде случаев экспорт не может развиваться из-за недостаточной финансовой составляющей, отсутствие гарантий по оплате.

Внешняя торговля в 2004 году характеризуется: опережающими темпами роста импорта над темпами роста экспорта в целом по республике и в торговле со странами СНГ; значительно опережающими темпами роста экспорта (143,1 процента) по сравнению с темпами роста импорта (129,4 процента) в торговле со странами вне СНГ; увеличением положительного сальдо в торговле со странами вне СНГ на 930,5 млн. долларов.

Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 150 странами мира. Основные внешнеторговые партнёры республики — Россия, Германия, Великобритания, США, Польша и др.

Наибольшая доля в общем объеме экспорта принадлежит калийным удобрениям, тракторам, грузовым автомобилям, в импорте — нефти, природному газу, машинам и оборудованию, зерновым культурам, сахару.

Расширение участия Беларуси в международных экономических связях возможно в различных отраслях, в частности, по мнению специалистов Научно-исследовательского экономического института республики, в:

· машиностроении (увеличение экспорта тракторов, дорожностроительных машин, холодильников, металло- и деревообрабатывающих станков и т.д.), при условии совершенствования выпускаемых образцов и организации сервисного обслуживания;

· химическом комплексе (азотные и калийные удобрения, полиэтилен, автомобильные шины), при условии повышения качества продукции;

· строительной промышленности (цемент, стекло, кровельные материалы), расширение экспорта которых сдерживается из-за недостатка собственных ресурсов по отдельным компонентам);

· деревообрабатывающей промышленности (ДСП, клееная фанера, мебель).

Следует принять во внимание, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16% и 4% соответственно от мирового производства). В республике имеются благоприятные возможности для развития молочно-мясного скотоводства, для поставки на мировой ранок высококачественной продукции из льна, керамики, стекла, хрусталя, а также национальной продукции из местного сырья, не имеющей аналогов на мировых рынках (изделия из глины, льна, соломки).

Важной составной частью внешнеторговой политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг; создание наукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций.

Республика Беларусь является членом ряда международных финансовых, валютно-кредитных учреждений.

В 1992г. Республика Беларусь стала членом Международного валютного фонда (МВФ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации и др.

Основными законами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность в Республике Беларусь, являются: Закон «О государст­венном регулировании внешнеторговой деятельности» (1998 г.), Таможенный кодекс Республики Беларусь (1998г.), Закон «О таможенном тарифе» (1997 г.). Принципы внешнеторговой политики по отношению к странам-членам ЕС сформулированы в “Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Сообществом и его государствами - членами и Республикой Беларусь”, подписанном 06.03.1995 и ратифицированном парламентами восьми стран-членов ЕС. Торговая политика Республики Беларусь с другими странами строится с учетом потребностей интегрирования экономики страны в мировую торговую систему, вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), приоритетного развития экспортного сектора. С декабря 1992 г. Республика Беларусь имеет статус наблюдателя при Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ; с 1 января 1995 г. Всемирная торговая организация – ВТО).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.