Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи




Изучение данной темы целесообразно начать с рассмотрения положений закона о порядке выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо учитывать, что к таким детям относятся как дети, лишившиеся родительского попечения в результате смерти родителей, лишения или ограничения их в родительских правах либо признания судом их недееспособными, так и дети, у которых родители фактически есть, но они уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказываются забрать из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, длительно отсутствуют, болеют, отбывают наказание, находятся под стражей в период следствия и т.п.

Обязанность по выявлению, учету и устройству таких детей в первую очередь возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом обязанность сообщить органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без родительского попечения, и возможных формах их устройства возлагается и на иных должностных лиц и граждан, располагающих соответствующими сведениями. За неисполнение данной обязанности для некоторых из их предусмотрена административная ответственность (ст. 5.36 КоАП РФ).

Далее студентам необходимо составить точное представление о том, кто и какие действия совершает с целью устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в какие сроки, а также из каких этапов состоит данная деятельность.

Особое внимание при этом необходимо уделить ознакомлению с законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Банк данных представляет собой совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъекта РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях)., а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Информация о детях, нуждающихся в устройстве в семью, представляет собой анкетные данные, включающие:

1) фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, гражданство, место жительства или место нахождения ребенка;

2) приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы);

3) состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие;

4) особенности характера ребенка (общительный, замкнутый и другие особенности);

5) этническое происхождение ребенка;

6) причины отсутствия родительского попечения над ребенком, а также многие другие сведения.

К анкете ребенка прилагается фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Такая же детальная информация содержится и в анкетных данных граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. При ознакомлении с законом необходимо также обратить внимание на порядок доступа заинтересованных лиц к конфиденциальной информации, содержащейся в банке данных о детях, ее использования, защиты и другие аспекты деятельности федерального и регионального операторов.

При изучении отдельных форм устройства в семью детей, оставшихся без печения родителей, детальное внимание необходимо уделить трем основным формам, которые названы и регламентированы Семейным кодексом РФ: усыновлению (удочерению), опеке (попечительству), приемной семье.

Усыновление (удочерение) закон называет приоритетной формой устройства детей в семью. Оно представляет собой юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками с одной стороны и усыновленным с другой стороны возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми и их родственниками по происхождению. При этом правовая связь усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению по общему правилу прекращается. В отличие от иных форм устройства в семью детей усыновление осуществляется только в судебном порядке.

При ознакомлении с законодательством, судебной практикой и учебной литературой, посвященной усыновлению, особое внимание необходимо обратить на следующие вопросы:

· недопустимость посреднической деятельности по усыновлению (удочерению) детей;

· требования, предъявляемые к кандидатам в усыновители;

· круг лиц, чье согласие является необходимым условием для вынесения решения об усыновлении (удочерении);

· правовые последствия усыновления (удочерения);

· проблема сохранения тайны усыновления (удочерения);

· основания и порядок отмены усыновления (удочерения).

Изучение данного вопроса предполагает обращение к гражданскому процессуальному законодательству, регламентирующему порядок рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей судом (гл. 29 ГПК РФ), а также административному и уголовному законодательству, предусматривающим различные виды ответственности за нарушения в данной сфере (ст. 5.37 КоАП РФ, ст. 154, 155 УК РФ).

Институт опеки (попечительства) является комплексным правовым институтом. Его можно понимать, с одной стороны, как способ восполнения дееспособности ребенка, с другой – как своеобразный институт представительства. С точки зрения семейного права опека представляет собой одну из форм устройства в семью детей, оставшихся без родительского попечения, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Отношения по опеке и попечительству регулируются различными нормативными правовыми актами. Поэтому при рассмотрении вопросов, связанных с установлением опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, необходимо обратиться к положениям ГК РФ, которые устанавливают основания и порядок назначения опекунов (попечителей), а также порядок их освобождения или отстранения от выполнения своих обязанностей; предусматривающим требования, предъявляемые к лицам, которые желают стать опекунами (попечителями); их права и обязанности, в том числе по управлению имуществом подопечного и др. Семейный кодекс детализирует положения ГК РФ, устанавливает права детей, находящихся под опекой (попечительством), и предусматривает особенности установления опеки (попечительства) над детьми, находящимися в образовательных, медицинские организациях, организациях, оказывающих социальные услуги и других организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отдельного внимания заслуживает Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», которым введены такие институты, как предварительная опека, соопекунство, назначение опеки в отношении несовершеннолетних по заявлению родителей и другие. Для того чтобы получить представление о том, за счет каких средств опекуны (попечители) обязаны заботиться о содержании детей, необходимо вспомнить положения семейного законодательства об алиментах, обратиться к законодательству о социальном обеспечении, в том числе к нормативным актам субъектов РФ.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Деятельность приемных родителей является оплачиваемой. Размер их вознаграждения, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. Кроме того, на содержание каждого ребенка приемным родителям ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов РФ.

Сравнивая различные формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо обращать внимание на такие их принципиальные различия, как:

· порядок и основания передачи ребенка в семью (решение суда, акт о назначении опекуна или попечителя, договор);

· обязанность лиц, принявших ребенка, по его содержанию и их право на вознаграждение за свою деятельность;

· основания прекращения соответствующих правоотношений и возможность их сохранения по достижении ребенком совершеннолетия и т.п.

Следует обратить внимание, что СК РФ допускает возможность введения законами субъектов РФ дополнительной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - патронатной семьи. В настоящее время некоторые субъекты РФ воспользовались данным правом и приняли законы о патронатных семьях, патронатном воспитании и др., которые по отдельным вопросам имеют существенные отличия от усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и приемной семьи, способные оказать влияние на выбор той или иной формы конкретными гражданами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.