Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макаров М. Л




Основы теории дискурса

 

 

Москва «Гнозис» 2003

ББК81.2 M15

М15 Основы теории дискурса.— М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.— 280 с. ISBN 5-94244-005-0

В монографии на фоне многообразия современной научной картины «человеческо­го» мира представлен оригинальный опыт синтеза прагмалингвистики, социального конструкционизма, когнитивной психологии, интерпретативного интеракционизма и других исследовательских подходов в аналитической модели, рассматривающей язы­ковое общение как (вос) производство феноменологически переживаемой интерсубъ­ективности. В книге многостороннему анализу и пересмотру подвергся ряд положений и категорий коммуникативной лингвистики, семантики и прагматики языка, психоло­гии, социологии и т. п.

Издание предназначается для широкого круга специалистов, интересующихся про­блемами социальных наук, в первую очередь, вопросами общей теории дискурса, се­мантики и прагматики языкового общения, психолингвистики, интерактивной социо­лингвистики, теории коммуникации, когнитивной и социальной психологии, социаль­ной культурологии и герменевтики.

ББК81.2

ISBN 5-94244-005-0

© М. Л. Макаров, 2003

© Оформление. ИТДГК «Гнозис», 2003

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

ВВЕДЕНИЕ.. 8

Глава 1.ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА 11

1.1. НОВАЯ ОНТОЛОГИЯ.. 11

1.1.1 «Дискурсивный переворот» и новая онтология. 11

Таблица 1. Две онтологии. 11

1.1.2 «Человеческое пространство». 12

1.1.3 Дискурс и речевой акт в новой онтологии. 12

1.1.4 Вероятностные зависимости и правила диалога. 13

1.2. КРИЗИС СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНОСТИ.. 13

1.2.1 Экспансия естественнонаучной модели знания. 13

1.2.2 Человек как объект исследования. 14

1.2.3 Научные метафоры лингвистики. 15

1.2.4 Онтологический конфликт в коммуникативном языкознании. 16

1.2.5 Лингвистика в условиях дискурсивного переворота. 16

1.2.6 Критерии научности. 17

1.3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО АНАЛИЗА.. 17

1.3.1 Феноменология и новое определение научности. 17

1.3.2 Основные положения феноменологии и язык. 18

1.3.3 Феноменология и социальные науки. 20

1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.. 21

1.4.1 Информационно-кодовая модель коммуникации. 21

1.4.2 Инференционная модель коммуникации. 23

1.4.3 Интеракционизм модель коммуникации. 24

1.4.4 От информации к коммуникации. 25

1.5. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ.. 27

1.5.1 Количественный vs. качественный: ложный изоморфизм.. 28

Таблица 2. «Ложные оппозиции». 28

1.5.2 Объективность vs. субъективность. 28

1.5.5 Цифры vs. слова. 29

1.5.6 Позиции позитивизма и интерпретативного анализа. 30

Таблица 3. Грамматика «языковых игр». 30

Глава 2. СОЦИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА 31

2.1. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ... 31

2.1.1 Истоки и эволюция символического интеракционизма. 31

2.1.2 Интерпретативные установки интеракционизма. 32

2.1.3 Принципы символического интеракционизма. 33

2.1.4 Проекции «Я» и личность. 34

2.1.5 Личность, социальная структура, интеракция. 34

2.1.6 Интеракционизм, коммуникация, культура. 35

2.2. КОНСТРУКТИВИЗМ... 36

2.2.2 Интерпретативность и действие. 37

2.2.3 Интеракция и коммуникация. 38

2.3. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ... 39

2.3.1 Социальный конструкционизм в системе наук. 39

2.3.2 Социальный конструкционизм и речевое общение. 40

2.4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.. 41

2.4.1 Социальные представления: история и определение. 41

2.4.2 Анкоринг. 42

2.4.3 Объективизация. 43

2.4.4 Конструирование представлений: мимезис. 44

2.4.5 Социальные представления и критический анализ. 45

2.5. ДИСКУРСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 45

2.5.1 Преодоление кризиса психологии. 45

2.5.2 Эволюция когнитивизма в психологии. 46

2.5.3 Истоки и основания дискурсивной психологии. 47

2.5.4 Дискурс-анализ в новой психологии. 48

Глава 3. ДИСКУРС-АНАЛИЗ КАК ПАРАДИГМА В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ 50

3.1. AB OVO — ЧТО ТАКОЕ «ДИСКУРС». 50

3.1.1 Функционализм vs. формализм.. 50

3.1.3 (Устный) дискурс, (письменный) текст и ситуация. 52

3.1.4 Дискурс/диалог/процесс vs. текст/монолог/продукт. 53

Таблица 4. Категории грамматики и дискурс-анализа. 53

3.1.5 Дискурс = речь + текст. 54

3.2. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСКУРСА.. 54

3.2.1 Дискурс-анализ: источники и составные части. 54

3.2.3 Дискурс-анализ vs. конверсационный анализ. 58

3.2.4 Уточнение определения. 59

3.3. МЕТОДОЛОГИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА.. 60

3.3.1 Общие проблемы сбора материала. 60

3.3.2 Общие проблемы транскрипции. 61

3.3.3 Парадокс наблюдателя. 62

3.4. СИСТЕМА ТРАНСКРИПЦИИ УСТНОГО ДИСКУРСА.. 63

3.4.1 Общие критерии и принципы транскрипции. 63

3.4.2 Существующие нотационные системы.. 66

3.4.3 Запись вербальных компонентов. 67

3.4.4 Запись невербальных компонентов и общая композиция. 68

3.4.5 Система «ТРУД»: транскрипция устного дискурса. 69

Глава 4. АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДИСКУРСА: ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ.. 71

4.1. СМЫСЛ В ДИСКУРСЕ: КОМПОНЕНТЫ И КАТЕГОРИИ.. 71

4.1.1 Пропозиция. 71

4.1.3 Экспликатура. 73

4.1.4 Инференция. 74

4.1.5 Импликатура. 76

4.1.6 Релевантность. 78

4.1.7 Пресуппозиция и логическое следствие. 79

Пресуппозиция, 79

Семантическая пресуппозиция — это особая разновидность семантического следствия. 79

Таблица 6. Потенциальные семантические пресуппозиции. 80

Прагматическая пресуппозиция. 81

4.2. ТЕМА ДИСКУРСА И ТЕМА ГОВОРЯЩЕГО.. 82

4.2.1 Тема дискурса как глобальная макроструктура. 82

4.2.2 Линейность дискурса. 83

4.2.3 Тема говорящего. 85

4.3. КОНТЕКСТ ДИСКУРСА И КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ.. 87

4.3.1 Типы прагматического контекста. 87

Речевой контекст или ко-текст. 87

Экзистенциальный контекст. 88

Ситуационный контекст (situational context), 88

Акциональный контекст (actional context) 88

Психологический контекст (psychological context) 88

4.3.2 Когнитивное представление контекста. 89

4.3.3 Фреймы, сценарии и ситуационные модели. 91

Фрейм — это такая когнитивная структура в феноменологическом поле человека, 91

Сценарий или, по-другому, сценарный фрейм содержит стандартную последовательность событий, 91

Таблица 7. Взаимодействие когнитивных моделей. 94

Глава 5. ДИСКУРС КАК СТРУКТУРА И КАК ПРОЦЕСС: ЕДИНИЦЫ И КАТЕГОРИИ 95

5.1. РЕЧЕВЫЕ АКТЫ В АНАЛИЗЕ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 95

5.1.1 Структура речевого акта. 96

Локутивный акт (locutionary act) 96

Иллокутивный акт (illocutionary act) 96

Перлокутивный акт (perlocutionary act 97

5.1.2 Перформативные высказывания. 97

5.1.4 Косвенные речевые акты.. 99

5.1.5 Теория речевых актов и анализ языкового общения. 100

5.2. ЕДИНИЦЫ ДИСКУРС-АНАЛИЗА.. 103

Таблица 8. Дискурс: процесс или структура?. 104

5.2.2 Многообразие и статус единиц дискурс-анализа. 106

Таблица 9. Единицы речевой коммуникации. 107

5.2.3 Речевой акт и коммуникативный ход. 107

5.2.4 Репликовый шаг. 108

5.2.5 Интеракционные единицы дискурс-анализа. 110

5.3. КАТЕГОРИИ ДИСКУРС-АНАЛИЗА.. 112

5.3.1 Мена коммуникативных ролей. 112

5.3.2 Коммуникативная стратегия. 113

5.3.3 Когезия и когеренция дискурса. 114

Когезия, или формально-грамматическая связанность дискурса. 115

Когеренция шире когезии, она охватывает не только формально-грамматические аспекты связи высказываний, 115

5.3.4 Метакоммуникация и дейксис дискурса. 116

Глава 6. ДИСКУРСИВНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО МИРА.. 119

6.1. СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИСКУРСА.. 119

6.1.1 Социальное мышление, конвенция, институт. 119

6.1.2 Коммуникативные переменные, типы дискурса, сферы общения. 121

6.1.3 Формальность. 124

6.1.4 Предварительная подготовленность. 125

6.1.5 Социальный дейксис. 126

6.2. КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА.. 126

6.2.1 Сказка — ложь?. 126

6.2.2 Инициативные предписывающие ходы: Кристофер Робин начинает и выигрывает. 128

6.2.3 На чужой роток не накинешь платок?. 129

6.2.3 А судьи кто?. 129

6.2.4 Влияние, лидерство, инициатива. 130

6.3. ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАТИВНОГО ДИСКУРС-АНАЛИЗА.. 131

6.3.1 Этнографический протокол ситуации. 132

6.3.2 Транскрипт. 132

6.3.3 Первая трансакция. 133

Сценарий покупки нужной. 133

6.3.4 Вторая трансакция. 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 142

ЛИТЕРАТУРА.. 144

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 160

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Чего обычно ждет читатель от книги, посвященной основам теории той или иной области знания? Во-первых, это должно быть изложение, в котором рельефно показаны основные проблемы, совокупность которых позволяет вы­делить определенную область знания. Во-вторых, это должна быть работа, суммирующая достижения многих специалистов, которые исследовали общие и частные вопросы этого научного направления. В-третьих, такая книга, коль скоро это — основы теории, должна быть понятной как опытным, так и на­чинающим исследователям, а также представителям смежных дисциплин. Монография М. Л. Макарова «Основы дискурс-анализа», представляющая со­бой капитальный труд, в котором предложена оригинальная концепция язы­кового общения, полностью отвечает этим требованиям.

Теория дискурса, несмотря на зыбкость и многозначность основного по­нятия, является одним из наиболее активно развивающихся направлений со­временного языкознания. Это направление стремится к синтезу научных ре­зультатов, полученных в различных областях знания и прежде всего — в язы­кознании, психологии, социологии и этнографии. Несмотря на множество ис­следовательских концепций и научных школ, развивающих эту теорию и не­редко ведущих между собой острую полемику, исследователи дискурса объе­динены стремлением изучать не абстрактную языковую систему, а живую речь в условиях реального общения. Ф. де Соссюр предвидел большие сложности, связанные с лингвистическим изучением речи, и поэтому справедливо счел необходимым отложить разработку такой теории до того времени, когда бу­дет накоплен достаточный концептуальный и фактографический материал, необходимый для построения лингвистической науки о речевом общении.

Автору удалось синтезировать в рамках единой исследовательской кон­цепции (и программы) наиболее важные лингвистические, психологические и социокультурные теории, касающиеся исследования дискурса в малой груп­пе. Такая задача, насколько мне известно, впервые поставлена и успешно ре­шена в отечественном языкознании. В книге обоснованы методологические принципы дискурсивного анализа, показаны и критически проанализирова­ны различные модели общения, выделены категории и единицы дискурса, рас­крыты конститутивные признаки дискурса в малой группе, разработана тран­скрипция устного дискурса.

Работа состоит из шести глав. В первой главе рассматриваются философско-методологические основания анализа языкового общения, доказывается необходимость понимания языка как социально-психологического (а не физического) феномена. Автор сравнивает кодовую, инференционную и интеракционную модели коммуникации, детально анализирует их и доказывает правомерность интеракционного понимания общения. Такой подход представ­ляет собой закономерное развитие бахтинской идеи диалога, идеи естествен­ного общения, когда участники коммуникации не могут заранее предопреде­лить развитие диалога, но строят его, меняя свои коммуникативные позиции на ходу в зависимости от ежесекундно меняющихся обстоятельств. М. Л. Ма­каров объясняет логику каждого из сравниваемых методологических под­ходов к пониманию коммуникации, и в этом смысле защищаемая в работе новая дискурсивная онтология оказывается необходимой ступенью в разви­тии лингвистической метатеории. В монографии ведется полемика с позити­вистским моделированием языка, доказывается несостоятельность противо­поставления количественного и качественного анализа в лингвистических исследованиях общения.

Вторая глава посвящена социолого-психологическим основаниям ана­лиза языкового общения. Автор в сжатом виде показывает и критически ана­лизирует наиболее существенные интеракциональные концепции общения, раз­работанные в смежных с лингвистикой дисциплинах. В работе четко просле­живается развитие идеи о дискурсивной онтологии в виде принципа социаль­ного конструкционизма как методологического основания прагмалингвистики. Данная работа представляет собой существенный вклад в когнитив­ную лингвистику, сориентированную на учет широкого социально-культур­ного контекста. Хотелось бы подчеркнуть особую значимость монографии как неоценимого источника информации о новейших исследованиях, ведущих­ся в психологии и социологии. Без учета этих трудов исследования по социо­лингвистике, психолингвистике и прагмалингвистике не могут, по-видимому, претендовать на статус междисциплинарных. Работа М. Л. Макарова энцик­лопедична как по замыслу, так и по исполнению.

В третьей главе определяется дискурс как предмет лингвистического изу­чения, показывается место дискурса в ряду близких понятий, освещаются под­ходы к изучению дискурса, детально излагается методология исследования дис­курса и предлагается авторская нотационная система транскрипции устного дискурса (ТРУД). Можно полемизировать с автором относительно того, какой из терминов предпочтительнее в качестве родового в ряду «речь — ре­чевая деятельность — текст — дискурс», но это не меняет сути дела: дискурс представляет собой сложное лингвистическое явление, в котором выделены

различные аспекты, причем некоторые из направлений исследований дискур­са представляют собой сложившиеся лингвистические дисциплины, например, лингвистика текста (в узком смысле слова), конверсационный анализ (и близ­кая к нему коллоквиалистика). Автор подробно раскрывает технику тран­скрипции устного дискурса, показывает преимущества собственной оригиналь­ной модели. Конечно, просодический, паравербальный и невербальный ком­поненты дискурса, как справедливо замечено в книге, «отобразить не удается практически никогда», и поэтому вопросы относительно несовершенства и неполноты такой транскрипции будут неизбежны.

В четвертой главе речь идет о семантике дискурса, о его содержательной стороне. Рассматриваются важнейшие понятия лингвистической семантики — пропозиция, референция, экспликатура и импликатура, инференция, пресуп­позиция и др., здесь же обсуждаются такие понятия, как тема дискурса, тема говорящего, контекст дискурса и его типы, а также когнитивные структуры дискурса. Очень важным является тезис автора о том, что «большинство инференций — это компоненты ситуационной модели».

В пятой главе обсуждаются речевые акты, их типы, коммуникативные акты, ходы, обмены, трансакции, речевые события как единицы дискурса, а также категории дискурса — мена коммуникативных ролей, коммуникативная стра­тегия, когезия и когеренция, метакоммуникация и дейксис дискурса. Нельзя не согласиться с автором, убедительно доказывающим недостаточность тео­рии речевых актов для анализа дискурса. В этой связи хотелось бы отметить созвучность идей, высказанных в данной книге, принципам критической лин­гвистики: идеальные, правильно построенные, «чистые» речевые акты явля­ются скорее исключением, чем правилом, в реальном общении.

Шестая глава посвящена дискурсивному конструированию социального мира. Автор анализирует такие социальные категории дискурса, как «конвен­ция» и «институт», обсуждает коммуникативные переменные, типы дискурса, сферы общения, формальность, предварительную подготовленность дискур­са, социальный дейксис. Заслуживает внимания детально анализируемое в кни­ге понятие коммуникативной инициативы. Приводится развернутая иллюст­рация опыта интерпретативного дискурс-анализа (запротоколированный эпи­зод общения лингвистов на научном семинаре в американском университете штата Массачусетс). Очень важен тезис автора о том, что «репертуар комму­никативных ролей участников общения оказывается намного шире и много­образнее, чем просто говорящий, адресат и слушающий». Программным является сформулированное в заключении книги методологическое требова­ние о недопустимости подходить к анализу общения с теми же мерками, с ко­торыми обычно описывается язык как система знаков.

Подчеркну еще раз: данная работа имеет энциклопедический характер и является заметной вехой в отечественном общем языкознании. Эта книга, из­данная малым тиражом в Твери в 1998 году под названием «Интерпретатив­ный анализ дискурса в малой группе», сразу же привлекла внимание лингви­стов, ссылки на это исследование часто встречаются в новейших публика­циях. Нынешнее издание значительно переработано.

Книга написана очень живо и увлекательно. Автор ведет с читателем заинтересованный диалог, который хочется продолжить. Говоря о перспек­тивах исследования дискурса в междисциплинарном аспекте, М. Л. Макаров вполне обоснованно возлагает «большие надежды на выход науки о языке из добровольной изоляции и рост её общественной значимости в ближайшем будущем, особенно по мере повышения роли коммуникативных институтов (а в их числе образование, юриспруденция, политика, религия, реклама и т. д.) в социальном устройстве общества эпохи постмодерна».

В. И. Карасик

М. Л. Макаров




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.