КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементарные частички
МИКРОМИР 3.Атомы Молекулы Протоплазма Ткань ХХв. Орган я ХХI в. Организм г Я МАКРОМИР 11.Популяция о И Сообщество л Г Экосистема о О Биосфера к Л Солнечная система Э Группа галактик Вселенная Объект изучения экологии Основной объект изучения экологии –энергосистемы планеты всех уровней и их элементы. С целью более точного определения объекта экологии предоставим спектр уровней организации природных объектов в следующем виде (рис.1.). Природные объекты в (широком понимании –материя) по размерам и уровням сложности организации условно делятся на 20 уровней. МЕГАМИР 18.Галактика 16.Планеты К 15.Земля Э О 9.Система орг. и 6.Клетка 1.Субъэлементарные частички Рис.1.1 Уровни организации природных обьектов (материи) и сфера деятельности современной экологии Экология XX в. охватила уровни 10-14, но в будущем, кооперируясь с другими науками, может распространить свое внимание как высшие (15-17), так и на низшие уровни (6-9). Сфера компетенции экологии простирается от организменного уровня до биосферы, среди них стержневым является уровень экосистем:
Клетка → Ткань → Орган → Система органов → Организм → Популяция → Сообщество → Экосистема → Биосфера → Э К О Л О Г И Я XX в. Аутэкология Демэкология Синэкология Земля → Планеты → Солнечная система → …
Термин «экосистема» впервые был предложен английским биоботаником А. Тенсли в 1935 году:
Однако не каждый комплекс живых организмов и окружающей среды является экосистемой. Ею является такое взаимодействие организмов со средой, которое характеризуется стабильностью, устойчивостью во времени. Как правило, природные экосистемы складываются в процессе длительной эволюции. Различают: I. микроэкосистемы (например, ствол гниющего дерева), мезоэкосистемы (лес, пруд, озеро и др.), макроэкосистемы (континент, океан) и глобальную экосистему (биосфера Земли). II. Экосистемы естественные (лес,озеро, океан и др.) и искусственные (аквариум, пшеничное поле и др.). III. Наземные и водные экосистемы. (Рис.2) В основе классификации для наземных экосистем лежит такой признак, как тип растительности, для пресноводных - физические свойства воды. Понятию «экосистема» близок термин «биогеоценоз» (от греч. bio – жизнь, geo – земля, coinos – общий), введенный в науку советским ученым В.Н. Сукачевым в 1944 году.
Рис. 1.2. Некоторые типы природных экосистем
Каждому биогеоценозу присущи однородность структуры, состава компонентов, а также определенный характер материально – энергетического обмена между ними.
Рис. 3. Структурная схема геосистемы (А) и биогеоценоза (Б) 1 – абиотические компоненты; 2 – биота; 3 – взаимосвязи между компонентами. Термины «экосистема» и «биогеоценоз» – близки, но не являются синонимами. Экологическая система – это любая совокупность организмов и окружающей их среды. Так, в качестве экосистемы можно рассматривать, например, горшок с цветком, террариум, фитотрон (станция или камера искусственного климата, полностью автоматизированная установка, в которой регулируются все основные факторы роста и развития растений по заданной программе), сооружения биоочистки сточных вод: аэротенки, (биофильтры), пилотируемый космический корабль. У всех названных совокупностей организмов и среды отсутствует ряд признаков, приведенных в определении В.Н. Сукачева, и в первую очередь, элемент «гео» – Земля. Биогеоценозы – это природные образования. В то же время биогеоценоз может рассматриваться и как экосистема. Таким образом, понятие «экосистема» шире, чем «биогеоценоз». Любой биогеоценоз является экосистемой, но не всякая экосистема есть биогеоценоз.. Эквивалентным понятием биогеоценозу является геосистема (ландшафт, природно-территориальный комплекс) – с той лишь разницей, что понятие биогеоценоза более биоцентрично: если в нем живые организмы являются его основой, а неживые компоненты – лишь средой, то в теории о географическом ландшафте все его компоненты (горные породы, грунты, воды, воздух и биоценоз) – равнозначны. (Рис.3.)
А
Рис. 4. Структура экосистемы (А) и биогеоценоза (по В.Н. Сукачеву,1972) (Б)
Биотическая компонента или биоценоз – совокупность растений (фитоценоз), животных (зооценоз) и микроорганизмов (микробоценоз), населяющих относительно однородное жизненное пространство (биотоп) К. Мебиусом (1877). Различают два основных типа биоценозов: естественный и антропогенный. Первый тип – это биотическое сообщество, в функционировании которого отсутствует влияние деятельности человека. Второй тип (или агробиоценоз) – это неустойчивая, искусственно созданная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема культурных полей (поля, искусственные пастбища, сады, виноградники и т. п.). Между биоценозом ибиотопом существует тесное взаимодействие, основанное на постоянном обмене веществом и энергией. Этот обмен осуществляют следующие типы организмов по пищевым (трофическим цепям): (рис. 1.5): 1)организмы – продуценты; 2) организмы – потребители (консументы) и 3) организмы – редуценты (деструкторы)
Рис. 5. Схема переноса веществ (сплошная линия) и энергии (пунктирная линия) в природных экосистемах. Жизнедеятельность биогеоценоза определяется растительностью (фитоценозом). В ней аккумулируется солнеяная энергия, под воздействием которой протекают все химические и физиологические процессы. Энергия солнца накапливается только на первом энергетическом уровне – в земных растениях. Остальные уровни служат лишь для дальнейшей передачи и использования этой энергии. Поэтому именно земные растения называют продуцентами. * Продуценты – это автотрофные (самопитающиеся) организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений, используя солнечную энергию, т.е. синтезирующие органические вещества из неорганической среды (это земные растения, микроскопические водоросли и др.). * Консументы – это гетеротрофные организмы, которые потребляют первичную продукцию и накопленную в ней энергию, т.е. для них продуценты представляют собой единственный источник питания. Они бывают 1 порядка (растительноядные), 2 порядка (плотоядные), 3 порядка (хищники) и т.д. * Редуценты (деструкторы) – это гетеротрофные организмы, разлагающие органические остатки в процессе деструкции до неорганических соединений (бактерии, грибы, микроорганизмы). Именно в однонаправленной последовательности по пищевым (трофическим) цепям от продуцентов к редуцентам (например, трава – кузнечик – лягушка – цапля – коршун или трава – курица – человек – червь) происходит ступенчатая передача биомассы, что обеспечивает постоянный поток свободной энергии (рис..5.). Взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов биогеоценоза (экосистемы) – это основная его особенность. Поскольку преобразующая антропогенная деятельность направлена прежде всего на биогеоценозы (экосистемы), человек прямо или косвенно влияет на эти связи и может существенно их нарушать. Каждый человек должен помнить, что в процессе производства он влияет не на «природу» вообще, а на определенные «биогеоценозы». Человек не просто вырубывает лес, а уничтожает биогеоценоз, не выбрасывает отходы производства в окружающую среду, а нарушает связи в биогеоценозах, изменяет не природу, а участок экосистемы.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |