КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы изучения и конкретные исследования стереотипов
Этнический стереотип Национальные и этнические стереотипы Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп. Изменения национальных и этнических стереотипов происходят очень медленно и обусловлены взаимоотношением национальных и этнических групп; например, стереотип венгров изменялся несколько раз, хотя национальный характер с такой скоростью изменяться не мог. упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы. Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе – скрыто или явно – определенную оценку. Согласие по поводу такой оценки делает стереотипы одинаковыми для всех членов группы, а использование негативного оценочного стереотипа становится в некоторых условиях своего рода «хорошим тоном».
Основные методы исследования:
В разные годы и в разных странах проводились исследования стереотипов с использованием одного и того же методического приема. Разным группам людей предлагался большой список прилагательных, обозначающих разные черты личности, среди которых надо было выбрать 5 слов, характеризующих национальный характер. В других вариантах практиковался спонтанный выбор без списка. Одно из первых исследований началось в 1933 г. в США (Катц и Брейли; по: Klineberg, 1936). Из списка (84 черт) нужно было выбрать 5, чтобы охарактеризовать типичного представителя той или иной группы. Опрос проводился дважды – в 1933 и 1951 гг. – среди студентов Принстонского колледжа. Вот некоторые из полученных результатов: американец – предприимчив, способен, материалистичен, честолюбив, прогрессивен; англичанин – спортивен, способен, соблюдает условности, любит традиции, консерватор; итальянец – артистичен, импульсивен, страстен, вспыльчив, музыкален; еврей – умен, корыстолюбив, скуп, предприимчив, способен; немец – обладает научным мышлением, трудолюбием, флегматичностью. Обнаружен эффект затухания, то есть с течением времени все чаще встречаются менее единодушные суждения. Например, «лентяями» негров в 1932 г. считали 84 процента опрошенных, а в 1950 г. – только 31 процент. Известно также исследование американского социолога Хартли (Майерс, 1997), в котором предлагалось описать типичные черты нескольких этнических групп и народностей (в том числе трех несуществующих). В опросе принимали участие люди среднего культурного уровня. Результаты исследования выявили тенденцию негативно оценивать представителей совершенно незнакомых этнических общностей. Аутостереотип (русские о русских). Исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1984, 1989, 1995-1997 гг. Исследование 1997 года ставило две задачи: 1) сравнить данные опросов, сделанных в 1984 и 1996-97 гг.; 2) сравнить личностные особенности «стереотипных» (то есть склонных при оценке людей использовать преимущественно стереотипы) и не стереотипных людей. Общее количество опрошенных в 1984 г. – 150 чел. представителей интеллигенции г. Ленинграда. В 1996-97 гг. – 165 чел., из них 50 педагогов, остальные – студенты разных факультетов университета, а также курсанты военного училища (35 чел.). Все участники исследования в обоих случаях – русские. Предлагалось охарактеризовать типичного представителя каждой из 10 национальностей (украинец, русский, грузин, эстонец, татарин, американец, немец, француз, поляк, японец), называя 5 личностных черт. В результате было получено 7,5 тысяч характеристик, по 825 качеств на каждого из 10. Личностные особенности опрашиваемых измерялись с помощью методики КОСКОМ, опросника «СО-25». Называемые свойства были объединены в категории: работа, общение, жизнелюбие, темперамент, хитрость, интеллект, деньги, устои, воспитание, качества души, сила, привлекательность, любовь. В начале исследования на первые места в аутостереотипе выдвигались общительность и доброта; в последние годы – терпеливость и безалаберность.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |