Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровье и просветление




Спид

Не расскажешь ли ты что-нибудь о СПИДе?

Я ничего не знаю даже о первой медицинской помощи*, а ты спрашиваешь о последней! Но, похоже, мне придется что-то сказать. В мире, в котором о Боге могут говорить люди, ничего не знающие даже о самих себе, в котором о рае и аде могут говорить люди, ничего не знающие даже о географии Земли, вполне допустимо, чтобы я — хотя я и не врач — что-то сказал о СПИДе. Но и болезнь, называемая СПИД, — это не просто болезнь. Это нечто большее, выходящее за рамки медицинской профессии.

Насколько я вижу, эта болезнь не принадлежит к той же категории, что и другие болезни; в этом ее опасность. Возможно, она убьет по крайней мере две трети человечества. По сути, это потеря сопротивляемости к болезням. Постепенно человек оказывается уязвимым для всех видов инфекций, и у него нет внутреннего сопротивления, чтобы с ними бороться.

Для меня это значит, что человечество теряет волю к жизни. Как только человек теряет волю к жизни, его сопротивляемость тотчас же падает, потому что тело подчиняется уму. Тело — это очень консервативный слуга ума, оно свято следует уму. Если ум теряет волю к жизни, в теле это отражается в снижении способности сопротивляться болезням, смерти. Разумеется, врач никогда не заботится о воле к жизни, и поэтому, я думаю, будет лучше, если я кое-что скажу.

СПИД станет такой огромной проблемой для всего мира, что любое прозрение в любом измерении может оказать безмерную помощь. Только в Америке в этом году СПИДом поражено четыреста тысяч человек, и эта цифра будет удваиваться с каждым годом. В следующем году эта цифра составит восемьсот тысяч, затем миллион шестьсот тысяч и будет продолжать удваиваться.

Только в этом году Америке понадобится пятьсот миллионов долларов, чтобы помочь этим людям, и нет большой надежды, что они выживут.

Поначалу считалось, что это болезнь гомосексуалистов. Во всем мире исследователи поддерживали идею, что это что-то гомосексуальное — было обнаружено, что эта болезнь чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Но вчерашний отчет, полученный из Южной Африки, меняет всю картину. Южная Африка самым активным образом участвует в исследованиях этой болезни, потому что территория Южной Африки поражена больше всего. Кажется, негры в два раза уязвимее для этой болезни, чем белые. Южная Африка страдает огромной эпидемией СПИДа, поэтому она проводит исследования. Это вопрос жизни и смерти.

Их отчет очень странный. В нем говорится, что СПИД не гомосексуальная болезнь, что это гетеросексуальная болезнь, и она возникает у людей, которые постоянно меняют партнеров, встречаются со многими женщинами, многими мужчинами. Эта постоянная смена партнеров вызывает болезнь. Согласно их исследованию, гомосексуализм не имеет к СПИДу никакого отношения. Теперь все исследования Европы и Америки на одной стороне, а южноафриканский отчет — на противоположной.

Для меня это очень важно. СПИД не имеет ничего общего ни с гетеросексуальностью, ни с гомосексуальностью. И конечно, он связан с сексом. А почему он связан с сексом? Потому что воля к жизни укоренена в сексе. Если воля к жизни исчезает, секс становится самой уязвимой зоной жизни для проникновения смерти.

Помните, я не врач, и все, что я говорю, я говорю с совершенно другой точки зрения. Но очень вероятно, что в моих словах больше истины, чем в так называемых исследованиях, потому что эти исследования поверхностны. Исследователи думают только о конкретных случаях, они собирают данные, факты.

Мой путь не такой, я не собираю факты. Моя работа не в исследовании, а в прозрении. Я стараюсь посмотреть в каждую проблему так глубоко, как это только возможно. Я просто игнорирую поверхностное, которое является зоной работы исследователей. Мою работу можно назвать внутренним поиском*, но не исследованием**. Я стараюсь проникнуть глубоко, и вижу: секс — явление, наиболее тесно связанное с волей к жизни. Если воля к жизни слабеет, секс становится уязвимым; тогда дело не в гетеросексуальности или гомосексуальности.

В Европе и Америке на это обратили внимание, потому что в результате простого совладения первые случаи произошли с гомосексуалистами; возможно, гомосексуалисты сильнее утратили волю к жизни. Исследование было ограничено пределами Калифорнии, и большинство жертв были гомосексуалистами; естественно, исследователи обнаружили, что СПИД связан с гомосексуальность». Если у гетеросексуального человека обнаруживали его симптомы, естественно, считали, что он заразился от гомосексуального человека.

Калифорния — это такая глупая часть мира, — а что касается секса, то и самая извращенная. Можно назвать ее авангардной, прогрессивной, революционной, во за этими красивыми словами не скроешь истину: Калифорния стала слишком извращенной. Почему происходит это извращение? И, в частности, почему оно происходит именно в Калифорнии? Потому что Калифорния — это одно из самых культурных, цивилизованных, богатых обществ. Естественно, у них есть все, о чем только можно мечтать, все, чего только можно желать, — и тут возникает проблема воли к жизни.

Если ты голоден, ты думаешь о работе, еде; у тебя нет времени думать о жизни в смерти. У тебя нет времени думать о смысле жизни. Это невозможно: голодный человек не может думать о красоте, искусстве, музыке. Приведите голодного, изголодавшегося человека в музей, полный прекрасных произведений искусства. Вы думаете, он сможет увидеть там красоту? Ему не позволит голод. Это роскошь. Только когда основные потребности удовлетворены, человек подходят к настоящим проблемам жизни. Бедные страны не знают настоящих проблем.

Поэтому, когда я говорю, что самый богатый человек — одновременно и самый бедный, вы можете понять, что я имею в виду. Богатый человек приходит к пониманию неразрешимых проблем жизни и оказывается в тупике, ему некуда идти. Бедному нужно так много сделать, многого достигнуть, многого добиться. Какое ему дело до философии, теологии, искусства? Они слишком велики для него; он заинтересован в повседневном, в мелочах. Он пока не может направить сознание на самого себя а начать размышлять о существовании, сущности — просто невозможно.

Калифорния, к несчастью, одно из самых счастливых во всех смыслах мест на Земле: там красивые люди, красивая страна, и она подошла к высшему пику роскоши. И тут возникает вопрос. Вы сделали все; что делать дальше? Именно в этой точке начинается извращение.

Ты знал многих женщин и пришел к пониманию того, что все это одно и то же. Когда свет выключен, все женщины одинаковы. Если свет выключен, женщина уйдет в соседнюю комнату и войдет твоя жена, — а ты об этом не знаешь, — может быть, ты будешь даже заниматься любовью со своей женой, скажешь ей что-то хорошее, не зная, что это твоя жена. Что ты делаешь? Если кто-то узнает о том, что ты говоришь все эти красивые слова — почерпнутые из голливудских фильмов — собственной жене, конечно, он подумает, что ты сошел с ума. Они предназначены для жен других людей, не для твоей жены. Но в темноте разницы нет. Если мужчина знал многих женщин, а женщина знала многих мужчин, определенно одно — все это одно и то же, повторение. Разница незначительна, и что касается сексуального контакта, это не имеет значения: нос немного длиннее, волосы светлее, лицо белое или загорелое — какая разница, если ты занимаешься с женщиной любовью? Да, до секса все это имеет значение. И это по-прежнему имеет значение в странах, в которых все еще правилом является моногамия.

Например, в такой стране, как Индия, СПИД не возникнет; пока Индия остается моногамной страной, это невозможно — по той простой причине, что люди всю жизнь знают только свою жену, только своего мужа. И им всегда любопытно, как бы это было с женой соседа. Это огромное любопытство сохраняется всегда, но для извращений возможностей нет.

Для извращения совершенно необходимо, чтобы тебе надоело менять женщин, чтобы ты хотел чего-то нового. Тогда мужчины начинают пробовать мужчин — это кажется чем-то новым, женщины начинают пробовать женщин — это немного по-другому. Но надолго ли? Вскоре это опять одно и то же. И снова возникает тот же вопрос. В этом состоянии ты пробуешь все что можно, но постепенно становится ясно одно: все это бесполезно. Любопытство исчезает. И тогда какой смысл жить ради завтра? Раньше было любопытство: завтра может произойти нечто новое. Теперь ты знаешь, что ничего нового никогда не произойдет. Нет ничего нового под солнцем. Новое — это лишь надежда, которая никогда не сбывается. Ты пробуешь все виды дизайна в мебели, доме, архитектуре, одежде — и все безуспешно.

Когда все кончается неудачей и на завтра надежды больше нет, воля к жизни не может оставаться по-прежнему яростной, сильной, настойчивой. Она начинает ослабевать. Кажется, жизнь теряет свой сок. Ты жив, но что тебе еще остается? Ты начинаешь думать о самоубийстве.

Говорят, Зигмунд Фрейд сказал: «Я не встречал ни одного человека, который хоть раз в жизни не думал бы о самоубийстве». Но сейчас Зигмунд Фрейд устарел, отстал от жизни. Он говорил о психически больных людях, потому что имел дело с людьми именно этого типа.

Мой собственный опыт говорит о том, что бедный человек никогда не думает о самоубийстве. Я сталкивался с тысячами бедных людей — никто из них никогда не помышлял о самоубийстве. Они хотят жить, потому что еще не жили. Как они могут думать о самоубийстве?

Жизнь может дать так много, и они видят, что все вокруг наслаждаются самыми разными вещами, а сами они еще не жили. У них есть мощный импульс, сила жить. Многое нужно сделать, многого нужно добиться. Целое небо амбиций открыто, а они еще даже не изведали землю. Ни один нищий никогда не думает о самоубийстве. С точки зрения логики, все должно быть как раз наоборот: каждый нищий должен думать о самоубийстве, но ни один нищий никогда не думает, даже если он слепой, парализованный, калека...

В бедных странах никто не думает о самоубийстве, в бедных странах не возникает вопроса о смысле жизни. Это западный вопрос. В чем смысл жизни? На Востоке никто не задается этим вопросом. Запад пришел к такой точке насыщения, где человек испытал все, ради чего стоит жить. Что дальше? Если у тебя достаточно мужества, ты совершишь самоубийство — или убийство...

Как только эта болезнь, СПИД, распространится... а она уже распространяется, она стала эпидемией и в Америке. Политики молчат, священники молчат, потому что проблема слишком велика, и ни у кого, по-видимому, нет никаких предложений, как ее разрешить, — поэтому лучше промолчать. Но долго ли вы сможете молчать?

Проблема распространяется, и когда она распространится шире, вы будете удивлены: особенно будут затронуты СПИДом священники, монахини и монахи. Они будут на первом месте, СПИД затронет их больше всех, потому что они занимались извращенным сексом дольше, чем кто-либо другой. Калифорния — молодая страна. Эти монахи и монахини жили в «Калифорнии» на протяжении столетий.

Мне кажется, это духовная болезнь. Человек подошел к такому месту, где дорога кончается. Возвращаться назад бессмысленно, потому что все, что он увидел и пережил, показывает ему, что в этом ничего нет; все оказалось бессмысленным. Возвращаться назад нет смысла, а дальше дороги нет — перед ним пропасть. В этой ситуации неудивительно, если он теряет желание, волю к жизни.

Было экспериментально доказано, что, если ребенок не растет среди любящих людей — мать, отец, другие маленькие дети в семье, — если ребенка не воспитывают любящие люди, ему можно дать любое питание, но его тело увянет. У него есть все необходимое — все медицинские потребности удовлетворены, о нем заботятся, но ребенок продолжает чахнуть. Болезнь ли это? Да, медицинский ум видит болезнь во всем: наверное, что-то не так. Медики будут исследовать факты, искать причину. Но это не болезнь.

Воля ребенка к жизни не проснулась. Ему нужно тепло любви, радостные лица, танцующие дети, тепло материнского тела — определенное окружение, которое позволяет ему чувствовать, что жизнь таит необычайные сокровища для исследования, что в ней столько радости, танца, игры, что жизнь — это не только пустыня и в ней есть огромные возможности. Он должен видеть эти возможности в глазах, в телах тех, кто его окружает. Только тогда в нем развернется воля к жизни — почти как весна. Иначе он будет чахнуть и умрет; без всякой физической болезни он начнет чахнуть и умрет.

Я посещал приюты для сирот; один из моих друзей, Рекчанд Парекх, в Чанда Махараштра содержал приют для сирот, в котором было от ста до ста десяти сирот. Туда поступали сироты двух-трех дней от роду; люди просто оставляли их у дверей приюта. Он хотел, чтобы я приехал и посмотрел. Я сказал: «Когда-нибудь в другой раз, потому что я знаю: то, что я увижу, наполнит меня грустью». Но он настаивал, и однажды я приехал, и то, что я увидел... О детях заботились, как только могли, он щедро тратил на них свои деньги, но они могли умереть в любой момент. Там были доктора и медсестры, медицинское оборудование, еда — было все. Он даже отдал свое красивое бунгало, а сам переехал в бунгало меньшего размера; в приюте был красивый сад; было все, хроме воли к жизни. Я сказал ему: — Эти дети будут продолжать медленно умирать. — Это ты мне говоришь? Я содержу этот приют двенадцать лет. Сотни детей умерли. Что мы только ни пробовали, чтобы удержать их в живых, но ничто не помогает. Они продолжают чахнуть, и наступает день, когда их просто больше нет.

Если бы была болезнь, мог бы помочь врач, но болезни не было. Просто у ребенка не было воли к жизни. Когда я сказал ему об этом, он тут же понял. Сразу, в тот же день, он передал приют правительству и сказал: — Двенадцать лет я пытался помочь этим детям, но теперь я знаю, что это невозможно. Я не могу дать им то, что им нужно, поэтому пусть приют перейдет в руки правительства.

Он сказал мне: — Я сталкивался с этим много раз, во мне не хватало ясности сообразить, что именно происходит. Я смутно догадывался, что чего-то не хватает и это продолжает убивать детей.

СПИД — другая сторона того же явления. Ребенок-сирота чахнет и умирает, потому что его воля к жизни так и не пустила росток, не развернулась, не стала текущий потоком. СПИД находится с другой стороны: внезапно ты чувствуешь себя экзистенциальным сиротой. Экзистенциальное чувство сиротства заставляет исчезнуть твою волю к жизни. А если воля к жизни исчезает, секс будет первым, на что это повлияет, потому что жизнь начинается с секса, жизнь — это побочный продукт секса.

Пока ты живешь, пульсируешь, надеешься, пока ты полон амбиций и завтрашний день остается утопией, которая позволяет тебе забыть все бессмысленные вчера, не менее бессмысленное сегодня... Но завтра, когда взойдет солнце, все будет иначе... Все религии подавали вам эту надежду.

Эти религии оказались несостоятельными. И хотя ты по-прежнему носишь ярлык — христианина, еврея, индуиста, —это лишь ярлык. Внутри ты потерял надежду, надежда исчезла. Религии не могут помочь; они были фальшивыми. Политики не могут помочь. Они никогда и не намеревались помочь, это была просто стратегия для того, чтобы эксплуатировать вас. Но долго ли может вам помогать эта ложная утопия — политическая или религиозная? Рано или поздно, когда-нибудь человек взрослеет, и происходит именно это. Человек становится зрелым и начинает осознавать, что был обманут священниками, родителями, политиками, педагогами. Все просто обманули его, подав тщетные надежды. В тот день, когда он становится зрелым и осознает это, его желание жить разваливается на части. И первой раной будет твоя сексуальность. Вот что такое для меня СПИД.

Когда твоя сексуальность начинает сжиматься, на самом деле ты надеешься, что что-то произойдет и ты войдешь в вечное молчание, навечно исчезнешь. У тебя нет сопротивления. У СПИДа нет других симптомов, кроме одного: понижается твоя сопротивляемость. В лучшем случае, ты сможешь прожить два года, если тебе повезет и ты случайно не заразишься никакой инфекцией. Любая инфекция будет неизлечима, и любая инфекция будет все более тебя ослаблять. Больной СПИДом может прожить, самое долгое, два года, а может исчезнуть и раньше этого срока. И никакое лечение не поможет, потому что никакое лечение не может вернуть волю к жизни.

То, что я делаю здесь, многомерно. Вы не осознаете полностью, что я пытаюсь сделать; возможно, вы осознаете, только когда я уйду. Я пытаюсь дать вам не надежду на будущее, — потому что это потерпело крах, — я пытаюсь дать вам надежду здесь-и-сейчас. Зачем беспокоиться о завтрашнем дне?.. Ведь завтра никогда не помогало. Веками завтра помогало вам кое-как влачить существование и подводило вас столько раз, что теперь вы не можете за него цепляться. Это было бы чистой глупостью. Те, кто по-прежнему продолжает за него цепляться, просто показывают, что они умственно отсталые.

Я стараюсь наполнить этот самый момент удовлетворенностью и сделать эту удовлетворенность такой глубокой, чтобы не было потребности в воле к жизни. Воля к жизни необходима, потому что вы не живы. Воля к жизни приподнимает вас: вы скользите вниз, а воля вас приподнимает. Я не пытаюсь дать вам новую волю к жизни, я просто пытаюсь научить вас жить без всякой воли, жить радостно. Именно завтра продолжает вас отравлять. Забудьте все вчера и завтра. Это наш день —давайте праздновать и жить его. И, просто живя его, вы будете достаточно сильны, чтобы без воли к жизни сопротивляться всем болезням и суицидальным отношениям.

Просто быть живым — значит иметь столько сил, что ты можешь не только жить, но и зажечь, воспламенить других.

Это хорошо известный факт. Вы никогда не задумывались, почему во время больших эпидемий не заражаются врачи и медсестры? Они такие же люди, как вы, они переутомляются, они более уязвимы для инфекции, потому что они работают слишком много... Во время эпидемии нельзя соблюдать пятичасовой или шестичасовой рабочий день и пятидневную неделю. Эпидемия есть эпидемия, ее не интересуют ваши выходные дни и сверхурочные. Вы должны работать — люди работают шестнадцать,

восемнадцать часов, день за днем, месяц за месяцем. И все же врачи, медсестры, сотрудники Красного Креста не заражаются.

В чем же дело? Почему же заражаются другие? Они такие же люди. Если дело только в Красном Кресте на рубашке... тогда можно было бы украсить красным крестом каждую рубашку, каждый дом. Если бы красный крест предотвращал заражение, все было бы очень просто, но дело не в этом.

Нет, эти люди настолько увлечены оказанием помощи другим, что для них завтрашнего дня не существует. Они настолько вовлечены, что у них нет вчера. У них вообще нет времени беспокоиться о том, как бы не заразиться. Их вовлеченность... Когда миллионы людей умирают, разве можно думать о себе, о своей жизни и смерти? Вся твоя энергия направлена на то, чтобы помогать людям, делать все возможное. Ты забыл о себе, и, забыв о себе, ты не можешь заразиться. Человек, который мог бы заразиться, отсутствует: он занят другим, он полностью вовлечен в свою работу.

Не важно, пишешь ли ты картину, ваяешь скульптуру или помогаешь умирающему — не важно, что ты делаешь, важно только одно: полностью ли ты вовлечен в то, что происходит здесь-и-сейчас? Если ты полностью вовлечен здесь-и-сейчас, ты выходишь за пределы территории, в которой можно заразиться. Когда ты так вовлечен, жизнь становится силой, бьющей через край. И ты увидишь: даже ленивый врач во время эпидемии, когда умирают сотни людей, внезапно забывает о своей лени. Старый врач забывает о своем возрасте...

Только медитация может высвободить твою энергию здесь-и-сейчас. И не нужно никакой надежды, никакой утопии, никакого отдаленного рая. Каждое мгновение — само по себе рай. Что же касается квалификации, я не уполномочен что-то говорить о СПИДе. Я даже не прошел никаких курсов первой помощи. Поэтому, пожалуйста, простите, что я вторгаюсь в то, что за пределами моей компетенции. Но я постоянно это делаю, я буду продолжать это делать.

В чем разница между безумием и просветлением?

Есть большая разница, и большое сходство. Сначала следует понять сходство, потому что, не понимая его, будет трудно понять отличие.

Оба они за пределами ума — и безумие, и просветление. Просветление над умом. Но оба вне ума. Именно о сумасшедшем говорят, что он «сошел с ума». Это же выражение можно применить и к просветленному, он тоже находится вне ума.

Ум действует логично, рационально, интеллектуально. Ни безумие, ни просветление не действуют интеллектуально. Они похожи: безумие пало ниже рассудка, просветление поднялось выше рассудка, но оба они иррациональны; поэтому иногда на Востоке сумасшедшего принимают за просветленного. Некоторое сходство есть.

На Западе иногда — не каждый день, но иногда — просветленного считают сумасшедшим, потому что Запад понимает только одно: если ты вне ума, ты сумасшедший. У него нет категории для состояния над умом; есть только одна категория — под умом.

На Востоке ошибка происходит из-за того, что многие века Восток знал людей вне ума и в то же время над умом; в этом они похожи на сумасшедших. У восточных масс это вызывает замешательство, создает проблему. Они решили, что лучше принять сумасшедшего за просветленного, чем просветленного за сумасшедшего — что ты потеряешь, приняв сумасшедшего за просветленного? Ничего. Приняв же просветленного за сумасшедшего, ты, конечно, потеряешь великую возможность. Но из-за этого сходства возможно недоразумение...

У сумасшедшего иногда бывают проблески, что не может случиться с рациональным человеком, потому что сумасшедший вышел из механизма ума — с неправильной стороны, конечно, через черный ход, но все же он вышел из ума. С черного хода он может наблюдать проблески, недоступные людям, которые никогда не выходят из дома. Конечно, ему не так повезло, как если бы он вошел через парадную дверь, но для этого нужно приложить очень большие усилия.

Безумие — это болезнь. Она случается — тебе не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы быть сумасшедшим. Это болезнь, и она излечима. Просветление достигается в чрезвычайной осознанности и тяжким усилием.

Просветление — это высочайшая форма здоровья.

Вы должны правильно понять слово «здоровье». Оно имеет физиологический оттенок. Конечно, оно имеет и физиологический смысл, но не только; есть у него и намного более высокий смысл. Здоровье означает исцеление ран. Это слово происходит от корня, который значит «исцеление»*. Если исцеление требуется твоей физиологии, применяется лекарство. Если исцеление требуется твоей духовности, применяется медитация. Странно... слово «здоровье» происходит из того же корня, что и слово «целостность»**.

Здоровье означает, что тело целое, ничего не недостает. А «целостность» происходит от слова «святой»***: дух целый, ничего не недостает. Подобным образом — и слово «медицина», и слово «медитация» происходят из одного и того же корня, который означает лечение. Медицина лечит раны в твоей физиологии, медитация лечит раны в твоей духовной жизни, в твоем высшем существе...

Суфии называют сумасшедшего маета; маета значит «опьяненный». И сумасшедший, и просветленный должны пройти определенное состояние, то есть выйти из рассудка, из ума. Они должны пересечь одну и ту же границу — через правильную или неправильную дверь, но оба они переходят одну и ту же границу, оба они становятся маета — опьяненными. Просветленный человек вскоре восстанавливает равновесие, потому что он приложил усилие, чтобы выйти из ума; он к этому готов, подготовлен. Сумасшедший вышел из ума неподготовленным. Он был не готов.

Он просто выпал из ума — это случайность. Просветление никогда не бывает случайным...

Просветленный из всегда блажен. Чтобы вы не запутались, я употребляю разные слова. Сумасшедший всегда счастлив. Но есть возможность того, что его вылечат, и тогда он перестанет быть счастливым и будет обеспокоен. Он будет тревожиться больше тебя, потому что поймет, что сошел с ума: теперь он будет обеспокоен безумием. Будучи сумасшедшим, он вообще ни о чем не беспокоился, ему все было безразлично. Теперь он будет беспокоиться о том, что сошел с ума, что завтра это может снова случиться, потому что один раз уже случилось...

Просто увидь суть: даже если ты ниже ума, ты счастлив. Именно ум вызывает все виды страданий, зависть, ненависть, гнев, насилие, жадность, и все они причиняют тебе все больше и больше боли. У тебя все болит; у каждого все болит. Даже пасть ниже ума — а это уровень ниже человеческого, потому что это единственное различие между вами и животными... Сумасшедший на самом деле возвращается в животный мир. Он выпал из эволюции. Он вернулся назад, он повернулся спиной к Чарльзу Дарвину. Он сказал: «До свидания. До свидания, эволюция!» Он просто выпал в подчеловеческий уровень.

Животные не счастливы, но и не несчастны. Видели вы когда-нибудь несчастное животное? Да, вы не увидите их счастливыми, потому что они не знают, что значит быть несчастными. Но когда человек падает на подчеловеческий уровень, он становятся счастливым, потому что знает, что такое несчастье. Поэтому он не точно такое животное, каким был до того, как стал человеком. Он животное совершенно другого рода — счастливое животное. Не бывает ни счастливых буйволов, ни счастливых ослов, ни счастливых обезьян, ни счастливых янки*! Животные не счастливы, потому что они не знают, что значит быть несчастным. Но сумасшедший счастлив вообще без всякой причины. Это дает веское доказательство моему учению: если ты можешь выйти из ума — но не случайно, не от шока, — ты будешь блаженным...

Просветленный вне ума, но он полностью контролирует ум. Ему не нужна панель управления — осознанности достаточно. Если ты что-то пристально наблюдаешь, ты получишь немного опыта просветленного — не весь опыт, но некоторый его вкус, привкус. Если ты внимательно наблюдаешь гнев, гнев исчезнет. Ты чувствуешь сексуальный позыв: наблюдай его пристально, — и он исчезнет. Если все исчезает только благодаря твоему наблюдению, что говорить о человеке, который постоянно над умом, просто осознает весь ум? Тогда все те уродливые вещи, которые ты хотел бы отбросить, просто испарятся. И помни, они все обладают энергией. Гнев — это энергия. Когда гнев испаряется, оставшаяся энергия превращается в сострадание. Это одна и та же энергия. В наблюдении гнев ушел — это был вид, форма, окружающая энергию, — но энергия осталась. Теперь энергия гнева — без гнева — стала состраданием. Когда исчезает секс, остается огромная энергия любви. Каждая уродливая вещь у тебя в уме при исчезновении оставляет вместо себя великое сокровище.

Просветленному не нужно ничего отбрасывать, не нужно ничего практиковать. Все, что было неправильного, отпадает само собой, потому что не может противостоять его сознанию, а все нужное развивается само собой, потому что сознание питает его.

Помочь сумасшедшему очень легко, потому что он отведал нечто из-за пределов ума, но ему нужно показать правильную дверь. В лучшем мире наши сумасшедшие дома будут не только пытаться превратить этих людей в нормальных — это бессмысленно, — наши сумасшедшие дома будут пытаться помочь этим людям использовать эту возможность для того, чтобы двигаться через правильную дверь. Сумасшедший, попав в сумасшедший дом, выйдет из него просветленным, а не просто своим прежним эго: жалким, страдающим.

Поэтому для меня безумие безмерно важно. Оно может стать путем к просветлению.

Если вера может двигать горы, то почему ты не можешь вылечить собственное тело?

У меня нет никакого тела.

Это чувство, что у тебя есть тело, абсолютно неправильно. Тело принадлежит Вселенной; у тебя его нет, оно не твое. Поэтому, если тело больно или здорово, о нем заботится Вселенная. И человек, который занимается медитацией, должен оставаться свидетелем, больно ли тело или здорово.

Желание быть здоровым — это часть невежества. Желание не быть больным — тоже часть невежества. Это не новый вопрос — это один из самых старых вопросов. Этот вопрос задавали Будде, этот вопрос задавали Махавире; с тех пор как появились просветленные, непросветленные всегда задавали этот вопрос...

Взгляни... Иисус говорит, что вера может двигать горы, но умирает на кресте. Он не смог сдвинуть крест. Ты или кто-то подобный тебе, наверное, был там и ждал. Ученики ждали, потому что они знали Иисуса, а он снова и снова говорил, что вера может двигать горы. И они ожидали, что произойдет чудо, а Иисус просто умер на кресте. Но это было чудом: он мог быть свидетелем собственной смерти. А момент свидетельствования собственной смерти является величайшим моментом жизни.

Будда умер от пищевого отравления. Шесть месяцев он непрерывно страдал, и многочисленные ученики ждали: когда он совершит чудо? Но он молча страдал и молча умер. Он принял смерть.

Были ученики, которые пытались его вылечить, ему давали много лекарств. Великий врач той эпохи, Дживака, был личным врачом Будды. Обычно он всюду сопровождал его. Наверное, много раз люди спрашивали: «Почему этот Дживака ходит с тобой?» Но все дело было в собственной привязанности Дживаки. Дживака всюду следовал за Буддой из своей личной привязанности, и ученики, которые пытались помочь Будде дольше оставаться в живых в этом мире — хотя бы еще несколько дней, — тоже были привязаны. Но для самого Будды болезнь и здоровье были одним и тем же.

Это не значит, что болезнь не причинит боли. Она причинит боль! Боль — физическое явление, она случится. Но она не нарушит внутреннего сознания. Внутреннее сознание останется невозмутимым, останется в таком же равновесии, что и всегда. Тело будет страдать, но внутреннее существо останется просто свидетелем всего страдания. Отождествления не будет, и это я и называю чудом. Это возможно в вере. И ни одна гора не больше отождествления — помни это. Гималаи — это просто пустяк, настоящая гора — это твое отождествление с телом. Не имеет значения, можешь ли ты своей верой сдвинуть Гималаи, — твое же отождествление с телом можно разрушить. Но мы не можем постичь то, чего не знаем; мы можем мыслить только в соответствии с нашим умом. Наше мышление привязано к нашему состоянию; шаблон остается прежним.

Иногда мое тело болеет, и люди приходят и говорят: «Почему ты болеешь? Ты не должен болеть, просветленный не должен болеть». Но кто вам это сказал? Никогда не слышал ни об одном просветленном, который не болел. Болезнь относится к телу. Она не имеет никакого отношения к твоему сознанию и к тому, просветлен ты или нет.

Иногда бывает так, что просветленные болеют больше, чем непросветленные. На это есть причины. Теперь, когда они не принадлежат телу, не сотрудничают с телом, глубоко внутри они порвали связь с телом. Многие болезни происходят из-за этого отчуждения. Они находятся в теле, но больше не участвуют в нем. Вот почему мы говорим, что просветленный никогда больше не родится, — потому что теперь он не может восстановить связь с телом. Мост рухнул. Даже пока он в теле, на самом деле он мертв.

Будда достиг просветления, когда ему было около сорока. Он умер в возрасте восьмидесяти лет; сорок лет он прожил просветленным. В день, когда он умирал, Ананда стал плакать и говорить: «Что теперь будет с нами? Без тебя мы впадем в темноту. Ты умираешь, а мы еще не достигли просветления. Наш собственный свет еще не зажжен, а ты умираешь. Не покидай нас!»

Говорят, Будда ответил: «Что? Что ты говоришь, Ананда? Я умер сорок лет назад. Эта жизнь была существованием призрака, существованием тени. Как-то она продолжалась, но в ней не было силы. Это была просто инерция прошлого».

Если ты крутишь педали велосипеда, а затем останавливаешься и вообще ничего не делаешь с велосипедом, некоторое время он проедет по инерции, расходуя энергию, данную ему в прошлом.

В то мгновение, когда человек становится просветленным, сотрудничество разрушается. Теперь тело будет следовать по своему пути. У него есть инерция. От многих прошлых жизней оно получило инерцию, У него есть собственная продолжительность жизни, которая должна быть прожита, но теперь, поскольку внутренней силы в нем уже нет, тело склонно быть более больным, чем обычно. Рамакришна умер от рака, Рамана умер от рака. Для учеников это явилось большим потрясением, но по невежеству они не смогли понять.

Нужно понять еще одну вещь. Когда человек становится просветленным, эта жизнь будет для него последней. Поэтому все кармы прошлого и весь континуум должен быть исчерпан в этой жизни. Страдание, — если он должен за что-то пострадать, — станет интенсивнее. Тебе некуда спешить, твои страдания растянутся на множество жизней. Но для Раманы эта жизнь — последняя. Все, что тянется из прошлого, должно быть завершено. И все станет интенсивнее, вся карма. Эта жизнь станет уплотненной жизнью. Иногда возможно — это трудно вонять — за одно мгновение отстрадать страдания многих жизней. В одно мгновение интенсивность становятся так велика... потому что время можно растягивать или уплотнять.

Ты уже знаешь, что иногда тебе снится сов, а проснувшись, ты узнаешь, что проспал лишь несколько секунд. Но тебе снился такой длинный сон! Что же произошло? Как за такой короткий промежуток времени ты мог увидеть такой длинный сон? Есть больше одного слоя времени, как мы обычно понимаем; слоев времени много. У времени сновидений — свое существование. Даже когда ты не спишь, время постоянно меняется. Оно может не соответствовать часам, потому что часы — это механическая вещь, но психологическое время постоянно меняется.

Когда ты счастлив, время проходят очень быстро. Когда ты несчастен, время замедляется. Одна-единственная ночь может показаться вечностью, если ты страдаешь; вся жизнь может быть как один миг, если ты счастлив и блажен.

Когда человек становится просветленным, все счета должны быть закрыты; это время завершения. Многие миллионы жизней должны быть закрыты и все счета погашены, потому что возможности больше не будет. После просветления человек живет совершенно в другом времени, и все, что с ним происходит, является качественно иным. Но он остается свидетелем.

Махавира умер от боли в желудке, от чего-то, подобного язве, — он страдал много лет. Наверное, его ученики были в затруднении, потому что они создали историю. Они не могли понять, почему Махавира должен страдать, и поэтому создали историю, которая показывает нечто о самих учениках, но ничего не говорит о Махавире. Они сказали, что причиной страданий Махавиры был человек с очень злым духом, Гошалак. Он бросил свою злую силу на Махавиру, и Махавира поглотил ее исключительно из сострадания — вот почему он страдал. Это ничего не говорит о Махавире, но указывает на трудность, с которой столкнулись ученики. Они не могли воспринять Махавиру в страдании, поэтому они должны были найти какую-то другую причину.

Однажды я заболел простудой, простуда — мой постоянный спутник. Кто-то пришел и сказал: «Наверное, ты взял чью-то чужую простуду». Это ничего не говорит обо мне, это показывает кое-что о нем. Ему трудно воспринять меня в страдании. Поэтому он сказал: «Наверное, ты взял какую-то чужую простуду». Я старался его разубедить, но убедить учеников невозможно. Чем больше ты пытаешься их убедить, тем больше они верят, что правы. В конце концов он сказал мне: «Что бы ты мне ни сказал, ничего не хочу слушать. Ничего не знаю! Ты взял болезнь кого-то другого».

Что делать? Болезнь и здоровье тела — это личное дело. Если ты хочешь что-то с ним сделать, значит, ты по-прежнему привязан к нему. Оно пойдет своей дорогой; не нужно слишком волноваться о нем.

Я только свидетель. Тело родилось, тело умрет; останется только свидетельствование. Оно останется навсегда. Только свидетельствование абсолютно вечно, все остальное продолжает меняться, все остальное в непрерывном изменении.

Недавно ты говорил о науке и о том, как мы можем произвести нового человека — более разумного, творческого, здорового и свободного. Это восхищает и в то же время пугает, потому что создает впечатление некоего серийного производства. Не скажешь ли ты что-нибудь о моем страхе?

Это абсолютно восхитительно; бояться совершенно не нужно. На самом деле, серийным производством было то, что мы делали миллионы лет, — это было случайным серийным производством.

Знаешь ли ты, какой у тебя родится ребенок? Знаешь ли ты, не будет ли он всю жизнь слепым, калекой, умственно отсталым, больным, слабым, болезненным? Знает ли твой любовник, что он делает? Занимаясь любовью, вы и понятия об этом не имеете, не можете даже предполагать. Вы рождаете детей просто как животные, и этого ты не боишься, это у тебя не вызывает никакого страха. Ты видишь, что мир полон умственно отсталых людей, калек, слепых, глухих, немых. Весь этот мусор! Кто за это в ответе? Это ли не серийное производство?

Вот мое представление о научном рождении ребенка: сознательно, бдительно, с пониманием мы приводим на Землю гостя. Мы знаем, кто он, что он и кем он в конце концов станет, сколько он будет жить, насколько он будет разумен. Мы отбрасываем любую возможность рождения слепых, глухих, немых детей, в каком бы то ни было отношении отсталых — физически, психологически, — а ты чувствуешь страх? Не будь дураком.

Научное рождение ребенка не животно. Ты превосходишь животное, рождая ребенка научным образом. Это самый волнующий, потрясающий, захватывающий факт. И это уже стало научной реальностью; мы можем этого добиться. Мы можем добиться того, чтобы люди были здоровее, чтобы они жили столько, сколько мы захотим; мы можем сделать их настолько разумными, насколько это потребуется для их работы.

Супружеская пара приходит в научную лабораторию и говорит, что им нужен такой ребенок, как Альберт Эйнштейн, но лучше, и он должен жить двести лет, быть сильным и никогда ничем не болеть. Сотрудники научной лаборатории находят в банке данных соответствующую яйцеклетку, соответствующий сперматозоид, и ребенка со всеми предосторожностями выращивают в пробирке.

Вам придется усыновить ребенка, вы не сможете производить ребенка. Производство детей животно. Усыновить ребенка своей мечты... Каждый хочет, чтобы у него родился Шекспир, чтобы ребенок был великим поэтом, великим музыкантом, великим танцором. Каждая мать думает, что ее ребенок станет сверхчеловеческим существом, и каждая мать разочаровывается — ее ребенок оказывается никудышным. Он просто теряется в толпе на этой перенаселенной планете. Вот серийное производство. Усыновляя ребенка, вы можете учесть все качества, которые вам необходимы. Вы можете посоветоваться с экспертами, какие качества будут ему полезны в жизни, насколько он будет способен любить... Вам нужен Ромео? Вы можете получить Ромео. Вопрос только в химии. У Ромео больше мужских гормонов, чем у кого-либо другого, он богаче — вот почему ему недостаточно одной женщины.

Хотите поэта, который превзойдет всех поэтов прошлого? Ученого, в сравнении с которым все ученые прошлого будут выглядеть как пигмеи? Музыканта, который при помощи звуков принесет вам неведомое, невидимое? Поэта, который поет невиданные раньше песни радости и празднования? Вы можете попросить все что угодно, и они просто вычислят, установят, какая женская яйцеклетка и какой сперматозоид создадут такого человека. Это не твой сперматозоид, эта яйцеклетка не твоей жены: вы усыновляете ребенка. Таким образом вы получите то, о чем всегда мечтало человечество, — рождение супермена, человека из стали. Ваш Великий Мухаммед Али не сможет ему противостоять: один щелчок по носу — и ему конец!

Что же вызывает у тебя страх? Разве ты не хочешь подняться над животными? Стремиться к тому, чтобы это был твой сперматозоид, яйцеклетка твоей жены, просто уродливо. Дети принадлежат Вселенной. Что особенного в твоей сперме? Какой смысл создавать искалеченного человека только потому, что эта сперма твоя? Наука может поднять вас над животным миром, и это не серийное производство, а как раз ему противоположное. Это будет не конвейер, на котором собирают машины. Это будет очень индивидуальный процесс, потому что у каждой пары будет выбор и свобода решать, какого ребенка она хочет.

И как только тебе в голову пришла мысль о серийном производстве? Ты думаешь, все захотят иметь одинаковых детей? Ошибаешься. Ты думаешь, научные лаборатории будут производить детей по своему усмотрению и вам придется их усыновлять? Тогда это было бы серийным производством. Я не за это. Ты абсолютно свободен выбирать. А прямо сейчас ты абсолютно слеп, и то, что делаешь, ты делаешь в полной темноте. Ты просто раб слепой биологии.

Разве ты не хочешь освободиться от слепой биологии? Разве ты не хочешь подняться над этой глупой привязанностью к мысли о том, что ребенок рождается из твоего сперматозоида и яйцеклетки твоей жены? Эти яйцеклетки не знают, кому они принадлежат. И что особенного в твоей сперме? Ты ничего о ней не знаешь. Ты совершенно не осознаешь, какие люди борются у тебя внутри за то, чтобы родиться. У тебя нет выбора, ты просто раб.

То, что я говорю о научном рождении, позволит тебе подняться над рабством, слепотой, темнотой. Определенным образом это сделает тебя более духовным, потому что ты больше не будешь беспокоиться о том, чтобы твоему ребенку был абсолютно необходим твой сперматозоид и яйцеклетка твоей жены. Ты излагаешь свои требования; ты усыновляешь ребенка. Можешь спросить экспертов, что для ребенка лучше всего. Разве тебе не хотелось бы, чтобы твой ребенок был уникальным гением? Из-за бессмысленных привязанностей вы довольствуетесь искалеченным ребенком. И рождая ребенка-инвалида, слепого, оказываете ли вы ребенку услугу? Он никогда вас не простит. Вы несете ответственность. И ему придется прожить такую жизнь, которая вовсе не жизнь.

Мое видение дает вам полную свободу и, конечно, огромную ответственность. В настоящее время вы производите детей без всякой ответственности. Можете ли вы определить, какого цвета будет ребенок, какое у него будет лицо — греческое, римское? Вы можете создать детей, которые будут выглядеть как скульптуры, безупречно красивых, обладающих талантом в каком-либо измерении жизни, живущих с любовью, достаточно разумных, чтобы отказаться от всех священников и всех политиков. Они не станут последователями никакого вождя, они будут самодостаточными.

А что вы делаете сейчас? Сначала в темноте и слепоте вы создаете ребенка, не зная, каким он окажется. Затем вы принуждаете его стать рабом, заставляя его быть христианином, индуистом, мусульманином или давая ему политическую идеологию — социализм, фашизм, коммунизм. А он недостаточно разумен, чтобы восстать против всех этих видов рабства.

Ребенок моего видения будет абсолютно свободным. Он не будет принадлежать ни к одной политической партии, ни к одной организованной религии. У него будет собственная религия, собственная политическая идеология. Какой ему смысл примыкать к Карлу Марксу и быть коммунистом? Он умеет думать лучше Карла Маркса, а Карл Маркс не был великим мыслителем. Он может жить так долго, что никуда не спешит, он может терпеливо ждать — у него достаточно времени. Представьте себе Альберта Эйнштейна, живущего триста лет. Он подарил бы миру чудеса. Но поскольку он получил случайное тело, то должен был умереть.

Мы можем избавиться от болезни, старости. Мы можем программировать жизнь по всем направлениям. Мы можем запрограммировать жизнь ребенка таким образом, что он умрет, только когда он захочет умереть, а до тех пор будет продолжать жить. Если он будет чувствовать, что еще есть не испробованные им удовольствия, если он будет чувствовать, что есть еще неисследованные им измерения, если он будет чувствовать, что требуется больше времени, тогда в его власти будет решать, сколько ему жить.

До сего времени вы в среднем жили семьдесят лет — учитывая людей, которые в разных частях мира доживают до ста пятидесяти лет. Есть люди, которые без труда доживают до ста пятидесяти, ста шестидесяти, ста семидесяти лет. И это удивительный факт — мне доводилось посещать этих людей: стопятидесятилетний человек работает в поле, будто ему пятьдесят, с такой же силой, с таким же рвением.

Все, что нужно, — это лучшее планирование, лучшее скрещивание. Этот факт известен и применяется к животным. Ты всюду видишь много красивых собак: маленьких, больших, сильных или просто красивых. Просто видеть, как они прыгают вокруг, это такая радость. Думаешь, они просто так появились в природе? Нет, мы скрещивали их на протяжении столетий.

Тебе известен этот факт, его признает весь мир — человек не должен жениться на собственной сестре. Почему? Жениться на сестре было бы так просто. Ты уже ее любишь, вы были вместе с самого рождения, вы знаете друг друга. Но почему во всех культурах это запрещено? Все культуры говорят, что родственники не должны жениться друг на друге, и они должны иметь как можно меньше родственных связей, потому что чем больше расстояние, тем лучше продукт. Если белая американка выходит замуж за негра, то ребенок будет намного лучше, чем он был бы от брака между белыми американцами или неграми, потому что между ними огромная разница — в несколько столетий. Они выросли в разных условиях, они запрограммированы совершенно по-разному. Поэтому, когда встречаются эти две совершенно разные культуры, традиции, два разных обычая, образа жизни, в результате рождается лучший человек, у которого двойное наследие: наследие негров и наследие американцев... В научной лаборатории возможно будет подбирать яйцеклетки и сперматозоиды как можно более далекие друг от друга. При помощи такого скрещивания мы сможем создать абсолютно нового человека.

В этом нет ничего страшного. Это не серийное производство. Супружеская пара должна сказать, какого бы человека хотела видеть в своем ребенке. Это устранит все случайности. Мы создадим универсального человека — не китайца, не индийца, не англичанина, но универсального человека. Поэтому восхищайся, не бойся и не пугайся.

Ты видел, как дети производились в прошлом. Миллионы лет вы делали одно и то же, и какой результат? Результат определяет ценность того, что вы делали. Изредка появляется Альберт Эйнштейн или Бертран Рассел — но лишь изредка. Это неправильно. Это должно быть обычным, заурядным явлением. Изредка должен появляться человек, рожденный вследствие неосознанности, потери бдительности ученого, а все остальные будут гениями. Только подумай: целый мир, полный таких людей, как Рабиндранат, Жан-Поль Сартр, Ясперс, Хайдеггер! Мы сможем предотвратить рождение таких людей, как Адольф Гитлер, Муссолини и Иосиф Сталин, потому что они приносили нам несчастья. Мы можем полностью закрыть дверь перед Чингисханами, Тамерланами, Надир-Шахами — перед всеми этими уродливыми чудовищами, вся жизнь которых состояла из убийства людей, уничтожения людей, сжигания людей.

То, как мы жили, было неправильно. Вокруг всего лишь толпа карликов — этого ты должен бояться. Но создать сад гениев, творческих людей, сад, из которого будут изгнаны все фанатики, идиоты, политики, — одним словом, избавиться от всего загрязнения, всего яда... Это такая глубокая мысль. Сколько людей страдает оттого, что у них курносый нос? Всю жизнь они чувствуют себя неполноценными. Сколько людей страдает, потому что у них есть только нос? Если на них посмотреть, все остальное у них маленькое — только нос большой...

Я слышал: у одного миллионера был большой нос и маленькие глаза, но он был самым богатым человеком в округе. Люди часто смеялись над ним за глаза, но никто никогда не осмеливался смеяться в лицо. Одна семья пригласила его на ужин. Семья опасалась только одного: их ребенок, который был прирожденным философом, по всякому поводу задавал вопросы.

С самого утра они стали его учить: — Можешь задавать какие хочешь вопросы, но, когда придет этот богатый человек, не спрашивай его про нос.

Они сказали ему это столько раз, что он страшно заинтересовался: «Что особенного в его носе?» Раньше ему никогда не запрещали задавать вопросы. Почему этот нос имеет такое значение? Он был очень взволнован и с нетерпением ожидал прибытия миллионера. Когда тот вошел, ребенок рассмеялся. Он сказал родителям: — У него только нос, больше ничего нет! Почему вы мне не разрешали... Такой редкий экземпляр!

Все их усилия пошли насмарку.

Но люди... Почти каждый страдает по той или иной причине. Кто-то страдает из-за своего цвета кожи, кто страдает из-за слишком высокого роста, кто-то слишком высокий, кто-то слишком низкий. Что вы произвели? Вот производство, случайное, совершаемое в темноте. По-моему, человеческие существа — венец творения — не должны страдать комплексом неполноценности. Единственный путь — научное производство детей. И в нем кроются безграничные возможности.

Например, если ребенка произвели в научной лаборатории, одновременно можно произвести второго такого же ребенка. Второй ребенок будет расти в лаборатории — точно такой же, как тот, которого усыновила семья. Существование второго дает огромные возможности. Например, ты сломал ногу. Теперь больше не нужно лечить перелом — можно взять ногу у второго человека и отдать тебе. Что-то не то случилось в голове, ты сошел с ума — теперь больше не нужны все эти психологи, психоаналитики, психиатры. Твою голову удалят и приставят тебе новую. Второй человек всю жизнь проживет под наркозом, в замороженном состоянии. Он ничего не будет знать о том, что происходит. Он будет существовать только на тот случай, если с тобой что-то случится, а в жизни может случиться многое, даже если принять все меры предосторожности. Всегда что-то может случиться: жизнь такая длинная. Ты можешь попасть в автомобильную аварию... Теперь это можно предотвратить при помощи научного производства детей.

Все зависит от того, хватит ли у вас мужества подняться над своими трусливыми эго. Мы должны подняться над пугающим чувством. Пусть тебя восхищает новый человек! У нового человека должно быть новое рождение. У нового человека должна быть новая жизнь, новая любовь, новая смерть. Он будет новым во всем. Он заменит старые модели, которые переполняют землю — эту рухлядь. Они не нужны.

Все дело просто в процессе программирования первой клетки. Только первая клетка может быть запрограммирована, потому что потом она продолжает воспроизводить себя, это автономный процесс. Ее можно запрограммировать на что угодно. Прямо сейчас это трудно: она запрограммирована на всевозможные болезни, она запрограммирована на смерть, на старость. У тебя не может быть над ней никакого контроля. Невозможно изменить программу сейчас, потому что все клетки имеют одинаковую программу. Если они запрограммированы на конкретную наследственную болезнь, ты заболеешь этой болезнью. Это можно было изменить, но только при первой встрече мужской и женской клетки. Все можно запрограммировать, а твою точную копию держать в лаборатории. Если сердце работает плохо, то есть новое сердце, которое тебе абсолютно подойдет, потому что взято у твоей копии, у твоего двойника.

Все новое пугает, но оно пугает трусов. Все новое восхищает, но восхищает только храбрых. Будь храбр, потому что нам нужен новый, храбрый мир.

Я ученый-исследователь. Одиннадцать лет я участвую в программе медицинских исследований по созданию искусственных органов, включая сердце, кожу и кровь. Я наслаждаюсь своей работой, но у меня нет чувства правильности того, что я делаю, потому что естественные органы всегда лучше. Я глубоко уважаю и люблю природу, и многое можно сделать для поддержания равновесия природы, о котором ты говоришь, но я не могу найти учреждение или организацию, где исследования проводились бы с любовью или уважением. Пожалуйста, помоги мне найти выход — или лучший вход вовнутрь.

Я могу понять твое затруднение.

На всей планете нет организации или учреждения, где исследования проводятся с уважением и любовью к природе.

Происходит как раз обратное. Исследования проводятся для покорения природы. Один человек даже написал книгу — «Покорение природы». Просто невероятно, что вы, небольшая часть природы, маленькая, крошечная часть, пытаетесь покорить целое — это все равно что одному из моих пальцев пытаться завладеть всем телом. Человек — это тоже природа. Поэтому, где бы ты ни был, не беспокойся об организации, учреждении или его подходе, но работай с глубокой любовью, уважением. Ты работаешь не против природы.

И помни одно: зачем тебе дан разум? Это естественный рост. Природа пытается улучшить себя при помощи твоего разума. Может быть, в настоящее время естественные органы превосходят искусственные. Но помни, искусственные органы могут превосходить естественные по той простой причине, что природа работает вслепую. При помощи человека природа пытается обрести глаза.

Естественное сердце, несомненно, можно заменить искусственным. У искусственного сердца не будет сердечных приступов. И искусственное сердце можно будет легко удалить, заменить. В человеческой крови в скором времени возникнет большая потребность. Ты должен улучшить природу, потому что с распространением этой религиозной болезни, СПИДа, по всему миру переливание крови становится все более и более опасным. Из-за переливания крови ты можешь стать жертвой СПИДа. Искусственная кровь будет чище, потому что искусственная кровь не будет религиозной или гомосексуальной, не будет источником твоей смерти, и какой смерти! — уродливой; ты падаешь в собственных глазах.

Поэтому не думай, что работаешь против природы. Никто не может победить природу. Все успехи науки — это не завоевания, как их принято описывать. Все, что мы открыли, мы открыли благодаря состраданию природы, которая допускает нас к своим тайнам. Мы — часть природы, лучшая часть. И природа хочет при помощи человеческого сознания достичь новых высот.

Наука не против природы, она не может быть против природы. Она должна подчиняться законам природы, она не может быть против законов природы. Поэтому все открытия, все исследования должны открыть, как функционирует природа, каковы ее законы. И у тебя есть разум, данный природой; природа готова открыть свои тайны этому разуму. Следуй законам природы, и ты сможешь улучшить саму природу. Разум — это природа, пытающаяся улучшить саму себя; до сих пор она работала вслепую. В разуме человека есть надежда. Поэтому не беспокойся о том, что делаешь что-то против природы. Делай это с большой любовью, уважением, благодарностью, медитативностью; твердо знай, что это природа пытается улучшить себя с твоей помощью. Поначалу, естественно, твои искусственные органы не будут так хороши. Но это только поначалу: есть огромные возможности продолжать их совершенствовать.

Кому-то потребуется кровь, и лучше, чтобы это была искусственная кровь. Если такие явления, как СПИД, будут распространяться как лесной пожар, возможно, единственной альтернативой будет воспроизводство детей в пробирках, в которых их можно защитить, иначе они будут больны СПИДом с самого рождения. В Европе обнаружено трое детей, больных СПИДом. Какой уродливый мир мы создаем для наших детей! — СПИД возник при естественных родах. Если роды «естественны», это не означает, что мы не можем их улучшить...

Каждая женщина и каждый мужчина должны стоять в очереди перед входом в больницу, чтобы пройти анализы. Если анализ покажет положительный результат, для этого бедняги что-то нужно сделать — какое-то биологическое изменение, — чтобы ему больше не нужен был секс. Ему предстоит прожить два года — что ему делать с биологией, физиологией, со своими сперматозоидами? Что-то нужно делать, и это можно сделать только при помощи научного исследования относительно того, как переформировать прежний слепой биологический процесс создания спермы в мужчине. Если на два года мы сможем остановить в нем производство спермы, он сможет жить без подавления — он сможет наслаждаться этими двумя годами больше, чем кто-либо другой. Умирают все. Но он — редкий человек, потому что смерть заранее посылает ему уведомление.

Ты можешь умереть завтра. Все останется незаконченным. На Земле все умирают, оставляя дела незаконченными, потому что никто не знает, когда смерть придет и постучится в двери. Но человек, который болен СПИДом, — если наука поможет ему не вырабатывать сексуальную энергию или направлять ее в различные виды творчества, потому что это творческая энергия, — может быть, эти два года он будет чувствовать благодарность. Он не будет питать к СПИДу плохих чувств; может быть, он даже будет им гордиться, потому что два года он сможет создавать картины, играть музыку, писать роман, который всегда хотел написать, но был слишком занят... а теперь есть целых два года свободного времени. Он может медитировать. В обычной жизни трудно найти такой длинный отрезок времени —два года, чтобы сидеть в молчании, ничего не делать, просто быть свидетелем. Он может это делать. Тогда СПИД станет скрытым благословением.

Мужчины, в сперме которых не обнаружен СПИД или другие болезни, могут сдавать сперму в больницы. Подобно существующим банкам крови, должны существовать и банки спермы. Если мы хотим, чтобы человечество продолжало существовать, — а мы, разумеется, хотим, чтобы человечество продолжало существовать, — искусственное осеменение станет единственным способом производства детей — либо путем зачатия в пробирке, либо, если женщина счастлива и готова к этому, у нее в матке.

Поэтому ты оказываешь большую услугу человечеству и природе. Иди в исследования глубже. Не делай это как работу, пусть это будет твоим поклонением. Эти вещи будут нужны. Сегодня, если у тебя перелом, шесть недель ты должен носить гипс — напрасно! Если мы сможем создавать искусственные органы, члены... если нога сломана, ее лучше заменить. Зачем беспокоиться о никчемных старых вещах? Просто замени ее новой ногой, с иголочки, — и это очень легко сделать. Искусственную ногу можно сделать такой прочной, как мы захотим; она может быть крепче стали, и тогда сама возможность перелома будет исключена.

Это полностью созвучно природе. Помни один только критерий: все, что ты делаешь, не должно служить разрушению, но должно служить творчеству.

Видишь ли ты такие эксперименты с человеческой жизнью, как искусственные роды или пересадка сердца и мозга, как прогресс или как действия против природы?

Все зависит от того, кто будет это делать. Если это будут делать политики, если это будут делать так называемые религии, это будет против природы. Они не могут сделать ничего естественного, они против природы. Но если это будет осуществляться международной академией ученых, — я говорю международной академией ученых, — это может быть гигантским прогрессивным шагом и не будет против природы. Это будет ростом природы. Но все зависит от того, кто это делает. Сами по себе эксперименты нейтральны. Ни один эксперимент ни в чем не заинтересован; он нейтрален. Можно использовать яд, чтобы тебя отравить, и при помощи этого же яда медики могут тебя спасти. Все зависит от того, кто это делает.

Например, открытие атомной энергии стало гигантским шагом на пути прогресса, квантовым скачком. Мы нашли ключ к превращению Земли в рай — так много энергии в крошечном атоме. Атомы во всем... даже в росинке миллионы атомов. Любой атом при взрыве высвобождает столько энергии, что вся Земля может жить в роскоши. Или вы можете превратить это в Хиросиму и Нагасаки — смерть тысяч людей за секунды. Но поскольку атомная энергия после ее открытия попала в руки политиков, она стала слугой смерти. Теперь есть еще более современное ядерное оружие, которое может уничтожить всю Землю. Уже существующего оружия достаточно, чтобы уничтожить Землю семь раз. Остается только удивляться, почему народы продолжают создавать все большую и большую ядерную мощь. Разве мало уничтожить Землю семь раз? На самом деле, Землю можно уничтожить только один раз.

Но научный прогресс попадает в руки политиков, потому что только они могут предоставить достаточно финансовых средств, чтобы стали возможны эти открытия. Ученые всего мира должны над этим задуматься: их гений используют идиоты! Ученые должны отделиться от любой нации, будь то Советский Союз или Америка. Они должны создать международные академии наук. И это нетрудно. Если ученые всего мира объединятся, появятся средства, и их открытия могут оказать человечеству огромную помощь...

Наука не должна быть монополией какой-либо нации, какой-либо страны. Сама эта идея глупа. Как можно монополизировать науку? Каждая страна пытается монополизировать ученых, засекретить их открытия. Это против человечества, против природы, против существования. То, что открывает гений, должно быть на службе у целого.

Ты спрашиваешь: прогрессивны ли такие открытия, как пересадка человеческого сердца или мозга? Они чрезвычайно важны для создания на Земле нового человечества. Если тело Эйнштейна больше не может жить, разве было бы плохо, если бы весь его мозг был трансплантирован в молодого, здорового человека? Новый человек стал бы Эйнштейном, потому что весь гений Эйнштейна трансплантирован в более молодое тело.

Таким образом, меняя тела, мы могли бы сохранять гений Эйнштейна на протяжении столетии. И если этот человек за семьдесят пять лет жизни мог дать столько, ты можешь себе представить, какую пользу он принес бы человечеству, всей Вселенной, если бы его мозг продолжал работать веками. На самом деле, это пустая растрата: контейнер сгнивает, а ты выбрасываешь вместе с ним содержимое. Тело — это всего лишь контейнер. Если контейнер стал грязным, старым, непригодным для использования, смени контейнер, но не выбрасывай содержимое. Ум гения может жить в разных телах целую вечность, и это совершенно не против природы. Если у тебя начинает сдавать сердце, а ты необычайно ценен для человечества... чего бояться в пересадке сердца? Может быть, кто-то умирает от рака, но его сердце совершенно здорово; его сердце можно пересадить в человека, который талантлив, гениален, здоров, но у которого слабое сердце. Это просто; это совершенно не против природы.

Но если вся власть в руках у политиков, конечно, любое продвижение используется против природы. Все, что изобретает и открывает человеческий гений, в конце концов оказывается на службе у смерти. То же самое и со священниками. Теперь наука уже не ребенок, она не должна зависеть от других. Наука достаточно выросла, повзрослела. Лишь немного храбрости...

Я приглашаю всех ученых мира — у нас есть место, у нас есть разумные люди, чтобы вам помогать всеми возможными способами. Это будет величайшей революцией в истории человечества. Вся власть будет в руках ученых, которые никогда никому не причиняли никакого вреда. И когда власть окажется в руках у ученых, политики исчезнут сами собой. Они эксплуатировали ученых для своих собственных целей, а подвергаться эксплуатации — ниже человеческого достоинства.

Ученые должны признать свое достоинство, признать свою индивидуальность. Они должны признать, что веками их эксплуатировали священники и политики. Теперь пришло время заявить, что наука собирается стать самостоятельной. Это будет величайшей свободой. Тогда все эксперименты, такие, как выращенные в лаборатории дети, приобретут совсем другой масштаб, потому что вы сможете заранее решить, какого именно гения вы хотите. До сих пор все было случайно, и, поскольку все было случайно, девяносто девять процентов людей не могли внести вообще никакого вклада. Например, что дала миру Эфиопия? Что дали миру бедные страны — или даже богатые страны? Кроме проблем и войн, никакого вклада не было.

Но если вы можете родить ребенка в научной лаборатории... Это возможно. С этим нет никаких проблем... Секс — впервые — станет просто удовольствием! Детей будут производить в лабораториях. Они будут принадлежать всем. И поскольку вы уже не будете производить детей по-старому, — это будет противозаконным и преступным, за это вы можете оказаться за решеткой, — многие проблемы ваших жизней просто исчезнут.

Почему человек так упорен? Он упорствовал веками: он хочет уверенности в том, что ребенок, который родился из лона его жены, принадлежит ему. Почему? Кто ты такой, в конце концов? Все дело в собственности, потому что твой ребенок унаследует все то, что ты накопил. Ты хочешь быть уверен в том, что твой ребенок, а не ребенок соседа. Женщин держали почти как в тюрьме, боясь того, что, если они начнут встречаться с разными людьми, трудно будет определить, чей это ребенок. Только мать будет знать, — или даже она не узнает.

Если дети будут производиться в научной лаборатории, тогда многие проблемы мира исчезнут. И мы сможем создавать новых людей: красивых, здоровых, способных жить столько, сколько мы хотим. Старость не нужна —человек может оставаться молодым, здоровым, не болеть. Все эти больницы, столько людей, столько денег... Знаете ли вы? — в Америке на слабительные тратят больше денег, чем на образование. Великолепная идея! Кому нужно образование? Все дело в слабительных!

Но нужно помнить основное: ученые должны набраться храбрости и заявить, что они не принадлежат ни к какой нации, ни к какой религии; что все, что они делают, делается для всего человечества. И я не вижу в этом ничего невозможного. Я полн




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.16 сек.