Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Определение доминирующего и актуального психического состояния. Методика определения доминирующего состояния




Цель: определение характеристик настроений и некоторых других характеристик личностного уровня психических состоянии с помощью субъективных оценок обследуемого. Основным назначением опросника является диагностика относительно устойчивых (доминирующих) состояний.

Инструкция. В опроснике приведены признаки, описывающие состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оцените, насколько эти признаки свойственны вам, имея в виду не только сегодняшний день, а более длительный отрезок времени.

Не стремитесь «улучшить» или «ухудшить» ответы, это приведет к недостоверным результатам, так как методика улавливает искажения и неискренность ответов. Вы можете быть уверены, что ваши ответы не будут разглашены.

Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением необходимо выразить с помощью семибалльной шкалы:

1 – полностью не согласен;

2 – согласен в малой степени;

3 – согласен почти наполовину;

4 – согласен наполовину;

5 – согласен более чем наполовину;

6 – согласен почти полностью;

7 – согласен полностью.

Выбрав один из баллов шкалы: 1,2, 3, 4, 5, 6 или 7, – вы выразите степень своего согласия с данным суждением. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядковым номером этого пункта, указав в верхней части листа свою фамилию (или псевдоним), дату и время начала работы.

Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в тексте опросника ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркнете ненужную цифру и напишите справа новую.

Опросник

1. Мой организм сильно реагирует на перепады погоды или изменения климата.

2. Очень часто бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

3. Я во всем стараюсь быть первым и лучшим.

4. Я чувствую себя в большом нервном напряжении.

5. Я тревожусь очень часто.

6. Я безосновательно чувствую себя довольно несчастным.

7. Я часто плохо засыпаю.

8. Повседневные трудности лишают меня покоя.

9. У меня очень часто бывают периоды такого сильного беспокойства, что мне трудно усидеть на месте.

10. Мои мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло.

11. Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.

12. Я испытываю определенное беспокойство, боязнь сам не знаю отчего.

13. Если все против меня, я нисколько не падаю духом.

14. Я просыпаюсь утром неотдохнувшим и усталым.

15. Часто я чувствую себя бесполезным.

16. Мне не удается сдерживать свою досаду или гнев.

17. Трудные задачи у меня поднимают настроение.

18. У меня часто болит голова.

19. Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.

20. Масса мелких неприятностей выводит меня из себя.

21. У меня часто возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание.

22. Меня легко задеть словом.

23. Я полон энергии.

24. Очень часто какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня несколько дней.

25. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает.

26. Существует конфликт между моими планами и действительностью.

27. Очень часто я чувствую себя усталым, вялым.

28. В ситуациях длительных нервно-психических нагрузок я проявляю выносливость.

29. Часто из-за кого-нибудь я теряю самообладание.

30. Я склонен преувеличивать в своих мыслях негативное отношение ко мне близких людей.

31. У меня очень часто бывает тяжесть в голове.

32. Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях.

33. Я упускаю удобный случай часто из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение.

34. Есть очень много вещей, которые меня легко раздражают.

35. Я часто испытываю чувство напряжения и беспокойства, думая о происшедшем в течение дня.

36. Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный.

37. Из-за волнения у меня часто пропадает сон.

38. Меня можно назвать человеком, полным надежд.

39. Совсем незначительные препятствия меня сильно раздражают.

40. Очень часто у меня бывает хандра (тоскливое настроение).

41. Я ощущаю, что мне не хватает времени, чтобы сделать все, что нужно.

42. Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.

43. Утром, после пробуждения, я еще долго чувствую себя усталым и разбитым.

44. Мне очень нравится постоянно преодолевать новые трудности.

45. У меня есть желание изменить в своем образе жизни очень многое, но не хватает сил.

46. В большинстве случаев я легко преодолеваю разочарование.

47. Удовлетворение одних моих потребностей и желаний делает невозможным удовлетворение других.

48. У меня очень большая выносливость к умственной работе.

49. Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.

50. Я смотрю в будущее с полной уверенностью.

51. Я очень часто теряю терпение.

52. Люди разочаровывают меня.

53. Мне все быстро надоедает.

54. Мне кажется, что я близок к нервному срыву.

55. Я часто испытываю общую слабость.

56. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

57. Меня утомляют люди.

Обработка результатов:

Ключ к шкалам полного варианта ДС

«Ак»: 13, 17, 23, 28, 44, 46, 48, 50. В шкале 8 пунктов.

«Бо»: (3), 6, 8, (17), (38), 39, (50). В шкале 7 пунктов.

«То»: 1, 7, 14, 18, 27,43, 55, 57. В шкале 8 пунктов.

«Ра»: 4, 8, 25, 31, 35, 37,41. В шкале 7 пунктов.

«Сп»: 5, 9, 10, 12, 21, 24, 30, 35. В шкале 8 пунктов.

«Ус»: 16, 20, 29, 34, 51, 53, 54, 56. В шкале 8 пунктов.

«Уд»: 2, 15, 22, 26, 33, 40, 45, 47, 52. В шкале 9 пунктов.

«По»: 11, 19, 32, 36, 42, 49. В шкале 6 пунктов.

В шкале «Бо» номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертированную семибалльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шкалы идут не те баллы, которые написаны испытуемым, а разница, которая получается после вычитания написанного (в бланке ответов) балла из восьми. То есть необходимо использовать формулу: S = 8 - М, где М – балл, написанный испытуемым, S– балл, который войдет в сумму сырых баллов для данной шкалы.

Обратите внимание, что описанное выше преобразование баллов необходимо только для пунктов шкалы «Бо», номера которых взяты в скобки.

Далее целесообразно перевести сырые шкальные баллы в стандартные Т-оценки. Для этого используются таблицы перевода.

Предположим, был обследован мужчина с использованием полного варианта ДС. По шкале «Ак» при подсчете суммы баллов получен 21 балл. Обращаемся к табл. В крайнем левом столбце с названием «Сырые баллы» находим строку, в которой записано число 21. В этой же строке в столбце с названием «Ак» видим число 29. Это стандартный балл, другими словами, Т-оценка параметра «Ак» данного обследованного. Если суммарный балл по шкале «Бо» получен 26, то в ячейке таблицы на пересечении строки с сырым баллом 26 и столбца с названием «Бо» мы находим стандартный балл 43. Аналогичным образом переводим остальные сырые баллы в стандартные.

Интерпретация результатов:

В данной методике при интерпретации полученных числовых величин используется перевод сырых баллов в стандартные, в Т-оценки. Шкалы стандартных Т-баллов построены таким образом: средние величины приравниваются к 50 Т-баллам; 10 Т-баллов равны одной сигме (сигма – среднеквадратичное отклонение.)

Повышенные оценки по той или иной шкале – это оценки в 55 и более Т-баллов. Это отклонение от средней величины в большую сторону более чем наполовину сигмы.

Пониженные оценки – это оценки в 45 и менее Т-баллов. Это отклонение от средней величины в меньшую сторону более чем наполовину сигмы.

Высокие оценки – это оценки в 60 и более Т-баллов.

Низкие оценки – это оценки в 40 и менее Т-баллов.

Шкалы

Шкала «Ак»: «активное – пассивное отношение к жизненной ситуации». Данная шкала позволяет составить представление о характеристике состояния, в большинстве случаев сильнее зависящей от соответствующего свойства личности – активности, чем от других факторов. Следует учесть, что активность лишь относительно устойчива, поскольку предрасположенность к активному или пассивному отношению, реагированию зависит от множества текущих обстоятельств, социальной среды, а также событий, предшествующего жизненного периода личности. Для диагностики состояний и настроений особенно важно учитывать крепость веры в достижение своих целей, выявлять активную или пассивную позицию по отношению к сложившейся жизненной ситуации. Данный параметр особенно важен при диагностике стрессовых состояний.

Высокие оценки – более 60 Т-баллов. Выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей.

Низкие оценки – менее 40 Т-баллов. Пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.

Шкала «То»: «тонус: высокий – низкий». В ситуации острого стресса человек чаще испытывает ощущение подъема сил, но часто наблюдается и противоположная картина – ощущение слабости. Сходная картина может наблюдаться и при затяжном стрессе. Энергические характеристики для любого психического состояния являются важнейшим измерением. Особенно необходимы они для прогноза развитая состояния индивида. В диагностике стрессовых состояний они дают ценные данные о глубине стресса.

Высокие оценки. Характерна высокая активность, стеническая реакция на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Готовность к работе, в том числе длительной.

Низкие оценки. Характерна усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Меньше возможностей проявлять активность, расходовать энергию, уменьшен ресурс сил, повышена утомляемость. Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

Шкала «Сп»: «спокойствие – тревога». В психическом состоянии переживание тревоги имеет определяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность. Шкала предназначена для измерения уровня генерализованной тревоги. В литературе она обозначается также терминами «свободно плавающая», «немотивированная» и др. Среди видов тревоги для этого типа людей в наибольшей степени характерны длительные, долго не затухающие эмоциональные переживания.

Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможностях, чем у большинства людей.

Низкие оценки. Наличествует склонность испытывать беспокойство в широком круге жизненных ситуаций, видеть угрозу престижу, благополучию независимо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.

Шкала «Ус»: «устойчивость – неустойчивость эмоционального тона».

Высокие оценки. Преобладает ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняется адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности. Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.

Низкие оценки. Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражительность, преобладает негативный эмоциональный тон.

Шкала «Уд»: «удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации)». Затруднения в процессе самореализации приводят к переживаниям объемного эмоционального дискомфорта. Данная характеристика имеет особую диагностическую значимость в индивидуальной консультативной и психокоррекционной работе. Переживания полноты жизни – одна из основных опор психологической устойчивости личности. Ощущения опустошенности являются фактором риска возникновения невротических и депрессивных расстройств, алкогольной зависимости. Суждения, вошедшие в данную шкалу, относятся к внутренним аспектам переживаний, к чувству удовлетворенности своей жизнью. Поскольку критерии успешности самореализации субъективны, то и для диагноста наиболее важна субъективная оценка успешности самореализации. Полная самореализация человека – не только развитие каких-либо специальных способностей, но также развитие его потенциальных возможностей как сильного и целостного человеческого существа, свободного от калечащих его внутренних принуждений.

Высокие оценки. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией, тем, как идет жизнь. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и возможность делать свой выбор, в котором слышен голос собственного «Я». Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если его высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.

Низкие оценки. Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как именно в настоящее время разворачиваются основные жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее время человек не нашел себя полностью, не раскрыл, не ощутил в себе надежных внутренних опор, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов. Часто характерен уход в сомнения, который позволяет уклониться от необходимости делать жизненный выбор, прислушиваясь прежде всего к самому себе, принимая на себя ответственность за то, что с тобой происходит.

Контрольная шкала

Шкала «По»: «положительный – отрицательный образ самого себя». Эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую), адекватность самооценивания. В шкале б пунктов. Критичность самооценивания тесно связана с принятием личностью себя. Чем более положителен образ самого себя, тем меньше человек видит в себе недостатков. Принятие себя оказывает существенное влияние на настроение – чем полнее принятие себя и чем больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств, тем выше настроение. Показатели по шкале «По» имеют значимую положительную корреляцию с показателями по основным шкалам. Позитивное принятие себя улучшает психическое состояние, и наоборот – более благоприятное состояние располагает к тому, чтобы видеть свои недостатки незначительными, позволяет оценивать свое поведение как более близкое к нормативному.

Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. Сумма более 65 баллов дает основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки, неискренность. Другими причинами могут быть: отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных, хороших» результатах обследования.

Оценки 60–64 балла означают сниженную критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки. Если по шкалам «Ус», «Сп» или «Уд» получены высокие оценки – более 60, то скорее всего данные в целом недостаточно надежны.

Показатели в диапазоне 40–59 характеризуют степень принятия личностью себя. Чем выше стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со всеми своими недостатками.

При оценках менее 50 баллов есть основания говорить о достаточной искренности в ответах, выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.

Низкие оценки – менее 40 баллов – говорят не только о высокой критичности в оценке себя и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе.

 

Методика ДС (полный вариант). Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы (мужчины)*

Сырые Стандартные Т-баллы
баллы «Ак» «Бо» «То» «Ра» «Сп» «Ус» «Уд» «По»
   
       
               
               
               
               
               
               
               
               
               
                 
                 
            55'    
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
               
               
             
             
           
         
         
         
         
       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
   

 

Методика ДС (полный вариант). Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы (женщины)*

Сырые Стандартные Т-баллы
баллы «Ак» «Бо» «То» «Ра» «Сп» «Ус» «Уд» «По»
   
       
             
  _              
               
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
               
               
               
               
               
             
             
             
           
           
           
         
         
         
     
     
     
     
   
   
   

 

II. Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

Инструкция: «Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов».

Бланк методики диагностики психических состояний (по Г. Айзенку)

Психическое состояние Подходит Подходит, но не очень Не подходит
     
  Не чувствую в себе уверенности      
  Часто из-за пустяков я краснею      
  Мой сон беспокоен      
  Легко впадаю в уныние      
  Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях      
  Меня пугают трудности      
  Люблю копаться в своих недостатках      
  Меня легко убедить      
  Я мнительный      
  С трудом переношу время ожидания      
  Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход      
  Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом      
  При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя      
  Несчастья и неудачи ничему меня не учат      
  Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной      
  Я нередко чувствую себя беззащитным      
  Иногда у меня бывает состояние отчаяния      
  Чувствую растерянность перед трудностями      
  В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели      
  Считаю недостатки своего характера неисправимыми      
  Оставляю за собой последнее слово      
  Нередко в разговоре перебиваю собеседника      
  Меня легко рассердить      
  Люблю делать замечания другим      
  Хочу быть авторитетом для окружающих      
  Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего      
  Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю      
  Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять      
  У меня резкая, грубоватая жестикуляция      
  Я мстителен      
  Мне трудно менять привычки      
  Нелегко переключаю внимание      
  Очень настороженно отношусь ко всему новому      
  Меня трудно переубедить      
  Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться      
  Нелегко сближаюсь с людьми      
  Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана      
  Нередко я проявляю упрямство      
  Неохотно иду на риск      
  Резко переживаю отклонения от принятого мною режима      

Обработка результатов:

Подсчитайте сумму баллов за каждую из четырех групп вопросов:

1. № 1-10– тревожность.

2. № 11-20 – фрустрация.

3. № 21-30 – агрессивность.

4. № 31-40 – ригидность.

Тревожность:

– 0-7 баллов – не тревожные;

– 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;

– 15-20 баллов – очень тревожные.

Фрустрация:

– 0-7 баллов – высокая самооценка, устойчивость к неудачам и отсутствие страха перед трудностями;

– 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;

– 15-20 баллов – низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

Агрессивность:

­ 0-7 баллов - вы спокойны, выдержены;

­ 8-14 баллов - средний уровень;

­ 15-20 баллов - вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми.

Ригидность:

­ 0-7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость;

­ 8-14 баллов - средний уровень;

­ 15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, Вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.

III. Психические состояния личности ( Личностный опросник А.Т. Джерсайлд)

С помощью этого опросника оцениваются стойкие внутренние состояния личности, влияющие на отношение человека к окружающим людям и к своей работе.

Инструкция: Приведенные ниже высказывания отобраны из типичных, повседневных суждений людей, которым свойственны личностные эмоциональные проблемы и которым показана групповая психокоррекция или психотерапия. Прочтите внимательно каждое из суждений. Они выражают собой то, в чем люди хотели бы разобраться в своей собственной жизни и глубже понять самих себя. Отметьте далее, выражает ли данное суждение собой некоторое чувство, присущее вам, или вопрос, в котором вы лично хотели бы разобраться. Укажите также, хотелось ли бы вам лучше понять, что все это значит лично для вас, является ли данная проблема персонально значимой для вас.

В некоторых суждениях присутствуют темы, упоминаемые в тексте повторно. Не обращайте на них внимание и отвечайте так, как если бы встретились с ними впервые. Помните, что «правильных» или «неправильных» ответов на предложенные вопросы не существует. Рассматривайте каждое из суждений как вполне самостоятельное и отвечайте на него независимо от остальных. Отметьте в конечном счете, выражает ли это суждение именно ту проблему, с которой вам лично в жизни приходится иметь дело. В левой половине опросника даны формулировки соответствующих проблем в форме типичных высказываний людей по этому поводу. В правой половине представлены варианты ответов на них, из числа которых вы должны выбрать тот, который вам более всего подходит, и отметьте его.

Люди говорят: «Это вопрос, который касается лично меня. Поэтому я хотел(а) бы глубже разобраться в нем».

Мое мнение по данному вопросу следующее (Я выбираю следующий вариант ответа):

1. Я думаю именно так. Это — одна из сфер, в которой я хотел(а) бы лично разобраться.

2. Я думаю так, но данный вопрос считаю для себя не особенно важным, чтобы специально в нем разбираться.

3. Это не имеет отношения к моей жизни.

4. Я не знаю. Мне трудно ответить на данный вопрос.

Текст опросника

(На все следующие суждения предлагаются идентичные варианты ответов, поэтому далее в тексте они подробно не расписываются.)

1. «Мне нелегко видеть себя человеком, который постоянно нуждается, ищет и принимает помощь со стороны в решении собственных жизненных проблем. Я думаю, что должен (должна) иметь в себе силы и способность решать личные проблемы без посторонней помощи».

2. Я испытываю большую потребность постоянно сравнивать себя с другими людьми, доказывать себе, что я — выше других или, по крайней мере, не хуже других.

3. Я чувствую, что у меня в жизни не было возможности для ведения нормальной половой жизни.

4. Я не знаю точно, что я в действительности хочу от жизни. Я также недостаточно представляю себе, что наиболее важное нужно сделать, кем в жизни быть, что от нее получить.

5. Мне трудно чувствовать себя настолько свободным, чтобы быть всегда самим собой в отношениях с людьми, особенно с теми, которые занимают более высокое положение, имеют более высокий ранг или пользуются большим престижем. Я свободен только с теми людьми, кто равен мне или занимает более низкое положение.

6. Хотя я думаю, что борьба за жизнь — стоящее дело, но лично для меня она кажется довольно безнадежным делом.

7. Я провел значительную часть своей трудовой жизни в такой атмосфере, которая мне безразлична и в которой почти все люди были далеки друг от друга.

8. Хотя я пытаюсь общаться тактично с другими людьми, они часто не считаются с моими чувствами.

9. Я чувствую, что в целом я в жизни — довольно счастливый человек. Своим успехом в жизни я обязан счастливо сложившейся судьбе и доброй воле других людей. Иногда я, правда, беспокоюсь о том, не иссякнет ли мое счастье.

10. Я чувствую, что в жизни есть важные вещи, которые я упустил и никогда больше не получу, независимо от того, как буду стараться и чего достигну.

11. Я склонен загружать себя таким количеством дел и брать на себя столько обязанностей, что на себя самого мне уже не остается времени.

12. Я, как мне кажется, не в состоянии освободиться от чувства вины или страха, связанных с моим половым опытом.

13. Мне кажется, что я перехожу от одной работы к другой, от одних отношений с людьми к другим или из одного места в другое, нигде не находя того, что мне нужно.

14. Я часто чувствую, что испытываю потребность оказывать на людей впечатление более способного, более сильного, более внимательного и более независимого человека, чем я есть на самом деле. У меня такое чувство, что я не соответствую ожиданиям, которые мне предъявляют другие.

15. Одиночество — это одно из чувств, которое часто охватывает меня.

16. Я чувствую, что хотя у меня когда-то, может быть, и был свой дом в физическом и психологическом смысле этого слова, но я потерял его, а другого не приобрел.

17. Я, как мне кажется, не в состоянии освободиться от чувства неадекватности, вины греха, связанных с тем, чего не было в моей прошлой половой жизни.

18. Теоретически я знаю, что хорошо быть способным, любить, наслаждаться, печалиться и испытывать другие глубокие человеческие чувства, но я не вижу, какие последствия это могло бы для меня иметь.

19. Когда я нахожусь дома со своими близкими, то чувствую, что мне чего-то не хватает. Когда я общаюсь с людьми за пределами моего дома, то также ощущаю, что мне чего-то недостает. Вообще, мне кажется, что нигде я не чувствую себя полностью в своей тарелке.

20. Я чувствую себя слишком оторванным от других людей. Мне кажется, что между мной и другими всегда существует невидимый барьер.

21. Довольно часто, когда кто-либо просит меня сделать что-либо, пойти куда-либо или взять на себя ответственность за что-то, я соглашаюсь, но впоследствии сожалею об этом или чувствую досаду по поводу того, что сказал «да».

22. Я чувствую, что никогда не жил в соответствии с моими идеалами, и часто думаю, что мне это никогда не удастся.

23. В моей работе, уходе за детьми, домашних заботах и т.п. мне часто приходится побуждать других делать то или учить тому, что мне самому не кажется достаточно значимым и важным.

24. Я чувствую, что моя семья предъявляет мне такие требования и в такой степени, которые меня возмущают. Тем не менее я оказываюсь не в состоянии защищать себя, утверждать свое право на собственные желания и мысли, пользоваться правом бунтовать против насилия.

25. Я чувствую, что мне необходимо всегда быть начеку и не допускать промахов, так как другие люди моментально могут воспользоваться этим.

26. Иногда я чувствую, что жизнь настолько сложна и запутана, что у меня возникают сомнения по поводу того, стоит ли продолжать борьбу.

27. Иногда мне кажется, что я был бы разочарован и даже ужаснулся, если бы мне действительно удалось понять себя.

28. Мне становится неловко, когда другие проявляют свои чувства, такие, как гнев, нежность или страх, открыто на людях или приходят ко мне и обнажают свои чувства.

29. Иногда мне кажется, что я склонен оценивать себя как личность на основе того, что было или чего вообще не было в моей половой жизни.

30. Иногда я теряю самообладание или испытываю чувства гнева, ярости, которые выводят меня из равновесия.

31. Я чувствую, что есть вещи в жизни, от которых мне пришлось отказаться. Я полагаю, что в моем возрасте уже слишком поздно пытаться наверстывать упущенное.

32. Я часто злюсь и возмущаюсь, когда меня подгоняют, оказывают на меня давление, навязывают свое мнение, особенно если я не могу сопротивляться этому или проявлять свое недовольство.

33. То, что я делаю, и то, что происходит в моей жизни, не кажется мне достаточно значимым для меня. Мне хотелось бы получать большее удовлетворение от прилагаемых усилий в работе, учебе, семейных делах, но не могу сказать, что в действительности я его получаю.

34. У меня нет никого, кому бы я мог доверить свои глубокие личные переживания, зная, что меня действительно выслушают и поймут.

35. Принимая решения или думая о предпринятом мною шаге, я часто спрашиваю себя, что бы сделал кто-либо другой — родитель, друг, руководитель или старший коллега — на моем месте в аналогичной ситуации.

36. Независимо от того, нахожусь ли я на работе, дома или в отпуске, меня не покидает чувство отрешенности от того, что происходит вокруг меня, и я не чувствую себя личностно включенным в это.

 

С моей точки зрения, вопросы того типа, которые сформулированы выше:

1. Могут выводить из равновесия, но лучше их ставить, чем игнорировать.

2. Выводят из равновесия или ведут к разного рода самонаблюдениям, и лучше не утруждать себя поиском ответа на них.

3. Не имеют, с моей точки зрения, большого значения.

 

Ключ к методике «Личностный опросник А.Т. Джерсайлд»

Ответы на вопросы в данной методике сгруппированы вокруг девяти состояний личности, которые вместе с относящимися к ним суждениями представлены ниже.

Каждому состоянию личности в опроснике соответствуют 4 суждения, а всего их — 36. Максимальная оценка степени выраженности того или иного качества или состояния личности по данной методике — 8, а минимальная — 0 баллов. Эти оценки, соответственно, получаются таким образом. Если испытуемый, реагируя на то или иное суждение опросника, выбирает первый ответ, то он получает 2 балла; если он выбирает второй ответ — 1 балл; если третий — 0 баллов. Выбор четвертого варианта ответа — «я не знаю» — никак не оценивается в баллах. В заключение для каждого из девяти состояний личности определяется сумма баллов, полученных испытуемым по четырем суждениям, связанным с данным состоянием личности. Она и представляет собой оценку данного состояния.

Ниже даются названия соответствующих состояний личности и порядковые номера суждений, связанных с ними:

Одиночество — 7, 15, 20, 34.

Бессмысленность существования (ощущение бессмысленности существования) — 4, 11, 23, 33.

Свобода выбора (отношение к авторитету) — 5, 21, 24, 35.

Половой конфликт — 3, 12, 17, 29.

Враждебный конфликт — 8, 25, 30, 32.

Расхождение между реальным и идеальным «Я» — 2, 14, 22, 27.

Свобода воли —1,9, 18, 28.

Безнадежность — 6, 10, 26, 31.

Чувство неприкаянности (бездомность) — 13, 16, 19, 36.

Оценка:

7—8 баллов — очень высокая выраженность состояния личности;

5—6 баллов — сильная выраженность состояния;

3—4 балла — умеренная выраженность состояния;

0—2 балла — слабая выраженность состояния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 5319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.