Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое развитие стран Древнего Востока




ДВЕ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: «АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА» И АНТИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

• Каковы основные признаки первобытно-общинного строя.

• Назовите периоды первобытно-общинного строя.

• Каковы основные черты палеолита?

• Какие изменения произошли в эпоху мезолита?

• Что такое первое и второе общественное разделение труда?

• Каковы причины разрушения первобытно-общинного строя?

каменный век

бронзовый век

железный век

присваивающее хозяйство

антропогенез

производящее хозяйство

первое общественное разделение труда

второе общественное разделение труда

«неолитическая революция»

 

 

Глава 2

Совершенствование орудий труда, повышение их производи­тельности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономи­ческая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Возникновение частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой ос­нове имущественного и социального неравенств способствовали образованию нового типа общества, появлению государства.

Первым обществом неравенства, где существовала эксплуата­ция, был рабовладельческий строй. Смена первобытно-общинного рабовладельческим строем началась на Востоке в IV тысячелетии до н.э.

Появившиеся в IV—III тысячелетиях до н.э. первые государства формировались на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, в лессовых долинах Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называ­ют государствами Древнего Востока: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них за­нимает Древний Египет, история которого насчитывает более III тысячелетий — с IV до VI тысячелетия до н.э. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность их орошения позволяли получать значительные уро­жаи даже при низком агрокультурном и техническом уровнях земледелия. Складывание нового общества началось здесь до начала «железной революции» на основе палеолитической техники и ору­дий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлет­ворения ее потребностей. Прибавочный продукт — это главное условие рождения новой цивилизации.

Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI — V тыся­челетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотни­чий промысел вытеснялся скотоводством. Египтяне научились от­ливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но главное — начала развиваться бассейновая система оро­шения, создать которую было по силам лишь крупным земельным общинам. Из среды общинников выделяется племенная знать. Вы­полняя роль организатора и распорядителя земледелия, она со вре­менем захватила власть.

Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифферен­циация сельского населения способствовали появлению госу­дарств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV—III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство — Древний Египет.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средизем­ное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной су­доходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригаци­онное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригацион­ных сооружений и поливных работ с примитивной техникой об­работки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носи­ло специализированный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний — скотоводства, садоводства и виноградар­ства. Еще в глубокой древности в Египте сложилась ирригацион­ная система, делившая поля на верхние и нижние. Нижними на­зывались поля, затопляемые во время разлива Нила, в сухое вре­мя года вода самотеком оттуда поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей-шадуфов и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режи­мом орошения, — все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, постоянном контроле и управлении из еди­ного центра, осуществляемых государством. Древневосточное го­сударство, таким образом, возникло вследствие необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась го­сударственная собственность на землю и ирригационные сооруже­ния. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господству­ющее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».

Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расши­рение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабаты­вали «рабочие отряды», которым выделялись тягловый скот, се­мена для посева.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность — вести общее хозяйство, превратив ее в государствен­ную трудовую повинность. Посредством общественных работ во­сточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль, имел «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта — вXVI — XII вв. до н.э. рабов начали использовать в качестве тка­ чей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимо­сти в дополнительной рабочей силе. Там существовал избыток тру­довых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому не случайно почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских соору­жений — пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов Применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

Земледельцы-общинники - это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов антич­ных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огром­ная трудовая армия применялась централизованно для государ­ственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Для организации этих ра­бот древнеегипетское государство имело особую отрасль — управ­ление общественными работами. Ведение, управление этими ра­ботами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крес­тьянин должен был определенную часть года отработать на госу­дарственных работах - на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древ­него Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Государственные повинности распространялись на все население. Сохранились за­писи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем работ». Выполнение работ контролировалось чи­новниками — «счетчиками людей». Кроме того, существовало раз­ветвленное ведомство по сбору налогов. Особая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бю­рократии, Макс Вебер не без остроумия отмечал: «Несомненно, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы.., достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила».

Для Египта, как и для других «восточных обществ», характер­на высокая степень централизации экономики. Централизованно распределялась основная масса произведенного продукта. Чинов­ники учитывали урожай и количество скота. Общинники, рабо­тавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление ирригационной системой в восточных странах но­сило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности «азиатского способа производства» сохра­нялись на Востоке очень долго.

Восточные общества — это жесткие иерархические общества.

Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, дес­потическая власть освящалась религией.

Все чиновники целиком находились в зависимости от фарао­на, получая от него жалованье деньгами или натурой. Нередко жалованье было единственным источником их дохода. Часть чи­новников и военачальников владела земельными участками, двор­цами, слугами, но лишь до тех пор, пока состояла на службе. Фараон мог лишить их этих благ, если они становились ему не­угодными. Социальное положение, богатство зависели не от при­родных качеств, профессионализма, предприимчивости, делови­тости человека, а от близости к вершине пирамиды — чем ближе, тем большими благами, возможностями, в том числе экономичес­кими, он обладал.

Государственным характером хозяйства определялось и поло­жение земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснил кам­ня. Египтяне знали бронзу, но она была материалом для украше­ний и оружия, но не для изготовления орудий труда. В конце ис­тории Древнего Египта появилось железо, считавшееся драгоцен­ным металлом. Кроме ремесленника, работавшего дома или в собственной мастерской, существовали крупные государственные предприятия с детальным разделением труда. Помимо стекольных, текстильных, гончарных мастерских имелись дворы «мололыциц муки», хлебопекарни, «общественные кухни», выпускавшие готовую пищу, которой, например, кормили строителей пирамид.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торгов­ли. Юг Египта поставлял скот, а север — зерно. Началась эксплуатация завоеванных территорий — Ливии, Нубии, Синая. Египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, Нижи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из Малой Азии, а медь — с Кипра. Разбогатевшее купечество зани­малось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде во­енных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация обще­ственной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом: стремлением к стабильности и неизменности во всем — экономике, социаль­но-культурной и политической жизни. Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинте­ресованы в консервации отношений с верховной властью. Сохране­нию в незыблемости, неизменном состоянии всей системы обще­ственных отношений подчинялась материальная и духовная деятель­ность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не разви­валась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называется стагнацией.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйствен­ного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась не в частной, а в государственной или госу­дарственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложи­лись отношения подданничества - отсутствие прав при безус­ловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспо­тии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государ­ства. Именно поэтому такой тип общества называется «обще­ством восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необ­ходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.