Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая теория. Технологія виробництва




Монографія

Технологія виробництва

БІОЛОГІЧНО АКТИВНІ ДОБРИВА

Науково-виробниче видання

Єрмоленко Володимир Олександрович, кандидат

технічних наук, старший науковий співробітник

Рудик Леся Олександрівна, магістр

Єрмоленко Олександр Володимирович, магістр

 

 

Редактор О. В. Батраченко

Технічний редактор Л.О. Одуд

Комп’ютерна верстка О.О. Черненко

Підписано до друку 27.02.2013. Формат 60х841/16

Папір офсетний. Ум. друк. Аркуш 11,3 Обл. вид.

Арк.. 18,4. Тираж 300 пр. Зам. 107.

 

Черкаський державний технологічний університет

 

Свідоцтво про державну реєстрацію ДК № 896 від 18.04.2002 р.

Надруковано в редакційно-видавничому центрі ЧДТУ

Бульвар Шевченка, 460, м. Черкаси, 18006

 

Содержание курса:

Тема 1. Введение в экономическую теорию

Ретроспективный анализ развития экономической теории: от Аристотеля до наших дней. Воззрения меркантилистов (Пети, Буагильбера, Кенэ), классиков политической экономии (Адама Смита и Давида Риккардо) и их продолжателей (Милль, Сисмонди, Мальтус, Сениор и Прудон). Марксистская политическая экономия. Ленинизм как форма реализации марксизма в России. Экономикс – наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов (Маршалл, Шумпетер). Кейнсианство как новое направление экономической теории. Монетаризм. Теория общественного выбора и институционализм – вехи современной экономической теории.

 

Тема 2. Базовые экономические понятия

Экономическая наука, прежде всего, изучает экономические потребности и способы их удовлетворения. Далее рассматриваются экономические блага, как средства удовлетворения потребностей, и факторы производства, как элементы производственного процесса. Множественность целей заставляет делать экономический выбор наилучшего варианта использования факторов. Выбор приводит к альтернативным издержкам – отказом от одного блага в пользу другого. Ограниченные производственные возможности общества позволяют делать альтернативные варианты использования ресурсов. Экономический кругооборот сопряжен со встречным движением денежных доходов и расходов. Человечество в своем развитии проходит ряд экономических систем: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Современная экономическая система позволяет делать выбор развития между рыночной экономикой, командной экономикой и смешанной экономикой.

 

Тема 3. Рыночная система: спрос и предложение.

Роль рынка в экономике. Основные формы рынков. Транзакционные издержки как одна из главных проблем рынка. Функции спроса и предложения в зависимости от влияющих на них различных факторов. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Дефицит и излишки при отклонении цены от равновесной. Устойчивость равновесие при постепенном погашении отклонений цен спроса от цен предложения. Эластичность спроса и предложения в зависимости от изменения цен. Факторы, влияющие на эластичность.

 

Тема 4. Поведение потребителя в рыночной экономике.

Каждый потребитель решает три вопроса, которые и рассматриваются в этой теме: 1) Что купить? 2) Сколько стоит? 3) Хватит ли денег, чтобы совершить покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй — исследовать цену, чтобы решить третий вопрос — определить доход потребите­ля. Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя. Потребительский выбор и его особенности. Основные постулаты теории поведения потребителя. Мир потребительских предпочтений и бюджетные ограничения. Парадокс Гиффена и Россия. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг. Теория поведения потребителя позволяет глубже понять яв­ления, которые лежат на стороне спроса.

 

Тема 5. Производство экономических благ.

Теория фирмы поможет глубже разобраться в отношениях, складывающихся со сторо­ны предложения. Производство как деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата. Максимизация результата при заданном объеме ресурсов и минимизация объема ресурсов при известном результате. Выбор производственной технологии. Путь развития и экономия от масштаба.

 

Тема 6. Фирма как совершенный конкурент.

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Фирмакак экономический субъект (юридическое лицо), которое занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресур­сы для производства определенных экономических благ с целью максимизации доходов ее владельцев. В условиях цивилизованного налогообложения цель фирмы принимает форму максимизации прибыли. Стихийный и планомерный порядок организации экономической деятельности. Основные формы деловых предприятий. Фирма: издержки производства и прибыль. Фирма: условия равновесия.

 

Тема 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия.

Совершенная конкуренция предполагали наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители и покупатели приспосабли­ваются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Это означает, что доля каждой фирмы на рынке отрасли незначи­тельна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь сущест­венно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизон­тальна (т. е. абсолютно эластична).

Совершенная конкуренция является простейшей ситуа­цией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

В действительности совершенная конкуренция является до­вольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближают­ся к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных ва­лют.)

 

Тема 8. Несовершенная конкуренция и антимонопольное законодательство.

Совершенная конкуренция и чистая монополия — крайние полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистичес­кая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, приближающийся к совершенной конкуренции. Монополистичес­кая конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии", монополистическая власть на рынке относительно неве­лика. Противоположной ситуацией является олигополия, когда не­большое число крупных фирм производят основную ("львиную") долю продукции данной отрасли.

 

Тема 9. Рынок труда.

Начиная с этой темы, мы приступаем к изучению нового типа рынков — рынков факторов производства. Спрос и предложение на этих рынках формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как произ­водный спрос, а предложение ресурсов зависит, в конечном счете, от предложения потребительских благ. Конкре­тизируем общий подход применительно к рынку труда. Современная заработная плата рассматривается как цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника. Выбор каждого человека: больше трудиться или больше отдыхать. Роль профсоюзов на рынке труда Западных стран. Чем определяется дифференциация ставок заработной платы. Неравенство в распределении личных доходов в обществе.

 

Тема 10. Рынок капитала.

Как особый фактор производства капитал объединяет любые производи­тельные ресурсы, созданные людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производ­ство будущих экономических благ ради получения прибыли. Две основные формы физического капитала: основной и оборотный. Капиталу принадлежит одно из ведущих мест среди факторов производства. Именно он придает современным экономикам многие из их основных черт:

1) их индустриальный (технологический) характер;

2) специализацию и кооперирование общественного производства;

3) наличие крупного производства и, соответственно, крупных предприятий в экономике.

Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени.

 

Тема 11. Рынок земли.

В узком смысле под землей понимаются собственно земельные угодья. В широком понимании этого слова земля означает все исполь­зуемые в производственном процессе естественные ресурсы. Особенностью земли как экономического ресурса, в подавляющем числе стран, является ее ограниченность. Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение относительно рынков сбыта. Сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос на землю. Виды земельной ренты: дифференциальная рента I и II, абсолютная земельная рента. Цена земли как капитализированная рента. Арендная плата включает кроме ренты еще амортизацию на постройки и сооружения, а также процент на вложенный капитал. Россия и частная собственность на землю.

 

Тема 12. Предпринимательство как фактор производства.

Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Для формирования предпринимательства необходимы экономические, социальные и политические условия. Прибыль как вознаграждение за выполнение функции предпринимателя. Многообразие предпринимательской деятельности.

Тема 13. Информация как фактор производства.

Информация как важное условие принятия рациональных решений. Риск как следствие принятия решений в условиях неполной информации. Рынки с ассиметричной информацией, при которых цена уже не является достоверной информацией. Спекуляция как сдвиг потребления в пространстве и времени.

 

Тема 14. Институциональные аспекты рыночного хозяйства.

Права собственности как совокупность властных прав, определяющих поведение людей в условиях рыночной экономики.Внешние эффекты, как издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Общественное благо потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят за него или нет. Государство как компенсатор фиаско рынка.

Тема 15. Теория общественного выбора.

Самое трудное в жизни — выбор. От него зависит будущее и человека, и государства. Как принять правильное решение? Как по­влиять на сограждан, чтобы они не совершили непоправимую ошиб­ку, ведь выбор в демократическом обществе зависит от мнения боль­шинства? Почему происходит извращение демократического идеа­ла, а закон перерождается в произвол? Что необходимо сделать, чтобы предотвратить превращение демократии в авторитарный режим, а общества свободных — в общество рабов? Где грань, отделяющая охлократию (волю толпы) от демократии?

 

Литература:

1. Экономическая теория. Под ред. А.Г. Грязновой. М., КНОРУС. 2005.

2. Экономическая теория. Под ред. З.К. Океанова. М., Дашков и К. 2005.

3. Экономическая теория. Под ред. Л.М. Куликова. М. Проспект. 2005.

4. Курс экономической теории. Под ред. М.Н. Чепурина. Киров. АСА. 2005.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.