КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совокупное предложение
Второй составляющей макрорынка выступает совокупное предложение. Совокупное предложение – это наличный реальный объем производства, который фирмы желают и могут предложить на рынке в определенный период времени при каждом возможном уровне цен. Обычно это понятие используют как синоним ВВП, рассчитанного методом доходов. Из определения следует, что существует зависимость между объемом национального производства и уровнем цен. Причем более высокие цены создают стимулы для производства все большего количества благ и поставки их на рынок и наоборот. Следовательно, между данными величинами существует прямая зависимость. Эту зависимость называют законом совокупного предложения. Что касается природы и формы кривой совокупного предложения, то у представителей различных экономических школ и течений на этот счет существуют большие разногласия. Неоспоримым является тот факт, что влияние изменения цен на объем национального продукта зависит от продолжительности анализируемого периода: краткосрочного или долгосрочного. Основным критерием выделения краткосрочного и долгосрочного периодов является гибкость цен, а не стабильность запаса капитала. В макроэкономическом долгосрочном периоде все цены, как на товары, так и на ресурсы, являются гибкими, свободно устанавливаемыми, меняющимися в одной и той же пропорции, что отсутствует в краткосрочном периоде. Так как фирмы ожидают пропорционального изменения цен на товары и ресурсы, они лишаются стимулов к увеличению объемов производства при росте уровня цен, поскольку предполагают, что их издержки вырастут в той же пропорции, что и цены. Да к тому же долгосрочная кривая совокупного предложения зависит от наличных экономических ресурсов. Поэтому кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply)в долгосрочном периоде имеет вид вертикальной прямой, представленной на рис. 4.4. Реальный объем выпуска (Y * ), определяющий положение данной линии, – это потенциальный объем национального производства (максимально возможный выпуск ВВП при полной занятости). Что касается краткосрочного периода, то экономисты-классики отстаивают точку зрения, в соответствии с которой кривая совокупного предложения также имеет вид вертикальной линии. Ведь классики исходили из того, что благодаря определенным силам, присущим рыночной экономике, которая функционирует в условиях совершенной конкуренции, полная занятость становится нормой. Никаких ограничений свободного перемещения ресурсов не существует, все рынки являются конкурентными, цены экономических ресурсов – гибкие. Сторонники же кейнсианской теории доказывают, что экономика не всегда функционирует в условиях полной занятости, а цены ресурсов не являются гибкими. А поскольку не все ресурсы используются, то в экономике не ощущается острый дефицит ресурсов, и увеличение объемов национального производства может быть достигнуто без повышения цен на ресурсы. А значит и кривая совокупного предложения представляет собой горизонтальную линию. Современная экономическая наука предприняла попытку синтеза классических и кейнсианских взглядов на кривую совокупного предложения. Анализируя состояние экономики, современные авторы представляют гипотетическую кривую совокупного предложения как линию, состоящую из трех определенных сегментов или отрезков, представленную на рис.4.5. Данная форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при изменении объема национального производства. Горизонтальный (кейнсианский) отрезок. Данный отрезок называют по имени английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, проанализировавшего функционирование экономики США в период Великой депрессии. И, действительно, данный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада и значительная часть ресурсов используется не полностью. Поэтому можно привлекать дополнительные ресурсы в производство, не оказывая при этом давления на уровень цен. Промежуточный (восходящий) отрезок. По мере исчерпания важнейших экономических ресурсов затраты на их привлечение будут возрастать, а это означает, что увеличение реального объема производства сопровождается ростом уровня цен. Вертикальный (классический) отрезок свидетельствует, что экономика достигла полной занятости. Поэтому любое повышение цен не приведет к увеличению реального объема национального производства. Таким образом, различные сегменты или отрезки кривой AS дают возможность проанализировать условия функционирования и состояние экономической системы. В реальной жизни кривая совокупного предложения имеет вид восходящей кривой, что подтверждают три концепции: теория неверных представлений, теория жесткой заработной платы и теория жестких цен. Суть этих теорий коротко состоит в следующем: 1. Теория неверных представлений: неожиданное повышение уровня цен заставляет некоторых производителей считать, что относительные цены на их продукцию растут и принимать решение о наращивании производства. 2. Теория жесткой заработной платы: неожиданное повышение уровня цен приводит к снижению реальной заработной платы, что заставляет фирмы нанимать дополнительных рабочих и выпускать дополнительное количество продукции. 3. Теория жестких цен: при неожиданном повышении уровня цен некоторые фирмы продолжают какое-то время сохранять прежние цены на свою продукцию, что приводит к увеличению объемов продаж и вынуждает наращивать производство. Как и в случае с совокупным спросом существуют ценовые и неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение. Изменение уровня цен означает движение вдоль неизменной кривой AS. Неценовые же факторы совокупного предложения изменяют положение кривой AS, сдвигая ее вправо, что означает увеличение совокупного предложения, и влево, указывая на уменьшение совокупного предложения (см. рис. 4.6).
К неценовым факторам совокупного предложения относятся: 1) изменения цен на ресурсы: снижение цен на ресурсы приводит к снижению средних общих издержек и тем самым к увеличению совокупного предложения. Влияние на цены на ресурсы, используемые в процессе производства, в свою очередь оказывают: - наличие внутренних ресурсов; - цены на импортные ресурсы; - господство на рынке (характеристика рыночной структуры, возможность диктовать цены на ресурсы в условиях несовершенной конкуренции); 2) изменения в производительности: увеличение производительности означает, что при данном объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства, снижение производительности приводит к увеличению средних издержек и смещению кривой совокупного предложения влево; 3) изменения правовых норм, а именно изменение налогов и субсидий и характера государственного регулирования. Например, субсидии или субвенции предпринимательскому сектору уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение; 4) ожидание изменения уровня цен: ожидание повышения уровня цен приводит к смещению краткосрочной кривой совокупного предложения влево.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |