Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология истории науки, техники и образования




Наука: сфера человеческой деятельности, функцией которой является разработка и теоретическая систематизация объективных зна­ний о действительности. Это система знаний о закономерностях разви­тия природы, общества и мышления отдельная отрасль таких знаний, процесс их получения; то, что получает, дает опыт, урок.

Цели науки: описание процессов действительности, выявление существенных свойств и отношений действительности: систематизация процессов действительности, распределение описанного по классам, подклассам, разделам; объяснение процессов действительности и из­ложение сущности изучаемых явлений, процессов, объектов; предска­зание процессов действительности, построение прогностических моде­лей процессов развития.

Техника (от греческого - искусство, мастерство, профессия, уловка, способ) - это совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Она включает: машины, механизмы, приборы, устройства, орудия той или иной отрасли производства; со­вокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мас­терства (строительная техника, музыкальная),

В технике материализованы знания и производственный опыт, накопленный человечеством в процессе развития общественного про­изводства. Совокупность различных отраслей техники на определенном этапе исторического развития принято называть укладом техники. Техниче­ский уклад конкретного исторического периода определяется и ограни­чивается, прежде всего, той ступенью технического развития, к которой он относится. Эти ступени соответствуют трем основным ступеням производства: ремесленной мануфактурной и машинной.

История науки и техники - это самостоятельная отрасль исторической науки, дисциплинарное оформление которой происходит в настоящее время. Она характеризу­ется следующими положениями: носит междисциплинарный характер, является комплексной наукой, одновременно гуманитарной, естественной и технической. Это интегративная наука, объединяющая на новом уровне достижения отдельных научных направлений, не являющихся прямой суммой знаний. Динамично изменяющаяся наука, постоянно пополняющаяся новыми знаниями, концепциями и фактами. Она является своеобразным специфическим единым языком междис­циплинарного взаимодействия и общения специалистов разных отраслей знания.

История науки и техники имеет свою историографию, которая изучает:

а) проблемы генезиса и последующего развития истории есте­ствознания и техники, их отраслей и подотраслей в связи с потребностями науки и техники;

б) анализ исторических условий, внешних и внутренних факторов, закономерностей этого процесса;

в) взаимодей­ствие истории естествознания и техники с другими отраслями науки, включая гражданскую историю, историю философии, науковедение и др.;

г) формирование и смену историко-научных и историко-технических концепций, школ, направлений;

д) анализ методов и кон­кретных методик историко-научных и историко-технических разрабо­ток;

е) эволюцию структуры и изменение функций истории естествознания и техники как научных дисциплин.

Историки науки и техники изучают исторические процессы научного познания и технического творчества.

Многообразие целей и задач истории науки и техники, широта ее исследований предопределяют большой выбор применяемых мето­дов. Главное требование к исследованиям научность (объектив­ность).

Методология представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Историк науки и техники в своей работе опирается на общие методологические принци­пы, среди которых выделяются всеобщие, общенаучные и частнонаучные. Общенаучные принципы, как правило, применяются на двух уровнях: эм­пирическом и теоретическом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.