КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля
1. Сопоставьте определение внимания как направленности и сосредоточенности сознания (принятое в учебниках) с гипотезой П.Я. Гальперина о том, что «внимание представляет собой контроль... в форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия». В чем вы видите сходства и различия этих определений? Определите роль и место внимания в психической деятельности человека. 2. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность школьника на уроке? Перечислите и объясните причины. 3. Охарактеризуйте явления колебания внимания, используя рисунки VII.5 и 6. 4. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие характеристики каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы. Сравните свою схему (таблицу) с таблицей, помещенной в атласе, выявите сходства и различия. 5. Перечислите по памяти качества внимания, а затем уточните этот перечень по таблице, помещенной выше. Раскройте содержание каждого качества, его роль в жизни и деятельности, назо- Рис. VII.3. Объем внимания (смотреть в течение 3—4 с, затем перечислить предметы, которые запомнились) вите факторы, положительно и отрицательно влияющие на проявление и развитие этих качеств. 6. Ознакомьтесь с таблицей для изучения распределения внимания, а затем выполните задание, сформулированное в пояснении к таблице там же. 7. Проведите следующий несложный опыт. Предупредите испытуемого (ученика, товарища), что он в течение минимального времени должен увидеть ряд представленных ему чисел, а затем сложить и записать сумму. После этого покажите ему на 1 секунду заранее подготовленную, но прикрытую листом запись четырех цифр в четырех различных геометрических фигурах (квадрате, овале, треугольнике, круге). Когда сумма чисел будет записана, попросите ответить, на какой геометрической фигуре написано каждое число. Объясните: а) почему ответ на поставленный вопрос обычно вызывает затруднения; б) какие выводы можно сделать из этого эксперимента для методики демонстрации наглядных пособий, особенно сложных, многоплановых. 8. С помощью каких несложных методик можно получить сравнительные характеристики устойчивости, переключения, широты и других свойств внимания учащихся? (Кроме основного учебника по курсу общей психологии, эти данные можно получить из пособия: Практические занятия по психологии /Под ред. А.В. Петровского. М., 1972. С. 54—56.) Опробуйте рекомендуемые методики практически. Проведите эксперимент по определению объема внимания с помощью таблицы, помещенной на этой странице. 9. Проведите наблюдение за особенностями проявления внимания учащимися и приемами организации его учителем на одном из уроков по профилю вашей подготовки. Ниже приводится примерная программа и форма записей наблюдения: а) Поведение учеников и приемы организации внимания учителем в начале урока. б) Соотношение и особенности проявления различных видов внимания при опросе, повторении, изложении нового материала, в ходе упражнений, решения задач и т. Д. в) Зависимость внимания учащихся от осо-бенностей содержания учебного материала. г). Приемы, применяемые учителем для под-держивания внимания на разных этапах и в раз- личиых ситуациях урока. д) Особенности проявления внимания раз- личных школьников и предположительные причины этих различий. е) Проявление во внимании учеников на уроке их интереса к предмету, отношения к учителю, общего эмоционального настроя класса, условии работы, внешних помех (если они были) и др. Рис. VII.4. Таблицы для изучения распределения внимания. Для определения сравнительной меры распределения внимания испытуемому предлагается вести одновременно счет разных фигур. Например (первая строка) круг белый — один, круг черный — один, круг белый — два, круг белый три, круг черный — два, круг белый — четыре, круг черный — три и т. д. По мере считывания фигуры закрываются. Фиксируется время и количество ошибок по каждой строке Рис. VII.5. Колебание внимания при восприятии двойственных изображений. Выпуклая или вогнутая здесь фигура? Рис. VII.6. Сколько здесь кубиков? 10. На заставке темы символически выра жена идея внимания. Как вы относитесь к это му символу? Что бы могли предложить вы? 11. Отберите для наблюдения нескольких учеников (тех, кого вы считаете внимательными и тех, кто, по вашему мнению, невнимателен). Постарайтесь установить: 1) Какой из видов внимания преобладает на уроке у тех и других? Умеют ли выбранные вами школьники распределять свое внимание, переклю-чать его с одной работы на другую, концентриро. вать на наиболее важном? 2) Какие приемы вы применяете в своей практической деятельности для поддержания и развития внимания учащихся, насколько действенны эти приемы? При рассмотрении полученных данных обратите внимание на следующее: 1) Каковы пути привлечения внимания учеников на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового и т. д.)? 2) Какова зависимость внимания школьников от различных видов работы и приемов ведения урока учителем: от характера подачи учебного материала (четкости, логичности, доказательности, эмоциональности и т. д.); от вопросов преподавателя; от связи теоретического материала с практикой; от меры использования технических средств обучения? Данные наблюдений могут быть дополнены проведением простейших экспериментов. Дайте испытуемым небольшой текст (газетный материал, журнальный) и предложите подсчитать, сколько раз в нем встретится буква «р». Это поможет вам сделать вывод об устойчивости внимания. Для определения распределения внимания можно предложить одновременно сосчитать, сколько раз повторяются буквы «а» и «с». Узловые вопросы темы 1. Идеалистическое и материалистическое понимание природы ощущений. Закон «специфической энергии органов чувств» и его несостоятельность. Ощущения в свете теории отражения. 2. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность. 3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений. 4. Классификация ощущений на виды. Зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые ощущения. Компенсаторные возможности ощущений. 5. Чувствительность и ее измерение. Понятие о порогах. Основные психологические понятия по теме Адаптация — приспособление к внешним условиям. Различают а. физиологическую (а. анализаторов как Изменение их чувствительности), а. социально-психологическую при включении в новую группу, а. профес- VIII. ОЩУЩЕНИЯ сиональную при включении в новые виды деятельности. Аккомодация — приспособление глаз к четкому видению различно удаленных предметов, а. у человека происходит за счет изменения кривизны хрусталика. Бинокулярное зрение — видение одного и того же объекта обоими глазами; обеспечивает восприятие глубины, удаленности и объемности предметов. Вебера — Фехнера закон — закон психофизики, отражающий характер зависимости силы ощущения от интенсивности воздействия на органы чувств. Вестибулярный аппарат — анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменения направления движения. Интероцепторы — рецепторы, расположенные на внутренних органах. Кинестезические ощущения — ощущения движения органов своего тела как результат раздражения про-приорецепторов. Модальность — качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлеж- ность определенным органам чувств, например: зрительным, слуховым, тактильным и др. Интероцептивные ощущения — ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма. Мышечное чувство — инструмент познания пространственно-временных свойств внешней среды (И.М. Сеченов). Обоняние — способность к ощущению запахов. Ориентировочная реакция — сложная реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма. Ощущения — простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Проприоцептивные ощущения — ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении. Последовательный образ — кратковременное сохранение следа образа от ранее действующего раздражителя. Порог ощущений (абсолютный) — минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение,— нижний п., максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение — верхний п. Разностный порог — наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные; выражается в отношении прибавки интенсивности раздражителя к прежней его величине. Рецепторы — специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. Сенсорный — относящийся к органам чувств. Сенсибилизация — повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. Синестезия — взаимодействие ощущений разных модальностей (слух и зрение и др.). Специфическая энергия органов чувств — закон, согласно которому органы чувств не отражают воздействия внешнего мира, а лишь получают извне толчки, возбуждающие их собственную энергию. Чувствительность — способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия. Экстероцептивные ощущения — сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира. Ощущения являются наиболее простой формой психологической деятельности. Они представляют собой продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих нервной системой. У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниями. Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания. Это ступень чувственного отражения действительности, когда знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Для ощущений (см.) характерно отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Существует два основных метода измерения ощущений: прямой и косвенный. Рис. VIII.I. Эстезиометр Прямой метод (метод словесной оценки раздражений) состоит в следующем: испытуемому предлагается соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, цвет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Испытуемому предлагается ответить, когда он впервые почувствовал соответствующее ощущение. Например, для определения ощущений прикосновения можно использовать эстезиометр. При косвенном методе используются иные, не словесные способы объективной оценки признаков, указывающих на наличие ощущений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем. Философы-идеалисты и психологи, стоящие на идеалистических позициях, отвергали положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказывали обратное, что якобы ощущения отделяют Человека от внешнего мира, сформу- лировав теорию «специфической энергии органов чувств» (см.). В итоге делался вывод, что человек отражает не воздействия внешнего мира, а лишь свои субъективные состояния. Ощущения человека, с одной стороны, объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. В психологии конца XIX — начала XX в. сложилось представление, согласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители и что этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение — пассивный процесс. В настоящее время рецепторная теория ощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения входит Дви-жение — иногда в виде вегетативной Рис. VUi.2. Движение глаз в процессе свободного рассматривания картины (опыты Ярбуса) реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т. д.). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, необходимо активно ощупать его. Такие признаки предмета, как гладкость и шероховатость, величина и т. п., воспринимаются, если ощупывающая рука активно движется. Участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при мышечных напряжениях), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при распознавании сложного изображения — см. рис. VIII.2). В процессе длительного исторического развития сформировались осо- бые воспринимающие органы (органы чувств или рецепторы) (см.), которые специализировались на отражении различных видов движения материи-кожные рецепторы отражают механические воздействия; слуховые — зву. ковые колебания; зрительные — электромагнитные колебания и т. д. Высокая специализированность присуща не только рецепторам, но и нейронам, входящим в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств. Различают раздражители, адекватные для данного органа чувств и неадекватные для него. Это свидетельствует о тонкой специализации органов чувств. Специализация органов чувств — продукт эволюции, а сами органы чувств — продукт приспособления к воздействиям внешней среды. Представительство различных видов ощущений в коре головного мозга зависит от их значимости. Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, И.П. Павлов назвал анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей: I — периферического отдела, или рецептора, где происходит трансформация определенного вида воздействия энергии в нервный процесс, их называют органами чувств. Органы чувств отличаются повышенной чувствительностью и приспосабливаются для восприятия определенных раздражителей. II — чувствительных нервов (афферентных, или центростремительных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |