Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ненормальные волны




Тот, кто шел под парусом из Солента мимо мыса Нидс при отливном течении и шестибалльном противном ветре, отлично знает, какая чудовищная крутая волна там поднимается. Яхта попеременно то, как бы встает на корму, то зарывается носом, черпая бортами массу воды. То же самое, но только в гигантских масштабах происходит у мыса Горн, когда восточный шторм встречается с течением, идущим мимо мыса на восток.

Ф. Чичестер. Кругосветное плавание на «Джипси-Мот»

Морякам, рыбакам, жителям морских побережий там, где наблюдаются сильные течения, хорошо известно, что размеры волн при одном и том же ветре существенно зависят от скорости и направления течения. Давно замечено, что в случае, если ветер и течение встречные, образуются крутые волны с пенящимися гребнями, которые непрерывно обрушиваются, создавая впечатление кипящей воды.

Ходить в таком районе на шлюпке или небольшом катере опасно, и практика знает много случаев гибели малых судов в таких районах. Эти районы хорошо известны: побережье Баренцева моря, горло Белого моря, Норвежские шхеры, западные берега Южной Америки, заливы и бухты Северной Америки и другие районы Мирового океана. Такое явление встречается и в устьях рек. В этом случае высота длинных пологих волн, при-ходящих с моря, при входе в устье реки увеличивается, волны становятся круче и также представляют опасность для плавания.

Понятно, что резкое увеличение высоты и крутизны ветровых волн, не связанное с воздействием ветра, может происходить при встрече волнения с любым, не обязательно приливным, течением.

О причинах гибели рыболовного судна, опрокинутого огромными волнами, которые возникли как бы из «ни-чего», японский океанограф М. Томинага писал: «Погода стояла благоприятная, дул только слабый ветер. Волнение в открытом море было около 2 баллов. Но в это время наблюдалось сильное стоковое течение, скоростью до 6 узлов, так как накануне прошли обильные дожди. Ясно, что.высота волн, находящихся под влиянием таких сильных течений, увеличивается».

Предусмотреть возможность образования таких неправильных волн (их иногда называют в зарубежной печати freak waves, то есть ненормальные, уродливые волны) весьма сложно. Как показывает случай с японским рыболовным судном, эти волны могут возникнуть при взаимодействии ветрового волнения со случайно образовавшимся стоковым течением. Но, вместе с тем, в районах со сложившимися реверсивными или постоянными течениями такое явление наблюдается очень часто.

Характерная особенность этих волн – крутой передний склон и достаточно пологая ложбина. Высота волн может быть 15 – 20 метров и более, причем иногда при относительно спокойном море.

При встрече с такой волной судно проваливается во внезапно появившуюся на его пути яму и несется навстречу следующей волне. Удар следующей волны уже приходится не в носовую часть его корпуса, а в менее прочные надстройки. Такие удары приводят к попаданию воды в помещения, а иногда и к разрушению надстроек, шлюпок и т. п.

Подобный случай произошел в 1973 году с нефтеру-довозом «Свиленд». Это огромное судно дедвейтом 282 450 тонн, длиной 338 метров, шириной 55 метров и осадкой 22 метра 25 сентября двигалось на юго-запад против встречного ветра силой 8 баллов и волн высотой 9 — 12 метров. В 16 часов 45 минут перед судном появилась глубокая ложбина, в которую провалился его нос. Прежде чем он успел подняться, огромная масса воды обрушилась на крышки двух передних трюмов, приоткрыв их. При этом были ранены два матроса.

Еще более опасны эти ямы, когда они возникают не прямо по ходу судна, а немного сбоку. Тогда судно ска-тывается бортом в эту ложбину и его крен может превысить критические значения.

Так, 21 августа 1964 года английский пассажирский лайнер «Эдинборо Касл» шел невдалеке от юго-восточ-ного берега Африки против зыби и юго-западного ветра. Судно вместимостью 28 600 регистровых тонн спокойно переваливало через волны длиной 50 метров при бортовой качке 10 — 15°. Внезапно, когда лайнер поднялся на очередную пятиметровую волну, перед ним возник гребень высотой в два раза больше обычного, а рядом — ложбина, в которую судно покатилось правым бортом под углом 30° и более.

К счастью, судно смогло выровняться. Однако большое количество воды попало в пассажирские помещения; были повреждены лебедки, перила на палубе, трап. Легко можно представить, что судно меньших размеров в таких условиях могло бы перевернуться.

Громадные по размерам волны мореплаватели еще в XVIII веке назвали «кейпроллерами», то есть волнами-убийцами. При определенной скорости судна воздействие таких волн может оказаться роковым.

Предполагается, что именно эти волны были причиной гибели танкера «Уорлд Глори». Первый в мире крупнотоннажный танкер «Уорлд Глори» был спущен на воду в США в 1954 году. В июне 1968 года судно направилось из кувейтского порта Мена-эль-Ахмади в Испанию, имея в танках более 48000 тонн сырой нефти. Перед выходом из порта Мена-эль-Ахмади танкер был освидетельствован и признан «крепким, исправным, безопасным для плавания». Судно шло курсом через Персидский залив, Аравийское море, западную часть Индийского океана к южной оконечности Африки.

Вот как описывает этот переход Г. Дмитриев в альма-пахе «Человек и стихия»:

«Первые двенадцать дней плавания «Уорлд Глори» прошел без особых событий. Первый сигнал о прибли-жающейся опасности был получен 12 июня, накануне катастрофы. В 11 часов по местному времени кейптаунское радио сообщило, что ожидается юго-западный ветер от умеренного до сильного и на море возможно волнение от умеренного до значительного. Спустя десять часов судовая радиостанция приняла штормовое предупреждение для района, находящегося к югу от танкера.

Жесткий шторм обрушился 13 июня в 5 часов утра. Капитан поспешил на мостик. Увидев огромные волны, он приказал немедленно убавить ход. Через полчаса снова велел уменьшить скорость уже до 5 узлов и с этого момента стал маневрировать судном, удерживая его против ветра и волн, которые, перекатываясь через нос танкера, расплескивались бурунами вокруг средней надстройки.

Вновь и вновь «Уорлд Глори» стряхивал с себя массы воды, упрямо пробиваясь вперед. Капитан еще раз при-казал уменьшить ход. Теперь движение танкера сделалось едва заметным. Судно придерживалось лучшего из возможных курсов — вразрез волне. Капитану оставалось ждать, когда утихнет шторм.

Но вот в 14 часов 55 минут гигантский вал высотой около 20 метров приподнял нагруженный танкер над во-дой. В какое-то мгновение нос и корма остались без опоры; под действием их массы корпус судна прогнулся и верхняя палуба дала трещину позади передней надстройки. Через короткий промежуток времени на «Уорлд Глори» накатился еще один массивный вал, резко задрав нос судна кверху. Раненый танкер содрогнулся, и все на его борту услыхали леденящий душу звук ломающегося и рвущегося металла. У судна, уже имеющего трещину по верхней палубе, переломилось днище. Половины танкера стали расходиться, и из них в океан полилось содержимое танков.

Раздался крик «Пожар!». Это запылала разлившаяся по поверхности воды нефть, угрожая превратить разъе-диненные секции танкера в огненные могилы для членов экипажа. Вскоре огромный вал окатил то, что осталось от судна и залил пламя».

В итоге крушения двадцать два человека из экипажа танкера погибли вместе с судном; 10 моряков были спа-сены на следующий день после катастрофы.

В мае 1973 года в этом же районе потерпел крушение английский рефрижератор «Бенкруэйкан» (12092 регистровых тонн). Судно следовало из Лондона в Сингапур в полном грузу. Неизвестно откуда появилась волна высотой около 14 метров, ударила по корпусу, приподняла его и переломила днище в районе первого трюма. Носовая часть отогнулась и ушла под воду. К счастью, судно осталось на плаву и было отбуксировано в Дурбан.

В августе того же года в полуторастах милях от Дурбана подобная авария произошла с контейнерным судном «Нептун сапфир» (более 14 тысяч регистровых тонн). При северо-восточном ветре силой около 20 метров в се-кунду судно подверглось удару огромной волны. «Нептун сапфир» переломился на две части. Носовая часть за-тонула, а оставшаяся на плаву кормовая часть судна была отбуксирована в Ист-Лондон.

Образование аномально высоких волн связывают, в частности, и с прохождением атмосферных фронтов. Однако в любом случае ясно, что внезапное изменение параметров ветровых волн на встречном течении пред-ставляет опасность даже для современных крупнотоннажных судов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.