Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация общения и взаимодействия




 

СМО – «Социальная мотивация общения» (мотивационный опросник Г. Ю. Айзенка). Г. Айзенк – автор около 45 книг и более 600 научных статей, которому принадлежат многочисленные популярные методы изучения личности и общения. По мнению Айзенка, для объяснения поведенческих проявлений человека достаточно не более трех суперчерт (типов). Взгляды автора отражает широко распространенный опросник для измерения экстраверсии/интроверсии и нейротизма/эмоциональной стабильности (57 вопросов). Упрощенный В. Н. Куницыной способ получения и обработки данных по вышеназванному опроснику в специальной форме опросного листа представлен в приложении № 2.

Менее известный мотивационный опросник был опубликован в 1991 году в соавторстве с Г. Уилсоном. Его модификацию успешно осуществила М. Л. Кубышкина, которая сократила опросник с 210 до 156 вопросов, оставив 13 шкал из 21, и выполнила все необходимые процедуры по валидизации опросника.

Мотивационный опросник Айзенка содержит суждения, отражающие три ведущих (согласно концепции автора) параметра личности: экстраверсию/интроверсию, эмоциональную стабильность/эмоциональную нестабильность, жесткость/мягкость. Он включает следующие шкалы:

  • Активность (activity) – энергичность, разнообразные интересы, склонность ко всем видам физической активности, к переходам от одного вида активности к другому.
  • Общительность (sociability) – поиск общения, потребность в контактах, любовь к массовым мероприятиям (вечеринки, танцы), чувство комфорта и непринужденность в социальных ситуациях.
  • Риск (принятие риска, risk-taking) – склонность к опасности и азарту без раздумья о возможных негативных последствиях.
  • Импульсивность (impulsiveness) – склонность к мгновенным действиям и поспешным, часто необдуманным решениям, беззаботность, переменчивость, непредсказуемость.
  • Ответственность (zesponsibility) – добросовестность, надежность, серьезное отношение к делу.
  • Автономность (autonomy) – чувство свободы и независимости, самостоятельность решений и действий.
  • Удовлетворенность жизнью (happiness) – бодрость и оптимистичность, удовлетворенность своим существованием, согласие с окружающим миром.
  • Тревожность (anxiety) – склонность к беспричинному беспокойству по поводу того, что потенциально может случиться (но не обязательно случится), быстрое ухудшение настроения, если что-то идет «не так».
  • Агрессивность (спонтанная, aggressiveness) – прямое и косвенное выражение агрессии, вспышки раздражения, стремление к драке, силовым аргументам, сарказму.
  • Доминантность (assertiveness) – склонность к «давлению» на людей, отстаивание своих прав.
  • Догматичность (dogmatizm) – догматичность, бескомпромиссность, устойчивость взглядов на большинство вещей, склонность защищать эти взгляды.
  • Ориентация на социальный успех (achievement orientation) – склонность к соперничеству, амбициозность, трудолюбие, стремление к улучшению своего социального положения.
  • Склонность к острым ощущениям (sensation seeking) – стремление к «острым» ситуациям, постоянная жажда новых впечатлений, приключений, увлечений; готовность ради этой остроты ощущений идти даже на риск для жизни и собственной безопасности.

БН (методика измерения мотива избегания, боязни неудачи). Разработана немецким психологом Т. Элерсом, адаптирована М. А. Котиком. В данной методике названия качеств личности сгруппированы по три в тридцати строках. Испытуемый должен из трех качеств в каждой строке выбрать одно, наиболее его характеризующее.

Тест позволяет оценить уровень мотивации к избеганию неудач; уровень страха перед поражением, негативным результатом, несчастьем: уровень защиты.

Преимуществом данной методики является то, что она не связывает избегание неудачи лишь с ситуациями академических достижений и решения интеллектуальных задач, а рассматривает его как более обобщенное свойство, не зависящее от конкретных параметров ситуации.

Методика носит полупроективный характер. Максимум баллов по ключу может достигать 30 единиц. В. Н. Куницына внесла следующие дополнения: на предлагаемом словарном материале выделено по 12 свойств, отражающих предприимчивость и импульсивность; соответственно, максимальный балл оценки этих свойств личности – 12 (См. Приложение 2).

Проверка на валидность выделенных измерений показала надежность данного варианта методики. Корреляционный анализ показал устойчивую положительную связь с результатами измерения аналогичных свойств, полученными по другим методикам.

 

МАФ – «Мотив аффилиации». Первая методика измерения мотива аффилиации была разработана в 1952 г. Первоначально предпочтение отдавалось проективным методикам, в большинстве своем основанным на ТАТ: по картинкам писались рассказы, в которых потом отыскивались и фиксировались аффилиативные темы. Затем на основании полученных представлений о содержании этого мотива перешли к конструированию опросников. Один из первых опросников, до сих пор пользующийся популярностью, принадлежит А. Мехрабяну. Он состоит из двух частей по двадцать пять вопросов для каждой (две мотивационные тенденции – аффилиативная тенденция и чувствительность к отвержению).

Опросник предназначен для тех случаев, когда в роли партнера выступает незнакомый или малознакомый человек. Обе части опросника не располагают к социально желательным ответам и не коррелируют между собой.

В настоящее время существует несколько модификаций этого опросника. Одна из них приводится в книге Р. С. Немова (Немов, 1995, с. 465- 469).

 

МЛП* – Мотивационный опросник А. Эдвардса «Личностные предпочтения».

* Аббревиатура МЛП (мотивационные личностные предпочтения) предложена В. Н. Куницыной.

 

Т. В. Корнилова провела сравнительно-культурное исследование, используя методику А. Эдвардса «Личностные предпочтения» (Психологический журнал. – 1995. -№ 2. – С. 142). Методика измеряет следующие мотивационные тенденции (потребности): мотивация достижения, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия, аффилиация, доминирование, принятие опеки, гетеросексуальность и др.

Опросник содержит 225 попарно сгруппированных суждений, которые выражают отношение к выделенной сфере потребностей (отдельные высказывания в парах встречаются 3-4 раза). Заполнение опросника занимает 1,5 часа.

В качестве показателя лжи используется противоречивость выбора. Обработка проста: подсчитывается частота выбора суждений и количество выбранных суждений по данному мотиву. В результате работы с этой методикой опросник был сокращен до 64 суждений, были оставлены 8 мотивационных тенденций.

По полному варианту опросника было обследовано 260 человек (студенты, преподаватели, военнослужащие, музейные работники, предприниматели; всего 138 мужчин и 122 женщины).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.